microbik.ru
1
План – конспект открытого урока русского языка в 10 классе

Тема урока: «Фразеология»

Тип урока: комбинированный

Цели:

систематизировать и углубить знания по фразеологии как о разделе науки о языке,

показать разнообразие и богатство фразеологизмов русского языка.

Задачи:

развивать умения различать фразеологизмы по структуре и их стилевой принадлежности, совершенствовать навыки пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи;

повышать речевую культуру учащихся, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.

Оборудование: ПК, фразеологический словарь, справочный материал, рабочий лист с дидактическим материалом для самостоятельной работы.

Проект урока

№п/п

Вид деятельности

Время

Использование ТСО

1

Организационный момент

2 мин




2

Обобщение материала по теме «Фразеология»

Беседа по плану (см. пояснения к ходу урока)

8 мин

ПК Слайды презентации №2-7

3

Индивидуальная самостоятельная работа

Задания на рабочем листе. 1 – 5 задания по плану на слайде.

25 мин

слайд №8

4

Фразеологическая разрядка

6 мин

слайды презентации

№ 9 - 19

5

Подведение итогов. Оценки за урок.

4 мин




Пояснения к ходу урока

1. Организационный момент.

Формулирование целей и задач урока.

- Мы вспомним все вам известное об устойчивых сочетаниях, узнаем много нового и интересного, а также научимся находить ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Надеюсь, что после сегодняшнего урока вы будете правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, ведь они, по словам В.Г. Белинского, «составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».

II Обобщение материала по плану.

а) Что такое фразеологизм? В каком разделе лингвистики изучаются фразеологизмы?

б) Разряды фразеологизмов по грамматической структуре -слайд №2

в) Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски -слайд №3

г) Происхождение фразеологизмов - слайд № 4

д) Фразеологизмы однозначные и многозначные. -слайд №5

е) Фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы - антонимы. слайд №6

ж) Роль фразеологизмов в предложении слайд №7

III. .Индивидуальная самостоятельная работа учащихся ( с применением ТИО)

а) Все задания - на Рабочем листе (выдаётся каждому ученику). Критерий оценивания работы указан там же. Задания 1 – 5 даны строго по плану обобщения материала. (см. Приложение 1)

- На рабочем листе вы ставите себе желаемую оценку, по окончании работы – фактическую.

Пользуйтесь фразеологическими словарями и справочным материалом, приготовленным для вас, особенно при выполнении заданий 1 – 5.

. «3»

«4»

«5»




ФИ уч.

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

ОЦЕНКА

Иванов




























б) Тест по теме «Фразеология». Это дополнительное задание, и оценивается оно отдельно.

Тест выполняют те учащиеся, кто справился с заданиями Рабочего листа(см. Приложение 2)

IV. Фразеологическая разрядка..

-1. Сейчас нужно будет назвать фразеологизмы, изображённые «иностранными художниками, которые поняли их значение буквально». Презентация – слайды 9 – 15

(идти черепашьим шагом, съесть пуд соли, крокодиловы слёзы, льёт как из ведра, работать спустя рукава, семь пятниц на неделе).

2. .Объясните происхождение выражения «глухая тетеря» - слайд 16.

3. Подберите слова, отвечающие на вопрос какой? – слайд 17.

4. Вспомните фразеологизмы со словом огонь. – слайд 18

5. Восстановите выражение – слайд 19.

V. Подведение итогов работы

-Фразеологические обороты активно используются как в устной, так и в письменной речи,

не только в художественной литературе, но и в публицистической. Иногда в газетах, журналах можно встретить устойчивые словосочетания – фразеологизмы. Как не допустить в речи оши-

бок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов? Как вы думаете, для чего нужно

изучать фразеологию?

-Да, фразеологизмы – одно из наиболее выразительных средств языка, и знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – её драгоценные нити, сообщающие ткани своеобраз-

ную, неповторимую расцветку и блеск.

Оценка за урок Какие из предложенных заданий показались наиболее трудными? Интересно ли было работать? Что было, на ваш взгляд, наиболее интересным? Комментирование полученных оценок.

Рабочий лист. Фамилия, имя ___________________________________

Оценка: «3» - выполнено 1 - 5 заданий Ожидаемая оценка

«4»- выполнено 1 - 7 заданий без замечаний

«5»- выполнены все задания без замечаний Фактически

. «3»

«4»

«5»

.№ задания

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

выполнение
























1. Распределите данные фразеологизмы в 2 столбика

Куда кривая вывезет, ни рыба ни мясо, когда рак на горе свистнет, смотреть сквозь пальцы, бабушка надвое сказала, между двух огней, ни свет ни заря, как корова языком слизала.

фразеологизмы - словосочетания фразеологизмы – предложения

2. Распределите фразеологизмы с точки зрения стилистической окраски

Путём мирного урегулирования, встреча в верхах; ни кожи ни рожи, морду воротить; компостировать билет, повестка дня; водой не разольёшь, как с гуся вода.

Нейтральные книжные разговорные просторечные

3. Сгруппируйте фразеологизмы по происхождению

Ахиллесова пята, авгиевы конюшни, принцесса на горошине; при царе Горохе, во всю ивановскую, с гулькин нос; исчадие ада, земля обетованная, глас вопиющего в пустыне;.

исконно русские из старославянского языка иноязычного происхождения

4. Над однозначными фразеологизмами поставьте цифру 1, над многозначными – 2.

Собраться с силами, пустить петуха, во весь дух, витать в облаках, ставить в

тупик, камень преткновения, валять дурака, мокрая курица, на первый взгляд.

5. К фразеологизмам левого столбика подберите фразеологизмы – антонимы из правого столбика.

а Хоть иголки собирай- 1 не покладая рук

б Заваривать кашу - 2 воспрянуть духом

в Коломенская верста - 3 как кошка с собакой

г Повесить нос - 4 ни зги не видно

д Жить душа в душу - 5 от горшка два вершка

е Сидеть сложа руки 6 расхлёбывать кашу

6. Подчеркните словосочетания, в которых выделенное слово можно заменить антонимом. Чем отличаются друг от друга словосочетания в паре? Ответьте письменно.

глубокий пруд – глубокий старик

короткое пальто – короткое замыкание

поднять занавес – поднять тревогу

принести стул - принести пользу

7: Составьте фразеологизмы, соединив соответствующие буквы с цифрами.

( например, Е5)

А. Дрожит 1. до небес

Б. Водить 2. сложа руки

В. Сидеть 3. в собственном соку

Г. Вариться 4. на чистую воду

Д. Делать 5. как сыр в масле

Е. Выводить 6. за нос

Ж. Катается 7. из мухи слона

К. Возносить 8. как осиновый лист

8. В следующих фразеологизмах подчеркните слова, которые не могут сочетаться с другими словами.

закадычный друг заклятый враг

бить баклуши точить лясы

сломя голову с гулькин нос

попасть впросак насупить брови

Ответьте на вопрос. Что даёт человеку использование в речи фразеологизмов?

Приложение

9. Тест по теме «Фразеологизмы» (оценка отдельно за этот тест)

1) Отметьте фразеологизмы со 5) Указать № фразеологизма, значение

значением «хвалить» : которого определено неправильно:

А) отдавать сердце а) гнаться за длинным рублём –стремиться

Б) возносить до небес найти работу с высокой оплатой неза-

В вспоминать добрым словом висимо от того, нравится она или нет.

Г) наклеивать ярлыки б) притча во языцех – то, что известно всем,

является частым предметом обсуждения

2) Отметьте фразеологизмы со в) быть под мухой – быть в глупом положении

значением «обманывать»: г) пустить петуха–сорвавшись на высокой ноте

а) бросать слова на ветер во время пения, издать писклявый звук

б) водить за нос

в) валить с больной головы на здоровую 6) Указать № фразеологизма, значение

г) смотреть сквозь пальцы которого определено правильно.

д) обводить вокруг пальца а) втирать очки – льстить, преувеличенно

хвалить кого - либо

3) Отметьте фразеологизмы со б) дары данайцев – чрезвычайно щедрое

значением «бездельничать»: вознаграждение

а) плясать под чужую дудку в) краеугольный камень – помеха, затруднение

б) бить баклуши в каком – либо деле

в) ходить на задних лапках г) поднимать на щит – создать благоприятные

г) праздновать лентяя условия для осуществления чего - либо

д) лежать на печи

7) Указать, каким членом предложения

4) Отметьте фразеологизм со является выделенный фразеологизм:

значением «свободный»: «Сын у меня не тёмная лошадка, - с расстановкой

а) сам себе голова сообщает Михайлов. – Учится отлично».

б) ноль без палочки а) подлежащее

в) без году неделя б) сказуемое

г) сбоку припёку в) определение

д) музейная редкость г) дополнение

д) обстоятельство
8) Определить значение фразеологизма 9) Определить стилистическую окраску

набить руку: выделенного фразеологизма

а) отомстить кому – либо за нанесённую Там, между полей, змеёй вилась дорога и

обиду убегала за лес, в обетованную землю,

б) делать что-либо в состоянии гнева, в Петербург:

будучи сердитым а) нейтральная

в) приобрести опыт, умение, сноровку б) книжная

г) начать конфликт, ссору с кем – либо в) разговорная

г) просторечная


№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

№ ответа

б, в

в

б, д

б

б, г, д

б

а

в

б