microbik.ru
1
Контрольные работы

Контрольная работа №1 выполняется в процессе изучения первых 13 тем (общая рецептура; общая фармакология; фармакология периферической и центральной нервной систем).

Контрольная работа №2 объединяет 11 тем частной фармакологии (фармакология исполнительных органов).

Контрольная работа №3 включает 8 тем по фармакологии химиотерапевтических средств.

Каждая контрольная работа содержит вопросы, на которые необходимо дать обоснованные подробные ответы, и задания по выписыванию рецептов и фармакологической характеристике ЛС, например: Выпишите рецепт и охарактеризуйте надолол. При выполнении таких заданий следует помнить:

● При выписывании рецепта необходимо пользоваться методическим пособием по «Общей рецептуре», изданным на нашей кафедре.

● Характеризовать ЛС необходимо по следующей схеме:

1. Написать структурную формулу препарата (для этого используйте источники №1 и 2 из списка основной литературы). Если лекарственное средство комбинированное – перечислить составляющие компоненты.

2. Указать МНН и наиболее употребимые торговые названия (для ЛС, зарегистрированных в России), а также формы выпуска.

3. Написать классификацию фармакологической группы, в которую входит данный препарат, и указать его место в данной классификации.

4. Указать код Анатомо-терапевтическо-химической классификации (АТС) с расшифровкой. Например, код субстанции Diazepam по классификации АТС — N05BA01, где:

N - центральная нервная система;

05 - психолептики;

В - транквилизаторы;

А - производные бензодиазепина;

01 – диазепам.

Для определения кода АТС пользуйтесь источниками № 6, 8, 11 из дополнительного списка литературы.

5. Описать фармакодинамику препарата:

а) Механизм действия ЛС;

б) Перечислить все проявления лечебного действия ЛС на организм человека (основные фармакологические эффекты). Внимание! В контрольной работе №3, характеризуя средства, действующие на возбудителей заболеваний, в этом пункте необходимо указывать спектр действия ЛС, то есть перечислить возбудителей, чувствительных к данному ЛС.

в) Описать побочное действие;

г) Указать показания к назначению;

д) Указать противопоказания к назначению;

6. Описать фармакокинетику препарата:

а) Перечислить лекарственные формы, в которых он выпускается;

б) Описать, где в желудочно-кишечном тракте, и с помощью какого механизма всасывается, охарактеризовать биодоступность;

в) Как и с какими белками крови связывается;

г) Описать особенности распределения препарата в организме, прохождение его через гематоэнцефалический барьер, кумуляцию;

д) Описать метаболизм препарата (где происходит, какой химической реакцией, какие ферменты в этом участвуют, что в результате образуется, есть ли активные метаболиты и как они называются.

е) Описать выведение препарата из организма (какие органы в этом участвуют, механизм выведения). Охарактеризовать период полувыведения.

7. Привести примеры а) фармацевтического, б) фармакокинетического, в) фармакодинамического взаимодействия с другими лекарственными веществами (ЛВ).
Соблюдение данной схемы при ответах на подобные вопросы является строго обязательным!

Контрольная работа №1

«Общая фармакология. Фармакология нервной системы»

Контрольная работа №1.

Вариант 10

Раздел 1. Введение. Общая фармакология

1. Основные механизмы всасывания ЛС.

2. Пути выведения ЛВ из организма.

3. Свойства и виды рецепторов

4. Основные понятия хронофармакологии.

5. Зависимость фармакологического эффекта от возраста больного.

6. Изменение величины эффекта при повторном применении ЛС.

7. Понятие о фармакопрофилактике и фармакотерапии. Виды фармакотерапии.

8. Какой процентной концентрации соответствует указанная в рецепте концентрация 3,6-180 ml?

Раздел 2. Лекарственные средства, влияющие на периферический отдел нервной системы

1. Анатомо-функциональные особенности эфферентных нервов.

2. Основные эффекты возбуждения парасимпатических нервов.

3. Резорбтивное действие местных анестетиков.

4. Механизм действия вяжущих средств.

5. Классификация ЛВ, влияющих на холинергические синапсы (группы, названия ЛС).

6. Классификация адренорецепторов, локализация и эффекты их возбуждения.

7. Действие пилокарпина на глаз (нарисовать схему).

8. Помощь при отравлении фосфорорганическими соединениями.

9. Классификация Н-холиноблокаторов (подгруппы, названия ЛС)

Выпишите рецепты, охарактеризуйте ЛС по схеме:

1. Лидокаин

2. Галантамина гидробромид.

3. Адреналин.

4. Сальбутамол

5. Пропранолол

6. Доксазозин.

Раздел 3. Лекарственные средства, влияющие на центральную нервную систему

1. Антиноцицептивная система.

2. Сравнительная характеристика средств для ингаляционного наркоза.

3. Фармакодинамические и фармакокинетические особенности тиопентала натрия.

4. Действие морфина на ЦНС.

5. Достоинства бупренорфина и буторфанола по сравнению с морфином.

6. Классификация ненаркотических анальгетиков (подгруппы и названия препаратов).

7. Отличия нейролептиков из группы фенотиазина от нейролептиков из группы бутирофенона.

8. Отличия анксиолитиков от нейролептиков.

9. Направленность действия ноотропных средств, показания к применению.

Выпишите рецепты, охарактеризуйте ЛС по схеме:

1. Флунитразепам

2. Фенитоин

3. Амантадин

4. Кетопрофен

5. Амитриптилин

6. Диазепам.

Контрольная работа №2

«Средства, влияющие на функции исполнительных органов обмен веществ»

Контрольная работа №2.

Вариант 10

Раздел 1. Средства, влияющие на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, почки и систему крови

1. Классификация средств, влияющих на органы дыхания (группы и названия ЛС).

2. Показания к применению антикоагулянтов.

3. Сравнительная характеристика антиангинальных органических нитратов.

4. Классификация гиполипидемических средств (группы и названия ЛС).

5. Классификация антигипертензивных средств (группы и названия ЛС).

6. Механизм антигипертензивного действия эналаприла.

7. ЛС, повышающие артериальное давление.

8. Классификация противоаритмических средств (группы, названия ЛС).

Выпишите рецепты, охарактеризуйте ЛС по схеме:

1. Бромгексин

2. Аминофиллин

3. Ацетилсалициловая кислота в качестве антиагреганта

4. Эноксапарин-натрий

5. Алтеплаза

6. Цианокобаламин

7. Конкор

8. Прокаинамид

9. Ницерголин

10. Маннитол

Раздел 2. Средства, влияющие на функции органов пищеварения. Средства, влияющие на обмен веществ. Противовоспалительные и противоаллергические средства

1. Антацидные средства. Классификация, сравнительная характеристика, особенности применения, побочные эффекты.

2. Сравнительная характеристика омепразола и фамотидина.

3. Слабительные ЛС. Классификация (группы и названия ЛС), механизмы действия, показания к применению, побочные эффекты.

4. Холелитолитические средства. Механизм действия, показания к применению.

5. Характеристика гозерелина.

6. Сравнительная характеристика препаратов глюкокортикоидных гормонов.

7. Анаболические стероиды, отличие от андрогенов, применение, побочные эффекты.

8. Классификация противовоспалительных средств (группы, подгруппы и названия ЛС).

Выпишите рецепты, охарактеризуйте ЛС по схеме:

1. Висмута трикалия дицитрат

2. Панкреатин

3. Окситоцин

4. Левотироксин

5. Мининил

6. Прометазин

Контрольная работа №3

«Противомикробные, противопаразитарные

и противобластомные средства»

Контрольная работа №3.

Вариант 1

1. Антисептики, дезинфицирующие средства, химиотерапевтические средства. Определение. Основные требования к антисептикам и дезинфицирующим средствам.

2. Антибиотики, происхождение, определение, классификация по химическому строению. Примеры.

3. Побочные эффекты пенициллинов.

4. Аминогликозиды, классификация (с названиями ЛС), общие свойства, спектр действия, отличия от спектра бензилпенициллина, применение, побочные эффекты.

5. Цефаклор (фармакологическая группа, спектр действия, отличия от спектра бензилпенициллина, механизм, характер антибактериального действия, взаимодействие с бета-лактамазами грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов, продолжительность эффекта, пути введения).

6. Ванкомицин (фармакологическая группа, спектр действия, отличия от спектра бензилпенициллина, механизм, характер антибактериального действия, продолжительность эффекта, пути введения, показания к применению, побочные эффекты).

7. Противотуберкулезные средства. Деление на группы в зависимости от эффективности и токсичности (с указанием названий препаратов). Характеристика препаратов I ряда.

8. Характеристика препаратов для лечения трихомониаза, лямблиоза и амебиаза.

9. Классификация противомалярийных средств по эффективности в отношении разных форм плазмодиев малярии (группы, названия препаратов).

10. Флуконазол (фармакологическая группа, спектр, механизм противогрибкового действия, продолжительность эффекта, пути введения, показания к применению, побочные эффекты).

11. Побочные эффекты амфотерицина В.

12. Плазмозамещающие и дезинтоксикационные средства.

Выпишите рецепты, охарактеризуйте ЛС по схеме*:

1. Феноксиметилпенициллин

2. Доксициклин

3. Цефуроксим

4. Нифуроксазид

5. Этионамид

6. Клотримазол

7. Ацикловир для приема внутрь

8. Мебендазол

* - характеризуя средства, действующие на возбудителей заболеваний, в пункте 5 «б» схемы необходимо: 1) указывать спектр действия ЛС, то есть перечислить возбудителей, чувствительных к данному ЛС, 2) отметить отличия от спектра бензилпенициллина.

Контрольная работа №3.

Вариант 10

1. Антисептики и дезинфицирующие средства, определение. Характеристика галогенсодержащих соединений. Применение.

2. Классификация антибактериальных антибиотиков по механизму действия (группы и названия препаратов).

3. Бензилпенициллина натриевая соль (фармакологическая группа, спектр, механизм, характер антибактериального действия, взаимодействие с бета-лактамазами грамположительных микроорганизмов, продолжитель­ность эффекта, пути введения, показания к применению, побочные эффекты).

4. Классификация цефалоспоринов (подгруппы и названия препаратов). Особенности спектра действия цефалоспоринов II поколения.

5. Цефиксим (фармакологическая группа, спектр действия, отличия от спектра бензилпенициллина, механизм, характер антибактериального действия, взаимодействие с бета-лактамазами грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов, продолжительность эффекта, пути введения, показания к применению, побочные эффекты).

6. Азитромицин (фармакологическая группа, спектр действия, отличия от спектра бензилпенициллина, механизм, характер антибактериального действия, продолжительность эффекта, пути введения, показания к применению, побочные эффекты).

7. Левомицетин (фармакологическая группа, спектр действия, отличия от спектра бензилпенициллина, механизм, характер антибактериального действия, продолжительность эффекта, пути введения, показания к применению, побочные эффекты).

8. Изониазид (фармакологическая группа, спектр, механизм, характер антибактериального действия, продолжительность эффекта, пути введения, показания к применению, побочные эффекты).

9. Противовирусные средства. Препараты аналогов нуклеозидов. Механизм действия, показания к применению.

10. Тербинафин (фармакологическая группа, спектр, механизм противогрибкового действия, продолжительность эффекта, пути введения, показания к применению, побочные эффекты).

11. Классификация противомалярийных средств по эффективности в отношении разных форм плазмодиев малярии (группы, названия препаратов).

12. Гормональные и антигормональные средства в качестве антибластомных ЛС.

Выпишите рецепты, охарактеризуйте ЛС по схеме*:

1. Феноксиметилпенициллин

2. Имипенем

3. Тетрациклин

4. Амикацин

5. Норфлоксацин

6. Флуконазол

7. Празиквантель

8. Имудон

* - характеризуя средства, действующие на возбудителей заболеваний, в пункте 5 «б» схемы необходимо: 1) указывать спектр действия ЛС, то есть перечислить возбудителей, чувствительных к данному ЛС, 2) отметить отличия от спектра бензилпенициллина.