microbik.ru
1
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

по истории России в 6 классе
Учитель истории 1 квалификационной категории

Каплевская С.В.
ТЕМА: Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке. На изучение темы отведено 6 уроков
УРОК №1. Монгольское нашествие на Русь
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ВИД УРОКА: традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием ИКТ

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями..
ЗАДАЧИ УРОКА:

I Образовательные:

1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;

2) познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты;

3) познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Тимучином), Батыем, Юрием Всеволодовичем – Владимирским князем, рязанским боярином Евпатием Коловратом.

4) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства .

II. Развивающие:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;

2) учиться анализировать проблемную ситуацию;

2) развивать умения определять и объяснять термины: «монголо-татары», «монголо-татарское иго», «улус», «тумен»;

3) развить навыки работы с тестами, исторической иллюстрацией «Взятие Рязани» умения составлять хронологическую таблицу.

III. Воспитательные:

  1. Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;

  2. подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: монголо-татары, тьма (тумен), улус.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  1. Карта «Нашествие монголов на Русь».

  2. Учебник, рабочая тетрадь, план - конспект урока;

  3. Компьютер с проектором , мультимедийная презентация «Нашествие с Востока»

  4. Стихотворение к началу урока, о нападении на Рязань из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

  5. Отрывок из труда Плано Карпини о составе, военном снаряжении и тактике ведении боя монгольского войска, напечатанные на карточках для каждого ученика;


КОНСПЕКТ УРОКА :


п/п

Этап урока

Содержание этапа

Время, мин

1

2

3

4

1

Начало урока. Организационный момент

Цель этапа: психологический настрой на урок. Концентрация внимания учащихся посредством беседы.

1 мин.

2


Ориентационно-мотивационный этап

Цель этапа: Обозначить тему урока, цель занятия.

Мотивировать ребят на поиск ответов проблемных ситуаций .

Задача 1

Определение темы урока через прослушивание стихотворения Н.Кончаловской «Наша древняя столица».

Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день по степи голой
Топча сухие ковыли.
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли,
Быки их юрты на колесах
С детьми и женами везли…
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
(Ответы детей). Запись темы на доске, вывод на слайде 1

Тема урока: «Монгольское нашествие на Русь»

Задача 2. Постановка цели урока.

Учитель: На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы по этой теме?

(Ответы детей). Вывод цели на слайде 2.

Цель урока: знакомство с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами, подвигом защитников русских земель.

Задача 3. Постановка проблемной ситуации.

Учитель: Почему русские князья , имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников , не устояли перед монгольским нашествием?

(Ответы-предположения детей).

Учитель: ответ на этот вопрос мы попытаемся на сегодняшнем уроке найти.

(Вывод проблемы на слайд 3.

Вывод на слайд образовательных задач урока 4.)


5 мин.




3


Актуализация опорных знаний.


Цель этапа: определить связь феодальной раздробленности на Руси и установления монголо-татарского ига.

Учитель: Чтобы нам было легче найти ответы на все поставленные вопросы, нужно вспомнить:

  1. Что такое феодальная раздробленность?

  2. Какие отрицательные последствия она имела для Руси?

Метод: фронтальная беседа.

Если возникли затруднения с ответами, обращаемся к тексту параграфа 13 стр.91-92, а также к рабочей тетради и таблице «Последствия феодальной раздробленности на Руси».

( Ответы детей). Проверка правильности ответов выведена на слайд 4.

Главным отрицательным последствием обязательно должно быть названо ослабление обороноспособности Русского государства.


5 мин.

4.

Изучение нового материала

Цель этапа:

Познакомить учащихся с этапами монгольского нашествия, основными сражениями, персоналиями, а также причинами и последствиями завоевания Руси монголами с использование карты учебника стр.127.
Задача 1: Познакомиться с племенами монголов, областью их расселения, занятиями, образом жизни.

Методы:

А) наглядный - учитель показывает по карте, рассказ учителя.

Б) групповая работа - анализ исторического документа - отрывка из труда Плано Карпини о составе, военном снаряжении и тактике ведении боя монгольского войска. Анализ трёх отрывков из труда в трёх группах. (Приложение 1) Заслушивание.

Дети совместно с учителем делают выводы о преимуществах и силе монгольского войска . Вывод – на слайде5.

В) поисковый – дети самостоятельно ищут в учебнике определение понятий: тумен, татары; Называют их.

Задача 2: Познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты, историческими персоналиями.

Методы:

А) наглядный. Дети совместно с учителем изучают по карте учебника стр.127 походы Чингисхана.
Б) проблемная беседа. Обзорная характеристика первой встречи русских князей в союзе с половцами на р.Калке в 1223 г. Почему союзники проиграли битву?

Анализ информации слайда 6.

Дети совместно с учителем делают выводы о причинах поражения:

- отсутствие единства среди русских князей и союзников;

- военная мощь и превосходство монголов( выведено на слайд 7).

Дата записывается в тетрадь

В) наглядный. Дети совместно с учителем изучают по карте учебника стр.127 походы хана Батыя. Выполняют по ходу рассказа задание №1 в рабочей тетради стр.53.
В) самостоятельная работа с учебником. Дети дают краткую характеристику исторических лиц пользуясь учебником: Чингисхана, хана Котяна, Дмитра, Юрия Всеволодовича, Евпатия Коловрата, выполняя задание № 2 в рабочей тетради на стр.53-54.

Г) наглядный. Описание укрепления города Рязани с иллюстрации на стр.124 учебника. В чём был недостаток этих укреплений? (Приложение2)

( Ответ детей: деревянные стены не выдержали атаки монголов с использованием стенобитных орудий, катапульт и огня).

Д) беседа. Учитель рассказывает о битве на р.Сити в 1238 г., подвиге защитников г.Козельска, который по словам летописца «захлебнулся в крови».(слайд 8,9) Даты записываются в тетрадь

Е) чтение исторического документа. Из Ипатьевской летописи о взятии Киева в 1240 г., текст на стр. 128 учебника.

Дети отвечают на вопрос: почему Киев – «матерь городов русских» пал под натиском монголов? Какова судьба жителей города? В чём, наш взгляд, состоит их подвиг?

Если возникают затруднения , то ответ на вопрос можно найти на стр.125-126 учебника.

Задача 3: Определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства.

Методы:

А) самостоятельная работа с учебником стр.126-127. – поиск и выписывание в тетрадь всех последствий монгольского нашествия, (проверка на слайде 10)

Б) рассказ учителяо об историческом значении для русского государства монгольских завоеваний (установление почти на 250 лет монголо-татарского ига).

Содержание понятия «монголо-татарское иго» - тема последующих уроков.


25 мин.


5.

Закрепление изученного материала

Цель этапа : закрепление полученных на уроке знаний по теме: «Монгольское нашествие на Русь»

Задача: выполнение практических заданий, подведение итогов урока, формулировка выводов по теме урока, выставление оценок за работу на уроке.

Методы:

А) практический . Выполнение задания по определению хронологической последовательности событий 1223-1240 гг. (Приложение 3). Устная проверка

Б) аналитический – формулировка причин поражения Руси в столкновении с монгольскими завоевателями.

(слайд 11. )

(1. Военно-техническое превосходство монгольского войска над русскими ратями; 2.Разобщённость русских войск и сил; 3.Структура и организация монгольского войска и полководческий талант Батыя и его военачальников)

8 мин.


6.

Задание на дом.

Цель этапа: проверка степени усвоения пройденного на уроке материала, изучение некоторых вопросов, не рассмотренных на уроке.

Задача: определение перечня теоретических и практических заданий для выполнения учащимся дома.

Метод: запись в дневниках учащимися задания на дом:

Параграф № 18 – выучить даты и события, выполнение задания в рабочей тетради № 4 на стр.55.


1 мин.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: точно так же, если один или двое смело вступают в бой, десять других не следует, то их так же умерщвляют…

Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые… У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, ели могут, стаскивают человека с седла… В ходе завоевания соседних стран монголы научились пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными устройствами.

Если встретится какая крепость, они окружат ее; мало того, они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом он весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха, сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не утомляются.

Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (крыла). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то крылья наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Такая тактика называлась тактика полумесяца.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Батый привел свою орду.

Дымит кострами в чистом поле

И требует десятой доли

Всего от каждого двора –

Мехов, казны и серебра…

В морозной снежной мгле кострами

Чадит Батыева орда.

К Батыю с пышными дарами

Рязанский князь пришел тогда.

Он сам собрал Батыю дань:

«Возьми дары! Не тронь Рязань!»

Любуясь княжьими дарами,

Батый кумыс из чаши пил

И сидя в юрте меж коврами,

С усмешкой князю говорил:

«Коль хочешь мира, русский бай, -

Княгиню в жены мне отдай!»

Взбешенный, не взглянув на хана,

Князь Федор молча вышел вон,

Но тут ударом ятаган

У входа в юрту был сражен…
Рязань, Рязань! Теперь тебе,

Твоим несчастным горожанам

Уже не выстоять в борьбе,

Не совладать с жестоким ханом.

Враги в ворота ворвались,

Таких не знала ты доныне!...

С высокой колокольни вниз

С младенцем бросилась княгиня.

И чашу смертную до дна

Испив от горького начала,

В огне на площади она

Батыя мертвая встречала…

Горят хоромы, терема –

Все, чем Рязань была богата.

Декабрьская ночная тьма

Багровым пламенем объята.

Отрывок из книги Натальи Кончаловской

«Наша древняя столица»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


  1. Захват монголами Китая.

  2. Битва на р.Калке.

  3. Взятие монголами Рязани. Битва на р.Сити.

  4. Захват Батыем Киева.

  5. Разорение Батыем европейских стран.


Расставить события в хронологической последовательности.