microbik.ru
1
Конспект урока- заседания по русскому языку в 6 классе «В гостях у словарей»

Цель: Обобщить знания учащихся, какие бывают типы словарей. Познакомить с видными учеными- русистами( составителями словарей)

Формировать умения работать с книгой- источником самостоятельно, используя словари.

Воспитывать в детях любовь к языку.

Оборудование: разные типы словарей, на доске высказывание В.Брюсова «Знание состоит не только в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге».

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Работа с текстом (текст записан или спроецирован на доску):

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, простых и сложных, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г.Паустовский)

-Прочитайте выразительно текст, записанный на доске;

-Назовите известные Вам орфограммы в словах, объясните их написание;
-Составьте схему последнего предложения, дайте характеристику;

-Сформулируйте основную мысль текста, запишите её.

Слово учителя.

-Ребята, как Вы думаете, сколько слов в русском языке? (дети отвечают)

-Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Сегодня на уроке мы проведем заседание Словарей Мы расскажем на уроке о слове, на котором «мир стоит», которое «в огне не горит, в воде не тонет? «с ложью не дружит» Что это за слово? Верно, это правда.

4.Реализация домашнего сочинения ( дома учащиеся работают в группах, готовят сообщение или презентацию)

Уважаемые словари! Сейчас Вы нам расскажете все, что знаете о слове «правда». Слово предоставляется «Толковому словарю»

Сообщение ученика: «Толковый словарь С.И.Ожегова». «Правда» - слово многозначное Его основное значение:

1.То, что соответствует действительности, истина(Говорит правду).

2. То, что исполнено истины, правдивость (Люблю тебя за правду).

3Порядок, основанный на справедливости (Нам правду не найти).

4 В составе средневековых названий сводов законов (Русская Правда).

5. В значении наречия «верно, справедливо».

6. В значении вводного слова «действительно. В самом деле).

7. В значении уступительного союза «хотя».

Учитель: Итак, слово «правда» многозначное. Давайте с этим словом составим предложение.

1 ряд составляет ССП; 2 ряд составляет СПП; 3 ряд составляет БСП.

Сообщение ученика: «Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля». Кроме толкования слов словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц со словом «правда». Вот некоторые из них: Без правды жить тяжело. Над правдой не мудруй. У Бога правда одна. Дело знай, а правду помни. Правда что шило: в мешке не утаишь.

Учитель: Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» О друзьях слова «правда» нам может поведать словарь синонимов. Ребята, давайте вспомним правило, что называется синонимами? (опрос правила).

Сообщение ученика: Синонимом слова «правда» является истина. Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы всё равно как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя, дорога или путь. То же самое можно сказать о словах «истина и правда» Что об этом пишет М.М. Пришвин: Правду надо держаться, а истину искать».

Работа со словом: -Составить синонимичный ряд со словами: Есть, глаза, грустить, пугаться.

Учитель: Случается, что враг даст полезный совет С врагами , противниками слова «правда» познакомит нас словарь антонимов. Ребята, давайте вспомним правило, что называется антонимами? (опрос правила).

Сообщение ученика: Антонимы- это слова с противоположными значениями. Правда- ложь, правда- неправда, правда- обман, правда- вранье, правда- кривда, правда- брехня. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её нагляднее, выразительнее, образнее. Многие поэты прибегают к этому выразительному средству, антитезе, для создания контраста: У кривды тысяча дорог, у правды лишь одна. Она порой полна тревог и горечи полна.

Учитель: Сегодня на нашем заседании присутствует орфоэпический словарь. Но он молчит, ему о слове «правда» сказать нечего, т.к. с ударением этого слова все ясно(ударение падает на первый слог), но есть огромное количество слов, которые требуют правильного ударения.

5Самостоятельная работа с последующей проверкой по словарю:

-Расставить ударение в словах: Сливовый, пуловер, тефтели, звонит, каталог, зевота, водопровод, медикаменты, апостроф, хозяева, эксперт, танцовщица, факсимиле, доклеить, баловать, договор.

Учитель: Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать, с родней его познакомиться до седьмого колена. Запишите в тетради 5-6 однокоренных слов к слову «правда»

Сообщение ученика: Слово»правда» непроизводное, оно состоит из корня –правд- и окончания -а-. Но родственников имеет огромное множество. Его словообразовательное гнездо состоит из 40 слов: правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивость, полуправда, вправду, взаправду, правдолюб, неправда, правдоискатель, правдолюбец и т. д.

Учитель: Если Вы хотите узнать всю подноготную hgfdle о слове, нельзя обойти вопрос о происхождении его: где и когда оно появилось слово, из каких частей и по какому способу образовалось, какое значение оно имело в прошлом, как изменялось его значение. Ответить на данный вопрос может этимологический словарь.

Сообщение ученика: Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении («этимос»- истина). Слово «правда» общеславянское по происхождению, образовано от слова правый с помощью суффикса- вд-. Слово правый, в свою очередь, образовано с помощью суффикса -в- от слова»пра», исчезнувшего на сегодняшний день.

Учитель: -Ребята, а что рассказал Вам этимологический словарь о Ваших фамилиях?(ответы уч-ся по желанию).

6.Творческая работа: -Говоря о фамилиях, встречающихся в родном селе Басы и в Астраханской области, мы не должны забывать диалекты и топонимы(объяснение географических названий. Мы сейчас попытаемся составить свой словарь слов, употребляющихся в нашей местности( басинских диалектов).

Сообщение ученика: Хочет выступить фразеологический словарь. Со словом «правда» очень много фразеологических оборотов: подлинная правда, смотреть правде в глаза, всеми правдами и неправдами, верой и правдой служить, в ногах правды нет и т. д.

Учитель: А почему молчит орфографический словарь?

Сообщение ученика: Перифразируя народную пословицу : Правдивое слово не требует поручителя» скажу, что слово «правда не требует справки в орфографическом словаре. Оно пишется так, как слышится. А вот многие однокоренные слова содержат в своем составе орфограммы.

Учитель: Но в русском языке огромное колоичество слов, которые требуют проверки по словарю.

7.Словарный диктант: Дуршлаг, аккомпанемент, бидон, приоритет, президент, спартакиада, проволока, грейпфрут (записываем, позже проверяем, обращая внимание на трудные слова).

Учитель: Поступила записка. Слова требуют афоризмы.

Сообщение ученика: Энциклопедия определяет афоризм как мысль, выраженную в лаконичной, оточенной и яркой форме и получившую характер самостоятельно существующего изречения. Например, «Когда сомневаетесь, говорите правду» (М.Твен).

8.Акцентуализация знаний. Написать небольшое сочинение- рассуждение: «Что такое правда?».

9.Подведение итогов урока.