microbik.ru
  1 2 3 4

Номинация № 4
«Этнографические исследования»



«Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим,

кто владеет настоящим, тот владеет будущим»

Л.Н. Гумилёв

Сохранить гармонию человека с природой может только сообщество высоконравственных, обладающих высокой культурой и образованием людей. Формированию такого сообщества может помочь обращение к вековому опыту, к ценнейшим культурным традициям, выработанным многими поколениями. Изучение этих традиций – удел этнографии.

Возможные тематические направления проектов


– Организация жизни и быта жителей населённого пункта в прошлом и настоящем: тип населённого пункта, история его создания и заселения; пространственная организация с учётом природных условий (поселения близ рек, озер, лесов, гор и др.), улицы, особенности их расположения, характер дорог; жилые дома, их экстерьер и декор, интерьер жилых домов, планировка, предметы мебели и домашнего обихода.

– Социальное устройство населенного пункта, структура общины, распределение обязанностей в ней по половым и возрастным признакам, взаимоотношения жителей, принятые нормы поведения, межличностные отношения, взаимопомощь; этнический состав населения.

– Занятия населения:

сельскохозяйственные работы, организация и распределение работ, положительный опыт землепользования, традиции по сохранению экологически чистой среды, вводимые новации, их польза или вред;

присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор и заготовка даров леса, их использование в быту (пища, медицина), строительстве и ремеслах;

домашние ремесла, их описание и характеристика; использование местных природных материалов, способы заготовки, обеспечение сохранности и воспроизведения природных ресурсов;

народные художественные промыслы: традиционные для данного региона и вновь привнесенные, художественные и технологические приёмы, изучение характера и смысла мотивов орнаментов прикладного искусства, отражение в них элементов окружающей природы, лучшие мастера и их работы.

– Народный костюм. Состав костюма, его художественные особенности, социальная и возрастная принадлежность.

– Семья. Организация семейной жизни, взаимоотношения в семье. Семейные праздники, традиционные обряды, связанные с жизнью в семье (крестины, свадебный обряд, погребение умерших). Воспитание детей, принципы народной педагогики; детские игры и игрушки; колыбельные песни, дразнилки, поддевки.

– Духовная культура. Поверья, обряды, обычаи; исповедуемая религия.

– Земледельческий календарь: главные календарные праздники, их содержание, сценарии, участники, место и время проведения; обряды, совершаемые в ходе праздника; фольклор, входящий в контекст праздника.

– Особенности лексики и диалектологии. Топонимика и ономастика; местные легенды и сказания, связанные с названиями природных объектов; составление словаря местных названий природных объектов и их анализ.
Обращаем внимание участников конкурса!

Организаторами приветствуется выполнение проектов в рамках указанных выше номинаций семейными коллективами с участием детей до 10 лет. Эти проекты будут оцениваться отдельно. Рекомендации по выбору тематики исследований и методике их выполнения приводятся в «Приложении».

Номинация № 5
«Первые шаги в экологии»


Традиционно, проводится совместно с журналом «Мурзилка». Задание по этой номинации для детей в возрасте 6-10 лет будет опубликовано на страницах журнала № 9 за 2010 г. и на сайте www.murzilka.org
IV. Критерии оценки проектов

При оценке проектов (номинации 1-4) будут учитываться:


  1. соответствие проекта заявленной теме и выбранной номинации, глубина проработки проблемы;

  2. комплексность, полнота и объем проведенного исследования;

  3. обоснованность выбранных методов;

  4. грамотное и логичное изложение результатов;

  5. степень проработки исследований предшественников, учет полученных ими данных при обсуждении собственных результатов;

  6. обоснованность выводов и рекомендаций;

  7. степень творческого участия школьников в проведении исследования и в практических действиях.

Приоритет будет отдан проектам, направленным на изучение ближайшего природного окружения и решение местных экологических проблем, а также коллективным работам.
Помните, что Ваши исследования не должны наносить ущерба природе!
V. оформление материалов проекта

Представляемые материалы должны включать:

а) заявку на участие в конкурсе;

б) аннотацию;

в) отчет о проведенных исследованиях.
Работы на конкурс следует подавать только в электронном виде e-mail’ом по адресу hraniteli2010@gmail.com. В бумажном варианте работы на конкурс приниматься НЕ будут.

Конкурсную работу следует отправлять письмом, содержащим в качестве приложений три файла с названиями region_familiya_zayvka, region_familiya_annot., region_familiya_otchet и расширением doc, набранные в текстовом редакторе MS Word или совместимом с ним. В теме письма следует написать: «Человек на Земле_город (поселок, деревня), область, где выполнялся проект», например: Человек на Земле_Тутаев Ярославской области. Названия файлов следует давать только латинскими буквами (region – город или область, familiya – фамилия одного из руководителей работы). Суммарный объем приложений к письму – не более 5 Мб. При необходимости допускается отправка файлов в виде архивов arj, zip, rar. Создание архивов из нескольких частей и отправка их разными письмами не рекомендуется. Если подготовленный отчет превышает предельный объем, советуем снизить разрешение включенных в него иллюстраций. Допускаются вставки в отчет иллюстраций, подготовленных программными средствами MS Office (Excel, PowerPoint, или совместимых c Adobe Photoshop). Если для построения графиков использовались те или иные специальные программы, рекомендуется экспортировать эти графики в виде файлов, совместимых c Adobe Photoshop, и вставлять в отчет эти экспортированные рисунки.

Отчет может содержать гиперссылки на интернет-адреса (использованные как источники информации или созданные авторами проекта), но вся информация, необходимая для оценки работы, должна содержаться непосредственно в файле отчета.
а) Заявка участия в конкурсе

- Заявка заполняется по прилагаемой форме (форма №1).

В файл с заявкой следует также вставить сведения о руководителях (форма №2).

б) Аннотация

Аннотация – краткое описание проекта включает следующую информацию:

- номинация, по которой подается работа на конкурс;

- название проекта;

- авторы (название коллектива, а если работа индивидуальная – фамилия, имя, класс, школа);

- Ф.И.О. руководителей;

- место и год (годы) выполнения;

- краткое содержание проекта:

1) какая проблема исследовалась;

2) обоснование выбора проблемы и цель исследования;

3) основные методы исследования;

4) главный достигнутый результат;

5) выводы;

6) программа действий (что планируется, что сделали).

Объем аннотации – не более 1 страницы.
в) Отчет о проведенных исследованиях должен содержать
1. Титульный лист, на котором должно быть написано:

  • Номинация, по которой выполнялся проект.

  • Название организации, при которой работает экологический коллектив.

  • Название проекта.

  • Название авторского коллектива (если работа индивидуальная: имя, фамилия автора, класс, школа).

  • Ф.И.О. руководителей.

  • Год (годы), в течение которого выполнялся проект.




  1. 2. Оглавление, перечисляющее разделы отчета с указанием страниц.



3. Справка о деятельности коллектива

  1. В справке нужно указать время создания коллектива, список школьников, участвовавших в работе над проектом (имя, фамилия, возраст, в каком классе и школе учатся – по состоянию на 2010/11 учебный год), фамилии и должности руководителей. Обязательно укажите, кто конкретно из школьников выполнял тот или иной разделы проекта, кто из руководителей отвечал за какую часть работы. Укажите особо отличившихся членов коллектива (если таких можно выделить), а также организации, с которыми вы сотрудничали в выполнении проекта (получали научные, профессиональные консультации, материальную или финансовую поддержку). Сюда же можно приложить отзывы различных организаций о деятельности коллектива, копии дипломов, газетных публикаций и пр., фотографии группы или отдельных членов коллектива с подписью.


4. Введение

В этом разделе следует сформулировать цель исследования, объяснить, на решение какой проблемы оно направлено, указать место проведения исследования (название и географическое местоположение), сроки выполнения проекта, организации, с которыми сотрудничали при выполнении проекта.

4а. Обоснование (обязательно для номинаций 1, 2)

Выберите тематическое направление (из предложенных для данной номинации), к которому относится ваша работа. Объясните, в чем состоит важность и особенности этого тематического направления для вашего региона и на чем был основан выбор вашей конкретной темы исследования.

Если вашу работу нельзя отнести к предложенным тематическим направлениям, объясните, к какой общей проблеме она относится, в чем состоит важность этой проблемы для общества в целом и ее особенности для вашего региона в частности.
5. Объект исследования

Постарайтесь дать достаточно полное описание объекта, включив в него все характеристики, имеющие значение для проведенного исследования, в том числе:

- сведения о рельефе, климате, современном состоянии растительности и животного мира. Желательно приложить подробную карту-схему (с указанием масштаба), рисунки, фотографии, графики и другой иллюстративный материал;

- сведения о традиционном природопользовании в этой местности, топонимике, населении (численность, этнический состав, основные занятия, выдающиеся люди и т.д.), культуре (обряды, традиции, народные праздники, фольклор и т.д.); о современном использовании объекта в хозяйственной и культурной жизни людей.
6. Методы исследования

Укажите, какие методики были использованы при проведении исследования. Описания методик должны быть достаточно подробными, чтобы читатель мог понять всю последовательность ваших действий. Опишите методики с учетом тех адаптаций, которые были сделаны для их использования в ваших конкретных условиях.

Если необходимо, включите в отчет обоснование выбора использованных в работе методов. Простая ссылка на мнение специалиста (научного консультанта), наверное, не самый интересный ответ. В каких работах использовались те же подходы для решения аналогичных задач? Подумайте, как еще можно было бы решить поставленную задачу.

Объясните, почему для получения выводов достаточно полученного объема данных.
7. Результаты исследований

Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в тезисах, таблицах, графиках, диаграммах. Отчет обязательно должен содержать исходные полученные данные, а не только результаты их обработки.
8. Выводы

Сопоставьте полученные данные с поставленными задачами. Какие выводы можно сделать на основании этих данных? Являются ли выявленные закономерности статистически достоверными или в каких-то случаях необходимы дополнительные исследования? Какие новые задачи имеет смысл поставить с учетом полученных результатов?
9. Прогноз

На основании полученных результатов (для номинаций 1-3) оцените экологическое состояние объекта на момент проведенного исследования. Попытайтесь также дать прогноз изменения этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
10. Программа действий

Программа практических действий по оздоровлению или сохранению изучаемого объекта должна опираться на результаты проведенных исследований. (Постарайтесь избежать рекомендаций общего характера, которые можно было бы написать, не собирая никаких данных о состоянии объекта). В программу действий должны входить как мероприятия, выполнение которых относится к компетенции местных и региональных органов власти, так и рекомендации населению, в том числе – перечень дел, которые планируют выполнить сами школьники. Отдельно опишите результаты уже проведенных вами природоохранных мероприятий.

Работа, предназначенная для выполнения школьниками, должна учитывать их возможности.
11. Список использованной литературы

Список использованной литературы составляется в соответствии с правилами, принятыми для научных публикаций. (Изучите список литературы в какой-либо монографии или сборнике работ по экологии и примите его за образец).
Перед подачей проекта на конкурс рекомендуем провести его публичное представление в школе, на городской конференции и т.п., по возможности – получить отзыв в местной природоохранной службе. Желательно опубликовать результаты исследований в СМИ.

Проект должен включать работы, выполненные в 2010 г. Если отчет об исследованиях объединяет результаты, полученные на протяжении нескольких лет, необходимо выделить в нем (например, как отдельную главу) результаты 2010 г.
Рекомендации по оформлению текстового отчета

Текст отчета (объемом не более 50 машинописных страниц, включая схемы, таблицы, графики, рисунки и фотографии) должен быть написан на русском языке.

Картографический материал должен иметь заглавие, масштаб, легенду.

Страницы отчета должны быть пронумерованы.

Напоминаем, что суммарный объем всех приложений к письму (заявка, аннотация и отчет) – не более 5 Мб.


V. ЭТАПЫ И СРОКИ проведения конкурса
Конкурс проходит в три этапа.

Работы на первый (региональный) этап следует направлять в региональную конкурсную комиссию не позднее 20 октября 2010 г.

Список региональных комиссий и их адреса приводится на сайте: www.chemeco.ru

Региональная конкурсная комиссия отбирает лучшие работы – победителей первого тура конкурса – и не позднее 25 ноября 2010 г. направляет их в оргкомитет в Москву для участия во втором этапе в электронном виде e-mail’ом по адресу hraniteli2010@gmail.com.

При отсутствии конкурсной комиссии в вашем регионе работы можно направить непосредственно в Москву, не позднее 20 октября 2010 г. по адресу оргкомитета: hraniteli2010@gmail.com

Второй этап (всероссийский)

Итоги второго этапа будут подведены в марте 2011 года и опубликованы в Интернете на сайте Партнерства www.chemeco.ru

Лучшие работы также будут представлены на сайте www.chemeco.ru

Третий этап – школа-конференция «Хранители Земли»

Школа-конференция будет проводиться в конце июня 2011 г. По результатам второго тура на нее будут приглашены представители авторского коллектива с руководителем. Программа школы-конференции предусматривает представление и защиту проектов в форме докладов, лекции и практические занятия.
VI. Награждение победителей конкурса

Победители конкурса награждаются Дипломами «Хранители Земли» семи ступеней. Дипломами VII (высшей) ступени награждаются авторские коллективы, проекты которых получили самую высокую оценку жюри.

Дипломами учредителей конкурса также будут награждаться руководители коллективов, отмеченных Дипломами высших (6-й и 7-й) ступеней, а также отдельные, наиболее активные школьники.
VI. Финансирование конкурса

Расходы по организации и проведению заочного и очного этапов конкурса несут на условиях долевого участия его учредители. Возможно привлечение спонсоров.

Командирование участников на третий этап конкурса (проезд и проживание) оплачивается командирующими организациями.


VII. Формы сопроводительных документов

Форма №1

«Человек на Земле»

VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских


<< предыдущая страница   следующая страница >>