microbik.ru
  1 ... 2 3 4

экологических проектов

2010–2011 г.г.



заявка на участие в конкурсе




Регистрационный №

(заполняется оргкомитетом)






Название коллектива (если авторов не более трех – их фамилии и имена)






Полное название школы, учреждения дополнительного образования или другой организации, при которой выполнялся проект






Город (поселок, деревня)







Регион (республика, область, край)






Название проекта








Номинация, на которую подается проект






Фамилия, имя, отчество руководителя (руководителей)






Почтовый адрес







Контактные телефоны







Адрес электронной почты






Работы на конкурс следует подавать только в электронном виде e-mail’ом по адресу hraniteli2010@gmail.com.
В бумажном варианте работы на конкурс приниматься НЕ будут.

Форма №2

«Человек на Земле»

VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских

экологических проектов

2010–2011 г.г.



Сведения о руководителе проекта

(если руководителей несколько, форма заполняется на каждого руководителя отдельно)


01.

Регистрационный №

(заполняется оргкомитетом)




02.

Фамилия, имя, отчество

(полностью)




03.

Должность





04.

Место работы (полное название учреждения)






05.

Регион (республика, область, край)





06.

Город (поселок, деревня)





07.

Образование, научная степень (если имеется)




08.

Стаж педагогической работы




09.

Фамилия, имя, отчество руководителя учреждения





10.

Почтовый адрес





11.

Контактные телефоны





12.

Адрес электронной почты





Работы на конкурс следует подавать только в электронном виде e-mail’ом по адресу hraniteli2010@gmail.com.
В бумажном варианте работы на конкурс приниматься НЕ будут.


VIII. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1.
Рекомендации

по выбору тематики исследований и методике выполнения проектов семейными коллективами с участием детей до 10 лет
Для полноценного развития ребенка очень важно, чтобы он приобрел в дошкольном и младшем школьном возрасте личный опыт постижения законов природы. К сожалению, современные учебные программы детского сада и начальной школы недостаточно эффективно решают эту задачу, хотя многие педагоги признают ее важность. Мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, имеющие опыт исследования природных объектов и явлений могут сами выступить в роли наставников для младших детей и помочь им принять участие в исследовательских проектах, подходящих для их возраста, способностей и интересов.

Дома, на прогулке, на летнем отдыхе и даже в рамках научной конференции можно, приложив некоторое усилие, привлечь внимание детей к тому, что жизнь мира природы подчиняется своим законам, которые можно понять, если правильно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Еще интереснее, самому вызвать определенные изменения в природном явлении (конечно, не разрушительное для него!), предсказать, что должно получиться, и проверить, так ли это на самом деле.

Очень важно в ходе исследования ненавязчиво и в доступной форме помогать детям усваивать следующие представления о природе:

  • Все живые существа (в том числе и люди), чтобы быть живыми и здоровыми, должны использовать природные ресурсы по законам природы.

  • В дикой природе отходы жизнедеятельности одних организмов перерабатываются другими организмами до состояния природных ресурсов.

  • Живая природа существует как единое целое и включает в себя великое множество разнообразных видов живых существ, среди которых нет плохих и хороших, правильных и неправильных.

  • Человек – особенный вид живых существ, который поддерживая свою жизнь по законам природы, использует природные ресурсы, чтобы создавать искусственную материальную среду: личные вещи и предметы быта, орудия труда, дома, дороги, разнообразные машины и механизмы.

  • Помимо искусственной материальной среды человек создает среду информационную, передавая другим людям свои знания и представления с помощью речи, рисунков, жестов, музыки и т.д.

  • Законы природы не подвластны воле человека и не поддаются на уговоры и приказания.

Семейные коллективы могут представить выполненные с участием детей до 10 лет проекты по экологическому мониторингу природной среды с помощью методов биоиндикации.

Например:

  • Оценить пригодность для жизни растений почвы на разных участках доступной для ребенка территории. Одинаковые сосуды (емкости из-под кока-колы с обрезанным верхом) заполнить почвой, взятой с исследуемых участков (например, глина из соседнего карьера, песок из песочницы, земля с дачной грядки). Посадить одинаковые растения. Поместить в одинаковые условия. Обеспечить одинаковый уход. Следить за судьбой растений. Описать (сфотографировать, зарисовать) и обсудить результат.

  • То же самое сделать, оценив прорастание семян кресс-салата.

  • Оценить здоровье окружающей природной среды по степени нарушения симметрии листьев березы (детали методики можно найти на сайте «Ученые – детям»).

  • Исследовать степень заселенности почвы мелкими обитателями. С этой целью извлечь из образцов почвы, взятых на разных участках доступной для ребенка территории, мелких обитателей. Набрать в сосуд из-под кока-колы почву с грядки, из песочницы, из-под куста живой изгороди и т.д., перевернуть сосуд горлышком в прозрачную чашку (например, обрезанное на высоту 10 см дно другой емкости) и нагреть дно перевернутого сосуда (например, с помощью настольной лампы). Обсудить с детьми, откуда взялись в нижнем (обрезанном) сосуде мелкие существа, попытаться определить их названия и обязательно вернуть эти существа домой: на грядку или под куст.

Также можно представить выполненные с участием детей до 10 лет проекты по такому тематическому направлению:

  • «Живая аптека». Изучить, где на доступной для ребенка территории (в лесу, на лугу, на дачном участке) растут лекарственные растения. Вместе собрать и обработать лекарственные растения. Описать, какие части растений можно использовать и от каких болезней? Как лечить членов своей семьи с помощью лекарственных трав? Вырастить лекарственные растения в доме (каланхоэ, алоэ, красулу толстянку, традесканцию, бриофиллюм, календулу, мяту).

  • «А у нас во дворе». Во дворе есть природные объекты: деревья, кустарники, травы, цветы, насекомые, животные и птицы. Хорошо бы, чтобы ребенок их узнавал и интересовался их жизнью и судьбой. Интересно выяснить вместе с ребенком, какие природные объекты живут в вашем дворе по воле человека, поинтересоваться, кто эти люди? Насекомые и птицы (во многих дворах и крыс можно увидеть иногда) появляются сами по себе. Хотя – птиц можно привлечь птичьими домиками. Есть ли они в вашем дворе? Наверное, кто-то из соседей (а быть может и вы сами) развешивает зимой кормушки для птиц и подсыпает туда корм. Есть ли поблизости от вашего двора место для выгула собак? Или хозяева выводят своих питомцев, куда глаза глядят? По-настоящему рукотворные объекты во дворе – скамейки, детские и спортивные площадки, места для сбора мусора. Кто и как ими пользуется? Нравятся ли они вам? Кто содержит их в порядке? Хорошо или плохо? С кем вы дружите в своем дворе? Что вы знаете о своих соседях? И т.д.

  • «Вода в доме». Изучить вместе с ребенком места в доме, где нужно использовать воду (кухня, ванная, туалет, поилка у птиц, домашние растения, аквариум). Выяснить, откуда и как вода попадает в дом, сколько ее нужно для той или другой цели и нужно ли воду предварительно готовить для использования. На какие домашние нужды используется вода, на что ее тратится больше всего и откуда берется вода в доме, как дома следить за чистотой воды. Приготовить несколько сосудов с чистой и загрязненной (песком, тушью, мусором) водой, предложить ребенку оценить качество воды. Попробовать вместе с ребенком очистить воду: отцедить крупный мусор, осадить песок, отфильтровать (например, через слой ваты на дне воронки). Познакомиться с работой домашнего очистителя воды, если он есть. Оформить результаты наблюдений и исследований в виде альбома с фотографиями, рисунками, таблицами и текстами.

  • «Малыши и взрослые». Организовать наблюдение за развитием мальков в аквариуме, котят, щенят или птенцов (что окажется возможным). Описать, зарисовать, сфотографировать, как изменяется форма организмов при развитии? Как и когда малыши становятся похожими на родителей?

  • «Запасы». Изучить вместе с ребенком, какие хранятся в доме запасы пищи и в каких условиях. Описать вредителей домашних запасов и способы борьбы с ними. Изучить, как оценивать, не испортились ли запасы. Описать судьбу испорченных запасов.

  • «Идем по плану». Составить вместе с ребенком план квартиры, а также карту-схему микрорайона и дачного участка. Обозначить на этих схемах места общего пользования и свою комнату, магазин, почту, детскую площадку, поликлинику и детский сад или школу. Изучить план посадки деревьев и кустарников на территории. Выяснить, какие правила помогают всем жить дружно в семье? В детском саду или школе? В микрорайоне?

  • «Упаковки». Собрать вместе с ребенком коллекцию разных упаковок. Описать их судьбу после первичного использования. Придумать вместе, как дать упаковкам вторую жизнь. Составить коллекцию таких вещей. Описать судьбу новых вещей, сфотографировать их и зарисовать.


На сайте «Ученые – детям» НИИ ФХБ имени А.Н.Белозерского МГУ имени М.В.Ломоносова [http://kids.genebee.msu.su] можно познакомиться с некоторыми примерами такой работы и попробовать свои силы, выполнив вместе с детьми младшего возраста интересное исследование, доступное им по возрасту и способностям, и подготовив материалы для участия в конкурсе.
Рекомендации подготовлены Татьяной Васильевной Потаповой,

доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником

НИИ ФХБ имени А.Н.Белозерского

МГУ имени М.В.Ломоносова

<< предыдущая страница