microbik.ru
1
График самостоятельной работы студентов

по «Этике»

ИФ 5 курс, 55 по специальности «Культурология»

9 семестр 2012 г.

преподаватель Тельпис А.Ю., кафедра истории, философии, культурологии, ТиМО


Тема

Ф-т, курс, группа

Вид занятия

Дата

Тема: «Оправдывает ли цель средства?»


ИФ 5 курс, 55 группа

(Статья Л.Д. Троцкого «Их мораль и наша» и полемика вокруг нее) (коллоквиум).

Прочитайте статью, составьте к ней вопросы. Определите главные проблемы, поднимаемые автором.

сентябрь

Тема: Понятие, сущность, структура, функции, свойства морали. Высшие моральные ценности и их роль в воспитании будущего гражданина.


ИФ 5курс, 5 группа

Работа со словарем. Выписать определения: добро; благо; добродетель; доброта; зло; зло; порок; злоба, свобода; необходимость; свобода выбора; воля, долг; совесть; «чистая, спокойная совесть»; свобода совести., смысл жизни; счастье., личные отношения; любовь; семья; дружба.


сентябрь

Тема: «В.С. Соловьев. Оправдание добра»

ИФ 5 курс, 55 группа

Коллоквиум.

октябрь

Контрольная работа по предложенным темам.

ИФ 5курс, 55 группа

Выполнение контрольной работы по выбору студента.

ноябрь


Тема: «В.С. Соловьев. Оправдание добра» (коллоквиум).
План:

1. Нравственная философия (предмет и задача нравственной философии; всеобщий характер идеи добра; связь нравственной философии с религией и с теоретической философией; решение двух метафизических вопросов, имеющих главное значение для обоснования нравственности; нравственная необходимость добра).

2. Двуединая природа добра (человеческая природа добра; стыд, жадность и благословение как первичные данные нравственности, аскетизм как принцип духовного самосохранения, единство аскетизма и альтруизма, жалость как связующее звено живых существ; религиозное начало в нравственности - вера в нравственный порядок; три функции и ипостаси нравственных оснований: добродетель, правило действия, условие известного блага; критика отвлеченного эвдемонизма; единство нравственных основ; Бог как безусловное начало нравственности).

3. Добро через историю человечества. Личность и общество (химера себе-довлеющей личности и химера безличного общества; общество как дополненная или расширенная личность; лично-общественная сущность человека; история как углубление, расширение и возвышение лично-общественной жизни; историческое развитие лично-общественного сознания и связь различных общественных вопросов с нравственностью).

4. Нравственность и право (относительный элемент в нравственности; сообразность, но не тождественность правовых и нравственных норм; тесная связь нравственности и права; понятие "Правда" как воплощение их единства; различия между нравственным и правовым требованием; положительное право как способ обеспечения необходимого равновесия двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага; непреложный предел принудительного действия всякой собирательной организации).

Вопросы к коллоквиуму:

  • Какое место занимает этика в философии всеединства Вл. Соловьева? Почему всеединство выступает для нравственности абсолютным благом?

  • Почему именно стыд, жалость и благоговение составляют триединую основу нравственной жизни людей? Как возможно их совершенствование и вообще самосовершенствование человека? Каков путь постижения добра?

  • Почему право, по Соловьеву, есть минимум добра? Как соотносятся нравственность и право? В чем отличие правовой нормы от нравственной?

  • Каков смысл понятий "благоволение", "благодеяние" и "благоговение"?

  • Каков смысл суждения "человек должен обладать свободный быть безнравственным"?

  • Каким образом, согласно Соловьеву, личный и общественный интересы человека нерасторжимо связаны в единое целое?

  • Какие именно положения нравственной философии Соловьева вызвали наиболее критическое отношение к ним различных представителей русской этической мысли?



Темы контрольных работ по «Этике» и методические рекомендации к их выполнению.
Контрольная работа № 1

Мораль как предмет этического знания. Сущность и специфика морали.

План:

  1. 1. Мораль как предмет этического знания

  2. 2. Сущность и специфика морали


Методические рекомендации:

1.Отвечая на поставленный вопрос, студенту нужно дать определение понятию «мораль». Примером может служить следующее определение: мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностное отношение к нему. Показать систему морали и раскрыть ее основные принципы: коллективизм, индивидуализм, альтруизм и нормы: вежливость, порядочность, честность.

2. Выявляя сущность и специфику морального знания, студент должен, учитывать тот факт, что мораль носит универсальный характер и пронизывает все без исключения сферы человеческой жизни, мораль также носит и оценочный характер: все явления мира и человеческие отношения она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок. Он (студент) должен показать, что мораль носит императивный (повелительный) характер и именно мораль регулирует отношения между обществом и человеком.

Литература:

  1. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2002. С. 29-41

  2. 2. Этика: Учебник для вузов /Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Мн., 2002. С.100-110

  3. 3. Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 1998. С.156-189

  4. 4. Основы этических знаний. СПб., 1998. С. 60-80

  5. 5. Кузнецов Н.В. Этика. М., 2002. С.62-71


Контрольная работа № 2

Функции морали. Структура морали.

План:

  1. 1. Функции морали.

  2. 2. Структура морали.


Методические рекомендации:

  1. 1. Раскрывая данный вопрос, студент должен рассмотреть все функции морали и дать им краткую характеристику. К функциям морали относятся следующие: гуманизирующая, регулятивная, воспитательная, познавательная, коммуникативная. Студент должен показать востребованность основных функций морали обществом.

  2. 2. Работая над данным вопросом студенту нужно показать структуру морального знания и раскрыть ее составляющие. Структура морали: -моральное сознание, которое состоит из знания норм и правил, входящих в систему морали, понимания сущности моральных норм и принятия человеком данных моральных норм как руководства к действию в своей жизни; - моральное поведение, состоящее из мотива деятельности, поступка и его нравственной оценки; - моральная деятельность в которой все вышеперечисленные составляющие взаимодействуют как единый механизм.


Литература:

  1. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2002. С. 29-41

  2. 2. Этика: Учебник для вузов /Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Мн., 2002. С.100-110

  3. 3. Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 1998. С.156-189

  4. 4. Основы этических знаний. СПб., 1998. С. 60-80

  5. 5. Кузнецов Н.В. Этика. М., 2002. С.62-71

  6. 6. Дробницкий О.Г. понятие морали. М., 1974


Контрольная работа № 3

Исторические типы нравственности. Гипотезы происхождения морали.


План:

  1. 1. Исторические типы нравственности.

  2. 2. Гипотезы происхождения морали.


Методические рекомендации:

  1. 1. Работая над данным вопросом, студент должен рассмотреть все исторические типы нравственности, а именно: первобытная нравственность, мораль античности, мораль средних веков и эпохи возрождения, нравственность нового времени и эпохи просвещения, и, наконец, нравственность девятнадцатого и двадцатого веков. Студент должен показать, как с изменением общественного строя изменяется и мораль. Он должен раскрыть нравственный идеал каждой эпохи.

  2. 2. Рассматривая данный вопрос, студент должен проанализировать концепции происхождения морали. Сейчас современное этическое знание располагает четырьмя концепциями происхождения морали: религиозной – мораль дается Богом; натуралистической – мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой; социологизаторская – мораль возникает с возникновением и развитием общества; и культурологическая – связывает мораль с конкретными социокультурными условиями эволюции морали.


Литература:

  1. 1. Бондаренко Ю.Я. У истоков современной морали. М., 1991

  2. 2. Киссель М.А. Историческое сознание и нравственность. М., 1990

  3. 3. Кузнецов Г. Максимов Л. Природа моральных абсолютов. М., 1996

  4. 4. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М., В 3 т. 1994

  5. 5. Этика: Учебник для вузов /Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Мн., 2002. С.121-131


Контрольная работа № 4

Добро и зло как наиболее общее обозначение нравственных ценностей.

План:

  1. 1. Понятия Добра и Зла

  2. 2. Категории добра и зла в истории этической мысли

  3. 3. Проблема борьбы добра и зла


Методические указания:




  1. 1. Раскрывая сущность данного вопроса, студент должен дать определения Добра и Зла. Показать, что добро связывается с понятием Благо, и этику интересуют лишь духовные Блага, а не материальные. Зло является уничтожением Блага, т.е. Добра. Студент должен определить критерии Добра. Как качества личности добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков, как свойства поведения - в виде доброты и злобы.

  2. 2. Представления о добре и зле менялись у разных народов из века в век и являлись краеугольным камнем любой этики. В данном вопросе, исследуя генезис понятий, добро и зло студенту следует дать анализ данных понятий в Древней Греции – добро есть знание и совершенное поведение, а также служение своему государству. Религия идею добра связывает с Богом, который является творцом всего разумного, благого, вечного. Философский анализ добра связывается с системой Гегеля, у которого понятия добра и зла связаны и неотделимы друг от друга и связаны с понятиями индивидуальной воли, выбора и свободы.

  3. 3. Сложности в определении добра и зла коренятся в их особенностях. Студенту необходимо освятить каждое из них, а именно: данные понятия носят всеобщий и универсальный характер, отличаются конкретностью и непосредственностью, а также субъективностью (то, что для одного человека является добром, для другого представляется злом). Субъективность т.о. предполагает отсутствие абсолютного добра и зла. Следовательно, еще одной особенностью добра и зла является их относительность.


Литература:

  1. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998 С. 241-250

  2. 2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Мн., 1997 С. 296-300

  3. 3. Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 1998 С. 120-140

  4. 4. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990 С. 56-96

  5. 5. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Мн., 1994 С. 45-80




  1. 6. Истины и ценности на рубеже 20-21 веков. М., 1991 С. 60-65

  2. 7. Моральные ценности и личность. М., 1994 С. 70-82


Контрольная работа № 5

Свобода как основная нравственная ценность личности.

План:

  1. 1. Свобода и необходимость

  2. 2. Свобода выбора и выбор свободы

  3. 3. Моральная ответственность личности


Методические рекомендации:

  1. 1. Раскрывая данный вопрос, студент должен дать две точки зрения на проблему свободы: фатализм – человек зависим от объективных обстоятельств и этический волюнтаризм – отрицает всякую необходимость и утверждает, что человек свободен в своих действиях и поступках. В данном вопросе студент может показать генезис понятия свобода, на примерах философских концепций Фомы Аквинского и Гегеля. Студент должен показать, что моральная свобода является ценностью, к которой стремится человек в течение всей своей жизни.

  2. 2. Формой проявления свободы выступает выбор, который делает человек. В зависимости от целей и средств выбора, совершаемого индивидом, можно говорить о свободе выбора или о выборе свободы. Студент должен рассмотреть понятие нравственной свободы и дать ему определение, за исходное можно выбрать следующее: нравственная свобода – это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека.

  3. 3. Нравственная ответственность является естественным следствием свободы выбора. Быть свободным значит быть ответственным. Студент должен рассмотреть виды ответственности, которые определяются тем, перед, чем и за что человек несет ответственность. Следовательно, можно выделить несколько вариантов ответственности: ответственность человека перед самим собой, ответственность человека перед другими людьми за свои поступки и, наконец, ответственность перед человечеством.


Литература:



  1. 1. Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995

  2. 2. Максимов А.М. измерения свободы. Екатеринбург, 1994

  3. 3. О свободе человеческой воли. М., 1991

  4. 4. Свобода и справедливость. Н. Новгород, 1993

  5. 5. Тарновский Е. четыре свободы. СПб., 1995

  6. 6. Штайнер Р. Философия свободы. Ереван, 1993


Контрольная работа № 6

Долг и совесть как этические категории.

План:

  1. 1. Долг – императив моральной регуляции

  2. 2. Совесть – «обратная сторона» долга


Методические рекомендации:

  1. 1. Раскрывая данный вопрос, студент должен дать определение понятию дога. За основы можно выбрать следующее: долг – это нравственная обязанность человека, выполняемая не только под воздействием внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Отвечая на поставленный вопрос, студент должен также проанализировать понятия нравственного долга.

  2. 2. Приступая к рассмотрению данного вопроса, студент должен проанализировать понятие совести и дать компаративный анализ понятию долг и совесть, а также показать их соотношение с точки зрения этики. За исходное определение понятия совести можно взять следующее: совесть – это способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующем в обществе нравственным нормам.


Литература:

  1. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2002. С. 189-201

  2. 2. Этика: Учебник для вузов /Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Мн., 2002. С.138-145

  3. 3. Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 1998. С.190-210

  4. 4. Основы этических знаний. СПб., 1998. С. 93-102

  5. 5. Кузнецов Н.В. Этика. М., 2002. С.62-71

Контрольная работа № 7
Смысл жизни и Счастье как нравственные ценности

План:

  1. 1. Основные концепции смысла жизни

  2. 2. Счастье как этическая категория


Методические рекомендации:

  1. 1. Отвечая на поставленный вопрос, студент должен раскрыть три подхода к проблеме смысла жизни в истории этической мысли: пессимистический – нигилистическое отрицание смысла жизни, при котором жизнь воспринимается как цепь несчастий и страданий; скептический – выражающий сомнение в смысле и значимости земного бытия; оптимистический – признание смысла жизни и возможности его реализации как наивысшей ценности. Студенту нужно проследить историческую эволюцию данного понятия.

  2. 2. С категорией «смысл жизни» тесно связана категория «счастье». Счастье отражает степень удовлетворенности человеком результатами своей жизнедеятельности. Студент должен проследить генезис понятия «счастье» от древнегреческого направления – эвдемонизма; до современного понимания счастья. Он должен показать нормативно-ценностный характер данного понятия и проследить особенности понимания счастья современной этикой.


Литература:

  1. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2002. С. 201-221

  2. 2. Этика: Учебник для вузов /Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Мн., 2002. С.224-245

  3. 3. Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 1998. С.220-245

  4. 4. Основы этических знаний. СПб., 1998. С. 104-152

  5. 5. Бондаренко Ю.Я. У истоков современной жизни. М., 1991

  6. 6. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Мн., 1994

  7. 7. Истины и ценности на рубеже 20-21 веков. М., 1991

  8. 8. Моральные ценности и личность. М., 1994

Контрольная работа № 8
Дружба и любовь как нравственные ценности.

План:

  1. 1. Дружба как нравственная ценность

  2. 2. Нравственный смысл любви


Методические указания:

  1. 1. Раскрывая данный вопрос, студент должен проанализировать понимание понятия «дружба» в различные эпохи, начиная с античности и заканчивая современной этикой, а также показать почему дружба считается одной из высших нравственных ценностей в современной этической мысли и в чем заключается нравственный смысл дружбы.

  1. 2. Отвечая на поставленный вопрос, студент должен проанализировать нравственный смысл любви в различных эпохах и этических традициях. Он доложен показать, в чем заключается нравственный смысл любви и почему считается, что только любовь может спасти мир от тотальной деградации как внешней, так и внутренней.


Литература:

  1. 1. Этика: Учебник для вузов /Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Мн., 2002. С.243-265

  2. 2. Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 1998. С.220-245

  3. 3. Основы этических знаний. СПб., 1998. С. 200-223

  4. 4. Бондаренко Ю.Я. У истоков современной жизни. М., 1991

  5. 5. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Мн., 1994

  6. 6. Истины и ценности на рубеже 20-21 веков. М., 1991

  7. 7. Моральные ценности и личность. М., 1994

Контрольная работа № 9

Взаимодействие человека и природы. Экологическая этика.
План:

  1. 1. Человек и природа: эволюция отношений

  2. 2. Экологическая этика: сущность, предмет, основные задачи и проблемы


Методические рекомендации:

  1. 1. Рассматривая данный вопрос, студенту необходимо проанализировать отношение к природе и природопользованию в различных культурных традициях, а именно на Западе и Востоке. Показать отличие в мировоззрении Запада и Востока в понимании природы и отношении к ней, показать, как далеко продвинулась техногенная цивилизация и каково место природы в ней и в мировоззрении индивида.

  2. 2. В данном вопросе студенту нужно рассмотреть экологическую этику как важную часть ситуативной этики, показать ее предмет, цели и задачи, а также рассмотреть проблемы, связанные с экологической этикой. Студент должен проследить движение от антропоцентризма в этике к биоцентризму.


Литература:

  1. 1. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1993




  1. 2. Бганба В.Р. Экология и мораль. Сухуми, 1991

  2. 3. Бганба В.Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. М., 1992

  3. 4. Вронский В.А. прикладная экология. Ростов-Н-Д, 1996

  4. 5. Иванов В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии. Мн., 1991