microbik.ru
1
МБОУ СОШ № 31 г.Орла
Конспект урока по литературному чтению

2 класс


(учебник Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова)
Учитель начальных классов Грекова Е.М.


2011-2012 учебный год

Тема: «Стихотворения о весне: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится». «Весенние воды»
Цели урока:

Образовательные:

  1. знакомство с новым разделом « Люблю природу русскую. Весна»

  2. познакомить с биографией Ф.И. Тютчева, его творчеством

  3. совершенствовать навык работы с поэтическим текстом

  4. продолжить работу над стихотворением

  5. закрепить понятие «лирическое произведение»

  6. обеспечить глубокое понимание содержание стихотворения

  7. закрепить работу над художественными приемами (олицетворение, эпитет)

  8. формировать навыки выразительного чтения

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русской природе

Развивающие:

  1. Развитие речи учащихся

  2. развитие эмоционального отношения к произведениям искусства

  3. развитие образного, логического мышления и внимания


Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Сообщение темы и цели урока

  4. Подготовка к первичному восприятию

  5. Первичное восприятие

  6. Проверка первичного восприятия

  7. Чтение детьми. Анализ.

  8. Физминутка

  9. Работа над стихотворением «Весенние воды»

  10. Обобщающая беседа

  11. Домашнее задание


Ход урока:



  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Необходимо было выучить любое стихотворение из раздела «И в шутку и в серьез»

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы приступим к изучению нового раздела «Люблю природу русскую. Весна».

4. Подготовка к первичному восприятию.

- Послушайте, что пишут о весне авторы учебника. ( Стр. 108 читает ученик, заранее подготовивший чтение)

Загадки на стр. 109 загадывает учитель.

- Весна – прекрасное время года. Очень много русских поэтов посвятили свои произведения весне, воспевали красоту и пробуждение русской земли.

- Сегодня мы познакомься с Федором Ивановичем Тютчевым – певцом русской природы. Посмотрите на его портрет. ( См приложение 1). Это поэт 19 века. Тютчев умело передает душу природы с удивительной теплотой и вниманием, олицетворение природы становится у него сказочным.

Биографию Ф.И. Тютчева рассказывает один из учеников. ( См приложение2)

Сегодня мы прочитаем стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

5.Первичное восприятие.

Учитель читает стихотворение наизусть. Дети внимательно слушают, учебники закрыты.

6.Проверка первичного восприятия.

- Какое настроение возникло у вас, когда слушали стихотворение?

7. Чтение детьми. Анализ.

- Читаем по цепочке.

- Прочитайте первое четверостишье. Почему Зима и Весна написаны с большой буквы? (это главные герои, персонажи стихотворения)

- Что делает каждый из персонажей?

- Почему Зима злится?

- Весна еще не пришла, а только начинается, как об этом сказано в стихотворении?

-Прочитайте второе четверостишье. Докажите, что все рады весне.

- обратим внимание на слово засуетилось. ( Суета – беготня, торопливость в движениях, засуетиться – начать двигаться, действовать.) Правильно ли автор использовал в своем стихотворении такие слова «все засуетилось»?

- « Все засуетилось», что понимаем под словом «все»?

-Весна гонит Зиму. А как сказано в тексте? (нудит)

- Прочитайте на доске ряд однокоренных слов: нужда, нудит, вынуждает.

- Объясните, пользуясь этим рядом однокоренных слов, выражение «все нудит Зину вон»

- Какие картины представились вам, когда вы читали эти строки?

- О какой примете весны говорится в этом четверостишье, кто помогает весне занять свое место?

- Как описаны песни жаворонка? О чем эти песни возвещают?

- Прочитайте третье четверостишье.

- Как вы понимаете выражение «Зима еще хлопочет и на Весну ворчит…»?

- Какими в это время могут быть хлопоты Зимы?

- Что делает Зима? (ворчит)

- Как вела себя Весна? (В глаза хохочет и пуще лишь шумит)

- Отчего у Весны такое веселое настроение?

- А как называет поэт зиму в четвертом и пятим четверостишье? Почему он использовал такие слова?

- Сразу ли Зима ушла, увидев Весну?

- Что же она делала? Писатель изображает Весну и Зиму как живые существа. Как называется такой прием?

- Еще раз прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите слова, которые показывают действия Весны и Зимы ( запись на доске)

Весна стучится, гонит со двора Зиму, хохочет, пуще шумит, умылася, стала румяней; Зима злится, хлопочет, ворчит, взбесилась, пустила снегом.

- О чем это стихотворение? ( о смене времени года)

Работа над выразительностью.

- Какой должен быть темп чтения, чтобы показать борьбу между Весной и Зимой (стремительный, стремительный)

- Вы рады, что победила Весна?

- Ваше чтение должно передавать радость наступления весны.

- Выделите логические ударения (В первом четверостишье - злится, прошла, весна гонит)

- Определите, где будут паузы.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

8. Физминутка.

9. Работа над стихотворением «Весенние воды»

а) подготовка к первичному восприятию

- Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Ф.И. Тютчева.

б) первичное восприятие

Учитель читает стихотворение наизусть. Дети слушают. Учебники закрыты.

в) проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- Какое настроение передает нам поэт?

г) чтение детьми. Анализ.

- Прочитайте стихотворение про себя. Подчеркните слова, указывающие на то, какая весна изображается, ранняя или поздняя? Прочитайте.

- Когда появляются весенние ручьи? (ранней весной, когда в полях белеет снег)

- Что сказано про воды? (Весной шумят, будят сонный брег)

- Какие слова создают радостное настроение у читателя? («Весна идет!», «шумит», «будят», «гласят»

- Как называют себя весенние воды?

- Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? (они принесли весть о весне)

- Найдите в тексте олицетворение.

- Найдите слова, которые передают движение весенних вод.

- Какую часть речи использует поэт в этих строках, чтобы передать движение? (глагол)

- Как изменится природа после прихода весны, прочитайте.

- Почему поэт называет хоровод майские дни хороводом? (Хороводы водили девушки по праздникам, а майские дни похожи на праздник, потому что радуют людей)

- Что можно сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню? (Хмурый, пасмурный, уставший)

- А как назвать майские дни?

- Какие художественные приемы использовал поэт в этом стихотворении? (Олицетворение, эпитеты). Прочитайте.

Работа над выразительностью.

- Вспомните, сразу ли проснулась природа? (нет, постепенно)

- Когда только что начинает таять снег, быстро ли «бегут» ручейки? (сначала нет, а потом ручейки начинают шуметь и действительно будят «сонную» природу)

- При чтении представьте, что шум ручьев усиливается, нарастает, весна вот-вот придет)

- Прочитайте строки: Бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, выделяя голосом звук [б]. Вы чувствуете, будто воздух раскрывает сомкнутые губы? Как вы думаете, для чего поэт подобрал слова с этим звуком? ( для того, чтобы ручьи было сильнее слышно. Они нарушили зимний покой, везде была тишина. Природа спала).

- Прочитайте выразительно.

10. Обобщающая беседа.

- С какими стихотворениями мы познакомились?

- Как думаете, это эпические или лирические произведения?

- Почему? Докажите.

11. Домашнее задание.

- Выучите любое стихотворение Ф.И. Тютчева наизусть.

- Урок окончен.

Приложение 1


Приложение 2

Биография


Тютчев Федор Иванович (1803 — 1873). Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой. Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация. В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается. На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь
он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык. В 1829 — 1830 в журнале Раича "Галатея" были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта ("Летний вечер", "Видение", "Бессонница", "Сны"), но не принесшие известности автору. Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений. В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу. В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел. В 1843 — 1850 выступил с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества "России будущего", которая представлялась ему "всеславянской" империей. Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова "Русские второстепенные поэты" в журнале "Современник", в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание. В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. "Беззаконные" в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат). В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий. С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год — двое их детей, его мать. В творчестве Тютчева 1860? преобладают политические стихотворения и мелкие. — "на случаи" ("Когда дряхлеющие силы...", 1866, "Славянам", 1867, и др.). Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.