microbik.ru
1


Конспект урока по биологии для 9 класса

«Строение клетки».

Учитель: Назаренко Наталья Сергеевна, учитель биологии МОУ гимназии № 5

(2010 – 2011 учебный год)

Спецификация:

1.Раздел темы – «Основы учения о клетке»

2.Программа – основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой

3.Уровень – базовый

4.Тип урока – комбинированный

5.Цель урока – создать условия для осознания и осмысления темы «Строение клетки», применения знаний об общем плане строения клетки в характеристике имеющихся искусственных моделей (рисунков) и натуральных объектов, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

6.Задачи урока – 1)Выявить сущность понятия «клетка – структурная единица живого» (образовательная задача)

2)Изучить особенности основных частей клетки (образовательная задача)
3)Научиться выстраивать причинно – следственные связи, отражающие взаимосвязь между строением основных частей клетки и их функцией (развивающая задача)

4)Научиться определять черты сходства и различия клеток животных и растений, прокариот и эукариот (развивающая задача)

5)Осознать важность взаимосвязи различных представителей царств живого мира как необходимое условие устойчивого развития биосферы (воспитательная задача)

7.Информационно – методическое обеспечение:

-- Программа – основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой

--рабочая программа

--учебник «Общая биология» авторов И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова и др.

--презентация «Строение клетки»

--наглядные таблицы «Строение клетки. Многообразие клеток»

-- микроскопы

--микропрепараты растительных и животных клеток

8.Учащиеся должны знать:1)основные понятия (органоиды, цитоплазма, эукариоты, прокариоты

2)факты (строение клетки цитоплазмы и ядра, клетки бактерий, клеточное строение организмов как доказательство их родства)

учащиеся должны уметь:1) узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот

2) распознавать и описывать на таблицах основные части клетки и органоиды

3) называть способы проникновения веществ в клетку, функции основных органоидов клетки

4) характеризовывать основные органоиды клеток эукариот

Конспект урока

Цели и задачи этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Оргмомент

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

2 Актуализация

Образовательная цель - способствовать формированию представления о клетке.

Развивающая цель - Способствовать обучению школьников умению выделять существенное и несущественное в понятии

«Изучение любого живого организма начинается с клетки. В тайны клеточного строения человек смог проникнуть благодаря работам англ. естествоиспытателя Р. Гука, который ввел в науку биологию термин «клетка»

* «Используя свои знания из ботаники, зоологии и биологии человека давайте с вами попробуем определить суть понятия «клетка». Перед вами первый слайд презентации, на котором представлены характеристики клетки. Постарайтесь подумать и выбрать из предложенных ту, которая является наиболее существенной?

Слайд презентации:


клетки организма…

--микроскопические

--только питаются

--структурно – функциональные единицы живого

--постоянно делятся


Попытайтесь объяснить, какие характеристики являются существенными, а какие не важными?

Комментирует ответы обучающихся.

*А как вы понимаете, что означает, «клетка - структурно – функциональная единица живого»?




Отвечают, выбирая разные варианты

Микроскопические клетки – это несущественный признак, т.к. есть достаточно крупные клетки, например, яйцеклетка
Только питаются - это несущественный признак, т.к. клетки не только питаются , но и дышат, размножаются.
Постоянно делятся – тоже несущественный признак, т.к. есть клетки, которые делятся раз в жизни, например, нервные

структурно – функциональные единицы живого – это существенный признак

Отвечают: самая маленькая в структуре организма

Мотивация


«Клетка – самая элементарная частица целого, если это многоклеточный организм или самостоятельный организм, если это одноклеточное простейшее. Клетка – живая, но сложно себе представить, как она существует в многоклеточном организме и как самостоятельный организм у простейших»





Целеполагание

Цель нашего урока рассмотреть общий план строения клетки, изучить строение и функцию основных частей клетки, отметить отличительные черты клеток животных, растений, бактерий.

Запись темы урока в тетрадь




Первичное усвоение материала

Развивающая цель – создать условия для выявления причинно - следственных связей между особенностью строения частей клетки и выполняемыми функциями

Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала

Воспитательная цель: способствовать осознанию значимости знаний о взаимосвязи организмов в эволюции биосферы

«Клетки можно увидеть под микроскопом. Клетки различаются размером, формой….» Рассказывает с примерами, используя наглядные таблицы, рисунки в учебнике.

Несмотря на многообразие клетки имеют много общего.

*Обратите внимание на второй слайд, вспомните, какие основные части выделяют в клетке?
Слайд № 2


общий план строения клетки:
-поверхностный комплекс (мембрана, клеточная стенка у растений)

-цитоплазма и органоиды

-ядро





Запишем эту схему в тетрадь.

«А теперь рассмотрим особенность устройства основных частей клетки, а вы на основании моего объяснения будете стараться определить функции мембраны, ядра и цитоплазмы»

Слайд № 3


«В основе строения мембраны двойной слой липидов, а белки пронизывающие этот слой образуют пору».

*Каким свойством обладают липиды, какое значение имеют поры?
Слайд № 4


Цитоплазма

-полужидкая среда клетки

-постоянно движется

-содержит органоиды


Как вы считаете, почему цитоплазма состоит на 80 % из воды и почему она постоянно движется? Предположите, какое биологическое значение это имеет?

«Органоиды - это особые структуры, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки, о том какие функции они выполняют, мы узнаем на следующем уроке»

Слайд № 5


«Ядро ограничено от цитоплазмы двойной ядерной мембраной, которая тоже имеет поры, внутри заполнено ядерным соком – кариоплазмой, в состав которой входит вода. Ядро имеет важные структуры – хромосомы, состоящие из ДНК.»

*Как вы считаете, какое биологическое значение имеют ядерная оболочка и кариоплазма? Зная функцию ДНК, определите, какую роль играют в жизни клетки хромосомы, состоящие из ДНК?

« Клетки по наличию и отсутствию ядра делятся на Прокариотические и Эукариотические» Объясняет эти понятия

«Как вы считаете, какие клетки Прокариотические или Эукариотические являются более прогрессивными, продвинутыми?»

Несмотря на несовершенное строение, прокариоты сыграли огромную роль в эволюции живого, так как сама прокариотическая клетка стала первой ступенькой на пути усложнения организмов и появления большого разнообразия организмов


Учащиеся последовательно называют части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма, записывают в тетради.

Липиды нерастворимы в воде, поэтому это надежно защищает клетку от проникновения чужеродных частиц, а поры наоборот обеспечивают транспорт нужных клетке веществ и образующихся в процессе жизнедеятельности.


Вода, входящая в состав цитоплазмы представляет собой среду для осуществления химических реакций, в результате ее движении осуществляетя транспорт веществ.

Ядерная оболочка осуществляет обмен веществами между ядром и цитоплазмой, защищает хромосомы от повреждающего воздействия веществ цитоплазмы, а сами хромосомы являются носителями наследственной информации клетки.
Записывают в тетрадь

Осознание и осмысление учебного материала

Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала

«Обратите внимание на рисунки в учебнике, где изображены различные клетки. Определите, чем они сходны и чем различаются?»
* «А как вы считаете, чем вызвано отличие клеток по форме?»


Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Они различаются формой и размерами.
Форма клетки зависит от той функции, которую она выполняет, например, мышечная – сокращается, поэтому она вытянутой формы….(приводят другие примеры).

Систематизация знаний и умений

Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и умений

* Обратите внимание на рисунок № 8 в учебнике, на котором изображены клетки растений и животных. Найдите сходство и различие. Объясните, чем эти различия обусловлены?

Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Клетка растений имеет клеточную стенку, хлоропласты и большую вакуоль, которые отсутствуют в клетке животных. Различия вызваны выполняемыми функциями, растительная осуществляет фотосинтез, поэтому имеет хлоропласты.

Применение знаний и умений
Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала

«Сейчас вы самостоятельно рассмотрите клетки растений и животных под микроскопом, и ,выполнив задание сравните их, определив особенность строения во взаимосвязи с выполняемой функцией. Через 10 минут мы с вами обсудим выводы, которые вы отметили». Учитель напоминает правила работы с микроскопом.


Работают по парам, рассматривают микропрепараты, фиксируют данные в таблице, которая есть у каждой группы на столе.



Клетка

рисунок

особенность строения

Функция

растительная










животная













Проверка уровня усвоения знаний и умений

«Итак, давайте с вами обобщим, как строение клетки взаимосвязано с выполняемой функцией»


От группы выступает представитель, отмечает, какие клетки рассматривались, в чем их особенность, какую функцию они выполняют.

Информация о домашнем задании

Домашнее задание выучить параграф 7, ответить на вопросы после параграфа

Записывают домашнее задание в дневник

Рефлексия

(подведение итогов)

Что вы узнали на уроке?

Что было трудным для понимания?(комментирует ответы учащихся)

Итак, в живой природе клетки всех организмов имеют общий план строения, что свидетельствует о единстве развития живого.

Выражают свое мнение