microbik.ru
1
КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ В 11 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: " MICROSOFT WORD.

РЕДАКТОР ФОРМУЛ MICROSOFT EQUATION 3.0 "

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: повторить правила работы в текстовом редакторе WORD, применение этих правил при наборе текста; изучить порядок ввода формул в текстовом редакторе Word; обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Воспитательные: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, познавательной активности, развитие коммуникативности.

Развивающие: развитие памяти, логики, информационной грамотной речи и сознательного восприятия учебного материала.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент (тема, цели).

  2. Актуализация опорных знаний.

Учащиеся класса отвечают на заранее приготовленные тесты.

Тест

(Microsoft Word)

1 вариант

1. Microsoft Word - это:

  1. графический редактор

  2. текстовый редактор

  3. редактор таблиц

2. Какая пиктографическая панель отвечает за вид текста:

  1. стандартная

  2. рисования

  3. форматирования

3. Команды открытия и сохранения файлов находятся:

  1. файл

  2. вставка

  3. сервис

4. Для обозначения конца абзаца используется клавиша:

  1. Enter

  2. Shift+Enter

  3. Tab

5. Чтобы выделить абзац целиком нужно:

  1. Щелкнуть на нём мышкой два раза

  2. Щелкнуть мышкой на полосе выделения при нажатой клавише Ctrl

  3. Дважды щелкнуть по полосе выделения

6. Какая команда помещает выделенный фрагмент текста в буфер без удаления:

  1. Копировать

  2. Вырезать

  3. Вставить

7. Какой из маркеров горизонтальной координатной линейки служит для установки отступа простой строки:

  1. Верхний

  2. Нижний левый

  3. Нижний правый

8. Поместить в документ рисунок можно при помощи пункта меню:

  1. Вид

  2. Сервис

  3. Вставка

9. Какой из пунктов меню позволяет работать с мастерами документов:

  1. Правка

  2. Файл

  3. Вставка

10. Номера страниц можно выставить при помощи меню:

  1. Вид

  2. Вставка

  3. Правка

11. Колонтитулы в документ можно ввести, используя меню:

  1. Правка

  2. Вид

  3. Вставка

  1. Объяснение нового материала.

1. Общие положения.
Во многих научных и исследовательских работах часто встречаются математические формулы. Для их ввода Word имеет в своем арсенале Редактор формул, позволяющий соответствующим образом располагать элементы математических формул и выводить их на печать.
Редактор формул – это инструмент визуального редактирования, размещающий структуры математических формул, в которые можно вводить с клавиатуры и вставлять из буфера числа, буквы, символы и другие элементы.
Редактирование уже введённых в документ Word формул выполняется после двойного щелчка по ним или вызова команды Правка\Объект\ Формула\ Изменить – текстовый редактор Word запускает Редактор формул с готовыми для правки элементами формул .

2. Ввод формул в текст.
Добавление формул в отчет выполняется следующим образом:
1. Установите курсор в место ввода формулы.
2. В меню Вставка выберите команду Объект, щелкните на вкладке Создание и в списке Тип объекта выберите Microsoft Equation 3.0. Если вы хотите, чтобы формула свободно перемещалась поверх текста, оставьте флажок «Поверх текста установленным». Чтобы поместить формулу в текст и сохранить ее расположение около какого–либо фрагмента текста, снимите этот флажок
3. Для запуска Редактора формул щелкните на кнопке OK .На экране появятся меню и панель инструментов Редактора формул, а также рамка для ввода формулы, как показано на рис. 1 .
4. Введите формулу с помощью панели инструментов Формула.
5. Закончив ввод формулы, щелкните в документе за пределами рамки формулы.


Рис.1 Панели инструментов редактора формул.
В верхнем ряду панели инструментов Формула расположены кнопки математических и других употребляемых символов. В нижнем ряду находятся кнопки элементов структуры формул.
Все элементы формулы, такие как буквы, числа и символы (вводимые с клавиатуры и выбираемые на панели символов), вставляются в ячейки элементов формулы. Большинство шаблонов содержат пустые ячейки для символов, а также вертикальную черту и черту снизу. Пульсирующие вертикальная и нижняя горизонтальная черты выполняют роль курсора.
Ввод формулы. Построение формулы напоминает сооружение объемной фигуры из мелких деталей самой разнообразной формы – нужно последовательно выкладывать по одной детали, чтобы, в конце концов, получилась законченная фигура.
Введем формулу:
http://www.kgafk.ru/www/kgufk.nsf/0ac94bfb045560d4c3256d440047e09a/cfd2bbf881d43b4fc3256e9a0047a10f/body/0.160c!openelement&fieldelemformat=gif
Рис.2.Формула – образец.
Для построения формулы, показанной на рис .2, нужно сначала разделить ее на элементы и затем вводить по одному элементу в такой последовательности:
http://www.kgafk.ru/www/kgufk.nsf/0ac94bfb045560d4c3256d440047e09a/cfd2bbf881d43b4fc3256e9a0047a10f/body/0.1f6e!openelement&fieldelemformat=gif
Построение левой части уравнения.

Левая часть уравнения, приведенного на рис.2 , строится в такой последовательности:
1. Введите букву z. Редактор формул автоматически помещает ее в ячейку. Буква отображается курсивом , как принято изображать все переменные в математической литературе .
2. Для отображения шаблонов показателей степени щелкните на третьей кнопке во втором ряду панели инструментов Формула. Чтобы ввести показатель степени числа z , выберите шаблон верхнего индекса (который появляется на раскрывающейся панели в первой строке первого столбца – см. рис.)
3. Редактор формул вставляет ячейку верхнего индекса, которая расположена выше буквы z и меньше размером.
http://www.kgafk.ru/www/kgufk.nsf/0ac94bfb045560d4c3256d440047e09a/cfd2bbf881d43b4fc3256e9a0047a10f/body/0.4f7a!openelement&fieldelemformat=gif
Рис.3.Шаблон для ввода верхнего индекса .
3. Введите число 3 , а затем нажмите клавишу Tab , чтобы выйти из ячейки верхнего индекса и вернуться в главную ячейку формулы. Клавиша Tab перемещает точку ввода между различными элементами формулы – в данном случае между показателем степени и переменной .
4. Теперь введите знак равенства – на этом ввод левой части уравнения завершен.
Можно изменить размер любого элемента формулы, выбрав в меню Размер команду Определить. В диалоговом окне Размеры укажите новые размеры для обычных знаков верхних и нижних индексов , а также других указанных вами элементов.
Построение выражения с кубическим корнем. Эта часть формулы строится так:
1. Щелкните мышью на второй кнопке во втором ряду панели инструментов Формула для отображения всех имеющихся вариантов корней. На раскрывающейся панели дробей и корней , показанной на рис.4, выберите корень с показателем .Редактор формул устанавливает точку ввода под знаком корня .
2. Нажмите клавишу Tab , чтобы перейти в ячейку показателя корня, и введите число 3.
http://www.kgafk.ru/www/kgufk.nsf/0ac94bfb045560d4c3256d440047e09a/cfd2bbf881d43b4fc3256e9a0047a10f/body/0.977c!openelement&fieldelemformat=gif

Рис. 4. Шаблон для ввода корня с показателем степени
Ввод выражения под знаком корня. При введении формулы под знак корня для перемещения между ячейками пользуйтесь клавишей Tab.
1. Для возвращения под знак корня нажмите клавиши Shift + Tab . Нажатие этих клавиш вызывает перемещение точки ввода в формуле в обратном направлении.

2. В ячейку под знаком корня вставьте скобки, выбрав соответствующий шаблон, как показано на рис.5
3. В расположенную в скобках ячейку введите дробь из шаблона, показанного на рис.6.
4. В ячейку числителя введите число 1.
http://www.kgafk.ru/www/kgufk.nsf/0ac94bfb045560d4c3256d440047e09a/cfd2bbf881d43b4fc3256e9a0047a10f/body/1.2f0a!openelement&fieldelemformat=gif
Рис. 5. Шаблон для ввода скобок
http://www.kgafk.ru/www/kgufk.nsf/0ac94bfb045560d4c3256d440047e09a/cfd2bbf881d43b4fc3256e9a0047a10f/body/2.2b82!openelement&fieldelemformat=gif
Рис. 6. Шаблон для ввода дробей.
Вместо вставки в формулу с помощью шаблона скобок можно ввести их непосредственно с клавиатуры, что значительно проще, однако это возможно лишь в том случае, если высота выражения в скобках равна высоте одного знака, например (x).Если же высота выражения выше, придется пользоваться шаблоном, потому что только в этом случае высота скобок будет увеличиваться ровно настолько, чтобы скобки охватывали все вводимое в ячейку выражение.

Ввод знаменателя. Следующим шагом в построении формулы будет ввод знаменателя. Здесь вновь будет использована клавиша Tab , на этот раз для перехода в ячейку показателя степени. Выполняется эта операция так :
1. Нажмите клавишу Tab для перехода в ячейку знаменателя.
2. Введите знак квадратного корня, выбрав на раскрывшейся панели соответствующий шаблон, как показано на рис. 7.
3. Под знаком корня введите букву x.
4. Вставьте ячейку показателя степени и введите число 2.
5. Нажмите клавишу Tab и введите выражение + y.
6. Вставьте ячейку показателя степени и введите число 2.
http://www.kgafk.ru/www/kgufk.nsf/0ac94bfb045560d4c3256d440047e09a/cfd2bbf881d43b4fc3256e9a0047a10f/body/3.2c6c!openelement&fieldelemformat=gif

Рис.7.Шаблон квадратного корня.
Завершение ввода формулы. Завершающий этап – ввод показателя степени для заключенного в скобки выражения:
1. Нажмите клавишу Tab четыре раза, чтобы установить точку ввода за пределами скобок.
2. Вставьте ячейку показателя степени и введите число 2. Формула готова.
3. Щелкните мышью в окне документа за пределами рамки формулы. Word скроет панель инструментов Формула и восстановит стандартное меню.

IV. Практическая работа на компьютерах.

1. Ввести текст «Ввод в документ математических формул с помощью редактора формул Microsoft Equation 3.0», установить курсор на новую строку.
2. Ввести формулу согласно своему варианту (см.ниже) стилями «Математический», «Times New Roman» и «Arial» с полужирным начертанием. Нужный стиль выбирается в пункте строки меню «Стиль».
3. Ввести те же три формулы, изменив для каждого стиля размеры всех символов на 5 пикселей (пт).
4. Сделать копию формулы.
5. Отредактировать копию формулы.

V. Итог урока.

Сегодня на уроке вы научились использовать встроенный в текстовый процессор WORD редактор формул Microsoft Equation 3.0, применили полученные знания при выполнении практической работы. Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидание.

КАРТОЧКИ:

1. Решите систему уравнений:



Лабораторно-практическая работа по теме

«Microsoft Word. Редактор формул Microsoft Equation 3.0»

Цель практической работы:

  • Использовать встроенный в текстовый процессор Word редактор формул Microsoft Equation 3.0., набор математических формул.

  • Размещать на панели инструментов дополнительной кнопки.

Упражнение:

Создать карточку с заданием по математике по теме: «Системы неравенств с одной переменной».

образец выполнения задания

  1. Запустите Редактор формул. Для этого выполните команду главного меню: Вставка-Объект..., выберите тип объекта Microsoft Equation 3.0. Аналогично тому, как мы работали с WordArt, вы увидите новую строку меню, панель инструментов и место, зарезервированное под формулу с мигающим курсором.

вставка объекта

  1. Просмотрите панель инструментов и создайте формулу. Главное, определить последовательность набора формулы. Панель инструментов работает таким образом, что включение одной кнопки активизирует целую группу близких по тематике кнопок. Для создания предложенной формулы, выполните следующие действия:

панель инструментов: формула

    • Активизируйте кнопку, отвечающую за ввод скобок кнопка: скобкии выберите фигурную скобку.

    • Наберите первое неравенство системы. Все числа, переменные и знаки введите с клавиатуры. Средствами Редактора формул воспользуйтесь только для набора дроби.

    • Для набора дроби активизируйте кнопку, отвечающую за ввод дроби кнопка: дробии выберите соответствующий тип дроби.

    • Перемещаться между числителем и знаменателем можно при помощи клавиш управления курсором клавиатуры или щелчком мыши устанавливать текстовый курсор в нужное место.

    • Для набора знака умножения воспользуйтесь кнопкой кнопка: арифметические знаки

    • После того, как дробь набрана, переместите курсор вправо кнопками управления курсором или щелкните мышью правее дроби (курсор изменит свой размер) и продолжите набор неравенства.

    • Когда первое неравенство будет набрано, нажмите клавишу Enter для того, чтобы перейти ко второй строке внутри фигурных скобок.

    • Аналогично наберите второе неравенство.

    • Если и текст задания вы хотите набрать, находясь в Редакторе формул, то выберите команду горизонтального меню Редактора формул: Стиль-Текст, так как стиль математический не допускает пробелов между символами.

  1. Возврат в документ происходит щелчком мышью вне окна Microsoft Equation.

  2. Для редактирования формулы (если после вставки в документ необходимо внести изменения в набранную формулу) используется двойной щелчок мыши. В данном случае можно безбоязненно входить в режим редактирования, так как в случае увеличения размера формулы, увеличится и место, отведенное под нее.

  3. Если вы собираетесь часто пользоваться Редактором формул, то процедура запуска оказывается довольно длительной и неудобной. Можно запустить Редактор формул через пиктограмму. Чтобы "вытащить" пиктограмму на панель инструментов нужно выполнить команду Сервис-Настройка…, на вкладке Команды выбрать категорию Вставка. Остается поместить нужный значок на панель инструментов, взяв кнопку кнопка: редактор формули переместив ее в необходимое место. Таким же образом можно вытаскивать и другие удобные кнопки.

настройка

Упражнение:

Наберите формулы сложения и вычитания аргументов. Для ввода символов α и β воспользуйтесь кнопкой на панели инструментов греческие буквыредактора формул.

образец выполнения задания

Лабораторная работа «Создание и редактирование математических формул».

Часть I. Работа с текстовым редактором WordPad

  1. Запустите MS WordPad (ПУСК/Программы/Стандартные/WordPad)

  2. Выполните команду Вставка/Объект

  3. В появившемся окне выберите Microsoft Equation 3.0 и нажмите ОК:



  1. Изучите панель инструментов MS Equation. Наведите указатель мыши на каждую кнопку и прочитайте всплывающую подсказку.

  2. С помощью пунктов , и создайте формулу:

Используйте , . Обратите внимание на курсор!

  1. После создания формулы закройте MS Equation.

  2. Измените вашу формулу на . Для этого выполните по ней двойной щелчок мышью (откроется MS Equation). Выполните редактирование и закройте MS Equation.

  3. Позовите учителя для проверки.


Часть II. Работа с текстовым процессором MS Word.

  1. Запустите Microsoft Word (Пуск/Программы/Microsoft Office/Microsoft Word)

  2. Аналогично выполните команду Вставка/Объект/Microsoft Equation 3.0.

  3. Подготовьте следующие формулы:

а) б) в)

  1. С помощью панели рисования и редактора формул MS Equation подготовьте следующий документ (для подписи осей используйте WordArt):

График функции называется ПАРАБОЛОЙ и представляет собой:

  1. Позовите учителя для проверки.