microbik.ru
1
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества.

Методическая разработка обобщающего урока – путешествия по теме: « Вода – самое удивительное вещество на Земле» с использованием мультимедийной презентации.
Выполнила: Коцкая Елена Ивановна,

учитель химии,

МБОУ « Дрезненская средняя

общеобразовательная школа №1».

2013 год.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков учащихся с использованием мультимедийной презентации.

Продолжительность: 1 урок, 45 минут.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА.
Цель урока: обобщить и закрепить знания о свойствах, применении, способах очистки воды.

Слайд 3.

Формирование основополагающих химических понятий, умений и навыков:
1. Вода в природе, аномалии воды, «тяжелая» вода;

2.Умение записывать уравнения химических реакций (УХР), расставлять коэффициенты, определять тип реакции;

3.Умение обращаться с химической посудой и реактивами, проводить безопасно опыты;

4.Умение исследовать вещества по алгоритму, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Задачи урока:

Слайд 4.

Воспитательные:


  • Воспитание самостоятельности в принятии решений;

  • Воспитание сотрудничества, общительности;

  • Воспитание гордости за науку (прежде всего за развитие отечественной науки).


Развивающие:





  • Формирование у учащихся способностей сравнительного анализа;

  • Формирование навыков самостоятельного поиска необходимой информации;

  • Продолжение формирования общей культуры общения;

  • Развитие творческих способностей, умение находить оптимальные решения;

  • Развитие мотивации учебной деятельности.


Образовательные:


  • Повторить, обобщить и закрепить знания о свойствах, применении, способах очистки воды;

  • Закрепление основных понятий темы.

Вещества и оборудование:

Слайд 5.

вода ( речная, водопроводная, родниковая, дистиллированная), литий металлический, оксид фосфораV, оксид кальция, универсальная индикаторная бумага, раствор фенолфталеина, химическая посуда для опытов, плакат

« Кристаллическая структура льда и структура жидкой воды», аудиокассета с записью «Звук дождя», компьютер, мультимедийная презентация, проектор, экран, распечатки высказываний великих людей о воде.
Этапы урока:
1. Организационный момент (2 мин.)

2. Рефлексия ( начало урока) (5 мин.)

3. Химическое путешествие (28 мин.)

I станция – « Информационная» (10 мин.).

3.1.1 Вопросы на эрудированность (7 мин).

3.1.2 Кроссворд « Водный» (3 мин).

II станция – « Экспериментальная» - лабораторная работа в группах по инструктивно карте.( 5 мин.).

III станция – «Исследовательская» - ответ на поставленный учителем проблемный вопрос путём проведения эксперимента в парах (7 мин.).

IV станция – «Изобретательская» (6 мин.).

4. Рефлексия (конец урока) (5 мин.).

5. Домашнее задание (2 мин.)

6. Подведение итогов (3 мин.)
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас на уроке.

На предыдущих уроках вы узнали, что такое вода с точки зрения химии. Изучили её физические, химические свойства, применение. Какую цель мы должны выполнить сегодня на уроке?

Вместе с классом формулируем цель урока - обобщить и закрепить знания о свойствах, применении, способах очистки воды.

На стенах развешены распечатки высказываний великих людей о воде:

Слайды 6, 7

«Вода стоит особняком в истории нашей планеты» В. И. Вернадский
«Океан – это вода, а значит сама жизнь» Ж.- И. Кусто

«Вода!

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…» Антуан де Сент-Экзюпери
«Воде была дана волшебная власть стать соком нашей жизни»

Леонардо да Винчи
«Если в столь простом веществе, как вода, наукой не все было открыто, то, как много еще остается неясного и точно неисследованного во всем окружающем нас материальном мире, в эволюционном процессе которого и появился человек» Н. Д. Зелинский
Под музыку «Звуки природы. Дождь, капли воды» учитель говорит: «Вода… Удивительная, парадоксальная, загадочная, непостижимая, уникальная… Она была и остается музой, источником вдохновения поэтов, художников, композиторов. Многие годы ученые, философы, естествоиспытатели разгадывают тайны этого великого создания природы…

Сколько великих умов человечества вдохновило на научные, литературные и художественные творения это воистину самое удивительное вещество на Земле!

Учитель обращает внимание учащихся на высказывания известных, выдающихся людей о воде. показывает слайды,

Мы сегодня проведем обобщающий урок-путешествие по свойствам и применению этого удивительного вещества и остановимся на нескольких станциях. Но вначале проверим, что Вы знаете об этом уникальном веществе
2. Рефлексия. Выполнение заданий по вариантам. Самооценка. Заполнение рефлексивной карты.

Слайд 8

Каждому ученику выдается индивидуальный лист рефлексии( Приложение )
Сначала дети заполняют первую таблицу индивидуального листа (что знают хорошо, что вызывает затруднения), затем учитель задает вопросы, ученики отвечают «да», «нет» и записывают ответы в своем индивидуальном листе в разделе «рефлексия (начало урока)»:

ЗАДАНИЕ № 1

  1. Вода в земных условиях существует в трех агрегатных состояниях: жидкость, твердое вещество, газ….. ( ответить : да или нет).

  2. Вода – универсальный растворитель….. ( ответить: да или нет)

  3. Вода активно реагирует со всеми металлами…..( ответить: да или нет).

  4. Вода реагирует с оксидами, если продуктом является растворимое вещество (ответить: да или нет).

  5. Записать УХР и тип реакции:

1 вар: Na + H2O = 2 вар: Ag + H2O =

CuO + H2O = Li2O + H2O =

CO2 + H2O = Р2O5 + H2O =


После выполнения заданий учитель показывает правильные ответы, ученики сами себя оценивают, исходя из того, что каждый правильный ответ 1 балл (саморефлексия на начальном этапе урока).

Слайд 9

c:\users\мама\desktop\фото 1\2013-01-17\scan10001.jpg
Учитель: Итак, мы проверили Ваши знания и сейчас незамедлительно отправляемся в путешествие по свойствам и применению самого удивительного вещества на Земле – воде и остановимся на нескольких станциях.
3. Химическое путешествие.
1 станция – «ИНФОРМАЦИОННАЯ»

Слайд 10

3.1.1 Вопросы на эрудированность.


  1. В сказках часто говорится о «живой» и «мертвой» воде. Что они из себя представляют?

Слайд 11

В начале 20 в. американский ученый Юри обнаружил изотопы водорода – дейтерий Д2 и тритий Т3 (тяжёлые атомы водорода); число протонов и электронов в атомах одинаковое, но разное количество нейтронов. Тяжелая или мёртвая вода Д2О совершенно не пригодна для жизни живых организмов,

т. е. она оказалась мертвой. Тяжёлую воду используют в ядерных реакторах.


  1. Что представляет собой «святая» вода?

Слайд 12

Это «серебряная» вода, в которой находятся ионы серебра. Используется в медицине как стерилизующее средство, в пищевой промышленности.


  1. Может ли вода гореть?

Слайд 12

Вода горит во фторе ярким пламенем

Слайд 12

  1. Известно, что живые организмы на 80-90 % состоят из воды. В каком органе человека содержится наибольшее количество воды? А в каком наименьшее?


Наибольшее 99 % - стекловидное тело глаза, наименьшее - 0, 2 % зубы)


  1. В начале 20 века суточный расход воды на 1 человека составлял 20-30 литров, сейчас он достиг 250-300 литров. Есть ли опасения, что человечеству грозит нехватка воды?

Слайд 13

Объем воды на Земле громаден – 1400-1500 млн. кубических километров, что составляет 1/800 объема планеты Земля. Но большинство водных массивов на Земле солёные. Вода соленая не пригодна ни для орошения, ни для питья, ни для промышленности. Человечество расходует огромное количество воды. Если безответственно относится к сохранению пресных водоемов, то человечеству в скором будущем грозит нехватка воды.


  1. Почему лед не тонет в воде?

Плотность льда меньше плотности воды, поэтому он не тонет. Наибольшую плотность 1 г/мл вода имеет при 4о С. При охлаждении до 0оС вода, в отличие от других жидкостей, расширяется, поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.

Используем таблицу «Кристаллическая структура льда и структура жидкой

воды.

c:\users\мама\desktop\фото 1\2013-01-17\scan10002.jpg


  1. Может ли струя воды разрезать лист стали?

Слайд 13,14,15.

Да. Струя воды, вытекающая из небольшого отверстия с большой скоростью, режет камень или стальной лист. «Капля камень точит».

8 Какие аномалии воды вам известны ещё?
3.1.2 Химическая эстафета:

Слайд 16
На каждый ряд на последнюю парту выдается лист с цепочкой уравнений, ребята (соседи по парте) выполняют одно звено цепи и передают лист вперед, побеждает тот ряд, который выполнит задание первым и правильно.

Задание №2

Выполнить цепочку превращений, составляя уравнения химических реакций в молекулярной форме.
3 +Ca

1 2 5 +CaO

H2O O2 H2O

4 +N2O5





Затем следует проверка.

Слайд 17













3.1.3 КРОССВОРД « В О Д Н Ы Й »

Слайд 18
















1.




Р






















2.







Е



















3.










А






















4.







К










5.



















Ц
















6.













И
















7.













Я










ЗАДАНИЕ №3


Все слова по горизонтали:

  1. Апрель с водой, май с …… (трава).

  2. Зимой в поле лежал, весной в реку побежал (снег).

  3. Кто-то проплакал всю ночь на лугу, cтолько слезинок – счесть не могу (роса).

  4. Течет-течет, не вытечет, бежит-бежит, не выбежит ( река).

  5. Не плюй в ………………., случится напиться (колодец).

  6. В глуши лесной, в глуши зеленой, всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой бьет из камней……..студеный (родник).

7. Что камень точит? (капля).
Вопросы классу: Какое слово получилось по вертикали в кроссворде?

Что называют химической реакцией?

2 станция-«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ».

Слайд 19
Учитель: реки, протекающие через городскую территорию, подвержены сильному антропогенному воздействию. Поэтому важно следить за состоянием водных объектов. Система наблюдения, управления и контроля за состоянием окружающей среды называют МОНИТОРИНГОМ.
Далее учащиеся проводят лабораторную работу в группах, следуя готовой инструкции. Группам выдается инструктивная карта с соответствующим заданием в рамках поставленной задачи. Учащиеся проводят исследовательскую работу в группах, следуя инструктивной карте. Учитель подходит для консультирования и контроля каждой группы.
Группа 1. Значение воды для живых организмов.

Цель – используя знания биологии, экологии, географии объяснить значение воды для живых организмов.

Вывод: о необходимости воды для жизни живых организмов.
Группа 2. Мониторинг воды из реки Дрезна.

Цель – оценка качества воды в реке Дрезна.

Алгоритм работы:

Некоторые показатели воды:

  1. Цвет. Налейте в пробирку 5-7 мл исследуемой воды, определите ее цвет. Чистая вода – бесцветная жидкость. Сравните исследуемую воду с дистиллированной водой в другой пробирке.

  2. Мутность.

  3. Кислотность Определить рН воды можно с помощью универсальной индикаторной бумаги и сравнить её с нормой: в норме рН составляет от 6,5 до 8,5. Если меньше, то вода имеет кислую среду, если больше – щелочную.

  4. Запах. Определяют эпитетами: землистый, хлорный, рыбный, травяной, болотный, гнилостный и др.


Оформление результатов:


Цвет

Мутность

Кислотность

Запах














5 Вывод: ответ начинайте с цели исследования, далее расскажите о своих результатах и сделайте вывод о качестве воды в реке Дрезна.

Группа 3. Мониторинг родниковой воды
Цель – оценка качества родниковой воды.

Алгоритм работы:

Некоторые показатели воды:

  1. Цвет. Налейте в пробирку 5-7 мл исследуемой воды, определите ее цвет. Чистая вода – бесцветная жидкость. Сравните исследуемую воду с дистиллированной водой в другой пробирке.

  2. Мутность.

  3. Кислотность Определить рН воды можно с помощью универсальной индикаторной бумаги и сравнить её с нормой: в норме рН составляет от 6,5 до 8,5. Если меньше, то вода имеет кислую среду, если больше – щелочную.

  4. Запах. Определяют эпитетами: землистый, хлорный, рыбный, травяной, болотный, гнилостный и др.


Оформление результатов:

Цвет

Мутность

Кислотность

Запах
















  1. Вывод: ответ начинайте с цели исследования, далее расскажите о своих результатах и сделайте вывод о качестве родниковой воды.

Группа 4. Мониторинг водопроводной воды
Цель – оценка качества водопроводной воды.
Алгоритм работы:

Некоторые показатели воды:

  1. Цвет. Налейте в пробирку 5-7 мл исследуемой воды, определите ее цвет. Чистая вода – бесцветная жидкость. Сравните исследуемую воду с дистиллированной водой в другой пробирке.

  2. Мутность.

  3. Кислотность Определить рН воды можно с помощью универсальной индикаторной бумаги и сравнить её с нормой: в норме рН составляет от 6,5 до 8,5. Если меньше, то вода имеет кислую среду, если больше – щелочную.

  4. Запах. Определяют эпитетами: землистый, хлорный, рыбный, травяной, болотный, гнилостный и др.


Оформление результатов:


Цвет

Мутность

Кислотность

Запах














5. Вывод: ответ начинайте с цели исследования, далее расскажите о своих результатах и сделайте вывод о качестве водопроводной воды.
c:\users\мама\desktop\фото 1\2013-01-17\scan10003.jpg
3 станция. Исследовательская

Слайд 20
Учитель : Ставлю перед вами вопрос: будет ли одинаковая реакция среды при взаимодействием воды с металлическим литием, оксидом кальция, оксидом фосфора (V) Чтобы ответить на вопрос, вы должны провести небольшое исследование, которое состоит из трёх опытов, т.е. ваши ответы надо подтвердить опытным путём.

Заполните таблицу на выданном вам бланке.


  1. Взаимодействие лития с водой.

В пробирку с 3 мл воды поместить кусочек лития.

Что наблюдали в ходе опыта?

Литий растворяется в воде, реакция идёт с бурным выделением газа. Пробирка нагревается. При добавлении капли бесцветного фенолфталеина окраска становится малиновой..

Объясните результат.

В результате реакции выделяется теплота, реакция среды щелочная.

Записать УХР.



Вывод.

В результате реакции образуется гидроксид лития и выделяется газообразный водород.




  1. Взаимодействие оксида кальция с водой.

В пробирку поместить 1/3 пластмассовой ложечки оксида кальция, прилить 1 мл воды.

Что наблюдали в ходе опыта?

Белый порошок оксида кальция растворяется в воде, образуется жидкость белого цвета. При добавлении одной капли бесцветного фенолфталеина окраска раствора становится малиновой.

Объясните результат.

Реакция среды щелочная.

Записать УХР.



Вывод.

В результате реакции образуется гидроксид кальция, поэтому среда щелочная.




  1. Взаимодействие оксида фосфора (V) с водой.

В пробирку с 2 мл воды добавить 1/4 пластмассовой ложечки оксида фосфора (V).

Что наблюдали в ходе опыта?

Оксид фосфора V растворяется в воде. Светло синяя индикаторная лакмусовая бумажка окрашивается в розовый цвет.

Объясните результат.

Образуется кислота, реакция среды кислотная.

Записать УХР.



Вывод.

В результате растворения оксида фосфора v в воде образуется фосфорная кислота, поэтому реакция сред кислотная.


4 станция ИЗОБРЕТАТЕЛЬНАЯ

Слайд 21,22

Вода очень широко применяется в народном хозяйстве. Но в последнее время качество воды заметно ухудшилось. Трудность очистки состоит в том, что вода универсальный растворитель и способна загрязняться всеми химическими соединениями, которые встречаются на ее пути. Поэтому люди изобрели различные способы очистки воды.
Слад 23,24,25

  • Схемы устройств очистки воды.

  • Какие схемы очистки воды можете предложить вы?


c:\users\мама\desktop\фото 1\2013-01-17\scan10004.jpg
Учитель: Сегодня на уроке мы «проехались» с Вами по всем станциям, рассмотрели, вспомнили свойства воды, давайте проверим, повысилось ли Ваше качество знаний?
РЕФЛЕКСИЯ (КОНЕЦ УРОКА)

Слайд 18


ЗАДАНИЕ № 4

  1. Вода – без цвета, вкуса, запаха, может находиться в 3 агрегатных состояниях, обладает аномальными свойствами….. ( Ответить: да или нет).

  2. Верна ли запись: 2K + H2O = K2O + H2 - реакция замещения……( Ответить: да или нет ).




  1. Допишите УХР, определите тип реакций:

BaO + H2O = SO2 + H2O =

  1. С какими из перечисленных веществ будет реагировать вода, напишите УХР:

Au, Li, SiO2, Al2O3, H2, Mg.



Открываются правильные ответы. Ученики сами себя оценивают, каждый правильный ответ 1 балл (саморефлексия на конечном этапе урока, сравниваем с начальным этапом)
Учитель оценивает деятельность всех учащихся по результатам их работы на уроке.

Домашнее задание.
Укажите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.


А)

Б)

В)

Г)

Д)














А

Б

В

Г

Д

















Выпишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите тип химической реакции.
Подведение итогов урока.

Для подведения итогов учитель предлагает учащимся выполнить упражнение

«Плюс – минус – интересно» (письменно или устно в зависимости от времени). Заполнить таблицу из трёх граф.

( При отсутствии времени, учитель может дать это задание на дом, на следующем уроке собрать и проанализировать).


« П» - «плюс».

Что понравилось на уроке? Что полезного ты узнал?




« М» - « минус».

Что не понравилось на уроке?

Что показалось неинтересным, бесполезным для жизни?




« И» - « интересно».

Что интересного ты узнал?

Что ещё хотел бы узнать по данной проблеме?





Беседа.

Вспоминаем первоначальную цель, вместе с ребятами обсуждаем, выполнена ли она в ходе урока. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивной таблицы на экране.
Рефлексивная таблица.


  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнял задания…

  5. Я понял, что…

  6. Теперь я могу…

  7. Я почувствовал, что…

  8. Я приобрел…

  9. Я научился…

  10. У меня получилось …

  11. Я смог…

  12. Я попробую…

  13. Меня удивило…

  14. Урок дал мне для жизни…

  15. Мне захотелось…





Далее учитель благодарит учеников за проведённый урок и выставляет оценки.

Список литературы:
1. Учебник «Химия», 8 класс, Габриелян О.С., издательство «Дрофа», 2005 год. 
2. Учебник «Химия», 8 класс, Минченков В.В., издательство «Мнемозина», 2010 г.
3. Лисичкин Г.В, Бетанели В.И. «Химики изобретают», М.. 1990 г.
4. Гаврусейко Н.П. «Химические викторины», Минск, 1972г.
5. Петряков И.В. «самое необыкновенное вещество в мире», М.: Глобус, 2005 г.
Интернет – ресурсы
www.akwaservice.ru
www.a-filter.ru/ochistka vodi v bassejne