microbik.ru
1
План конспект урока № 8

Тема: Хранители предания в религиях мира.

Предмет: Основы мировых религиозных культур.

Цели урока:

Учебные:

  1. Добиться прочного усвоения системы знаний по теме «Хранители предания в религиях мира».

  2. Изучить понятия: жрец, сангха, лама, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз.

  3. Сформировать знания о том, какую роль играли хранители предания в религиях мира.

Умения:

        1. Сформировать умения работы с иллюстративным материалом, самостоятельной работы с источниками информации, приводить примеры из личного опыта или из литературы.

        2. Научить применять знания о хранителях священного предания в религиях.

Навыки:

  1. Сформировать навыки самостоятельной работы.

  2. Сформировать навыки устного рассказа по теме.

Воспитательные:

    1. Осуществлять нравственное воспитание.

    2. Воспитывать доброту, толерантное отношение к окружающим и уважение к религиозным традициям.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию речи, памяти, восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным, тестовым материалом.

Основные термины и понятия: жрец, сангха, лама, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз.

Оборудование: мел, доска, учебник, компьютер, проектор.

Средства наглядности: презентация (см. приложение №1).

Дополнительные материалы:

Используемая литература: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина – Основы мировых религиозных культур.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка посещаемости).

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Обсуждение изученного материала на предыдущем уроке.

    • Книги, каких религий вам уже известны (индуизм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам)?

    • Как называются священные книги этих религий (Веды, Трипитака, Танах, Библия, Коран)?

    • Что есть общего между этими священными книгами?

  4. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня мы с вами приступим к изучению новой темы: «Хранители предания в религиях мира», запишите тему урока в свою тетрадь.

А так же мы узнаем, какую роль играли хранители предания в религиях мира, и как называют хранителей предания в буддизме, иудаизме, христианстве и в исламе.

  1. Изложение нового материала (см. приложение №1_ презентация).

Ребята, давайте подумаем, кто такой хранитель предания?

Хранитель – тот, кто хранит, бережет что-либо или кого-либо. Преданиетрадиция, передача из поколения в поколение правил, обычаев, ценностей.

БУДДИЙСКАЯ ОБЩИНА

Сангха (собрание) – буддийская община, членами которой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни). Монахи носят желтые или оранжевые одеяния. Монахини должны носить белые, светлые одежды.

Все члены Сангхи отказываются от мирской жизни, от семьи, от имущества, живут они на пожертвования.

Все свободное время монахи должны учиться, читать священные тексты, изучать санскрит и пали, заниматься медитацией, так же они принимают участие в разнообразных церемониях, беседуют с верующими, исполняют хозяйственные функции.

По преданию, первая сангха была организована самим Буддой и его 18 ближайшими учениками.

ЛАМА

Позднее среди буддистских монахов особым почетом стали пользоваться ламы (от слова «высший») – авторитетные учителя, ведущие верующих по пути, указанному Буддой.

МУДРЕЦЫ ИУДЕЕВ

Раввин (букв. «великий», «значительный», «учитель») — в иудаизме учёное звание, обозначающее умение толковать Тору и Талмуд. Раввин имеет специальное религиозное образование, он может возглавлять общину, преподавать, быть членом религиозного суда.

Ребята, как вы думаете, почему у иудеев раввины пользуются особым почетом?

Раввины играли очень важную роль в жизни иудейской общины, т.к. они объясняли народу Священное Писание, растолковывали заповеди и предписания закона (Талмуда).

ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ

Иисус Христос основал Церковь, то есть собрание всех верующих во Христа, которые составляют одну большую семью. Все вместе они хранят память о Христе и Его учение, но уже с первых дней существования Церкви в ней были разные служения. Так, близкие ученики Христа в самых разных странах рассказывали о Нем свои современникам. Их стали называть апостолами – «посланниками». В тех городах, где появлялись новые общины христиан, апостолы оставляли епископов, что в переводе с греческого означает «надсматривающий». Епископы совершали богослужения, проповедовали, заботились о своих общинах. Позднее для помощи епископам возникли служения священников и диаконов.

Что такое иерархия в христианской церкви?

В христианской Церкви епископы, священники и диаконы образуют иерархию. Подразделяются на три степени (по восходящей): диаконы, священники (пресвитеры) и епископы (архиереи).

Диакон — лицо, проходящее церковное служение на низшей степени священства. Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут. 

Священник — служитель религиозного культа. Священнослужитель, относящийся ко второй степени священства. Имеет право совершать богослужения и все таинства (кроме таинства рукоположения).

Епископ («надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства.

МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА

В исламе нет церковной организации. Все мусульмане – это большая единая община – Умма (сообщество). Она-то и является коллективным носителем и хранителем исламской религии. Большинство мусульман доверяет возглавлять молитвы наиболее грамотным своим представителям – имамам (в буквальном переводе – «предводитель»).

Имам – духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает обряды. Имам — также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет.

Хафизымусульмане, которые помнят Коран наизусть. Почему хафизы пользуются большим почетом в мусульманской общине?

ВЫВОД

Ребята, а теперь давайте подумаем, что общего между хранителями предания в буддизме, иудаизме, христианстве, исламе? Какую роль играли хранители предания в религиях мира?

  1. Закрепление материала (см. приложение №2_ рабочая тетрадь).

  2. Итог урока:

Ребята, сегодня мы с вами узнали, кто такие хранители предания, и какую роль они играют в религиях мира. Так же мы теперь знаем, как называют хранителей предания в различных религиях, как же называют их в буддизме? В иудаизме? В христианстве? В исламе?

    • Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного сегодня на уроке?

Домашнее задание:

Почитайте статью учебника С. 22 – 23, обсудите её с родителями.

Решить тестовое задание (см. приложение №3).