microbik.ru
1
Конституция США - самая "старая" из писаных конституций, действующих в настоящее время, и самая "старая" из вырабатывавшихся на национальном уровне.

Основной закон США был создан в "новой" стране, на территории бывших английский колоний и не встречал сопротивления традиционных структур, существовавших на этих территориях. США первоначально были страной иммигрантов, и этот фактор оказывал влияние на их экономическую и политическую жизнь до начала ХХ в.

Конституции 1787 г. предшествовало принятие Декларации независимости от 4 июля 1776 г. Каждый из штатов стал независимым государством. Однако необходимость борьбы с Великобританией заставила штаты заключить в 1777 г. конфедеративный союз. В 1783 г. война была завершена заключением Версальского договора, признавшего независимость колоний. В 1787 г. представители 13 штатов собрались в Филадельфии для того, чтобы пересмотреть статус конфедерации. Результаты работы превысили, однако, первоначальные замыслы устроителей Конвента, заседавшего при закрытых дверях с 14 мая по 17 сентября 1787 г. Вместо пересмотра статуса существовавшего союза была выработана Конституция нового государства. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в Конвенте, - рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии, т.е. слоев населения, отчетливо понимавших цели и задачи заново создаваемой ими конституционной системы. Состав Конвента нельзя назвать достаточно представительным: из назначенных в него 74 делегатов лишь 55 участвовали в работе, ряд из них покинули Конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона. Принятая 17 сентября 1787 г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее "законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями Конвента".

Во время первой сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, Дж.Медисон (1751-1836) - автор проекта, положенного в основу Конституции, впоследствии стал Президентом США (1809-1817) - взял на себя инициативу предложить Билль о правах. Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791 г. Эти поправки уточнили пределы полномочий Конгресса (поправка 1), подтвердили принцип сохранения общей компетенции, не предоставленной федерации, за штатами (или за народом) (поправка X) и закрепили ряд прав и свобод (остальные поправки). После ратификации Билля о правах Конституция США стала похожа на акт, обычно признаваемый Основным законом страны. До этого в тексте отсутствовала важнейшая часть любой конституции - нормы о правах и свободах.

Конституция США включает три компонента: 1) преамбулу, которая не признается судами и американской доктриной как составная часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана: утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечению гражданам США благ свободы; 2) семь статей и 3) двадцать семь поправок.
Первоначальный текст Конституции на первый взгляд кажется простым, логичным, сжатым, хотя при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что в нем много нечеткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими выражениями. В этом акте отсутствуют положения о важнейших институтах политической и государственной власти - о конституционном контроле, политических партиях, исполнительном аппарате, местном управлении, весьма поверхностно характеризуется порядок избрания высших должностных лиц и органов, парламентская процедура. В положениях Конституции нет таких терминов, как "всеобщее голосование", "партия", "бюджет", которыми пестрят конституционные акты других государств. Например, важный вопрос о форме правления, которому в других основных законах отводится место в преамбуле или в первых статьях, в Конституции США можно выяснить только в ст. IV; одним из ее положений является следующее утверждение: "Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления". О форме правления самих США предоставлено судить лишь юридически образованному читателю.

Содержащиеся в Конституции пробелы с годами восполняются не очень быстро. Одна из причин - повышенная "жесткость" Основного закона, сложная процедура его изменения, о которой будет сказано ниже. В результате в США наравне с писаным законом действует так называемая живая Конституция, регулирующая отношения конституционного уровня и формируемая Конгрессом, Президентом страны, Верховным судом и включающая, в частности, и конвенционные нормы.

Первоначальный текст Конституции главным образом определил структуру органов государственной власти, их взаимоотношения, построенные на основе принципа "сдержек и противовесов". Таким образом, Конституция распределяла компетенцию "по горизонтали" на федеральном уровне (ст. I-III), "по вертикали" (между Союзом и штатами - ст. I и IV), устанавливала порядок изменения самого Основного закона (ст. V), содержала разноплановые положения в ст. VI, часть из которых утратила силу (о признании Соединенными Штатами доконституционных долгов), а другие, напротив, приобрели особое значение (например, нормы о соотношении внутреннего и международного права). Наконец, ст. VII говорит о вступлении в силу самой Конституции.

Уровень демократизма любой конституции определяется прежде всего объемом закрепленных в ней прав и свобод, их гарантированностью и некоторыми другими элементами - правовым положением центрального представительного органа, объемом его полномочий, структурой. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан; в то время права и свободы содержались в конституциях штатов и отказ закрепить их в Основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Так, в разд. 9 ст. I говорится о запрещении приостановки действия habeas corpus, если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы ex post facto*(3). Немаловажное значение имеет и норма разд. 2 ст. III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение разд. 3 данной статьи, где определяется состав преступления государственной измены и его ограничительные условия. Нельзя не вспомнить и о норме разд. 2 ст. IV: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и льготы граждан других штатов". Названные положения явились лишь зачатками будущих правовых норм, впоследствии включенных в конституционный текст, а также содержащихся в других юридических актах и судебных решениях. Здесь нельзя не упомянуть и о том, что из числа полноправных граждан фактически были исключены негры и индейцы (см. абз. 3 разд. 2 ст. IV).

Как уже говорилось, Конституция США - трудноизменяемый акт. Однако за более чем 200-летний период своего существования он проделал заметную и значительную эволюцию. Эта эволюция коснулась главным образом трех направлений - улучшения функционирования центральных органов государственной власти, развития избирательного права и развития прав граждан. Первая линия прослеживается из содержания пяти поправок: XII (1804 г.) - о выборах Президента США; XVII (1913 г.) - о выборах сенаторов путем прямого всеобщего голосования; XX (1933 г.) - о вступлении в должность Президента страны; XXII (1951 г.) - о том, что мандат Президента может быть возобновлен только один раз, и XXV (1967 г.) - о замещении Президента и Вице-президента.

Первоначальный текст Конституции предоставил штатам свободу в организации выборов. Каждый из них был вправе устанавливать нормы избирательного права, предоставляя такое право или исключая из избирательного корпуса какие-либо категории граждан. Эта свобода штатов постепенно была ограничена рядом последовательных поправок: XV (1870 г.), запретившей штатам ограничивать право голоса по основаниям расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве; XIX (1920 г.), запретившей отказывать в праве голоса женщинам; XXIII (1963 г.), разрешившей участвовать в выборах жителям федерального округа Колумбия, и, наконец, XXIV (1964 г.), запретившей оспаривать или ограничивать право голоса по причине неуплаты любого избирательного налога или другого налога. Названная практика существовала в некоторых штатах, устанавливавших минимальный размер таких уплат, который посягал главным образом на права чернокожего населения; уровень доходов последних был, как правило, менее высоким, чем у белого населения. Другими словами, XXIV поправка упразднила имущественный ценз, существовавший на определенной части страны. В 1971 г. XXVI поправка снизила возрастной ценз активного избирательного права до 18 лет.

Что же касается третьего направления в эволюции Конституции США, то оно "стартовало" в 1791 г., когда был ратифицирован Билль о правах - первые десять поправок. К ним следует прибавить XIII поправку (1865 г.), запретившую рабство и подневольные работы, кроме случаев наказания за преступление; XIV (1868 г.), установившую условия равного доступа к получению американского гражданства

Учрежденная в США система центральных органов государственной власти стала притягательной моделью для большинства государств Центральной и Южной Америки, хотя некоторые, порой впечатляющие вариации от страны к стране вполне очевидны. В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов (checks and balances). В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти - Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов. В известном решении United States v. Richard Nixon, вынесенном в июле 1974 г., Верховный суд США пояснил: "Конституция не только рассредоточила власть для лучшего обеспечения свободы, но она также предполагает, чтобы на практике рассредоточенная власть была объединена в целое для эффективного управления. Конституция предписывает, чтобы ветви власти были одновременно отделены друг от друга и взаимозависимы, являлись автономными и взаимодействующими друг с другом".

Принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти - избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики Президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. В настоящее время Президент избирается в коллегии выборщиков, общее число которых равно общему числу депутатов Палаты представителей и сенаторов и плюс три представителя от округа Колумбия. Голосование этих 538 выборщиков проходит в коллегиях в штатах. Для избрания нужно набрать абсолютное большинство голосов, оно может быть разным; например, в 1976 г. Дж.Картер (р. 1924) получил перевес более чем в двести голосов, а Дж.Буш (р. 1924) в 1988 г. - только 20 голосов, а в 2000 г. Дж.Буш (младший) (р. 1946) - всего несколько голосов. Если ни один кандидат не получил такого большинства, то право избрания переходит к Палате представителей, которая избирает Президента из трех кандидатов, набравших наибольшее число голосов (два случая такого избрания: в 1820 г. Т.Джефферсон (1743-1826) и в 1824 г. Д.Адамс (1767-1848).

До 1913 г. и Сенат - верхняя палата Конгресса - состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789 г. формируется путем прямого голосования. В настоящее время один депутат представляет примерно 540 тыс. жителей. Выборы членов обеих палат проходят по униноминальной мажоритарной системе в один тур в избирательных округах, устанавливаемых легислатурами штатов.

Фактические отношения между тремя основными органами власти - Конгрессом, Президентом (кстати, он именуется не Президентом Республики, а Президентом Соединенных Штатов) и Верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным. Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Известны три вида этого института. Прежде всего, если проект, принятый Конгрессом, не удовлетворяет Президента, то он возвращается обратно в парламент с изложением мотивов такого шага. На практике нередко случается, что Президент обращается к населению страны через средства массовой информации для объяснения своего решения. Конгресс может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате, что является весьма значительном барьером. С 1789 г. только 6% вето было преодолено. Второй вид вето - "карманное вето" (pocket veto), основывающееся на норме последней фразы второго абзаца разд. VII ст. 1. Вполне нормально, что Конституция предоставляет Президенту десятидневный срок для подписания законопроекта. Если в течение этого срока Конгресс прекращает работу и уходит на каникулы, то десятидневный срок не продолжает течь и закон может быть не промульгирован. Причем не требуется какого-либо письменного запрещения акта Конгресса. В этом случае последний должен снова принять законопроект на следующей сессии. Президент не обязан излагать мотивы применения "карманного вето". Некоторые Президенты в США стали знаменитыми за счет употребления своего права вето. Так, Г.Кливленд (1837-1908) за два срока своего президентства (1885-1889 и 1893-1897) использовал вето всего 584 раза: в первый срок - обычное вето было применено 304 раза (преодолено - 2 раза), "карманное" - 110, во второй срок - обычное вето было применено 42 раза (5 преодолено), "карманное" - 128 раз. За такую практику Г.Кливленд получил кличку "Президент-вето". Впрочем, в истории США было несколько Президентов, которые вообще не практиковали вето: второй Президент А.Адамс (1735-1826), третий - Т.Джефферсон (1743-1826), шестой - Дж.Кв.Адамс (1767-1848), девятый - У.Г.Гаррисон (1773-1841), двенадцатый - З.Тейлор (1784-1850), тринадцатый - М.Филмор (1800-1874) и двадцатый - Дж.Гарфильд (1831-1881), после которого все Президенты использовали свое право вето.

Названные два вида вето распространяются на весь законопроект, даже если глава государства не согласен с его отдельными положениями. Другими словами, если он не хочет промульгировать какую-либо часть законопроекта, то должен отвергнуть весь акт. Вето может быть применено к любому законопроекту, кроме вносящего изменения в Конституцию. Впрочем, для принятия Конгрессом поправок (точнее, предложения поправок) к Конституции требуется две трети голосов в палатах, именно столько необходимо для преодоления вето Президента. Третий вид вето существует со времени принятия 9 апреля 1996 г. закона, введшего выборочное вето (line-item veto). Такое вето на середину 80-х гг. существовало в 43 из 50 штатов и находилось в распоряжении их губернаторов. Со времени Президента У.С.Гранта (1822-1885) многие Президенты настаивали на введении такого вето, которое позволило бы отклонять некоторые положения, а не весь законопроект. Введенное в 1996 г. вето дает право Президенту отклонять не весь закон, а лишь его части, так называемые наездники, которые не имеют ничего общего с основным текстом, существом проекта, являющимся для последнего "инородным" и регулирующим совсем иные проблемы. Это английское "изобретение" (было известно уже в 1669 г.) довольно часто применялось в Конгрессе США. Впервые такое выборочное вето было применено Президентом У.Дж.Клинтоном (р. 1946) 11 августа 1997 г. Несомненно, систематическое использование Президентом своего права вето в отношении различных категорий актов может повлиять значительным образом на законодательную деятельность Конгресса.

Вторым важным юридическим средством воздействия на Конгресс являются послания Президента. Эти послания имеют три различные формы: "О положении Союза", содержащее изложение осуществленных и будущих политических целей главы исполнительной власти; годовой доклад об экономике и изложение проекта бюджета. Посредством этих посланий Президент может косвенно направлять работу Конгресса, они также предназначены для ориентирования общественного мнения страны в отношении политики исполнительной власти. Из других юридических полномочий Президента в отношении Конгресса можно выделить право главы государства созывать Конгресс на специальные сессии; в настоящее время оно почти не используется из-за большой продолжительности обычных сессий, которые часто бывают более 300 дней в году, а в 1940 г. сессия продолжалась даже все 366 дней. Сама Конституция не называет времени заседаний Конгресса; так что этот орган вполне может считаться постоянным парламентом, т.е. парламентом определяющим время, в течение которого он работает.

Об относительной самостоятельности Президента говорит и существующая на протяжении всей истории США так называемая привилегия исполнительной власти, которая позволяет ее главе и его помощникам не отвечать на вопросы Конгресса и органов судебной власти. Согласно разд. 3 ст. II Конституции Президент должен периодически представлять Конгрессу информацию о положении Союза, но никакое другое положение не обязывает его публично информировать кого бы то ни было, когда Президент полагает, что такая информация затрагивает интересы национальной безопасности. Представляется вполне нормальным молчание Президента в таких случаях. Информация остается секретной (иногда она сообщается на закрытых заседаниях комиссий). Так, уже в 1796 г. Г.Вашингтон (1732-1799) отказывался предоставить Конгрессу информацию о некоторых международных переговорах. Еще одним примером, случившимся через 150 лет, может служить несообщение Сенату США содержания Ялтинских и Потсдамских соглашений (1945 г.). До Уотергейтского скандала в 70-х гг. XX в., несмотря на очевидное раздражение Конгресса, американские суды не были запрошены по время от времени возникавшим конфликтам между законодательной и исполнительной властями по поводу представления информации. Президент Р.М.Никсон (1913-1994), ссылаясь на привилегию исполнительной власти, стремился получить иммунитет от судебного преследования. В постановлении по делу United States v. Nixon Верховный суд США единогласно признал за Президентом право хранить молчание в целях обеспечения национальной безопасности, сохраняя в тайне соответствующую информацию. Суд, однако, установил пределы этой привилегии: информация должна быть представлена, когда того требуют интересы правосудия, и эта привилегия не может быть средством для того, чтобы уйти от преследования.

Политическим средством воздействия на законодательную власть служит широкое использование средств массовой информации, в результате которого рождается диалог между Президентом и остальной страной поверх голов и помимо воли избранных представителей в Конгресс. Воздействие же общественного мнения на Конгресс всегда было весьма ощутимым в Соединенных Штатах. Кроме того, Президент может влиять на членов своей партии, представленных в парламенте, хотя партийная дисциплинированность в США никогда не была образцовой. Особенно большое значение играют "политические друзья" Президента в Сенате, обладающие опытом и компетентностью в различных сферах государственной жизни.

В то же время Конгресс США по праву считается высшим органом власти страны. Большая часть полномочий, перечисленных в Конституции, передана в ведение Конгресса (разд. 8 ст. I), тогда как компетенция Президента освещена в гораздо меньшей степени. Законодательство - монополия Конгресса. Он принимает законы, обладает исключительным правом принятия бюджета, установления налогов; палаты Конгресса обладают широкими контрольными полномочиями. Этот контроль осуществляется специализированными постоянными комитетами, обладающими правом вызова любых лиц для выяснения любых обстоятельств, связанных со своей компетенцией. Публичность обсуждений в комитетах, а также специальная процедура публичных слушаний, в которых помимо членов палаты Конгресса участвуют все заинтересованные организации, в частности лоббисты, является сильным средством воздействия на исполнительную власть и на общественное мнение. Палаты Конгресса, кроме того, могут учреждать специальные расследовательские комитеты (в истории США их было более тысячи). Эти комитеты обладают практически неограниченной властью по проведению расследований. Их сфера деятельности может быть самой разнообразной: преступность, деятельность публичных служб, военные дела и т.д.

В отношениях исполнительной и законодательной властей в США нельзя не учитывать права Сената - верхней палаты Конгресса - утверждать высших должностных лиц страны, назначаемых Президентом, в том числе министров и судей Верховного суда, разрешать Президенту ратифицировать международные договоры.

Конгресс обладает и рядом других полномочий. Их достаточно много, мы ограничимся указанием на некоторые из них. Прежде всего, Конгресс имеет право вносить поправки в Конституцию страны, а также право предать суду (Палата представителей) и судить (Сенат) Президента, Вице-президента и других должностных лиц США в порядке импичмента. Это полномочие Конгресса является скорее политической, чем юридической юстицией, поскольку рассмотрение дела ведется в конечном итоге всей палатой (хотя предварительно вопросы рассматриваются специально создаваемыми комитетами). Палата голосует, скорее всего, исходя из своих политических предпочтений, чем из юридического анализа дела. В истории США было два случая, когда это полномочие Конгресса использовалось в отношении Президента. Впервые это случилось в 1868 г. в отношении Президента Э.Джонсона (1808-1875). У.Дж.Клинтон стал вторым Президентом, в отношении которого была применена процедура импичмента (в 1998 г.). Предполагавшееся обвинение в отношении Президента Р.М.Никсона, как заключительный аккорд Уотергейтского скандала в 70-х гг. XX в., не может считаться завершенным, поскольку основной фигурант дела о подслушивании телефонных разговоров в штаб-квартире Демократической партии ушел в отставку, с тем чтобы избежать рассмотрения дела в Сенате.

Всего же за всю историю США было только 16 случаев, когда дело в порядке импичмента доходило до Сената.

Нельзя еще раз не упомянуть и о том, что Конгресс избирает Президента и Вице-президента в случае, когда в коллегии выборщиков ни один из кандидатов не набрал большинства голосов.

Еще одной особенностью Конгресса США является то, что его палаты могут исключать членов из своего состава большинством в две трети голосов (абз. 2 разд. 5 ст. I Конституции), что случается нечасто. До начала 90-х гг. такое произошло в отношении 6 сенаторов и 35 конгрессменов. В то же время депутаты и сенаторы не обладают парламентской неприкосновенностью, и суды могут рассматривать дела без разрешения соответствующей палаты. В частности, в 1977-1978 г. (95-й Конгресс - номер считается по каждому переизбранию Палаты представителей) 13 парламентариев были исключены из Конгресса или осуждены за уголовные преступления.

Чтобы управлять страной, Президент должен сотрудничать с Конгрессом, которому в случае разногласий принадлежит последнее слово. Конгресс по праву персонифицирует Соединенные Штаты. При принятии Верховным судом решений, в которых Конгресс является стороной, эта сторона определяется термином "Соединенные Штаты". Кроме того (и это очень важно), Президент не обладает правом досрочного роспуска Конгресса. Другими словами, Президент небезоружен (право вето), но и Конгресс весьма могуществен, обладая кардинальными средствами воздействия на исполнительную ветвь власти. Механизм, при котором осуществление власти основано на том, что ее законодательная и исполнительная ветви могут воздействовать друг на друга, заставляя их приспосабливаться друг к другу, искать взаимоприемлемые решения, в зарубежной литературе иногда именуется демократией компромисса.

Контроль за конституционностью в США осуществляется судами общей юрисдикции, а не специальными органами, как в большинстве стран Европы. Суды США организованы на принципе единства судебной власти. Конституция США предусматривает существование только Верховного суда и тех низших судов, "которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом". Верховный суд, включающий 9 судей, назначается Президентом США с согласия Сената. Последний имеет право отказать в назначении: до сих пор было 30 подобных случаев за всю историю США. Никаких специальных квалификаций для кандидатов не требуется, но согласно обычаю ими могут быть только юристы. Судьи находятся в должности пожизненно, они могут уйти в отставку по достижении 75 лет. Однако согласно народной молве "Судьи Верховного суда умирают редко и не уходят в отставку никогда". Известны случаи нахождения судей в должности около 40 лет (например, судья У.Бреннан (1906-?) был назначен в Суд в 1956 г., а ушел в отставку в 1990 г.). Судьи Верховного суда могут быть отстранены в порядке импичмента, но за всю историю США такого еще не случалось.

Если Конституция определяет организацию судебной власти, то она ничего не говорит об институте конституционного контроля. Верховный суд США, помимо указанных в Основном законе полномочий, с 1803 г. присвоил себе право конституционного контроля, т.е. право решать вопрос о соответствии Конституции актов Конгресса, Президента и органов власти штатов. Эта практика получила свое начало со знаменитого дела W.Marbury v. J.Madison. Толкуя конституционные нормы, судьи Верховного суда, как и других судов, осуществляющих такой контроль в США, определяют судьбу правовых актов.

Федеративное территориальное устройство, наравне с существующей в США двухпартийной системой, является одним из доминирующих элементов в политической жизни. США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, на территории которого находится столица страны - город Вашингтон. Национально-этнические различия среди населения не получили отражения в государственной структуре. Федеральный Основной закон имеет приоритет перед конституциями штатов, поскольку "Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, являются высшими законами страны, и судьи в каждом штате обязываются к их исполнению, даже если в Конституции и законах какого-либо штата встречаются противоречащие положения" (абз. 2 ст. VI). Основные законы штатов признают верховенство федеральной Конституции. Так, ныне действующая Конституция Калифорнии 1879 г. с многочисленными последующими поправками в разд. 3 ст. 1 указывает: "Штат Калифорния составляет неотъемлемую часть Американского Союза, и Конституция Соединенных Штатов является высшим законом страны". Штаты могут принять только республиканскую форму правления (разд. 4 ст. IV Конституции США).

По численности населения, размерам территории, экономической мощи штаты во многом превосходят некоторые европейские государства. Штаты обладают весьма значительной собственной компетенцией. Наиболее крупные из них представляют собой почти независимые государства, чьи руководители (т.е. губернаторы) по своим полномочиям и возложенной на них ответственности (исключая иностранные дела, оборону и некоторые другие) могут быть сопоставимы с главами значительного числа государств современного мира. Штаты копируют федеральную систему власти: они имеют парламент, называемый законодательным собранием или легислатурой, включающий две палаты. Исключение составляет штат Небраска, в 1937 г. учредивший у себя однопалатный представительный орган. Весьма похожа на федеральную и исполнительная власть в штатах, возглавляемая губернатором. Судебная система в наибольшей мере отличается от федеральной. Судьи во многих штатах избираются, а не назначаются; в ряде штатов предусмотрен институт отзыва судей путем народного голосования. Другими словами, в штатах, где существует институт отзыва, не признается гарантия несменяемости судей как важнейшего средства обеспечения независимости и беспристрастности судебной власти. Институты непосредственной демократии, и не только в отношении судейского корпуса, нашли широкое применение в субъектах федерации США. Ее виды - народная инициатива, референдум, отзыв должностных лиц.

В Конституции США регулируется вопрос о распределении компетенции между федерацией и ее субъектами. Полномочия Конгресса указаны в разд. 8 ст. I. Законы Соединенных Штатов и договоры, заключенные их органами, являются "высшими законами страны" (ст. VI). Раздел 9 той же статьи перечисляет конституционные ограничения полномочий Конгресса, а разд. 10 - области, в отношении которых вводятся ограничения для штатов. Поправка X, вступившая в силу в 1791 г., отразила требования антифедералистов и определила, что "полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами или за народом", т.е. эта поправка предоставила остаточную компетенцию штатам. В каждом штате, следовательно, сосуществуют две системы права: федеральное право и право штата. Внешне, таким образом, кажется, что распределение компетенции является весьма четким и простым. В 1935 г. Верховный суд США в решении по поводу одного из законов "Нового курса" Ф.Д.Рузвельта (1882-1945) подтвердил существующее распределение компетенции. Но уже в те годы отчетливо обозначилась растущая тенденция к централизации, порождавшаяся экономическим развитием страны. Колебания экономики, время от времени возникающие кризисы (например, в финансовой сфере), растущая интернационализация проблем объективно способствуют росту влияния и полномочий центральной власти. Кстати, Конституция 1787 г. иностранные дела относит к ведению федерации. Юридическим основанием усиления центральной власти служит заключительный абзац разд. 8 ст. I, предоставляющий Конгрессу издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления указанных ранее в статье прав, как и всех других прав, которыми Конституция наделяет Правительство США или его департаменты либо должностных лиц.

Хотя положения разд. 8 ст. I с момента принятия Основного закона ни разу не были изменены, но ряд поправок к нему расширил компетенцию центральной власти. В частности, такое расширение произошло с принятием поправок XIII, XIV и XV, принятых сразу после Гражданской войны; поправка XVI, вступившая в силу в 1913 г., имела значительный централизующий эффект, поскольку разрешила Конгрессу устанавливать и взимать налоги с доходов, из какого бы источника они ни происходили, вне зависимости от их распределения между отдельными штатами, без учета каких-либо переписей или исчисления населения. Федерация, таким образом, получила возможность значительно увеличивать свои финансовые ресурсы и, следовательно, возможности для активного вмешательства в дела штатов. В настоящее время активное вмешательство центрального Правительства в дела штатов является обычной практикой. Наиболее серьезной формой зависимости штатов от Центра является финансовая, поскольку без дотаций из Центра штаты существовать не могут

Конституция США - "жесткий", трудноизменяемый документ. Для ее изменения необходимо выполнить сложную процедуру. Во-первых, предложение о внесении поправок выдвигается, если это сочтут необходимым две трети от общего числа членов обеих палат Конгресса либо созванный по требованию законодательных собраний двух третей штатов специальный Конвент (ст. V Конституции). Во-вторых, для ратификации поправок установлен еще более сложный порядок - они утверждаются законодательными собраниями трех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс. После принятия поправки XVIII (1919 г.) Конгресс стал устанавливать срок для ратификации. Если за установленный срок поправка не ратифицирована, то она считается отвергнутой. Впрочем, Конгресс может продлить время ратификации.
     В принятии поправок юридически участвуют только законодательные органы федерации и штатов или специально избранные для этого конвенты. Единственное исключение составляла процедура принятия поправки в марте 1861 г., которая не была впоследствии ратифицирована. Она была подписана главой исполнительной власти Президентом Дж.Бьюкененом (1791-1868). Подпись Президента не имела и сейчас не имеет какого-либо юридического значения; это обстоятельство находится в известном противоречии с существующей законодательной процедурой, при которой промульгация принятого Конгрессом билля является завершающей стадией законотворчества.

Как уже говорилось, к настоящему времени ратифицировано 27 поправок к Конституции, 7 других были переданы на ратификацию, но не получили одобрения штатов. Из числа последних особое значение имела поправка о равенстве мужчин и женщин. Предложенная в 1972 г., она не была ратифицирована требуемым числом штатов, хотя Конгресс и продлевал срок ратификации. Множество поправок, будучи предложенными, не находили одобрения в палатах Конгресса. Одна из самых последних, не получившая требуемого числа голосов в Сенате, содержала нормы о запрете осквернения американского флага (Flag desecration Amendment); она была отвергнута в марте 2000 г. После избрания Президента Дж.Буша в ноябре 2000 г. и возникновения споров в отношении результатов голосования (решающим оказался подсчет голосов в штате Флорида) вновь стал подниматься вопрос о целесообразности существования избирательной коллегии по выборам Президента. В 1969 г. Палата представителей уже принимала поправку об избрании Президента путем всеобщих и прямых выборов. Вполне вероятно, этот вопрос будет поднят еще раз.

Порядок, при котором поправки "дописываются" к основному тексту, не облегчает их понимания, поскольку отмененный текст не устраняется. К настоящему времени некоторые поправки изменили положения предыдущих поправок, которые в свою очередь модифицировали первоначальный текст (например, последовательное изменение и уточнение порядка избрания и замещения должностей Президента и Вице-президента, установленного в ст. II и поправках XII, XX и XXV). Пожалуй, лишь Конституция Венесуэлы 1961 г. (п. 6 ст. 245) следовала такой же практике внесения поправок.

Значение Конституции США неоднозначно для различных периодов в истории этой страны. В первое время она носила исторически прогрессивный характер, поскольку способствовала развитию новых производственных отношений. Ее влияние на конституционный опыт других стран, особенно на Основные законы латиноамериканских государств (структура органов государственной власти, распределение между ними компетенции, элементы федерализма, схожая компетенция Верховного суда), несомненно. Что касается самой Конституции США, то она в настоящее время выглядит как умеренно демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий Основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.