microbik.ru
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 42 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

КОНСПЕКТ

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАНЯТИЯ

«СКАЗКА В ИСКУССТВЕ»

ТЕМА: «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ: СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

НАПРАВЛЕННОСТЬ ГРУППЫ: ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ: НОЯБРЬ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ




ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:




КОЗЛОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории



г. НОВОСИБИРСК

ЦЕЛЬ:

Познакомить детей с картиной «Царевна - лягушка» Виктора Михайловича Васнецова.

ЗАДАЧИ:

1.Развивать у детей интерес к сказочной живописи, отмечая своеобразие выразительных средств.

2.Воспитывать желание к сопереживанию героям картины, вызывать радость, удовольствие от встречи с прекрасными произведениями.

МАТЕРИАЛ:

музыка: «Барыня» русская плясовая

живопись: «Царевна - лягушка» В. М. Васнецов

литература: «Царевна - лягушка» А. С. Пушкин

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- рассказывание сказки «Царевна - лягушка»,

- рассматривание иллюстраций к сказке, старинной русской одежды.

- на музыкальных занятиях слушание русских народных плясок, показ танцевальных движений под них, закрепление русских народных музыкальных инструментов и элементы исполнения на них.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Музыкальный руководитель:

- Ребята, я приглашаю вас заглянуть в сказку и еще раз встретиться с Василисой Премудрой.

Звучит русская народная музыка, дети рассматривают репродукцию.

Музыкальный руководитель (читает текст):

«Пошла Василиса Премудрая танцевать, махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой - и поплыли по воде белые лебеди. Царь и гости диву дались».

«А сама-то величава,

Выступает, будто пава…»

Музыкальный руководитель:

- Ребята, какое настроение было у вас, когда вы слушали музыку, стихи и рассматривали картину?

Дети (высказывают свои «ощущения»): веселое, радостное, праздничное, танцевать хочется.

Музыкальный руководитель:

- Кто же на картине главный и как художник это показал?

Дети (высказывания): Главная - Василиса Премудрая. Художник изобразил ее в самом центре картины, крупным планом. Она одета в дорогое, русское платье с длинными рукавами цвета кожи лягушки. Это танец Царевны-лягушки на пиру у царя-отца Ивана-царевича.

Музыкальный руководитель:

- Расскажите о царевне, какая она?

Дети (высказывания): У нее, как у русской девушки две длинные косы. На голове золотой венец с крупными жемчужинами. Старинное изумрудное платье с белой рубашкой и расшитые сапожки на каблучках. Она изящно танцует русский танец с платочком. Грациозно откинула голову назад, изогнулась всем телом, у нее плавные движения рук. Взмахнула правой рукой - появились белоснежные лебеди.

Музыкальный руководитель:

- Кто изображен вокруг царевны?

Дети (высказывания): Музыканты, которые одеты в русские кафтаны разного цвета и играют на старинных музыкальных инструментах - балалайка, рожок, виола, домра, гусли. Сидя они пританцовывают ногами вместе с царевной. Отстукивают плясовой ритм танца. Своими позами и улыбками они передают задорный характер танца.

Музыкальный руководитель:

- Ребята, как вы думаете, почему Виктор Михайлович Васнецов изобразил царевну спиной к нам?

Дети (высказывания): Она танцует перед гостями на пиру и для всех простых людей, веселящихся и танцующих на берегу озера.

Музыкальный руководитель:

- Какое время года изобразил художник?

Дети (высказывания): На деревьях зеленые листья. На пруду в лодке плавает рыбак и красивые птицы: лебеди, утки и гуси. На воде цветут кувшинки и лилии. Девушки, одетые в летние сарафаны водят хоровод. За ними деревенька и поля со скирдами убранного хлеба. В загоне пасутся коровы.

Музыкальный руководитель:

- Какие краски использует Васнецов в этой картине?

Художник использовал для написания картины «Царевна - лягушка» в основном теплые и мягкие цветовые тона. Сочетание голубых, зеленых, красных, светло-коричневых, белых тонов передает ощущение веселого, радостного праздника.

Когда художник рисует картину, он может изобразить только один момент из сказки, а мы всегда вспоминаем, что было до и после. Помните сказку? Кто хочет рассказать, что было до праздника и танца царевны? (Ответы детей) А что будет после? (Ответы детей) Какая чудесная сказка! Чему она нас учит? Дети (высказывания): Добро всегда побеждает зло. Сказка вызывает чувство сострадания и переживания, как к животным, так и к людям.

В конце занятия музыкальный руководитель может предложить ребятам сыграть на русских музыкальных инструментах или сплясать, как плясала царевна. Включается «Барыня» дети по желанию танцуют и играют.