microbik.ru
1
Конспект урока русского языка.

2 класс.

Учитель начальных классов Павлова Вера Александровна

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление изученного.

Цель:


  • Закрепить умение учащихся определять имена существительные одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

  • Развивать орфографическую зоркость;

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.



Оборудование: листочки со словами из кроссворда, кроссворд на листочках( для некоторых учеников), часы со временами года, карточка со словарным словом « ворона»; карточки со словами «существительные» , «неодушевлённые», «одушевлённые», «кто?», «что?», листочки с текстом для выборочного диктанта

Ход урока:

I. Организационный момент.

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

II. Закрепление пройденного
1Чистописание. Словарная работа.

ворона Воронеж воробей Саратов сорока

-Как называются в грамматике данные слова ?

-Как называются существительные , которые пишутся с большой буквы?

-А как называются другие слова?

-На какие еще 2группы можно разделить данные слова?

-Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?

-Сформулируйте тему урока.

-Прочитайте слова ,которые отвечают на вопрос кто?

-Что мы знаем про этих птицах?

-Когда птицам трудно живется? Почему?

-Как мы должны им помогать?
2 Орфографическая работа. Кроссворд.

-А хорошо ли вы знаете зимние месяцы?

Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду –упадет

Не вода уже , а лед

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету

Что скажи за месяц это? Январь)

-Январь- зимний месяц и сегодня мы с вами отправимся в гости к Зиме. Чтобы вспомнить её приметы, мы с вами разгадаем кроссворд: /Сильные ученики получают кроссворд для самостоятельного разгадывания, а все остальные получают карточки со словами из кроссворда и несколькими лишними словами. Дети имеют возможность прочитать слова, выбрать правильный ответ и, грамотно списав его в тетрадь, проверить по образцу/

Мороз

Листопад

Изморозь

Снегурочка

Оттепель

Метель

Гололедица

Снегопад

Снег



По горизонтали:

2. Обильное выпадение снега называют … .

(Снегопад)

-Какие орфограммы есть в слове снегопад ,и какие проверочные слова вы бы к ним подобрали? (Парный согласный на конце слова, проверочное слово снегопады. Безударная гласная Е, проверочное слово снег.)

/Один ученик записывает слово в кроссворде, на доске, а остальные – в тетради. После записи слова подчёркиваются орфограммы./

4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года. (оттепель)

Какие орфограммы есть в слове оттепель и какие проверочные слова вы бы к ним подобрали?( Безударная гласная Е, проверочное слово тёплый. Ь- показатель мягкости на конце слова.)

6. По деревьям серебристая

Перекинулась фата-

Белоснежная, пушистая

Кружевная красота.(Г.Галина)

(Изморозь)

-Какие орфограммы есть в слове изморозь, и какие проверочные слова вы бы к ним подобрали?( Парный согласный на конце слова, проверочное слово морозить. Ь - показатель мягкости на конце слова. Сочетание ОРО. Первую о проверить нельзя, надо запомнить, вторую О проверим словом мороз.)

По вертикали:

1.Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется … . (гололедица)

Какие орфограммы есть в слове гололедица , и какие проверочные слова вы бы к ним подобрали?(В сочетании ОЛО две безударные гласные О. Первую проверим словом голый, а вторую проверить нельзя.)

3. Белый Тихон с неба спихан.

Где пробегает- ковром устилает.

Всю зиму гулял, а весной убежал.

(Снег. Парная согласная Г на конце слова. Проверочное слово снега.)

5. Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз. Парная согласная З на конце слова. Проверочное слово морозы)

7. Снегопад при сильном ветре называется … .

(Метель. Безударная гласная Е, проверочное слово мёл. Ь- показатель мягкости на конце слова.)

- Мы написали все отгаданные слова.

- Что их объединяет? (Общая тема – зима. Все слова- существительные и отвечают на вопрос что?)

-Таким существительным придумали общее название – неодушевлённые.(Карточка со слово вывешивается на доску)

А как тогда можно назвать существительные, которые отвечают на вопрос КТО?

(Одушевлённые)

III.Физкультминутка

У оленя дом большой.

Он глядит в свое окошко.

Зайка по лесу бежит,

В дверь к нему стучится :

-Тук-тук, дверь открой –

Там в лесу охотник злой!

-Зайка, зайка забегай,

Лапку мне давай.

5. Работа с текстом. Выборочный диктант.

- Внимательно послушайте рассказ и скажите, о чём он.

Зимние постельки.

Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобр спит в хате из брёвен. Синичка устроилась на ночлег под кустиком.

( по Н. Сладкову)

-О чём мы узнали из этого рассказа? ( Где спят зимней ночью разные животные наших лесов.)

-Сейчас мы будем писать выборочный диктант.

Задание: записывать только одушевлённые имена существительные.

-Как вы их будете определять? (Задавать вопрос. Если существительное отвечает на вопрос кто?, значит – одушевлённое)

(Учитель читает текст, дети выполняют работу в тетради. Дети с нарушением фонематического слуха получают печатный вариант текста и после прочтения выполняют тоже самое задание.)

Проверка:

-Какие слова вы записали? (звери, лисица, белочка, медведь, бобр, синичка)

Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Проверка.

  1. Работа по учебнику.

Упр. 16 стр.11Ученики выполняют самостоятельно

На какие две группы разделили слова?

Прочитай те слова которые называют явления природы
IV. Итог урока. Рефлексия.

-Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?

-Понравился ли вам урок?

-Если понравился, то нарисуйте на листочке снежинку - символ зимы, у которой мы сегодня были в гостях.

V. Домашнее задание

Упражнение 5 , стр.70 в «Д.м.», правило на с.66-68.