microbik.ru
1
Муниципальный конкурс проектно-исследовательских работ

младших школьников «Я – исследователь»

Направление: наука о человеке

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Плоскостопие у младших школьников

Автор: Козлов Виталий,

учащийся 4 класса

МБОУ ООШ с.Середниково

Руководитель: Огурцова Алла Олеговна

учитель физкультуры

МБОУ ООШ с.Середниково
2012 год.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Что я узнал из книг

1.1.Плоскостопие: виды, причины, симптомы……………………………….стр.5

1.2.Плоскостопие у детей……………………………………………………...стр.6

1.3.Врожденное плоскостопие ………………………………………………...стр.7

1.4. Профилактика и лечение плоскостопия у детей…………………………стр.7

Глава 2. Что я узнал из бесед

2.1.Из рассказа моей мамы…………………………………………………….стр.8

2.2.Беседа с участковым терапевтом…………………………………………стр.8

2.3.Фрагмент беседы с одноклассниками …………………………………….стр.9

Глава 3.От анкетирования к опытам

3.1.Анкетирование………………………………………………………………стр.9

3.2.Опыт№1……………………………………………………………………..стр.10

3.3.Опыт №2…………………………………………………………………….стр.11

Выводы…………………………………………………………………………….стр.13

Заключение………………………………………………………………………..стр.14

Литература………………………………………………………………………...стр.14

Приложение……………………………………………………………………….стр.15


Введение

Актуальность. В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валяние» у телевизора. Среди жителей городов рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать, разве что, от бабушек и дедушек. Как результат — на школьных медосмотрах всё чаще звучат два диагноза — «две верных подруги»: «нарушения осанки» и «плоскостопие».

Если же у человека имеется плоскостопие, его организм при ходьбе попадает в экстремальную ситуацию, чем-то напоминающую езду на телеге с железными колесами по булыжной мостовой. Непогашенная сводом стопы ударная волна мгновенно распространяется вверх по скелету. При этом достается и суставам, и позвоночнику, и мозгу. Суставы ног начинают быстрее изнашиваться. Позвоночник искривляется, чтобы создать дополнительную пружину-амортизатор для защиты мозга. А сам мозг, уставший от чрезмерных сотрясений, отвечает постоянными головными болями. Человек чувствует себя разбитым, но даже не догадывается, что причина его недомогания — плоскостопие. А казалось бы, такая мелочь, немножко свернутая внутрь стопа.

Обоснование выбранной темы. Выбор темы моей исследовательской работы неслучаен. Наша семья состоит из пяти человек: папа, мама, сестра Надя, брат Паша (Приложение №5) и я (Приложение №6,7). Три года назад наблюдая за бегущим братом, я заметил, что он медленно передвигается. Походка Павлика вразвалочку, не быстрая. Я стал расспрашивать у мамы: «Что, как и почему?». На мои вопросы она ответила, что у Павлика плоскостопия. Я заинтересовался этой темой и решил провести исследование на тему «Плоскостопия у младших школьников». Т.к. Павлик учиться в 3, а я в 4 классе.

Цель исследования: подробное изучение плоскостопия у младших школьников. Способы профилактики и лечения данного заболевания.

Задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Побеседовать с членами семьи, участковым терапевтом.
3. Провести беседу и анкетирование с учащимися 3 – 4 классов.
4. Обозначить медицинские требования к обуви.
5. Провести практическую работу на выявление плоскостопия.
6. Подобрать упражнения для профилактики и лечения плоскостопия.
7. Подвести итоги и сделать выводы.

В процессе решения поставленных задач мы опирались на следующую гипотезу: врожденное плоскостопие передается по наследству.
Этапы и методы исследования. Исследование проводилось в течение сентября 2011г. по январь 2012г. и имело три этапа.

На первом этапе мы подобрали и изучили литературу.

На втором этапе мы и побеседовали с членами семьи и учениками школы, провели анкетирование и опыты в домашних условиях, сделали фотографии.

На третьем этапе материал оформлялся в работу с презентацией. Мы подвели итоги и сделали вывод.

Для этого использовались методы исследования: беседы, интервью, анкетирование, анализ литературы, составление диаграммы и таблиц.

Практическая значимость результатов исследования. Материалы исследования могут быть использованы при разработке индивидуальных программ. На уроках физкультуры и биологии.

Глава 1. Что я узнал из книг

1.1. Плоскостопие: виды, причины, симптомы

Плоскостопие - это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций.

В норме стопа имеет два свода - продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Плоскостопие может быть продольным (уплощение продольного свода стопы) и поперечным (распластанность переднего отдела стопы). Если имеется уплощение продольного и поперечного свода говорят о комбинированном плоскостопии.

Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе.

Плоскостопие - заболевание, постоянно напоминающее о себе быстрым утомлением при ходьбе, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе.

Виды плоскостопия. Идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 80%, из них 90% составляют женщины.

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным.

Врожденное плоскостопие встречается довольно редко и является следствием внутриутробных пороков развития структурных элементов стопы.

Приобретенное плоскостопие встречается в любом возрасте, бывает травматическим, паралитическим, рахитическим, статическим.

Отдельной формой необходимо считать статическое плоскостопие, причинами которого могут быть:

• наследственная предрасположенность (врожденная слабость связочного аппарата)
• слабость мышц и связок стопы и голени из-за малой физической активности и отсутствии тренировки у лиц «сидячих» профессий

• избыточный вес

• неудобная обувь

• длительные нагрузки на ноги (долгое стояние, обувь на высоких каблуках, беременность.

Степени плоскостопия. Тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной. Различают 5 стадий плоскостопия.

Первые симптомы плоскостопия, которые вы можете заметить и сами:

• ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны

• ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах

• появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести

• отечность в области лодыжек

• очень трудно ходить на каблуках

• нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине)
• стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли.

Однако перечисленные признаки могут соответствовать не только плоскостопию, но и другим заболеваниям.

1.2.Плоскостопие у детей


Все дети рождаются с мнимым плоскостопием, что объясняется обилием подкожного жира в стопе. Особенностью мнимого детского плоскостопия является то, что по мере взросления дети естественным путем избавляются от плоскостопия: с развитием ходьбы и бега мышцы развиваются, и стопа ребенка принимает привычные очертания. Полноценное формирование сводов стопы завершается к 3 годам. В связи с этим, плоская стопа у детей до трех лет не может быть отнесена к истинному плоскостопию.

В детском возрасте встречается врожденное и приобретенное плоскостопие. Причиной врожденного плоскостопия являются пороки развития стопы во внутриутробном периоде.

Приобретенное плоскостопие у детей, как правило, обусловлено следующими факторами:

  1. Избыточный вес ребенка

  2. Ношение некачественной обуви (слишком мягкая или слишком жесткая подошва, резиновая обувь, слишком высокий каблук или его отсутствие)

  3. Рахит и нарушения обмена кальция и фосфора у ребенка

  4. Неправильно сросшийся перелом

  5. Длительный постельный режим при тяжелых заболеваниях

  6. Чрезмерная подвижность суставов

  7. Поднятие тяжестей (например, при ношении на руках младших братьев или сестер)

  8. Усиленные занятия балетом

К каким последствиям приводит плоскостопие у ребенка? У детей с плоскостопием нарушается важная функция стопы – амортизация. В результате этого, вибрация тела во время ходьбы и бега передается на голень, тазобедренные суставы, позвоночник и т.д. Длительное раздражение суставов приводит к их воспалению – артрозам. Влияние плоскостопия на позвоночник заключается в развитии искривления позвоночника, или сколиоза у детей. Такие симптомы плоскостопия, как боль в ногах, усталость, головные боли приводят к сниженной успеваемости в школе.




1.3. Врожденное плоскостопие


Следующий вид - врожденное плоскостопие. Его не следует путать с "узенькой пяткой" аристократических леди, характерной для статического плоскостопия. Причина врожденного плоскостопия иная.

У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.

Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.

Врожденное плоскостопие возникает при факторе недоразвитой стопы. Но при правильном отношении к проблеме можно исправить, а в дальнейшем и вообще избавить от этого недуга.

Плоскостопие быстро прогрессирует и может вести за собой сколиоз, остеохондроз, радикулит, артрит, артроз, варикозное расширение вен и другие заболевания. Плоскостопие ускоряет износ всего опорно-двигательного аппарата! Именно поэтому при первых признаках плоскостопия необходимо срочно обратиться к врачу!

Плоскостопие – наследственное заболевание. Если есть у родителей, то избежать его не получится.

1.4.Профилактика и лечение плоскостопия у детей


Для профилактики и лечения плоскостопия у детей может быть применен следующий комплекс упражнений:

  1. Катание по полу ступнями скалки или небольшого мяча.

  2. На пол укладывается салфетка, которую предлагают смять с помощью стопы.

  3. Ребенку предлагают собирать пальцами ног и перекладывать с места на место разбросанные на полу предметы.

  4. Круговые движения ступнями наружу и внутрь.

  5. Стоя на носочках, сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.

  6. Захватывать обеими стопами мячик и приподнимать его, удерживая между стоп.

  7. Поочередно ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп.

  8. Перекатывание с пятки на носок.

  9. Ходить по ребристой поверхности (массажный коврик, песок, галька).

  10. Ходьба по бревну, лазанье по канату.

Основной целью лечения плоскостопия является устранение болей в стопе, укрепление мышц и связок ноги и восстановление функций стопы. Существует два основных метода лечения плоскостопия: хирургическим путем (операция) и консервативным путем (Приложение №2).

Среди консервативных методов лечения плоскостопия выделяют лечебную гимнастику, массаж, ножные ванны, физиотерапию, ношение правильной ортопедической обуви или стелек.

Лечение плоскостопия у ребенка в самой ранней стадии заболевания, при несостоятельности связок стопы сводится к назначению покоя, временному прекращению занятий спортом. Рекомендуются теплые ножные ванны и массаж. Достаточно эффективным методом лечения на раннем этапе развития плоскостопия является ножная ванночка, на дно которой укладывается речная галька. Ребенку предлагают перекатывать камешки в воде ступнями.

Как правильно подобрать обувь для ребенка? Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь. Обувь ребенка должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стельку с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы.



Глава 2. Что я узнал из бесед

2.1.Из рассказа моей мамы

В 1год и 2 месяца, когда Павлик начал ходить самостоятельно, я сразу заметила, что ребенок косолапит и старается передвигаться на пальчиках ног. До 5 лет наблюдались у врача ортопеда. Тогда Павлику назначили только массаж.

К 7 годам ножки стали не только косолапить, но и быстро уставать, появились боли в коленках и в икрах. Тогда же был назначен массаж обеих ног, ножные ванны с гидромассажем и травяным отваром. Для обуви специальные ортопедические стельки, которые каждые полгода мы меняем. Ночами, когда у Павлика сильно болят ножки, мы растираем их согревающими мазями и бинтует эластичными бинтами. Улучшения есть, но незначительные, поэтому мы продолжаем наблюдаться у врача. Все назначения выполняем. Врачом поставлен диагноз врожденное плоскостопие 3-й степени. Я сама страдаю от плоскостопия. Павлику передалось это заболевание по наследству от меня (мамы).

2.2.Беседа с участковым терапевтом

Я побеседовал с участковым врачом Середниковской амбулатории Александрой Федоровной Кузнецовой (Приложение №4).

При беседе врач рассказала, что плоскостопие – это заболевание ног. Оно

бывает врожденное и приобретенное. Врожденное плоскостопие передается по наследству от родителей или родственников, приобретенное чаще всего от неправильной обуви. В обоих случаях выясняют степень плоскостопия и назначают лечения, зависимо от степени заболевания. При 4-й степени плоскостопия, когда нарушена полностью стопа делают хирургическую операцию по исправлению стопы. В остальных случаях назначают массаж, ванны для ног, ортопедические стельки. Периодически посещать врача для проверки стопы на аппарате.

Советы врача: правильно выбирать обувь, чтобы не узкую и со специальной ортопедической стелькой для детской обуви. Если уже есть заболевание, значит строго соблюдать рекомендации врача.

2.3.Фрагмент беседы с одноклассниками

В классе, где я учусь всего 7 учеников: две девочки и пять мальчиков. Я побеседовал со своими одноклассниками на тему «Плоскостопия у младших школьников».

Цель нашей беседы: выявить, что знают мои одноклассники о заболевании плоскостопия.

Я: Ребята, я хочу поделиться с вами темой своей исследовательской работой «Плоскостопия у младших школьников».

Даша: Виталик, а почему тебя заинтересовала эта тема?

Я: У моего брата это заболевание, которое передалось ему по наследству от мамы.

Илья: Я не слышала о такой болезни.

Юля: А я слышала.

Денис: А у меня было плоскостопия. Когда мне было 5 лет, я повредил ногу. После этого у меня стало развиваться плоскостопие. Врач мне назначил массаж ног, стельки специальные, я ходил босиком по песку. Вскоре у меня все прошло.

Виталик: А мне мама говорит, что у меня плоскостопия. У меня болят ноги и стаптываются ботинки. Но мы пока к врачу не обращались.
Глава 3.От анкетирования к опытам

3.1.Анкетирование

Мне хотелось узнать, что знают о плоскостопии ученики нашей школы. Поэтому мы разработали анкеты (Приложение №1) и провели анкетирование в 3 – 4 классах Середниковской школы.

В нем участвовало 20 учащихся (3 – 4 класс). Из них 6 девочки (30%) и 14 мальчики (70%). Данные тестирования приведены в таблице

Обувь стоптана

Ноги быстро утомляются при ходьбе и беге

Появляется усталость и боли в ногах

Знают о плоскостопии

Точно знают, что у них есть это заболевание

Знают таких детей, у которых есть это заболевание

3

7

6

13

1

10

3.2.Опыт №1

Тема: «Проверка на наличие плоскостопия в домашних условиях»

Цель: в домашних условиях провести опыт на определения плоскостопия у себя, мамы и брата.

Нам понадобиться: лист бумаги, крем, ручка.

Ход работы:

1.Берем лист бумаги и крем детский (жирный)

2. Наносим крем на подошву стопы

3. Наступаем на бумагу

4. Внимательно рассматриваем жирный отпечаток стопы.

5. Отпечаток стопы Павлика

6. Мой отпечаток стопы

7. Отпечаток стопы мамы
Вывод: Мы провели опыт№1 в домашних условиях и выявили, что из нас троих плоскостопие обнаружено у Павлика и мамы. У меня плоскостопия нет (Приложение №6,7).

3.3.Опыт №2

Тема: «Проверка на наличие плоскостопия в домашних условиях с определением степенью заболевания»

Цель: в домашних условиях провести опыт на определения плоскостопия у себя, мамы и брата. Определить степень плоскостопия.

Нам понадобиться: зеленка, лист бумаги, ручка.

Ход работы:

1.Берем лист бумаги и зеленку

2. Раствором зеленки смазываем подошву стопы

3. Получаем отпечаток стопы на чистом листе бумаги

4. Внимательно рассматриваем отпечаток стопы.

5. Определяем степень плоскостопия. Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС - стопа уплощена (плоскостопие 1-й степени); если не доходит до линии АВ - плоскостопие 2-й и 3-й степени.

АВ - линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца;
АС - линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком
а - здоровая стопа;
б - присутствует плоскостопие 1-й степени;
в - присутствует плоскостопие 2-й или 3-й степени.

6. Отпечаток стопы Павлика с определением степени плоскостопия

7. Отпечаток стопы мой с определением степени плоскостопия

8. Отпечаток стопы мамы с определением степени плоскостопия
Вывод: Мы провели опыт№2 в домашних условиях и выявили, что из нас троих плоскостопие обнаружено у Павлика 3-й степени и у мамы тоже 3-й степени. У меня плоскостопия нет (Приложение №6,7).
Выводы

На основании результатов данного исследования установлено, что плоскостопие часто встречается у младших школьников. Оно бывает врожденное и приобретенное. Причем чаще встречается приобретенное. Врожденное плоскостопие часто передается по наследству. Так это заболевание передалось моему брату Павлику от мамы.

Вывод к главе 1: Если у родителей есть плоскостопие, то она может передаться по наследству ребенку. Для профилактики и лечения плоскостопия у детей может быть применен специальный комплекс упражнений (Приложение №2). Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь.

Вывод к главе 2: Из беседы мы узнали, что из шести моих однокласников знают о болезни – 3. А есть (или было) это заболевание у 2 учеников. У моего одноклассника Дениса было преобретенное плоскоступие, которое ему и его родителям удалось вылечить. Т.к. они соблюдали все рекомендации врача.

А вот у моего брата улучшения незначительные, хотя мама с братом постоянно посещают врача, выполняют все рекомендации, подбирают специальную обувь. Вообщем проводят большую работу.

Почему же такие незначительные результаты? Я думаю, это от того, что заболевание вражденное. Темболее, что оно передалось по наследству. А как известно вражденное заболевание всегда лечится треднее, чем приобретенное.

Вывод к главе 3: По опросу видно, что большее количество детей знают об этом заболевание очень мало. Но все-таки мной было выявлено, что у 5-ти из 20-ти учащихся (25%) есть или было это заболевание. Но самое главное, что дети не знают как правильно надо лечить плоскостопие. И я надеюсь им помочь в этом вопросе. Так я уже рассказал своим одноклассникам об этой болезни, ее последствиях, профилактике и лечении. Ребята меня внимательно слушали, задавали вопросы и обещали следить за своим здоровьем.

Я провел два опыта, в которых принимали участие мама, брат и я. Из моих опытов видно, что плоскостопие можно определить в домашних условиях. Даже поставить степень заболевания.

Мы исследовали эту тему с разных сторон: изучили литературу, провели беседы, опросы, опыты.

Собранный материал, полученные диагностические данные приводят нас к следующим выводам:

Если плоскостопие постоянно лечить, то это не самое страшное заболевание. Но только надо соблюдать все рекомендации врача, Это заболевание можно предотвратить выборам правильной обуви. Ведь любое заболевание легче предотвратить, если оно не врожденное, чем лечить.

В ходе нашей работы поставленная цель была достигнута.

Заключение

Целью нашего исследования стало изучение заболевания ног, а именно плоскостопие, у младших школьников. В процессе исследования задачи, поставленные нами, были решены.

Для осуществления цели и решения задач нашего исследования мы изучили литературу по теме; обратились к участковому терапевту, побеседовали с членами семьи, учащимися школы; составили график работы нашего исследования (Приложение №3); разработали анкеты и провели анкетирование, которые нами были обработаны. Обозначили медицинские требования к обуви, подобрали упражнения для профилактики и лечения, провели опыты, подвели итоги и сделали выводы.

В процессе решения поставленных задач мы опирались на следующую гипотезу: врожденное плоскостопие передается по наследству. В своей работе нам это удалось рассмотреть, проверить и доказать.

Из рассказа А.Ф.Кузнецовой (врач) и моей мамы я очень многое узнал. Я хочу, чтобы у моего брата были здоровые, крепкие ноги. И мы с ним будем бегать наперегонки. А пока мама и врачи занимаются его лечением.

Я хочу, чтобы дети рождались здоровыми и у них не было такого заболевания, как плоскостопие. Ведь врожденное заболевание лечиться тяжелее, чем приобретенное. А со вторым справиться можно, если у детей будут такие мамы, как наша.

Тема, которую я выбрал для своей работы, мне очень понравилась. Особенно мне понравилась проводить опыты. Над этой темой я буду работать и дальше, надеюсь, что узнаю еще больше.


Литература

1. Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.

2. Гишберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998.

3. Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г

4. «Справочник по детской лечебной физкультуре» / Под ред. М.И. Фонарева. – Л.: Медицина. 1983 г.

Приложение

Приложение №1

Анкета

Цель нашего анкетирования состоит в том, чтобы узнать Ваше мнение о болезни плоскостопия.

Прежде, чем ответить на вопросы, внимательно прочитайте варианты ответов и зачеркните тот, который считаете правильным.

Ф.И. ___________________________________________________________

Класс __________________________________________________________

  1. Ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны?

а) да; б) нет; в) не знаю.

  1. Ноги быстро утомляются при ходьбе и продолжительных подвижных играх?

а) да; б) нет; в) не знаю.

3. Появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести?

а) да; б) нет; в) не знаю.

4. Вы знаете о такой болезни, как плоскостопие?

а) да; б) нет; в) не знаю.

5. У вас есть это заболевание ног?

а) да; б) нет; в) не знаю.

6. Вы знаете таких детей, у которых есть это заболевание?

а) да; б) нет; в) не знаю.

7. Как вы считаете, эта болезнь лечиться?

а) да; б) нет; в) не знаю.

8. Что такое плоскостопие?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большое спасибо!