microbik.ru
1
Делимся опытом

Наталия Геннадьевна Мирошниченко

воспитатель, г. Балашиха

Конспект непосредственной образовательной деятельность с детьми подготовительной группы «Заповедные места России»

(образовательные области «Социализация», «Познание», «Коммуникация»)

Цель: Формирование в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу.

Задачи: обучающие: - Познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; - Познакомить с наиболее известными заповедниками на территории нашей страны, их назначением; развивающие: - Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к родной природе, патриотические чувства.

Оборудование и материалы:

Презентация на тему «Природные зоны России», иллюстрации с изображением обитателей заповедника средней полосы России «Лосиный остров», картинки для дидактической игры «Кто, где живет», шапочки с изображением обитателей заповедника «Лосиный остров» для физкультминутки, карта природных зон России.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций и беседа о разных климатических зонах нашей страны: климатических условиях, растительном и животном мире; наблюдения в природе, чтение художественных произведений.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. Сегодня мы поговорим с вами о нашей стране – о России. Вы знаете, что это? (карта). Да это карта России. Посмотрите, какая она разноцветная, на ней много и голубого, и зеленого, и коричневого и желтого цветов. Как вы думаете, что обозначают голубые пятна и линии на ней? (ответы детей – это озера и реки) А что обозначено зеленым цветом? Правильно, леса, луга и поля. Коричневым, обозначены горы и степи. Обратите внимание, какого цвета на карте больше? (зеленого) Да это так. Наша страна очень большая, на ее территории много лесов. Лес, для насекомых, птиц, зверей – дом родной. Люди приходят в этот дом, как в гости, и как в гостях должны соблюдать определенные правила, чтобы не потревожить жителей леса. Но не всегда люди соблюдают эти правила: ломают деревья в лесу, загрязняют водоемы, мусорят, шумят, пугают хозяев леса: птиц и зверей и тогда звери убегают и даже погибают. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений. Если о них не позаботиться, то они совсем исчезнут. Чтобы сохранить животных защитники природы создали такие места, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения и животные. Эти места называются - заповедники. В заповедниках, запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. В заповедниках нельзя ездить на машинах, можно ходить только по тропинкам. Жизнь здесь течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. Тишина, покой, отсутствие людей и машин помогают животным спокойно жить и растить потомство. В России создано много заповедников и расположены они в разных природных зонах.

- С какими природными зонами мы с вами знакомы? (ответы детей: тундра, тайга, леса средней полосы России, степи, пустыни)

- На территории каждой природной зоны существуют свои заповедные места и сегодня, мы отправимся в видеопутешествие по самым известным из них. Занимайте места перед экраном (показ слайдов). Комментарии педагога по ходу фильма: на Крайнем севере нашей страны расположена зона тундры. На территории тундры находится Лапландский заповедник. Здесь нет лесов, очень холодно, а на территории заповедника произрастают мох, лишайники, карликовые деревца. Главные обитатели заповедника – это песец, полярный волк, полярная сова, белый медведь, северный олень. Долгое время люди охотились на этих животных, и чтобы сохранить их был создан заповедник.

- Если мы сядем на оленью упряжку (слайд) можно доехать до следующей природной зоны, она называется тайга (слайды с природой и животными). На территории тайги расположен Саяно-Шушенский заповедник. Тайга – это хвойные леса. Какие хвойные деревья вы знаете? (ель , сосна) (слайд) (воспитатель дополняет ответ: пихта, кедр, лиственница и показывает слайды)Самое ценное хвойное дерево – кедр (слайд), оно дает полезные для здоровья орешки – кедровые, их любят и люди, и животные. На территории Саяно – Шушенского заповедника животных видимо-невидимо: это и медведи, и лисы, и волки, и белки, и бурундуки (слайды), есть и такие животные, с которыми вы еще не знакомы – это рысь, соболь.

- А теперь перенесемся на юг нашей страны – в зону степей (слайд). В степной зоне находится Астраханский заповедник, на его территории под охраной проживают такие животные, как сайгаки, тушканчики, енотовидная собака, степной волк (демонстрация слайдов). В этом заповеднике живет редкая красивая птица – белая цапля (слайд). У нее длинные ноги, изящная шея, красивое оперение. Самое знаменитое и редкое растение Астраханского заповедника это лотос (слайд). Все эти прекрасные, редкие животные и растения занесены в Красную книгу (слайд) и охраняются государством.

- А сейчас, поиграем в дидактическую игру «Кто, где живет» (на столе разложены иллюстрации животных разных природных зон, их надо выбрать и разложить по месту обитания. Дети раскладывают животных тундры, тайги, степи).

- Ребята, на территории какой природной зоны мы с вами проживаем? (ответы детей) Недалеко от того места, где мы с вами живем, находится самый настоящий заповедник. Он расположен на северо-востоке Москвы и захватывает часть Балашихи, называется он «Лосиный остров». Как вы думаете, почему заповедник получил такое название? (ответы детей, воспитатель подводит детей к мольберту с картинками)

- Правильно, главным животным здесь всегда был и остается лось, но встречаются кабаны, лисы , зайцы, белки, бобры, пятнистые олени. Природы «Лосиного острова» очень разнообразна и я предлагаю вам отправиться на экскурсию по заповеднику. Но сначала давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети повторяют правила поведения и подходят к указателю заповедника «Лосиный остров». Читают надпись «Посторонним вход воспрещен».

Воспитатель – А что же нам делать? (в зависимости от ответа детей) Я тоже в растерянности, но я захватила волшебные маски. Мы наденем их и превратимся из ребят в зверят, и станем лесными жителями. Вы согласны? (надевают маски) Итак мы отправляемся в путь, изображая животных (дети идут в обход по залу, имитируя движения животных под звуки леса). Вот мы и в заповеднике у ручья, который носит название «Громовой ключ». Как вы думаете, почему он так называется? Тогда послушайте легенду. Давным-давно над лесом разразилась гроза. Сверкающая молния ударила в землю, и на этом месте забил ключ. С тех пор этот ручей стали называть «Громовым ключом», вода в нем оказалась чистой и вкусной. Посмотрите на берегу ручья для нас приготовлены загадки (изображения птиц) Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие)

Воспитатель – Молодцы! Продолжим нашу прогулку по заповеднику.

Воспитатель – Ребята, здесь чей-то дом (дупло). Как вы думаете, чей это дом? (ответы детей)

Белка – Сколько ребят ко мне в гости в заповедник пожаловало. Но я вас не боюсь. В заповеднике, никого люди не обижают, наоборот берегут растения и животных. Весной и летом в нашем заповеднике растет много разных растений . Есть очень редкие, они занесены в Красную книгу.

Воспитатель – Белочка, а наши ребята хорошо знают редкие растения.

Белка – А я сейчас проверю (белка показывает изображения редких растений). Весной расцветает (подснежник), летом (ландыш, мать и мачеха ).

Воспитатель – В заповеднике живет много зверей, люди подкармливают их зимой сеном, овощами, зерном. Отгадайте, кого недавно встретила белочка:

Белый на белом
Написал, где бегал,
Рыжая прочтет - белого найдет (лиса и заяц)

Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, Рога раскинув широко (лось)

Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый (волк)

Белочка – Молодцы! Вот вам за отгадки мои подарки (орешки и силуэты животных) Не забывайте меня и моих друзей.

Воспитатель – Спасибо, белочка, до свидания. А наша экскурсия подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад (дети снимают маски и рассаживаются на стулья)

Воспитатель – Вот мы и в детском саду. Сегодня мы с вами познакомились со многими заповедными местами России и в одном даже побывали.

Воспитатель - Скажите мне, как вы понимаете, что такое заповедник? Как называется заповедник, где мы были на экскурсии?

Воспитатель – На этом наше путешествие заканчивается. Домашним заданием для вас будет раскрашивание силуэтов птиц, которые вам подарила белочка. А нашим гостям скажем: «до свидания»