microbik.ru
1




Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему

«Правописание букв н-нн в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных»


Крылова Н.В.

учитель русского языка и литературы

МОУ Закобякинской СОШ

Задачи

Образовательные:

  1. Познакомить обучающихся с условиями выбора орфограммы «н-нн в суффиксах имен прилагательных».

  2. Формировать умение выбирать н или нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.

  3. Закреплять умение определять способ образования имен прилагательных

  4. Формировать умение осмысливать значение суффиксов.


Развивающие:

1. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Формировать потребность в самовыражении.

4. Развивать мышление.

5. Развивать монологическую речь.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию уважительного отношения к партнёрам, любви к Родине.


Оборудование урока: УМК под редакцией С.И.Львовой, компьютерная презентация, карточки.
Конспект

I Организационный момент.

I I Актуализация знаний.

1.Отгадайте загадку

1вариант

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.(Буратино)

2 вариант

Самого не видно,

Только песню слышно.

Голос не звериный

И не соловьиный.

Кто его убьет,

Тот кровь людскую прольет. (Комар)
2.Сейчас я прочитаю загадки еще раз, а вы должны выписать имена прилагательные.

(выписывают деревянный, полотняный, звериный, соловьиный, людскую)

Проверяем. Докажите, что вы выписали имена прилагательные.

(обучающие доказывают, а я корректирую)

Каким способом образованы имена прилагательные?

Проведем словообразовательный разбор. У доски будут работать…….

(у детей разные варианты написания суффиксов)

Где допустили ошибку?

Сколько н написано у вас в суффиксах?

Почему так получилось? Почему не написали одинаково? (не знаем правило….)

Как исправить?

3.Какова будет тема нашего урока? (слайд 1) Чему вы должны научиться на уроке? (высказывают предположения) (слайд 2)

4. как мы дальше будем работать? Что сначала, потом?

I I I Изучение нового материала
1 Для того чтобы решить нашу проблему, я предлагаю вам проанализировать слова на карточке и сделать выводы, в каких суффиксах пишется н, а в каких – нн? Работаем парами. (На каждую парту раздаю карточку.)


каменный

машинный

осенний

хозяйственный

соломенный

станционный

революционный

водяной

ржаной

журавлиный

тополиный

летний





2.Итак, какие выводы вы сделали? Кто может объяснить правописание буквы н в суффиксах прилагательных? (обучающие высказывают свое мнение)
3. Хотите проверить свои предположения?

Откроем учебник на стр 177 и прочитаем правило про себя. Такие ли выводы вы сделали?

Прочитаем правило вслух и определим, какая информация в правиле была новой и на карточке не обозначена? (слова-исключения). Запомните их. (слайд 3) Что обозначают суффиксы -ин, -ан?

Ребята, есть еще слова, которые требуют особого внимания. (слайд 4)
Как графически обозначается орфограмма?
4.Для того чтобы правильно писать слова на изученную орфограмму, я предлагаю вам алгоритм. (слайд 5). (После этого раздаю на парту распечатанный вариант)

5.Вернемся к тем прилагательным, которые вы выписывали из загадок. Как их правильно записать? Кто сможет объяснить? ( Слова заранее записаны на доске, ребята по очереди выходят и объясняют написание.)

Ребята, кто не понял новое правило?
Физкультминутка : На столе лежат листочки со словами на новое правило. Мальчики должны выбрать слова, где в суффиксах пишется н , а девочки слова, где нн. Затем в группах решите, кто какое слово будет объяснять. Можно пользоваться алгоритмом.




Прилагательное …………. образовано от существительного…….. при помощи суффикса………, поэтому пишу……. .


IV Первичное закрепление материала.
1. От данных существительных образуйте имена прилагательные, используя суффиксы -онн, -енн, -ан, -ян, -ин, -ын, -н. (слайд 6).

Сначала ребята выполняют в тетради, затем объясняют написанное и сверяют со слайдом.
2. Ребята, на какие вопросы отвечают данные прилагательные? (слайд 7)

Выполнение упр 419

Какими членами предложения будут краткие имена прилагательные?

Составьте предложение, используя данные сочетания слов. (можно сделать синтаксический разбор).
3. Прослушайте текст. Определите его основную мысль. (слайд 8)

Бездонна ширь утреннего неба. Словно серебряные колокольчики, звенят жаворонки. Стрекозы поблескивают стеклянными крылышками. Вдалеке слышатся громкие журавлиные голоса. Кружится тополиный пух. Слежу за шмелиным полетом.

Люблю я наблюдать за движением в воздухе, люблю я слушать родные звуки.
Слушаем текст еще раз и выписываем прилагательные на изученное правило.
Проверяем (сличение с образцом). У кого не так?
4.Игра «Экзамен» Объясняю правила игры: для игры потребуется два человека. Один вытаскивает билет, где написано слово на изученное правило, и объясняет его. Другой будет учителем. Он должен проверить объяснение.


Бан/нный



Формен/нный


Жестян/нной


Муравьин/нный


Дивизион/нный

Вагон/нный




V Подведение итогов.

Какие задачи стояли перед вами на уроке?

Как справились с этой задачей? (слайд 8) Выберите свой вариант ответа.

От каких условий зависит выбор н/нн в суффиксах прилагательных?

Какие слова-исключения запомнили?

Какие слова нужно различать?
VI Домашнее задание (всем) :выучить параграф 29, упр 417

индивидуально: составить мини-текст включив слова на изученную орфограмму.