microbik.ru
1 2 3
Уважаемые коллеги, познакомьтесь, пожалуйста, с предлагаемой структурой изучения и выполнения заданий по дисциплине «Технологии учебно-воспитательного процесса»!
Материал для изучения размещен в трех разделах:
  • в первом - «Технология «портфолио» как современная эффективная форма оценивания творческих успехов воспитанников в процессе получения качественного образования»;

  • во втором разделе – «Диалоговые технологии формирования взглядов и убеждений воспитанников как способ повышения эффективности управления качеством образовательного процесса»

  • в третьем разделе – «Технология социального проектирования».

В каждом разделе Вы найдете контрольные вопросы для самопроверки, список литературы для самостоятельного изучения.


Таким образом, для отчетности по дисциплине «Технологии учебно-воспитательного процесса», Вам необходимо выбрать один из предложенных билетов по дисциплине, раскрыть тему и прислать по электронной почте Vshkel@yandex.ru

Ответы на экзаменационные вопросы необходимо отправить до 9 октября.


Раздел 1.

Технология «Портфолио» как современная форма оценивания творческих успехов воспитанников.

«Портфолио ученика» — инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это — комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает:

  • задания ученику по отбору материала в «Портфель» (имеется в виду не конкретное указание, какой материал следует отобрать, а по каким параметрам следует его отбирать);

  • анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ;

  • анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного «Портфолио».

Ученик по собственному выбору, либо по заданию учителя, отбирает в свое «досье» работы, выполненные им на уроке самостоятельно (контрольные работы, тесты, сочинения и пр.) или дома (домашние задания), во внеклассной работе (проекты, рефераты, доклады и т.п.). Отбор ведется либо по одному предмету (например, по математике, биологии, истории), либо по разным в течение одного года (четверти) или на протяжении всех лет обучения (например, творческие письменные работы или проекты). «Портфолио» или отдельные работы предваряются объяснением ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа сопровождается также кратким комментарием ученика:

  • что у него в этой работе получилось (имея в виду полученное задание), а что нет;

  • согласен ли он с оценкой учителя;

  • какие выводы может сделать из результатов работы.

Разумеется, каждая такая работа предусматривает аргументированную коррекцию ошибок. Учитель может предложить отдельным ученикам или всей группе составить такой «Портфолио» по своему предмету по отдельному разделу, представив в этом случае серию вопросов, заданий, структуру «Портфолио». Главное в такой работе — самооценка ученика, причем в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Время от времени — по истечении срока, предусмотренного на «досье», либо по завершении определенного объема работ по данному разделу программы или проекта — ученик выставляет свое «Портфолио» на презентацию в классе или в группе, на ученической конференции или на родительском собрании. На таком форуме ученик должен показать свое продвижение в выбранной им или его учителем области знания, доказать, что он приложил максимум усилий и поэтому его самооценка совпадает (или не совпадает) с оценкой учителя, родителей, группы экспертов (из числа учащихся). Он должен показать, в чем именно эта оценка совпадает, а в чем нет, и сделать выводы в отношении своей дальнейшей познавательной или творческой деятельности в данной области. Такое «Портфолио» может касаться не только академических успехов, но и коммуникативных, спортивных, культуры поведения и пр. Предполагается самое активное участие со стороны родителей, которые должны оценить работу своего сына или дочери, представленную в его «Портфолио», по определенным параметрам и критериям, которые разрабатываются и представляются вниманию родителей в документации «Портфолио».

Принципы технологии можно сформулировать следующим образом.

1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:

  • особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения (на разных уровнях обучения);

  • умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;

  • особенности коммуникативной способности ученика (в участии в дискуссии, полилоге, в умении аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснить материал другому ученику).

2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если ученик принимает решение проследить свои успехи в области математики или истории, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области, отбирает наиболее интересные, с его точки зрения, работы в свое «досье», организует их в предусмотренную структуру. Его задача — тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки учителя, родителей, учащихся группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и используются данные технологии.

3. Структуризация материалов «Портфолио», логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

4. Аккуратность и эстетичность оформления «Портфолио».

5.Целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфолио» материалов.

6. Наглядность и обоснованность презентации «Портфолио» ученика.

Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности

По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, «школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать» (П.Ф. Каптерев. Избр. педаг. сочинения. - М., 1982, с. 354-355).

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать портфолио. Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

Первый тип портфолио - это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыку, шахматах и т.д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т.п.).

Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика - сочинения, изложения, эссэ, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т.д., - в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например, года).

Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например: варианты названий реферата (доклада, статьи), список литературы для изучения, микротемы, проблемные области, план исследования, дискуссионные точки зрения, факты, цифры, статистика, цитаты, афоризмы, интеграция с другими предметными областями, результаты исследования, выводы по результатам исследования, методы исследования, прогнозы и перспективы. Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и «поднимает» их познавательные интересы до высот научных образцов.

Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале предъявляются 25 заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания.

По иерархии целей эти задания располагаются следующим образом:

  • на воспроизведение нового материала (терминов, фактов, понятий, правил).

  • на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование;

  • на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных условиях;

  • на анализ материала;

  • на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое;

  • на оценку каких-либо явлений по определенным критериям. Данная классификация заданий построена на основе таксономии Б. Блума, известного американского психолога. Ответы на эти задания и составят содержание портфолио. Каждый вид задания в зависимости от степени сложности оценивается заранее определенным баллом, который доводится до сведения учащихся. Подобная система оценки позволяет сформировать у детей мотивацию достижения успеха, задать им некую планку мастерства. Из данных 25 заданий ученики могли выбрать любое и в любом количестве, но не менее десяти, выделенных жирным шрифтом или звездочкой, которые они должны были выполнить обязательно, чтобы получить зачет.

Существует и другой, более демократичный вариант выбора: дети имеют право отобрать любое количество заданий любой степени сложности. В этом случае выставляется суммарный балл, который позволяет им получить ту или иную рейтинговую «отметку». При этом учеников не упрекают за выбор минимального количества простейших заданий, а подчеркивают, что это их право свободного выбора, что рейтинговый балл - это объективное зеркало их результатов.

После проверки портфолио преподавателем необходимо организовать их презентацию и публичную защиту. Ученики выступают перед классом или параллелью классов, раскрывают содержание своих портфолио, а другие учащиеся задают вопросы, обсуждают, а затем выставляют свои оценки презентируемому портфолио по собственным критериям. Параметры оценки задаются самим учеником.

После публичной «защиты» портфолио у ученика состоится серьезный разговор с учителем (наставником, тьютором, научным руководителем) по поводу качества портфолио и успешности его защиты. Главное, чтобы анализ работы ученика производился без резких оценочных суждений со стороны преподавателя. Результатом этого разговора может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса ученика или, напротив, смена темы (проблемы), а соответственно и познавательного интереса. Педагог предлагает разные варианты и траектории личностного развития, а ученик выбирает.

Подводя итоги, хочется отметить, что достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха.

Цель создания «Портфолио»

«Портфолио» призван полностью отражать работу ученика в области какого-либо курса. «Портфолио» должен включать в себя различного рода задания, проекты, доклады, письменные работы; показывать успехи ученика в данной области, его отношение, понимание этого предмета; демонстрировать умения ученика оперировать предметным аппаратом и решать проблемные задания, коммуникативные умения, а также его способности к дальнейшему продвижению в этой области и осознанию возможных способов продвижения. Ясность и культура речи должны быть неотъемлемым качеством «Портфолио».

Что должно быть в «Портфолио»?

«Портфолио» включает в себя классные и домашние работы учащихся в течение семестра. Предполагается, что учащиеся представят свои «Портфолио» на конференции родителей, чтобы продемонстрировать умение думать самостоятельно, творчески применять полученные знания, давать им собственную оценку. Это больше, чем просто свидетельство их продвижения в предметной области. Это — возможность самостоятельно проанализировать свои успехи и поделиться самооценкой с родителями.

Требования к оформлению «Портфолио»

Учитель может, если считает нужным, конкретизировать свои требования к оформлению «Портфолио». Таким образом, содержание «Портфолио» должно включать в себя следующий материал (но вовсе необязательно им ограничиваться):

  • титульная страница (название самого «Портфолио», имя ученика, название предмета, период создания «Портфолио» — даты начала и окончания, имя учителя);

  • содержание «Портфолио»;

  • краткая история успехов ученика по предмету (по меньшей мере три машинописные страницы — анализ собственных результатов: что легче дается, что труднее, в чем эти трудности, начиная с младших классов);

  • записи, доклады, домашние работы (восемь работ, по крайней мере, из четырех разных разделов: необходимо включить один пример, иллюстрирующий индивидуальность, оригинальность мышления, а также хотя бы один пример, описывающий несколько разных подходов к решению одной и той же проблемы, задачи);

  • контрольные, самостоятельные работы (пять работ не менее, чем по трем темам, в том числе, по крайней мере, одну работу, демонстрирующую подход к исправлению ошибок и коррекции своего понимания тех или иных понятий);

  • тесты (четыре различных теста не менее, чем по трем темам);

  • использование информационных технологий (два примера использования информационных технологий в работе по проектам, программному материалу);

  • групповой проект (детальное описание группового проекта, в котором вы принимали участие);

  • ваша любимая работа (этот раздел должен быть предварен отдельным листом с названием «Моя любимая работа», а также объяснением, почему вы выбрали именно этот вид работы в качестве предпочтительного для вас);

  • оценка родителей/рецензента (письменная рецензия родителей или независимого рецензента).

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какие модели портфолио или их компоненты являются на ваш взгляд наиболее действенными и реализуемыми в системе образования?

2. Портфолио как альтернативная форма оценивания достижений школьников. Аргументируйте данную позицию.

3. Использование технологии «портфолио» в решении педагогических задач в образовательном учреждении. Предложите свои варианты.

Литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С.Полат. – м.: Изд. Центр «Академия»,2002.

2. Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века //Современные проблемы образования. – Тула, 1997.

3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2001, - 352с.


следующая страница >>