microbik.ru
1
Конспект урока окружающего мира. 4 класс.

Атамбузова Елена Мугаловна, г. Ахтубинск

Тема урока: «Пустыни»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить детей с природной зоной пустынь.

Задачи урока: предметные - формировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем; метапредметные - развивать умение работать с дополнительной литературой; способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, расширять кругозор учащихся.

Планируемый результат: знать особенности зоны пустынь, научиться находить зону пустынь на географической карте, приводить примеры растений и животных пустыни, научиться объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, знать, что природа пустыни нуждается в бережном отношении.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой; карта природных зон; гербарий растений пустыни,презентация «Пустыни»; инструкционные карты; атлас-определитель «От земли до неба»; магнитный плакат «Зона пустыни».

Ход урока.

Этапы урока

Предметные универсальные

учебные действия

Формирование

универсальных учебных действий

Организационный момент.

Регулятивные УУД

Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Проверка домашнего задания.


Личностные УУД, коммуникативные УУД

- С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( С зоной степей ).

- Какие особенности климата в этой природной зоне?

- Как приспособились животные и растения к жизни в условиях этой природной зоны?

- Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны.

- Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу степей?

- Какие экологические проблемы с этим связаны?

(При ответах детей используется карта, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома)

Актуализация знаний учащихся.

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

- Иллюстрации каких природных зон вам представлены? ( Слайд. Приложение1)

- На какой из иллюстраций известная вам природная зона?

- Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод?

- Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны степей?

- Почему вы так решили? Докажите.

- Сегодня мы поговорим об этой природной зоне.

А как она называется, узнаете, разгадав ребус. (Слайд. Приложение2)

Работа с картой природных зон России. Определение расположения зоны пустынь относительно зоны степей.


Исследовательская работа. Постановка проблемы.


Познавательные УУД, регулятивные УУД

Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей. Раздача инструкционных карт. (Приложение 3)

- Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт.

- По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны пустынь от зоны степей.


«Открытие» новых знаний

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Работа в микрогруппах:

  1. Географы

  2. Ботаники

  3. Зоологи

  4. Экологи

В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой; атлас-определитель «От земли до неба»; справочную литературу; инструкционные карты.

- Как будете работать в группе?

- С чего начнете?

- Есть ли необходимость разделить обязанности?


Физминутка

Регулятивные УУД

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Подведение итогов исследования.


Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется презентация, иллюстрирующая их рассказ.

Отчет представителей микрогрупп.

1)Географы рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата пустынь.

2)Ботаники представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.

3)Зоологи рассказывают о животном мире пустынь, о приспособлении к жизни представителей животного мира.

4)Экологи освещают экологические проблемы пустынь, меры, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия

Закрепление изученного материала.


Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Составление экологической пирамиды и цепей питания. Используется магнитный плакат «Зона пустынь».

- О чем свидетельствуют составленные вами цепи питания?

Подведение итогов урока.


Познавательные УУД, регулятивные УУД

- С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Каковы особенности её климата?

- Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях пустынь?

-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в пустыне?


Рефлексия.


Регулятивные УУД

На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные).

- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета.

Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.

Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.


Домашнее задание.

Регулятивные УУД

Страницы учебника 122-131-отвечать на вопросы.

Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира пустынь.

- Для чего выполняем задания дома?

-Как будете выполнять, расскажите.

- Посмотрите на задания «Проверь себя». Что нужно сделать, чтобы их выполнить?



Приложение 1.

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\0_6319d_1f92bf1_xl.jpg c:\documents and settings\admin\рабочий стол\степь.p.jpg

Приложение 2

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\img452.jpg

Приложение 3

Материалы для ботаников

Гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, учебник (с.123,124). Карточка-помогайка:

  1. Общая особенность растений.

  2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

  3. Значение в природе.

Материалы для зоологов

Рисунки различных животных, населяющих пустыни, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на с.126-128. Карточка-помогайка:

  1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

  2. Значение в природе.

Материалы для экологов

Учебник (с.129-131). Карточка-помогайка:

  1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

  2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

Материалы для географов

Учебник (с.122), энциклопедия «Я познаю мир. География». Карточка-помогайка:

  1. Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.

  2. В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?

  3. Поверхность земли в пустыне.