microbik.ru
1
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ (1-4)

Учитель: Барбарич Елена Владимировна

Тема:

Многозначность слов. Прямое переносное значение слов.

Цель: систематизировать знания детей о многозначности слов, прямом и переносном значении слов. Обогащать словарный запас, раскрывая смысл фразеологических оборотов, учить употреблять их в речи.

Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс», автор Н.В.Нечаева (издательство «Учебная литература» 2005 год), карточки со схемой правила, иллюстрации, рисунок человечка, фонограмма песни «Точка, точка, запятая», карточки с заданиями для работы в малых группах.

Ход урока:

  1. Приветствие. Мотивация.

На наборном полотне открываются слова:

  1. Актуализация знаний.



  1. Формулировка темы урока.



На доске вывешивается карточка



  1. Открытие новых знаний.



  1. Работа в парах.




  1. Проверка.



3. Вывод.

На доске вывешиваются карточки:


4. Исследование 1.
На доске открывается запись:


  1. Вывод.


На доске прикрепляется карточка:

  1. Физминутка.

  2. Исследование 2.



  1. Вывод.


На доске:


  1. Работа над правилом.


V.Творческая работа.(работа в малых группах)

На доске открывается запись:


  1. Рефлексия.


VII. Домашнее задание.

(Под фонограмму песни учитель рисует на доске человечка, затем заменяя его картинкой)

Учитель: Рисуя нашего человечка, мы употребляли слова: ручки, ножки… (далее показывает указкой, а дети хором продолжают: носик, головка, ушко, глазок и т.д.)

Учитель: Прочитайте эти слова.
(Человечек, язычок, головка, ушко, ножка, глазок, ручка, носик.)
Учитель: Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему?

Дети:

-Язычок, потому что буква Я в начале слова обозначает два звука.

Учитель: Назовите слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

Дети:

-Головка, ножка, глазок, ушко

Учитель: Что общего во всех этих словах?

Дети:

-Эти слова имена существительные.

-Слова имеют уменьшительно – ласкательное значение.

-Да, они ласково называют предметы.

я считаю, что человечек здесь лишнее слово. Все слова обозначают только части, а человечек нет.

-Я с тобой не согласен, слово человечек тоже называет предмет ласково, это общее в словах.

Учитель: Как вы считаете, какое слово можно было бы исключить и почему?

Дети:

-Человечек! Правильно говорили, все слова обозначают только части тела.

- А я считаю, что можно исключить слово ручка. Оно имеет несколько значений. Есть пишущая ручка, есть ручка у двери.

- Подождите, а у слов язычок, головка, ушко, ножка, глазок, носик тоже есть несколько значений!

- Да я согласен, у этих слов тоже несколько значений, а у слова человечек – нет.

-Нужно исключить слово человечек! Оно лишнее!

Учитель: Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

Дети:

-О многозначных словах.
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
Учитель: Существует два мнения: эти слова употреблены в переносном значении; эти слова употреблены в прямом значении.

Какого мнения придерживаетесь вы?

Дети:

-Здесь прямое значение.

-Да я согласен, здесь слова употреблены в прямом значении.

Учитель:

-Внимание, послушайте задание:

1 ряд - ваши слова: язычок, головка.

2 ряд – ваши слова: ушко, ножка.

3 ряд – ваши слова: глазок, ручка.

Валера тебе слово - носик.

- С каждым из этих слов составьте словосочетания, употребив эти слова в переносном значении. Обсудите с товарищем по парте и запишите.

Дети: (читают получившиеся словосочетания, учитель вывешивает соответствующую картинку)

-Язычок костра, колокольчика, ботинка.

-Головка чеснока, лука, цветка, сыра

-Ушко игольное, у деревянного тазика ушко, у ведра, цветок «ушко» называется.

Учитель: Правильно, хочу уточнить: деревянный тазик назывался ушат, а цветок имеет название «медвежье ушко».

-Ножка стола, стула.

-Глазок дверной, картофельный.

-Ручка шариковая, у двери, у чайника, у чашки.

-Носик у чайника, птичий, у снеговика.

Учитель: Какой вывод можно сделать по проделанной нами работе?

Дети:

-Многозначные слова имеют несколько значений.

-Многозначные слова употребляются в прямом и переносном значении.
НЕСКОЛЬКО ЗНАЧЕНИЙ

ПРЯМОЕ ПЕРЕНОСНОЕ

Учитель: Напомните, с какими частями речи мы работали?

Дети: С именами существительными, которые обозначают предметы.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ – ПРЕДМЕТЫ

Учитель: Как вы думаете, слова других частей речи могут иметь несколько значений.

Дети:

- Мне кажется, что могут.

-Нет, не могут.

Учитель: Я предлагаю провести исследование. Попробуем представить, каким вырастет наш человечек. Когда он станет большим, мы уже не будем называть его словом с уменьшительно – ласкательным значением. Какое существительное мы употребим?

Дети: Человек

ЧЕЛОВЕК добрый

травяной

золотой

сильный

здоровый

деревянный

умный

Учитель: Подберите из правого столбика имена прилагательные, которые подойдут для составления словосочетаний со словом человек и запишите в тетрадь.

-Какие прилагательные вы выбрали?

Дети: Человек – добрый, сильный, здоровый, умный.

- А я ещё записала слово золотой, так тоже говорят о человеке.

- Нет, слово золотой не надо писать.

- А я считаю, что надо. Так говорят про очень хорошего человека.

- Да у такого человека золотое сердце!

- Золотой характер.

- Я тоже считаю, что это слово надо записать. В этом словосочетании оно употребляется в переносном значении.

Учитель: Сколько ещё значений слова «золотой» вы знаете?

Дети:

-Золотое кольцо, золотой ключик, золотые листья, золотые руки и т.д.

Учитель: В каких значениях употреблены эти выражения?

Дети: - Золотые листья, руки, характер в переносном значении, а золотой ключ, золотое кольцо в прямом, значит, сделаны из золота.

Учитель: Напомните, к какой части речи относится слово золотой?

Дети: Это имя прилагательное.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Имена прилагательные тоже могут иметь несколько значений.

- Имена прилагательные тоже могут быть многозначными.

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ – ПРИЗНАКИ

Учитель: Исследуем, могут ли глаголы быть многозначными. В нашем исследовании нам поможет упражнение № 253, стр. 116.

- Прочитайте стихотворение. Какое настроение создаёт это стихотворение?

Дети:

-Весёлое, радостное.

Учитель: Какое это стихотворение?

Дети:

- Юмористическое, шуточное.

Учитель: Найдите и выпишите из стихотворения слова одинаковые по написанию, но разные по значению.

Дети:

-Шлёпал - в значении бил, и шлёпал - в значении шел, и брызги летели во все стороны.

- Всыпал, значит, насыпал, всыпал, значит бил.

- Получил - это Киту поставили двойку, от папы получил – это папа его опять отшлёпал.

- Это папа так сына воспитывал. Но это же в шутку.

- Если родители нас любят, то воспитывают и наказывают иногда.

Учитель: стихотворение шуточное, юмористическое. Может быть, родители иногда и наказывают непослушных детей, но все родители любят вас и желают вам добра.

- Сделайте вывод о словах действиях.

Дети:

-Слова действия (глаголы) могут быть многозначными, иметь несколько значений.

ГЛАГОЛЫ – ДЕЙСТВИЯ

Учитель: Проверим правильность наших выводов, прочитайте правило в учебнике на стр.116.

- Прочитайте ту часть правила, где говорится, какие слова называются многозначными. (Каждое утверждение сверяется со схемой на доске.)

Дети:

-Слова, у которых более чем одно значение, называются многозначными

Учитель:

- Прочитайте ту часть правила, где говорится, какие части речи могут быть многозначными.

Дети:

- Такие слова называют разные, но чем-то похожие предметы, признаки, действия.

Учитель:

- Прочитайте ту часть правила, в которой говорится, как распознать значение слов.

Дети:

- Значение такого слова становится ясным в сочетании с другими словами.
Учитель: Наш русский язык богат и могуч. В русской речи используются выражения, в которых слова употребляются в переносном значении. Такие выражения называются фразеологическими оборотами.

Я предлагаю выбрать из группы фразеологических оборотов те, которые помогут охарактеризовать человека с положительной стороны.

1 группа – общий язык, язык без костей.

2 группа – золотые руки, рукой подать.

3 группа – говорить в глаза, хоть глаз выколи.

4 группа – человек с головой, потерять голову.

5 группа – держать ухо востро, развесить уши.

6 группа – падать с ног, идти в ногу.

7 группа – держать нос по ветру, клевать носом.

(Выбранные выражения помещаются на доску, дети объясняют свой выбор).

Дети выбрали фразеологические обороты: общий язык, золотые руки, говорить в глаза, человек с головой, держать ухо востро, идти в ногу, держать нос по ветру.

Дети:

- Я считаю, что надо было выбрать выражение язык без костей.

- Я с тобой не согласен, это значит, что человек много болтает.

- но это же хорошо, когда человек много говорит!

- Хорошо, когда говорит по делу, а если просто болтает – плохо. Не нужно выбирать это выражение.

- Мне кажется, что фразеологический оборот «держать нос по ветру» надо осторожно выбирать. Оно может означать, что человек всё знает, а может, то, что человек быстро меняет свои решения, не имеет собственного мнения. Это не положительная черта характера.

Учитель: Я предлагаю вам выбрать любой фразеологизм и закончить им предложение, что вы на сегодняшний день цените в своём друге больше всего.
Я ХОЧУ ИМЕТЬ ТАКОГО ДРУГА, ЧТОБЫ…

Учитель: Каким фразеологическим оборотом вы закончили фразу? Кто ещё выбрал этот фразеологический оборот? (Подсчитывается количество учеников, которые выбрали фразеологизм и число записывается около карточки с этим фразеологическим оборотом.)

Учитель: Вот теперь наглядно видно, что вы в своих друзьях цените, если у вашего друга золотые руки, если друг умеет находить с вами общий язык, если ваш друг говорит правду в глаза. А если вы цените это в своих друзьях, значит в себе, вы тоже это воспитываете.
Учитель: Кто устал? Почему?

- Кто чувствует себя хорошо? Почему?

- Кто к концу урока чувствует себя лучше, чем в начале? Почему?
Учитель: Дома предлагаю вам разгадать кроссворд из №48 (Рабочая тетрадь №3, авт. С.Г.Яковлева) и подумать, в каких выражениях ключевое слово будет употребляться в прямом значении, а в каких выражениях, в переносном.