microbik.ru
1 2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра моделирования в экономике и управлении

СТАТИСТИКА

Учебно-методический комплекс для специальностей
№ 080102.65 – Мировая экономика

№ 080105.65 – Финансы и кредит

№ 080101.65 – Экономическая теория

№ 080502.65 – Экономика и управление на предприятии

№ 080503.65 – Антикризисное управление


Москва 2009

СТАТИСТИКА
Учебно-методический комплекс
Автор-составитель:

М.Ю. Гладков канд. экон. наук

Ответственный редактор

Ю. В. Косачев д–р. экон. наук

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры моделирования в

экономике и управлении

11.11.2008, протокол № 11

 Российский государственный

гуманитарный университет, 2009


СОДЕРЖАНИЕ
Содержание………………………………………………………………..3

1. Предисловие………………………………………………………….....4

2. Программа курса «Статистика»…………………..……………………5

2.1. Пояснительная записка………………………………………….....5

2.2. Тематические разделы курса………………………………………9

2.3. Тематический план курса………………………………………...12

2.3.1 для специальностей: «Экономическая теория», «Финансы

и кредит», «Экономика и управление на предприятии» и

«Антикризисное управление» ……………………………..12

2.3.2. для специальности «Мировая экономика»………………13

2.4. Учебно-методическое обеспечение курса……………………….14

2.4.1. Список источников и литературы…………………………14

2.4.2. Контрольные вопросы по курсу…………………………...16

2.4.3. Темы семинарских занятий по курсу……………………...20

2.4.4. Варианты типовых задач для контрольных работ………..22

2.4.5. Вариант теста для оценки усвоенных знаний…………….27

2.4.6. Система текущего и итогового контроля знаний студентов…………………………………………..……………………...32

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Статистика» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и читается студентам третьего курса экономического факультета по специальностям: № 080101 - Экономическая теория, № 080102 - Мировая экономика, № 080105 – Финансы и кредит, № 080502 – Экономика и управление на предприятии и № 080503 – Антикризисное управление в течение пятого семестра.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» состоит из программы курса, включающей содержание курса, его тематический план и учебно-методическое обеспечение.

Учебно-методическое обеспечение курса «Статистика» состоит из списка источников и литературы, необходимых для работы по изучению курса, контрольных вопросов по курсу, тем семинарских занятий, вариантов типовых задач для контрольных работ, варианта теста для оценки усвоенных знаний и рейтинговой системы оценки знаний. Все части учебно-методический комплекса взаимосвязаны таким образом, чтобы создать целостную картину изучения курса преподаваемой дисциплины.

Исходя из учебного плана общий объем дисциплины для специальностей «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии» и «Антикризисное управление» – 34 часа аудиторных занятий: 18 часов – лекции, 16 часов – семинарские занятия, для специальности «Экономическая теория»: 50 часов аудиторных занятий: 18 часов – лекции, 32 часа – семинарские занятия. По завершении семестра предусмотрена сдача экзамена. В рамках семестра выпол­няется, по крайней мере, одна контрольная работа.

Курс “Статистика” совместно с курсом “Финансовая статистика” представляет целостную систему знаний в области современных статистических методов, математико-аналитического аппарата и информационных технологий, необходимую успешному специалисту в области экономики.
2. ПРОГРАММА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ СТАТИСТИКА».
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Статистика» рассчитана на студентов III курса факультета экономики Института экономики, управления и права РГГУ. Содержание курса включает в себя общую теорию статистики и основы социально-экономической статистики в соответствии с требованиями стандарта Минобразования РФ. Целесообразность такого объединения подтверждается многолетней практикой преподавания данной дисциплины на экономических факультетах вузов.

Такое объединение в значительной степени исключает дублирование общетеоретических вопросов статистики в процессе рассмотрения конкретных отраслевых статистик.

Широкий круг рассматриваемых производственных, экономических, социальных вопросов и проблем в указанном курсе служит достаточным основанием для утверждения важности и особой актуальности количественной характеристики, происходящих в нашей стране социально-экономических процессов, с помощью статистической науки и практики.

Принципиально новые направления развития нашего общества в условиях перехода нашей экономики к рыночным отношениям требует осмысленной оценки количественных изменений в новых сферах экономической жизни нашего общества: рынки труда, капитала, уровня жизни и т.д.

Статистические данные представляют собой информационную базу прогнозирования и принятия управленческих решений. Правильное восприятие и успешное практическое использование статистической информации невозможно без знания статистической методологии, т.е. знания природы статистических совокупностей, назначения и возможностей показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.

Овладение методами статистики, знаниями статистического наблюдения и анализа является не только необходимым, но и одним из важнейших деловых качеств специалиста в экономической области.

Предмет курса – изучение актуальных социально-экономических явлений и процессов, которые могут быть представлены как статистическая совокупность.

Цель курса – формирование у студентов на базе основных этапов статистического исследования, понятий и категорий статистики целостных представлений о базовых положениях современной статистической науки и соответствующей системы знаний, овладения важнейшими методами статистических исследований и их применения в анализе экономических процессов и финансового состояния предприятий и организаций, усвоения главных макроэкономических показателей и важнейших идей, лежащих в основе системы национальных счетов. Таким образом, у студентов, формируются целостные профессионально-поведенческие модели, и значительно повышается их компетентность как будущих специалистов. Статистика в рыночной экономике давно уже превратилась в один из важнейших инструментов управления и вместе с эконометрикой является одним из трех краеугольных камней экономики (два других – микроэкономика и макроэкономика).
Основные задачи курса:

1. Дать возможность освоить основные понятия статистики, овладеть методологией и методикой статистического исследования процессов и явлений.

2. Обеспечить получение студентами знаний об основных методах и приемах сбора и обработки статистической информации в различных областях экономической деятельности;

3. Сформировать базовые навыки экономико-статистического анализа развития национальной экономики страны;

4. Дать навык компетентной оценки производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

5. Освоение методов расчета важнейших статистических показателей и овладение приемами статистического анализа процессов и явлений.

По итогам изучения курса «Статистика» студент должен иметь представление об общих основах статистической науки, возможностях и границах применения изученных в курсе статистических методов, основных этапах статистического исследования и анализа его результатов, основных источниках статистической информации, приемах статистической оценки значимости полученных результатов, обладать навыками самостоятельного выбора и применения статистических методов для обработки имеющейся информации и изучить новейшие направления в области использования статистической информации.

В результате изучения курса студент должен знать:

– сущность и содержание предмета и метода статистики;

– основные требования к исходной информации, основные понятия общей теории статистики и социально-экономической статистики;

– вопросы техники сводки и группировки данных, способы изображения статистических данных и возможности их использования при первичной обработке информации;

– принципы и методы сбора, обработки и анализа статистических данных, принципы и методы контроля их достоверности;

– сущность обобщающих показателей и их расчет, различие между признаками и показателями и связь между ними;

– методы корреляционного и регрессионного анализов, основы теории экономических индексов и их применения;

– общие принципы измерения результатов экономической деятельности и то, какую роль играет статистика в управлении государством.

Студент должен уметь:

– выделить проблему, исследование которой может быть связано со статис­ти­чес­ким анализом;

– составить план статистического исследования исходных показателей;

­– пользоваться основными приемами и методами сбора и обработки статистической информации в различных областях социально-экономической деятельности;

– провести целенаправленный статистический анализ с применением изученных в курсе методов и интерпретировать полученные производные статистические показатели на базе своих профессиональных представлений и навыков;

Курс «Стистика» состоит из девяти лекционных занятий, по два академических часа в неделю, и восьми (шестнадцати) практических занятий, по два академических часа раз в неделю. Методами изучения дисциплины являются: анализ литературы и источников, решение задач на практических занятиях, выполнение домашних и контрольных работ, тестирование и написание итоговой работы. Наряду с традиционными методами преподавания при наличии такой возможности используются средства современных информационных технологий. По итогам изучения каждой темы проводятся проверочные работы и экспресс-опросы. Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен.
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА

«СТАТИСТИКА».
Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики.

Статистика как наука. Структура курса. Предмет, метод и задачи курса статистики. Основные категории и понятия. Место статистики среди других экономических и общественных наук. Организация системы государственной статистики на современном этапе. Международная статистика. Основная и дополнительная литература.
Тема 2. Статистическое наблюдение. Сводка и группировка статистических данных.

Понятие статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Ошибки наблюдения. Программа наблюдения. Сводка и группировка статистических данных. Виды статистических группировок. Группировочные признаки. Сравнимость статистических группировок. Статистическая таблица и ее элементы. Виды статистических таблиц. Основные правила построения и анализа статистических таблиц.
Тема 3. Абсолютные и относительные статистические показатели.

Понятие абсолютной статистической величины. Виды и единицы измерения абсолютных величин. Моментные и интервальные показатели. Понятие относительной статистической величины. Характеристики, формы выражения и виды относительных величин. Условия сопоставимости абсолютных и относительных величин.
Тема 4. Средние величины и вариационный анализ.

Сущность и значение средней величины. Виды и формы средних. Средняя простая и взвешенная. Структурные средние. Понятие и основные показатели вариации. Вариационный ряд. Коэффициенты вариации и дифференциации.
Тема 5. Индексный метод и анализ рядов динамики.

Понятие индексов, их значение и классификация. Агрегатная форма общего индекса. Средние индексы. Индексы переменного и постоянного состава. Индексы Паше и Ласпейреса. Понятие и элементы ряда динамики. Виды рядов динамики. Показатели и параметры ряда динамики. Основная тенденция ряда динамики (тренд) и способы ее выявления. Индексы сезонности.
Тема 6. Статистические методы изучения взаимосвязей социально-экономических явлений и процессов.

Понятие статистической связи. Виды и форма связей. Основные статистические методы изучения взаимосвязей. Корреляционно-регрессионный метод анализа. Определение параметров уравнения связи и оценка существенности связи. Коэффициенты корреляции. Статистическое моделирование и прогнозирование.
Тема 7. Статистика общественного продукта и СНС.

Понятие макроэкономических показателей. Баланс Народно­го Хозяйства (БНХ) и Система Национальных Счетов (СНС). Показатели результатов экономической деятельнос­ти на уровне макроэкономики. Краткая характеристика СНС.
Тема 8. Статистический анализ эффективности функционирования предприятий и организаций.
Общие принципы измерения результатов экономической деятельности. Выпуск товаров и услуг. Промежуточное потребление. Производство промышленной продукции. Показатели объема продукции. Оценка реализации продукции. Статистика себестоимости продукции. Индексы себестоимости. Прибыль как показатель финансовых результатов деятельности организации.
Тема 9. Статистика рынка труда, занятости и безработицы.

Понятие рынка труда. Методы расчета трудовых ресурсов. Статистика рабочего времени. Показатели оборота рабочей силы. Методы измерения занятости. Статистика затрат на рабочую силу. Статистика безработицы. Статистика производительности труда. Статистика оплаты труда.
Тема 10. Статистика населения и уровня жизни.

Социальная статистика. Статистика населения и ее методы. Постоянное и наличное население, связь между ними. Показатели численности и состава населения. Балансы движения населения. Понятия уровня жизни населения, материальных благ и услуг. Система показателей уровня жизни населения. Индекс развития человечес­кого потенциала (ИРЧП). Доходы и расходы населения. Прожиточный минимум и потребительская корзина.

2.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«СТАТИСТИКА»

2.3.1. для специальностей: «Экономическая теория», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии» и «Антикризисное управление».


№ п/п

Наименование темы

Общее


кол-во

часов

Лекции

Семи-


нары

Самост.

работа

1.

Предмет, метод и задачи статистики

2

2





2.

Статистическое наблюдение. Сводка и группировка статистических данных

6

3

3



3.

Абсолютные и относительные статистические показатели

2

1

1



4.

Средние величины и вариационный анализ

4

2

2



5.

Индексный метод и анализ рядов динамики

4

2

2



6.

Статистические методы изучения взаимосвязей социально-экономических явлений и процессов

4

2

2



7.

Статистика общественного продукта и СНС

1

1

­–



8.

Статистический анализ эффективности функционирования предприятий и организаций

3

1

2




9.

Статистика рынка труда, занятости и безработицы.

4

2

2



10.

Статистика населения и уровня жизни

4

2

2







Итого:

34

18

16




следующая страница >>