microbik.ru
1
УТВЕРЖДЕН

приказом Управления Росздравнадзора

по Республике Карелия

от 17.03.2010 №20


КОДЕКС

ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ,
замещающих должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в Управлении Федеральной государственной гражданской службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Карелия
1. Общие положения
1.1. Настоящий Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих (далее – Этический кодекс) представляет собой систему моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Карелия (далее – гражданские служащие).

1.2. Правовой основой Этического кодекса являются: Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, №4, ст.445), Федеральный закон от 27.05.5003 №58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №22, ст.2063), Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №31, ст.3215), Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации,.2008, №52, ч.1, ст. 6228), , Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002, №33, ст.3196).
2. Сфера действия и цели Этического кодекса
2.1. Целью Этического кодекса является установление этических норм и правил профессионального поведения государственных гражданских служащих Управления для безупречного выполнения ими своего служебного долга.

2.2. Этический кодекс призван способствовать повышению эффективности исполнения гражданскими служащими возложенных на них служебных обязанностей, содействовать повышению правовой и нравственной культуры гражданских служащих, укреплению авторитета Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Карелия (далее – Управление).

2.3. Этический кодекс определяет:

основные морально-этические принципы поведения, которые должны соблюдать гражданские служащие Управления;

этические ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности гражданские служащие;

поведение гражданских служащих при осуществлении профессиональной деятельности.

2.4. Этический кодекс носит рекомендательный характер для всех гражданских служащих Управления.

2.5. Гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу в Управление, знакомится с положениями Этического кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.
3. Основные морально-этические принципы поведения

гражданских служащих
3.1. Государственный гражданский служащий Управления, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, обязан защищать права граждан и интересы Российской Федерации, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и обеспечивать их исполнение, быть верным профессиональному долгу.

3.2. Гражданский служащий обязан действовать в интересах Российской Федерации. Моральный, гражданский и профессиональный долг гражданского служащего - руководствоваться государственными интересами и отстаивать их в процессе принятия и осуществления практических решений.

3.3. Гражданский служащий в своей деятельности должен исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государства, государственных органов и их должностных лиц. Гражданский служащий должен уважать честь и достоинство гражданина, его деловую репутацию.

3.4. Гражданский служащий обязан проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, в том числе проживающих на территории Республики Карелия, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

3.5. Принцип законности своей деятельности, своего служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой гражданского служащего. Морально недопустимо нарушать законы, исходя из политической, экономической целесообразности, а также по любым другим мотивам. Нравственный долг гражданского служащего обязывает не только его самого строго соблюдать нормы законов, но и активно противодействовать их нарушениям со стороны своих коллег и руководителей любого ранга.

3.6. Гражданский служащий обязан соблюдать принцип лояльности: осознанно и добровольно соблюдать утвержденный служебный распорядок; уважать и корректно относиться ко всем государственным и общественным институтам; поддерживать имидж Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и территориального органа, постоянно содействовать укреплению их авторитета. Гражданский служащий не должен выступать в средствах массовой информации, давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, принципиально отличное от политики государства.

3.7. Гражданский служащий обязан соблюдать в своем поведении политическую нейтральность: не высказывать публично в прямом или косвенном виде свои политические симпатии и антипатии, не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях.

3.8. Гражданский служащий в своей деятельности должен руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах гуманизма и социальной справедливости.

3.9. Честность и бескорыстность - обязательные правила нравственного поведения гражданского служащего, непременные условия его служебной деятельности.

3.10. Гражданский служащий не должен допускать аморальных форм поведения. Гражданскому служащему надлежит быть скромным в повседневной жизни и в быту.
4. Требования к поведению гражданского служащего

при выполнении служебных обязанностей
4.1. Гражданский служащий должен использовать служебное время для достижения максимальной эффективности и четкости работы, своевременно принимать обоснованные решения в рамках своей компетенции и нести за них личную ответственность.

4.2. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего является стремление к постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний. Государственный гражданский служащий Управления должен постоянно повышать уровень своей квалификации и качества работы, обязан знать нормативные документы и владеть информацией по вопросам контроля и надзора в сфере здравоохранения и социального развития.

4.3. Нравственно недопустимо использовать служебную информацию в неслужебной сфере, в том числе для достижения каких-либо личных корыстных целей.

4.4. Гражданский служащий обязан проявлять вежливость и доброжелательность по отношению к гражданам.

4.5. Гражданский служащий обязан соблюдать нормы служебной субординации в отношениях с руководством и подчиненными.

4.6. Гражданский служащий долен всемерно содействовать формированию позитивного облика Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Управления Росздравнадзора по Республике Карелия, воздерживаться от поведения, которое могло бы нанести ущерб авторитету государственного органа. Личная репутация гражданского служащего является основой авторитета Управления Росздравнадзора по Республике Карелия.

4.7. Гражданский служащий обязан соблюдать нормы делового этикета в общении (в том числе по телефону) с гражданами и гражданскими служащими при исполнении служебных обязанностей. Гражданский служащий не должен отвечать на оскорбления, обвинения или критику встречными обвинениями, оскорблениями, критикой или иными проявлениями агрессии, унижающими честь и достоинство человека. Гражданскому служащему надлежит вести дискуссию в корректной форме, не подрывающей авторитет гражданской службы.

4.8. Гражданскому служащему необходимо соблюдать деловой стиль в одежде, проявлять умеренность в использовании косметики, украшений. Гражданскому служащему следует избегать демонстрации религиозной и политической символики.

4.9. Гражданский служащий отвечает за организацию и состояние своего служебного места, соблюдение установленного порядка работы со служебными документами.

4.10. Гражданским служащим запрещается курить в местах, специально не отведенных для курения, находиться в помещениях территориального органа в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
5. Этика взаимоотношений с представителями проверяемых организаций
5.1. Гражданские служащие должны быть корректны по отношению к гражданам и должностным лицам при осуществлении своей профессиональной деятельности.

5.2. Гражданские служащие Управления при осуществлении надзора и контроля в установленной сфере деятельности должны строго руководствоваться нормами законодательства, должностными регламентами, утвержденными методиками проведения контрольно-надзорных мероприятий.

5.3. Гражданский служащий обязан быть независимым от проверяемых и других заинтересованных организаций и должностных лиц. Ничто не должно влиять на независимость гражданского служащего в принятии решений, в том числе: внешнее давление или влияние на гражданского служащего, его предвзятое мнение относительно личности проверяемого должностного лица, проверяемой организации, предшествующая поступлению на гражданскую службу работа в проверяемой организации и т.п.

5.4. Государственные гражданские служащие Управления Росздравнадзора по Республике Карелия должны исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (подарки, вознаграждения, т.п.) и иных интересов, которые могут оказать влияние на их независимость. Гражданскому служащему не следует вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками проверяемой организации, которые могут его скомпрометировать или повлиять на его способность действовать независимо.

5.5. Личные или семейные взаимоотношения гражданских служащих не должны ставить под угрозу беспристрастность их подхода к выполнению должностных обязанностей.

5.6. Если на гражданского служащего оказывается неблагоприятное воздействие, и при этом источник такого воздействия не может быть устранен, ему следует поставить в известность своего непосредственного руководителя.
6. Этика взаимоотношений гражданского служащего

с коллегами и подчиненными.
6.1. Гражданскому служащему надлежит придерживаться правил делового этикета, быть корректным и вежливым во взаимоотношениях с коллегами. Гражданский служащий должен способствовать установлению в коллективе деловых и товарищеских взаимоотношений, стремиться к сотрудничеству с коллегами. Конструктивное сотрудничество гражданских служащих друг с другом является основой эффективной деятельности территориального органа.

6.2. Гражданский служащий должен быть нетерпимым к проявлению различных форм грубости, унижению, бестактности, преднамеренной дискриминации в отношениях с руководством и коллегами.

6.3. При возникновении ситуаций, требующих негативной оценки деятельности гражданского служащего, критика должна быть высказана в корректной форме, без унижения чести и достоинства человека и в присутствии самого гражданского служащего. Гражданский служащий должен с достоинством воспринимать критику в свой адрес, признавать допущенные ошибки.

6.4. Гражданский служащий должен руководствоваться в своей деятельности исключительно профессиональными критериями и не допускать дискриминации коллег по половым, расовым, национальным, религиозным, возрастным и др. основаниям, а также совершать иные действия, способные нарушить морально-психологический климат в коллективе. Гражданский служащий, наделенный большими по сравнению со своими коллегами полномочиями, должен с пониманием относиться к коллегам, имеющим собственное профессиональное суждение.

6.5. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, несет ответственность за действия или бездействие подчиненных сотрудников, нарушающие правила служебного и этического поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействия.

6.6. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, быть примером доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

6.7. Гражданскому служащему не следует перекладывать на других решение вопросов, находящихся в его компетенции.

6.8. Гражданский служащий должен использовать только законные и этические способы продвижения по службе.
7. Этика взаимоотношений с общественностью
7.1. Государственный служащий должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его служебные обязанности.

7.2. Государственный гражданский служащий Управления не должен:

а) наносить ущерб авторитету Управления, проверяемых организаций, репутации должностных лиц и граждан, в том числе путем распространения не полностью проверенной, возможно необъективной информации;

б) рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;

в) пренебрежительно отзываться о работе коллег.
8. Поведение гражданского служащего при получении вознаграждений
8.1. Гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

8.2. Гражданский служащий может принимать вознаграждения только при соблюдении требований пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пункта 3 части 1 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации.

8.3. Гражданский служащий не может принимать вознаграждения от лиц, стремящихся добиться официальных действий, а также от лиц, чьи интересы могут в значительной степени зависеть от гражданского служащего, получающего вознаграждение.

8.4. Гражданский служащий не должен давать никакого повода и основания для попытки вручения подарка или иного вида вознаграждения. Морально недопустимо получать вознаграждения в благодарность за совершение каких-либо официальных действий.
9. Этические конфликты
9.1. Гражданский служащий в ходе выполнения своих должностных обязанностей может столкнуться с конфликтными ситуациями, вызванными:

просьбами и требованиями граждан и должностных лиц, направленными на то, чтобы гражданский служащий действовал вразрез со своими должностными обязанностями, в том числе в форме воздействия с помощью угроз, слухов, шантажа и т.п.;

неправомерным давлением со стороны руководства;

отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на его служебную деятельность.

Во всех этих и других подобных ситуациях гражданский служащий должен вести себя выдержанно и достойно, действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, своим должностным регламентом, а также принципами Этического кодекса.

9.2. Гражданский служащий обязан сделать всё возможное, чтобы избежать конфликтных ситуаций

9.3. В случае, если гражданскому служащему не удалось избежать конфликтной ситуации, необходимо:

обсудить возникшую проблему с непосредственным руководителем;

если руководитель определенного уровня не может разрешить проблему или оказывается сам непосредственно вовлечен в нее, гражданскому служащему следует, уведомив об этом своего непосредственного начальника, обратиться к руководителю более высокого уровня либо в комиссию Управления по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов.
10. Коррупционно опасное поведение
10.1. Ситуации, создающие возможность нарушения установленных для гражданского служащего ограничений, и порождающие такие ситуации действия или бездействие гражданского служащего признаются коррупционно опасными.

10.2. Обязанностью гражданского служащего является антикоррупционное поведение, т.е. предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении гражданского служащего, содержащая конфликт интересов.

10.3. Нравственный долг гражданского служащего при осуществлении им профессиональной служебной деятельности заключается в том, чтобы внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов.

10.4. Нравственным долгом кандидата на замещение вакантной должности государственной гражданской службы является (наряду с представлением сведений, предусмотренных законодательством) заявление им при подаче документов на конкурс сведений о характере и степени своей личной заинтересованности. Любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, должен быть урегулирован до назначения его на должность.

10.5. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные сотрудники не допускали коррупционно опасного поведения, а именно:

привлекать внимание гражданских служащих к коррупционно опасным ситуациям;

создавать условия недопущения и преодоления коррупционно опасных ситуаций;

одобрять антикоррупционное поведение гражданских служащих;

своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;

проводить среди подчиненных воспитательную работу, направленную на профилактику коррупционно опасного поведения.
11. Ответственность за соблюдение Этического кодекса.
11.1. Соблюдение Этического кодекса является одним из условий прохождения государственной гражданской службы в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Карелия. Гражданский служащий обязан принимать все необходимые меры для выполнения его требований.

11.2. За нарушение норм Этического кодекса гражданский служащий несет моральную ответственность, а в случае совершения правонарушения – юридическую в соответствии с действующим законодательством.

11.3. Гражданский служащий должен понимать, что явное и систематическое нарушение норм Этического кодекса несовместимо с дальнейшей профессиональной деятельностью в Управлении Росздравнадзора по Республике Карелия.