microbik.ru
1 2 ... 7 8
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Ребят, мне данные билеты скинула Галечка, скорее всего они предыдущего курса. Они, впрочем, очень неплохие, проблема в том, что некоторая ин-фа устарела, плюс они иногда неточные. Я не стала ничего отсюда удалять, просто добавила информацию. Вся ин-фа, которую я добавляла – синим цветом. Приятной подготовки, Ксюха.

P.S. внимательно читайте список наших билетов, т.к. они отличаются от прошлого года! У нас нет билетов по Китаю, соответственно некоторая ин-фа здесь просто лишняя. Я не стала её удалять, вдруг кому интересно =) Если внимательно посмотреть, то вся остальная ин-фа здесь есть, просто она иногда раскидана по другим билетам.
ВОПРОС 1. Классификация источников конституционного права. Формы и виды конституций
Источники КП:

  1. Нормативно-правовые акты (акты правотворчества, принимаемые в особом порядке строго определенными субъектами):

    1. Законы (в романо-германской правовой системе)

      1. Конституции (считаю, что про конституцию лучше говорить отдельно)

      2. Конституционные законы (закрепляют основы общего и государственного строя, определяют основные правовые начала законодательства).

      3. Органические законы (термин не используется в России. Придуман во Франции. Фактически, законы, разъясняющие те или иные моменты в конституции).

      4. Обыкновенные (обычные, текущие) законы

      5. Чрезвычайные законы

Законы:

а) по предназначению:

- конституционные

- обыкновенные

б) по характеру действия:

- постоянные

- временные

- чрезвычайные

    1. Нормативно-правовые акты главы государства и правительства

    2. Нормативно-правовые акты органов конституционного контроля (осуществляют общеобязательное толкование конституционных положений, формулируют правовые нормы, имеющие практически ту же юридическую силу, что и конституционные законы)

    3. Регламенты Парламента (его палат) и парламентские прецеденты

    4. Решения органов местного самоуправления

  1. Прецеденты (в основном в англосаксонской правовой системе. Однако они важны и в странах романо-германской правовой системы, в другом билете приведу пример важности прецедентов во Франции) – судебные решения по конкретным делам, обязательные при рассмотрении последующих аналогичных дел. Т.о. прецеденты осуществляют не только юридическую (правоприменительную) функцию, но и правотворческую.

  2. Конституционно-правовые обычаи – правила поведения, не записанные в официальных изданиях, однако в течение длительного времени применяемые и санкционированные государством. Существуют практически в каждой стране, но лишь в некоторых считаются официальными источниками КП.

  3. Конституционно-правовые доктрины – труды, теории и выступления выдающихся юристов-конституционалистов по дискуссионным вопросам КП.

  4. Договоры

    1. Международные

    2. Внутригосударственные

  5. Религиозные нормы (прежде всего в религиозных или клерикальных государствах)


Конституция (от лат. constitutio – «устройство») в формальном смысле – основной закон страны (государства), нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Виды конституций:

  • По порядку принятия

    • Октроированные («дарованные») конституции: право принятия конституции может быть предоставлено учредительному собранию (Италия, Индия), избирательному корпусу посредством референдума (Франция, Турция) или главе государства (Иран, Афганистан). – чушь какая-то. По-моему, это как раз таки про неоктроированные конституции.

Обычно так называют те основные законы, которые были «дарованы» народу монархом (Примеры: Конституция Пакистана 1962 – президентом Айюбом Ханом, К. Фиджи 1990 - правительством). Такой характер носили также конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.

    • Неоктроированные

  • По форме (Форма конституции – способ конституирования (организации) заключенного в Основном законе правового материала (норм, институтов, принципов). Традиционно по форме конституции подразделяются на писаные (единый кодифицированный акт или документ, принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой) и неписаные, состоящие, как правило, из нескольких актов конституционного значения)

  • По порядку внесения поправок

  • Гибкие. Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Примером гибкой конституции в российской истории была Конституция РСФСР 1978 года, поправками к которой в 1989-1992 был изменён государственный строй страны (например, введено разделение властей).

  • Жесткие. Изменение жёстких конституций невозможно, либо сильно осложнено, с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спустя определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства, обязанность ратификации субъектами федерации и др.). В США, например, за более чем двухсотлетнюю историю Конституции в нее включили только 27 поправок, хотя обсуждалось несколько тысяч.

  • Комбинированные. Внесение изменений в комбинированную конституцию возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается (Конституция РФ).


В правовой литературе встречаются также классификации, где конституции делятся на монархические и республиканские, унитарные и федеративные, но по существу это повторение классификации основных форм правления и форм государственного устройства, которые составляют самостоятельный институт конституционного права. С точки зрения действительности норм конституции также могу подразделяться на реальные и фиктивные (фиктивная К. – противоречия между провозглашенными принципами и их реальным воплощением в жизни общества). Различаются постоянные и временные конституции (примеры: Таиланд 1991, ЮАР 1994, ОАЭ 1971). Последние характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов.
ВОПРОС 2. Формы правления, политического режима и политико-территориальной организации (устройства) государства. На примере США и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии
Форма государства – совокупность внешних признаков государства:

  1. Форма правления определяет структуру, порядок образования и принципы взаимодействия высших органов государственной власти (особое значение имеет институт главы государства)

    1. Монархия

      1. Ограниченная (конституционная)

        1. Парламентская (Лесото, UK (монарх возглавляет 16 государств), Швеция, Норвегия, Люксембург, Дания Ямайка, Канада, Таиланд, Камбоджа): власть короля номинальна, церемониальна

Исполнительная власть осуществляется правительством, ответственным перед парламентом. Правительство образуется большинством в парламенте.

        1. Дуалистическая (Российская империя до 1917, Германская империя, Австро-Венгрия, Японская империя до 1945, Монако, Лихтенштейн, Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Бутан): носит двойственный переходный характер

За монархом остается исполнительная власть. Однако никакое постановление монарха НЕ имеет юридическую силу, если оно не подтверждено соответствующим министром.

      1. Неограниченная (Оман, Катар, Свазиленд, Бруней) (абсолютная)

        1. Клерикальная (Саудовская Аравия)

        2. Теократическая (Ватикан)

(Не нашла такого разделения. Все государства под номерами 1 и 2 относятся к «теократическому» типу.)

    1. Республика

      1. Парламентская (Австрия, Исландия, Ирландия, Германия, Италия, Греция, Венгрия, Болгария, Чехия, Словакия, Черногория, Босния и Герцеговина, Индия + особая группа социалистических республик – Китай, Лаос, Куба, Вьетнам)

Правительство отвечает перед парламентом, формируется из депутатов партии, обладающей большинством голосов в парламенте. Полномочия парламента: законодательство, финансовая власть. Президент назначает главу правительства.

      1. Президентская (практически все страны ЛА, Белоруссия, РФ (исключение: президент назначает председателя правительства с согласия Госдумы, имеет права роспуска Госдума, если ты трижды отклоняет представленную президентом кандидатуру на должность председателя правительства), Казахстан, Индонезия).

Президент формирует парламент, является главой исполнительной власти, утверждает законы путем подписания. Зачастую НЕ может распустить парламент, а парламент НЕ может выразить недоверие правительству, но может сместить президента (импичмент).

Признаки:

        1. Четкое разделение властей

        2. Непарламентский путь формирования президента и правительства

        3. Правительство несет ответственность перед президентом

        4. Отсутствие мандатов на членство и в парламенте, и в правительстве

        5. Президент не имеет права роспуска парламента, но может распустить правительство

      1. Смешанная (Финляндия, Франция, Португалия, Польша, Украина, Турция)

Президент может распустить парламент, а парламент выразить недоверие правительству.

  1. Форма государственно-территориального устройства

    1. Федерация (РФ, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Австралия, США, Мексика, Аргентина, Швейцария, Бельгия, Австрия, Босния и Герцеговина, Нигерия, Танзания, Судан). Основной признак – юридическая ответственность субъектов федерации. Асимметричные федерации определяют различный правовой статус субъектов федерации (Индия, Малайзия, Танзания).

Две системы органов власти: федеральные и субъектов федерации.

    1. Унитарное государство

      1. Простое (составляют административно-территориальные единицы => части государства НЕ имеют статуса государственного образования) (Армения, Болгария, Латвия, Литва, Эстония, ЮАР, большинство стран Африки)

      2. Сложное (UK, Италия, Украина, Испания, КНР (5 автономий), Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан)

    2. Конфедерации (Союз суверенных государств для достижения конкретных целей. Суверенитет остается, но значительная часть полномочий передается совместным органам власти.) (Швейцария в 1291-1848 (изначально боролась против австрийских Габсбургов), Новая Англия в СА, Сербия и Черногория, Сенегамбия)

  1. Политический режим характеризует методы и пути реализации государственной власти

    1. Демократический. Признаки:

      1. Народовластие

      2. Гарантии соблюдения прав и свобод человека

      3. Политический плюрализм

      4. Светскость государственной власти

      5. Идеологический плюрализм

      6. Система органов местного самоуправления (муниципальное право)

      7. Правовое государство

    2. Антидемократический

      1. Тоталитарный (С Корея, СССР, Китай (Мао Цзедун))

      2. Авторитарный (страны ЛА в 20в., сейчас – Египет). Диктатура – важнейший признак


США:
США – президентская демократическая федеративная республика, состоящая из 50 субъектов федерации (штатов). По конституции США, принятой в 1787 году, определённые полномочия для осуществления государственной власти переданы федеральному правительству США. Государственные полномочия, не определённые для передачи в ведение федерального правительства конституцией, осуществляются штатами США.

В конституции США заложен принцип разделения властей, по которому федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих независимо друг от друга.

Высший орган законодательной власти – двухпалатный Конгресс США:

Высший орган исполнительной власти – президент США. Президент – глава государства, главнокомандующий вооружёнными силами. Существует пост вице-президента. Высший орган судебной власти – Верховный суд США. Основные политические партии – республиканская и демократическая. Также существует множество других, более мелких партий.

США состоит из 50 штатов, являющихся равноправными субъектами федерации, столичного федерального округа Колумбия и зависимых территорий. Каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти. Большинство названий штатов происходят от названий индейских племён и имён королей Англии и Франции. Штаты делятся на округа (англ. county, parish (Луизиана), borough (Аляска)) – более мелкие административные единицы, меньше чем штат и не меньше чем город. Всего по данным Бюро переписи населения США в стране насчитывается 3 141 округ. Наименьшее количество округов в штате Делавэр (3), наибольшее – в штате Техас (254). Полномочия администрации округов и взаимоотношения с муниципальными властями расположенных на их территории населённых пунктов сильно различаются от штата к штату. Местной жизнью населённых пунктов управляют муниципалитеты.

Установлен особый статус для неинкорпорированных территорий (т.н. свободно ассоциированные или неприсоединившиеся территории: Пуэрто-РикоГуамСеверные Марианские острова, Американские Виргинские островаАмериканское Самоа и т. д.): эти территории имеют совещательный голос и теоретически могут прекратить или приостановить свои привилегированные отношения с Вашингтоном.


UK:
UK – парламентская демократическая монархия, сложное унитарное государство: Шотландия и С Ирландия обладают политической автономией, Уэльс – административной автономией (1 уровня). Британские заморские территории: Гибралтар, Британские о-ва в Индийском океане, Бермудские о-ва, о-в Вознесения, о. Св. Елены, Фолклендские о-ва.

следующая страница >>