microbik.ru
1 2 ... 18 19
Конспекты лекций по

истории Отечества

профессора Кафедры истории Российского государства Московского государственного университета,

доктора исторических наук

Андрея Владимировича Квакина,

прочитанные в 2000 – 2009 годах на 1 курсе Юридического факультета МГУ

имени М.В. Ломоносова

2009


Министерство образования Российской Федерации

Рекомендовано:

НМС по истории

Председатель

А.О. Чубарьян

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования

Г.К. Шестаков

3 июля 2000 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ


Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям

© Министерство образования Российской Федерации

© ГНИИ ИТТ "Информика" (Интернет публикация)

Москва 2000 г.


Цель и задачи курса


Дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

Показать – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.

Показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.

Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.

Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

Место истории в системе социогуманитарного образования


Раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук. Значение междисциплинарных исследований и образовательных курсов.

Значение преподавания истории в среднем школьном образовании; необходимость привития учащимся высших учебных заведений (неисторического профиля) представлений об истории, об образовательной и воспитательных функциях исторической науки.

Понимание значения истории для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

Взаимосвязь истории и других гуманитарных и социальных наук (социологии, психологии, культуры и др.), а также взаимодействие истории и биологии, экологии и прочих дисциплин естественно-научного профиля.

Распределение часов курса по темам и видам работ


Темы

Лекции

Семинары

Самостоятель-ные работы

Введение

2

2

4

Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России

2

2

2

Тема 2. Этапы становления российской государственности.

Особенности политического и социального строя Российского государства IX – XVIII вв.

6

6

6

Тема 3. Общая характеристика экономического развития России в IX – XVIII вв.

6

4

4

Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века

4

2

6

Тема 5. Альтернативы российским "реформам сверху" в XIX в.

2

6

4

Тема 6. Россия в начале XX в.

4

2

6

Тема 7. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914 – 1920 гг.

4

4

6

Тема 8. Формирование и сущность советского строя. 1921 - 1945 гг.

4

4

6

Тема 9. Советский Союз в условиях «холодной войны»

6

2

6

Заключение

2

2

4

ВСЕГО

42

36

54

Введение


Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком.

Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).


следующая страница >>