microbik.ru
1 2 3 4


IV Межрегиональный интернет-конкурс для школьников
«Химия настоящего и будущего»

Тема: «Изучение свойств природных индикаторов, содержащихся в растениях».


Автор: Нестерова Ангелина

учащаяся 10 «Б» класса

ГБОУ СОШ № 7

г.о. Новокуйбышевска.
Научный руководитель:

Глотова Наталья Михайловна

учитель химии

первой категории

ГБОУ ООШ № 6

2012г.
Оглавление

стр.

1. Введение……………………………………………………………………………………………3

2. Теоретическая часть……………………………………………………………………………….5

2.1. Индикаторы. Общие понятия. Классификация…………………………………………………5 2.2. Кислотно – основные индикаторы. История их открытия…………………………………….6

2.3. Растительные пигменты………………………………………………………………………….7

2.4. Антоцианы и их свойства………………………………………………………………………..8

2.5. Роль антоцианов в жизни растений……………………………………………………………..9

2.6 Применение и биохимическая роль природных индикаторов…………………………………11

2.6.1. Применение природных индикаторов в медицине…………………………………………..11

2.6.2. Применение природных индикаторов в народном хозяйстве и быту……………………...12

3. Практическая часть………………………………………………………………………………...14

3.1. Методика изготовления индикаторов…………………………………………………………14

3.2. Приготовление растительных индикаторов и исследование их свойств……………………14

3.3. Определение рН среды средств бытовой химии и косметических средств…………………17

3.4 Метод нанесения надписей на лепестки цветов………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………………………………19

Список используемой литературы…………………………………………………………………..20

Приложения…………………………………………………………………………………………..21

Приложение 1. Кислотно – основные индикаторы……………………………………………….21

Приложение 2. Растительные пигменты…………………………………………………………...22

Приложение 3. Весовые соотношения природного сырья и воды для приготовления

индикаторов………………………………………………………………………..23

Приложение 4. Применение природных индикаторов……………………………………………24

Приложение 5. Изменение окраски природных индикаторов в разных средах………………….25

Приложение 6. Реакция среды косметико-гигиенических, моющих и других средств.

Способы удаления пятен растительного происхождения………………………..26

Приложение 7. Фотоиллюстрации к экспериментам………………………………………………27


1. Введение.

Многие наблюдали такую картину. Дети с аппетитом едят вкусные и сочные фрукты, роняя капли сока на одежду. Они и не подозревают, сколько забот и хлопот создают своим мамам и бабушкам. Еще бы: ведь растительные пятна, где присутствуют все краски живой природы так непросто отстирать! Вот и со мной случилась такая же история.

Этим летом мне подарили красивую футболку, а я её испачкала соком вишни. Что бы не огорчать маму, я решила это пятно вывести. Что я только не делала: терла его хозяйственным мылом и стирала с порошком. По совету бабушки протирала ваткой с уксусной кислотой, а потом нашатырным спиртом, но ничего не помогало. К моему удивлению пятно становилось то ярко красным, то фиолетовым, то синим. Это мне напомнило урок химии, когда мы исследовали различные вещества с помощью индикаторов.

Индикаторы (от латинского indicate-указывать) - это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. Значит в плодах растений, листьях и цветах содержатся природные красители (пигменты), которые под действием щелочных растворов меняют свой цвет на синий или фиолетовый, а от действия кислот становятся красными. Возникает вопрос – что это за природные индикаторы, которые содержатся в плодах и ягодах? И какими свойствами они обладают? Поэтому, тема моей исследовательской работы – «Изучение свойств природных индикаторов, содержащихся в растениях». А цель её - доказать наличие природных индикаторов в разных частях растений и изучить их свойства. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  • Изучить литературу по данной проблеме;

  • Исследовать природные объекты на наличие индикаторов;

  • Доказать индикаторные свойства растительных пигментов;

  • Выявить значение и биохимическую роль природных индикаторов.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что в настоящее время возрос интерес к растениям в связи с их применением в различных областях науки, таких как химия, биология, экология и медицина. Например, по окраске растений и её интенсивности экологи определяют наличие вредных веществ в атмосферном воздухе и почве.

Информацию, полученную в этой работе можно использовать как на уроках химии, так и на уроках биологи. Эта работа полезна и в узко прикладном направлении, например в домашнем хозяйстве и на даче, когда потребуется привести в порядок одежду или определить кислотность почвы на участке, что определяет урожайность плодов и ягод.

В качестве объекта исследования были взяты цветы, плоды и ягоды растений, обладающие индикаторными свойствами, а предмет исследования: растворы растительных индикаторов.

Гипотеза исследования: растения обладают индикаторными свойствами, которые можно использовать в различных сферах.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, химический эксперимент.

Нужную информацию я находила в книгах, периодических изданиях, интернате. Следует отметить, что данная тема широко освещена, поэтому была проведена большая работа, связанная с отбором и систематизацией информации.

Несомненная новизна работы, как можно судить по доступным источникам в том, что в ходе экспериментов мною найден метод нанесения надписей на лепестки цветов, основываясь на индикаторных свойствах антоцианов.

Как мне кажется, эта работа способствует развитию у учащихся любознательности, наблюдательности и приобретению практических навыков проведения наблюдений, исследованию и обобщению информации для обоснования конечных выводов.


следующая страница >>