microbik.ru
1
УДК 340 (122)

Е. А. Тюгашев

Новосибирский государственный университет

ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: pravo@vestnik.nsu.ru
КОНСТРУКЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ

В «ДВУХ ТРАКТАТАХ О ПРАВЛЕНИИ» Д. ЛОККА


В статье рассматривается учение Локка о естественном состоянии общества. Показано, что понятие естественного состояния Локком определяет в связи с понятиями животного состояния, военного и политического состояний общества.

Ключевые слова: Джон Локк, естественное состояние, состояние войны, закон природы, самосохранение, состояние войны, политическое общество, гражданское общество

В доктринах естественного права большой интерес представляет характеристика естественного состояния. Именно это состояние выступает теоретическим конструктом, на котором моделируется действие механизма естественного права. Именно естественное состояние рассматривается как позитивная или негативная парадигма образования государства и права. Таким образом, системное описание естественного состояния, его организации и функционирования является важнейшим условием теоретически обоснованного анализа истоков и процесса заключения общественного договора, учреждения государства и гражданского общества.

Между тем в истории общественной мысли изучению естественного состояния уделяется недостаточное внимание. Это объясняется тем, что естественное состояние как объект исследования оказывается вне дисциплинарных предметов общественных и юридических наук. Например, социология, исходящая из противопоставления природы и общества не изучает естественное состояние как дообщественное состояние. Поскольку естественное состояние отлично от естественного права, то оно как таковое, в своей органической целостности остается вне поля зрения истории политических и правовых учений.

Задачей настоящей статьи является описание конструкции естественного состояния в учении Д. Локка. Наш выбор мотивирован замечанием министра юстиции США Р. Кларка о том, что Дж. Локк до сих пор остается авторитетом для юристов, в то время как для нынешних физиков его современник И. Ньютон – древняя история [1. С. 36]. Поскольку учение Локка является доктринальной основой важных международных правовых документов, анализ конструкции естественного состояния может открыть новые перспективы развития юридического мышления.

Общую характеристику естественного состояния Д. Локк дает в главе II «О естественном состоянии». Отдельные ремарки в отношении естественного состояния содержатся и в других главах произведения английского философа.

Что же такое естественное состояние? Как это, ни странно, ясного ответа на этот вопрос мы не находим.

Встречается его характеристика как состояния мира, доброй воли, взаимной помощи и безопасности в противоположность состоянию войны как состоянию вражды, злобы, насилия и взаимного разрушения1. Естественное состояние определяется также путем противопоставления политическому (стр. 13) (гражданскому) состоянию: в естественном состоянии каждый является судьей и палачом, а в политическом (гражданском) состоянии имеется общий установленный закон и судебное учреждение.

Как мы видим, Локк четко выделяет три состояния – естественное, военное и политическое. Следует принять во внимание указание Локка на состояние зверей, не имеющих разума – состояние более «низкое» и «жалкое» [4. С. 296], нежели естественное состояние. Всего мы обнаруживаем всего четыре состояния, составляющих лестницу: животное состояние – естественное состояние – военное состояние – политическое состояние.

В итоге возникает образ вертикали состояний, выражающей ступени поступательного развития. Но возникает незамысловатый вопрос о субстанции, носителе этих состояний. Те же звери – всего лишь исчезающие моменты целого, которое пребывает в том или ином состоянии. Но состоянием чего является естественное состояние?

В главе II «О естественном состоянии» Локк пишет о том, что все люди находятся в естественном состоянии [4. С. 262]. Обращает внимание указание на людей, на их вовлеченность в естественное состояние, а также на пребывание людей в этом состоянии в настоящем.

Из соотнесения данного положения Локка с его высказываниями, приведенными выше, следует, что в естественном состоянии пребывают только люди, тогда как в более раннем исходном состоянии пребывают животные.

Локк не исключает людей из круга животных. От последних люди отличаются разумом, но могут его потерять. Поэтому Локк указывает на факты утраты разума преступниками (или агрессорами) и превращения в хищных зверей [4. С. 267, 270, 296, 363, 368]. Соответственно, предлагается выстраивать отношения с этими людьми как с опасными и вредными животными.


Таким образом, возникает вопрос о животном состоянии, его организации и функционировании.

По Локку животное состояние характеризуется следующими чертами:

- утрата разума, рассудка;

- сила как закон и право;

- безграничная свобода.

Оказывается, что животное состояние оценивается Локком состояние безграничной, безумной свободы и безумного права, основанного на силе2.

Локк также упоминает животные руководствуются чувствами и инстинктами [4. С. 203], следуют основному закону природы – закону самосохранения [4. С. 180]. Отношения между животными разных видов он описывает как отношения взаимного использования.

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что животное состояние – это состояние, в котором животные, следуя закону самосохранения, используют друг друга в рамках безграничной свободы и на основе инстинктивного права силы. Согласно Локку, люди, в той мере, в какой теряют разум и допускают несправедливое насилие, возвращаются в животное состояние, и с ними следует обращаться как с животными.

Естественное состояние – состояние мира, доброй воли, взаимной помощи и безопасности [4. С. 272]. Это состояние свободы и равенства между людьми, которые общей связью разума объединены в человеческое общество.

Свобода ограничивается законом природы, установленным богом.

Это закон Локк формулирует в виде перечня обязанностей и запретов, прав и свобод, привилегий и полномочий.

Закон природы обязывает каждого человека:

- сохранять себя,

- сохранять все человечество.

Как можно заметить, по сравнению с законом природы, действующем в животном состоянии, этот закон предусматривает дополнительную обязанность. Следование ей предполагает, в частности, необходимость заботиться о благополучии и безопасности других людей, человечества в целом.

Закон природы запрещает человеку:

- уничтожать себя или иное существо, находящееся в его владении (за исключением тех случаев, когда это необходимо для более благородного использования, чем простое сохранение);

(стр. 14)

- наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности других людей, а также всему, что им способствует;

- посягать на права других;

- отдавать себя в рабство или под абсолютную, деспотичную власть другого человека.

Для обеспечения действия закона природы человек наделяется следующими естественными правами:

- правом свободы личности, т. е. свободой распоряжаться своей личностью и собственностью;

- правом на самосохранение, на еду и питье и иные вещи, которые природа предоставляет для поддержания существования;

- правом общего владения землей и ее плодами;

- правом частной собственности на плоды труда;

- правом обратить своим трудом в свою собственность столько, сколько он может употребить на какие-нибудь нужды своей жизни, прежде чем этот предмет подвергнется порче;

- правом сохранения всего человечества и совершения всех разумных деяний, какие он может, для достижения этой цели.

- правом защищать себя и вести войну против агрессора,

- правом судить за преступления,

- правом наказания нарушителей закона природы в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению (включая право уничтожить то, что угрожает мне уничтожением);

- правом искать возмещения у того, кто причинил ему вред;

- правом на жизнь преступника и его использовать у себя на службе.

Кроме того, в естественном люди могут давать друг другу обязательства, заключать другие соглашения и сделки. Следовательно, они вступают договорные отношения. На основе договорных отношений возникают, в частности, брачные сообщества.

Характеризуя правоотношения в семье, Локк выделяет:

- право каждого супруга на тело другого, поскольку это необходимо для произведения потомства;

- обязанность родителей оберегать, кормить и воспитывать своих детей как творение бога, за которое они ответственны перед ним (в то же время – это привилегии детей);

- право родителей на уважение, почтение, поддержку и услужливость со стороны детей (в соответствии с тем, как это было проявлено по отношению к детям (в то же время – это привилегии родителей);

- обязанность детей почитать своих родителей, т. е. предпринимать все те действия, которые необходимы для их защиты, поддержки, помощи и удобства;

- право сыновей, преимущественное перед любым другим человеком наследовать имущество своего отца.

Естественное состояние характеризуется как состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными. Каждый в этом состоянии является судьей и исполнителем закона природы, т. е. обладает судебной и исполнительной властью.

В естественном состоянии могут быть совершены преступления, за которые виновные лица могут быть наказаны. Участники естественного состояния вступают, следовательно, в уголовно-правовые отношения.

Правосудие в естественном состоянии Локк называет частным правосудием. Обобщая, можно сказать, что в естественном состоянии отсутствует публичное право, но действует частное право.

Впрочем, комментируя положение о равенстве, Локк пишет, что оно не распространяется на различия, определяемые возрастом, добродетелью, исключительными достоинствами и заслугами, происхождением, союзами и другими факторами. По его мнению, дети, сумасшедшие и слабоумные никогда не свободны от родительской власти и юрисдикции.

Очерчивая границы естественного состояния, Локк указывает, что в естественном состоянии все человечество представляет собой великое и естественное сообщество, единое общество [4. С. 336].

Итак, естественное состояние – это состояние человеческого общества. Если животное состояние охватывает всех животных, то в естественном состоянии находится только человеческий род [4. С. 363]. В этом состоянии люди действуют в рамках естественного закона, в соответствии с определенными этим законом обязанностями, запретами и правами. Это состояние мира и труда, соглашений и взаимной помощи, общего владения землей и частной трудовой (стр. 15) собственности. Локк говорит о существовании в естественном состоянии судебной и исполнительной власти.

Таким образом, естественное состояние является сложной, иерархически организованной системой общественных отношений, в которую входят отношения экономические, политические, нравственные, правовые и др. Иначе говоря, в естественном состоянии общество обладает полным комплектом структур, необходимых для его полноценного функционирования.

Человеческое общество в естественном состоянии не является ущербным обществом. В той мере, в какой оно основано на разуме, в той мере оно является идеальной формой человеческого общежития, с которой, правда, приходиться расстаться, поскольку не все люди идеальны.

По мнению Локка, большинство людей не особенно строго соблюдает равенство и справедливость, они руководствуются своими интересами, а закон природы не знают, так как его не изучали. Кроме того, люди пристрастны к себе, проявляют слишком большую горячность в тех случаях, когда дело касается их самих, а по небрежности и безразличию невнимательны к делам других людей.

Ограниченность разума людей является фактором, определяющим неустойчивость естественного состояния общества и его деградацию. Локк выделяет два состояния, в направлении которых вследствие вырождения и порочности людей разлагается человеческое общество.

Во-первых, то военное состояние, в котором люди, делая силу своим законом и правом, отрекаются от человеческого рода и опускаются до уровня животных. Это состояние описывается как локальное состояние, в которое вовлечен ограниченный круг лиц. К этим лицам Локк относит любых субъектов вражды и разрушения – опасных и вредных существ, хищных зверей, преступников (разбойников, воров и др.), агрессоров и иных лиц, несправедливо применяющих силу.

Следовательно, военное состояние – это не состояние человечества в целом, а ситуационное состояние деструкции, распада отдельных его элементов, сопровождающееся утратой разума, предписывающего соблюдать основной закон природы – закон сохранения человечества. Можно предположить, что в военном состоянии разум не утрачивается совершенно; он ограничивается чувствами, инстинктами, которые подчиняют себе разуму, и из виду утрачивается главная цель – сохранение всего человечества. Именно утрата объединяющей цели ведет к иррациональности человеческого общежития, глобальной неразумности связей между людьми.

По Локку, утрата разумных связей и потеря цели сохранения человечества ведут к регрессу естественного состояния в животное состояние, где действует право силы и закон личного самосохранения. В таком состоянии человеческие сообщества деградируют до уровня животных сообществ. Интересно, что в ситуации войны «всех против всех» все человечество может вернуться в животное состояние. Это вторичное, регрессивное животное состояние, в котором – в отличие от первичного животного состояния – присутствуют остатки разума.

Действует ли в военном состоянии закон природы? Локк об этом прямо не пишет, но, рассматривая обычную практику воинской дисциплины, указывает, что сохранение армии, а тем самым всего государства требует абсолютного повиновения приказу, так как подобное слепое повиновение необходимо для сохранения остальных [4. С. 344]. Следовательно, можно говорить о законе сохранения военного сообщества (и сохранении остальных в той мере, в какой это не противоречит сохранению армии).

Наличие общей цели у членов военного сообщества обусловливает существование правления и власти, которой подчиняют и побежденные.

Согласно Локку, еще одной формой, которую приобретают локальные сообщества людей, является политическое состояние. Сообщество людей в политическом состоянии – это государство, политическое (гражданское) общество. Как и война, это локальная форма социальности, основанная на дополнительных формах самоорганизации отдельных групп людей.

Люди вынуждены объединяться в государство в силу перманентной неустойчивости естественного состояния. Различия в толковании закона природы, столкновения интересов, страсти ведут к взаимному сопротивлению. Возникает угроза войны, и для ее предотвращения в целях взаимного сохранения жизней, свобод и собственности (стр. 16) люди на основе соглашения объединяются в государство.

Основой государства Локк считает согласие. Это согласие выражено и закреплено в гражданских законах, публичном правосудии. Естественный разум в государстве приобретает новые форму существования. Можно сказать, что он становится политическим, гражданским разумом. В естественном состоянии каждый человек может по своему толковать закон природы и пути сохранения человечества. Несчетная произвольность толкований, неопределенность того, что считать разумным, а что – нет, устраняется установлениями. Критерием разумности становится общее согласие сограждан.

Например, предполагается, что гражданский закон есть общественно признанное, согласованное со всеми гражданами, и соответственно, общепринятое отражение закона природы. Но в действительности ситуация, по Локку, не столь проста. По его мнению, гражданские законы по большей части – это причуды и запутанные измышления людей, преследующих противоречивые и скрытые интересы, облеченные в слова. Но он убежден, что гражданские законы справедливы лишь настолько, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться.

Следовательно, закон природы продолжает действовать в политическом состоянии, а его обязанности просто более четко выражены, артикулированы [4. С. 340]. Кроме того, закон природы в политическом состоянии модифицируется: основным законом общества становится сохранение данного общества (и в той мере, в какой это будет совпадать с общественным благом) каждого члена общества) [4. С. 329]. Вместе с тем, настаивая на действии более фундаментальных законов природы, Локк полагает, что никакая человеческая санкция не должна противоречить цели сохранения человечества.

Когда Локк говорит о законе природы, то каждый раз он имеет в виду закон, относящийся к определенному состоянию3. В животном состоянии основным законом природы является закон самосохранения, в естественном состоянии – закон сохранения человечества (и себя, в той мере, в какой это не противоречит сохранению человечества), в военном состоянии – законе сохранения армии (и каждого военного, если это не противоречит сохранению армии); в политическом состоянии – закон сохранения данного народа, общества (и каждого гражданина, в какой это будет совпадать с общественным благом).

Таким образом, мы находим у Локка четыре закона природы. Законы природы для военного и политического состояния сходны в том, что сводятся к сохранению локального сообщества. Различие между ними заключается в том, что в военном состоянии действие закона сохранения армии не ограничено целью сохранения человечества, тогда как в политическом состоянии эта цель рассматривается как критерий, ограничивающей деятельность каждого народа по самосохранению.

Понятно, согласование локального оптимума (самосохранения народа) и глобального оптимума (сохранения человечества) является нетривиальной задачей, поскольку сохранение человечества может быть обеспечено в лице одного народа. Сохранение одного народа не является безусловной предпосылкой сохранения другого народа. Весь народ, по Локку, через механизм федеративной власти имеет право войны и мира, право участвовать в союзах и соглашениях [4. С. 347]. По мнению английского философа, все народы находятся в естественном состоянии. Но такое естественное состояние становится неотличимым от военного состояния.

На наш взгляд, когда Локк говорит о естественном состоянии, в котором находятся государства, абсолютные монархи по отношению к своему народу, в действительности он часто имеет в виду военное состояние. Произвол абсолютного монарха или деспота, чиновников – это состояние войны [4. С. 271]. Локк прямо пишет: «абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления» [4. С. 311]. Следовательно, абсолютная монархия – это военное состояние.

Грань между политическим и военным состоянием у Локка оказывается размытой. (стр. 17) Определенные типы государств (рабовладельческие государства, деспотии и тирании, абсолютные монархии, государства, возникшие путем завоевания или узурпации власти), квалифицируются Локком как состояния войны.


Таким образом, не всякое эмпирически существующее государство в современном смысле этого слова является государством (политическим сообществом) в том значении этого слова, как его понимает Локк. Государством он признает только то сообщество, в котором общая власть установлена по соглашению; если же правление навязано силой, то побежденные не несут каких либо обязательств перед победителем, а продолжают находиться с ним в состоянии войны [4. С. 372].

Неопределенность границ между политическими и военными сообществами как во внутренних, так и во внешних отношениях является неизбежным следствием отделения людей от «великого и естественного сообщества» человечества. Составляя посредством положительных соглашений ряд меньших отдельных объединений, люди избегают неустойчивости естественного состояния, но приобретают риски военного состояния, ставя под угрозу существование всего человечества. Локальная стабильность достигается путем глобальной дестабилизации.

Локк видит выход в коррекции государственной власти, в обеспечении верховенства народа и достижении общего согласия. Но обеспечена ли будет глобальная стабильность и сохранение всего человечества – ответа на этот вопрос мы у него не находим.

Утверждая, что в международных отношениях сохраняется естественное состояние, английский философ, на наш взгляд, непоследователен. Состояние мира и безопасности в мировом сообществе – это не факт, а проблема. Как представляется, в логике Локка, единственно возможный способ ее решения – это государственное оформление мирового сообщества. Только в этом случае сохранение человечества станет непосредственной целью политического состояния.

Список литературы




1. Кларк Р. Преступность в США. М.: Прогресс, 1975. 424 с.

2. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. М.,
1988. С. 135 – 406.

3. История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М.: Издательство «Зерцало», 2000. 688 с.

4. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2006. 944 с.

5. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969. С. 151 – 302.

6. Штраус Л. Естественное право и история. М.: Водолей, 2007. 312 с.



E. A. Tyugashev
CONSTRUCTION OF STATE OF NATURE IN TWO TREATISES OF GOVERNMENT BY JOHN LOCKE
In this article Lockes’s theory of State of Nature is considered. It’ shown that concept “State of Nature” is defined by Locke in relation with concepts “State of War”, “Political Society”, “Animal Society”

Keywords: John Locke, State of Nature, law of Nature, self-preservation, State of War, Political Society, Civil Society.

Тюгашев Евгений Александрович – кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, конституционного права юридического факультета НГУ.

(стр. 18)

1 В современных учебниках по истории политических и правовых учений, излагая учение Дж. Локка, состояние войны обычно не упоминается [2. С. 150; 3. С. 333].

2 О бессмысленности рабовладельческого и феодального права писал Ж. Ж. Руссо. Но он оспаривал тезис о том, что сила творит право [5. С.155]

3 Поскольку Локк специально не подчеркивает различия в содержании законов природы в разных состояниях, то исследователи обычно анализируют понятие закона природы, действующего только в естественном состоянии [См., например: 6. С. 195 – 239].