microbik.ru
1
Конфликт: Риск или возможность?

Цели: Обсудить: обсудить/ выяснить отношение каждого участника к конфликтам

Продолжительность: 30 минут

Возраст участников: от 9 лет и выше (для молодых участников требуется более длительная адаптация)

Требуемые материалы: бумага

Описание:

  1. Задайте группе следующие вопросы: «О чем вы думаете, когда вы вовлечены в конфликт?» Что означает конфликт для вас? Назовите все, что приходит на ум, когда вы слышите слово ‘конфликт’!»

  2. Участники должны обдумать эти вопросы и записать ответы на бумаге или на доске.

Пункты обсуждения:

Это задание может быть использовано как вступление к теме «конфликт», а также как тема для обсуждения восприятия конфликта каждым из участников. Возможные вопросы для обсуждения:

«Почему в конфликтах видят только отрицательное?»

Всегда ли конфликты являются разрушительными?»

Инструктор может подчеркнуть/ обвести разные термины, имеющие отношения друг ко другу (на пример: война и оружие, любовь и отношения) и освещающие различные стороны конфликта.

Идея заключается в том, чтобы увидеть концепцию конфликта в новой перспективе. Конфликты часто воспринимаются как нечто мешающее, отрицательное и разрушительное. И, несомненно, конфликты могут быть угрожающими. Тем не менее, конфликт может быть вызовом и основой для дальнейшего развития. В большей степени это зависит от того, как мы имеем дело с конфликтом. Китайский символ, обозначающий конфликт или кризис, показывает эту противоположность. Он состоит из двух иероглифов, один обозначает риск или опасность, а другой – возможность.

Внимание: Это задание является хорошим способом представления другой темы о понимании конфликта. Ее обсуждение можно продолжить, используя задание под названием «Ландшафт конфликта».

Источник: Неизвестно

Китайские символы конфликта и кризиса


Риск Возможность

Апельсиновый пример

Цели: Представить концепцию выигрыша; презентовать идею - взглянуть под поверхность конфликта (Модель Айсберга)

Продолжительность: 30 минут

Возраст участников: все возраста

Требуемые материалы: один апельсин

Описание:

  1. Два инструктора начинают разыгрывать Апельсиновую историю (смотрите Вторую часть). Они останавливаются на том моменте, когда входит мать, а дети продолжают драться.

  2. Участники должны дать совет как поступить матери в данной ситуации так, чтобы прекратить драку и удовлетворить амбиции детей.

Варианты:

Простой пример затрагивает троих детей, спорящих о тыкве (один хочет вырезать лицо в тыкве, другой – сварить тыквенный суп с мякотью, а третьему нравятся семечки) или двух людей в освещенной солнцем комнате. Один хочет закрыть занавес, чтобы поспать в то время, как другой хочет оставить открытым окно и почитать. Возможное решение: закрыть занавес на половину и включить маленькую лампу для чтения.

Пункты обсуждения:

Это упражнение показывает, что большинство групп не находят выхода из этого конфликта. Общим решение является деление апельсина пополам. Это очень хороший пример нашего повседневного поведения, то есть быстрому нахождению решения конфликтов. Это задание является хорошим примером для объяснения вопроса, касающегося конструктивного преобразования конфликта:

  1. Это пример возможности найти выигрышного решения (кожура для одной сестры, а сок – для другой) в ситуациях, где компромисс (разрезать апельсин пополам) кажется единственным выходом. Это также тесно связано с упражнением на рукопожатие!

  2. Инструкторы могут объяснить все возможные решения конфликта, используя квадрат конфликта, представленный в первой главе.

  3. Это упражнение делает акцент на исследовании причин конфликта перед тем, как приступить к решению. Упражнение на модели айсберга позволяет посмотреть глубже, в корень.

  4. Апельсиновое упражнение является хорошим примером роли посредника. Посредничество, которое будет представлено далее, требует от человека содействия в конфликте (на пример спросить детей, что они хотят сделать с апельсином) также, как и помощь в его быстром решении.

Используя это упражнение, инструкторы должны четко и ясно понимать его цель.


От человека и проблемы - к победе

Цели: Представить концепцию разделения личности, проблемы и победы

Продолжительность: 15 – 20 минут

Возраст: все возраста

Требуемые материалы: модель человека и проблемы

Описание:

Инструктор не должен раскрывать происхождение концепции перед началом упражнения.

(Объяснение ниже)

  1. Группа делится на пары. Партнеры должны быть одинакового роста.

  2. Партнеры встают лицом друг ко дугу и пожимают руки.

  3. Цель – дотянуть руку партнера к бедру другого игрока и тем самым получить как можно больше очков. Демонстрация упражнения инструктором и добровольцем помогут участникам лучше понять задание.

  4. После 30 секунд или 1 минуты инструктор узнает количество очков, заработанных участниками. Инструктор записывает результаты каждой пары – но не каждого участника отдельно – на доске.

Варианты:

Первый вариант:

Можно изменить элемент вознаграждения: каждый раз, когда другая рука находится на чьем – то боку, пара получает шоколадку. Участники могут усложнить задачу: тянуть руки других к своим бедрам. Сильнейший выиграет больше шоколада. Главной целью игры является понимания идеи сотрудничества, даже для самых сильных игроков сотрудничество является очень выгодным и достойным их внимания вариантом.

Второй вариант:

Используя эту игру, можно объяснить группе, квадрат конфликта (смотрите первую часть).

Пункты дискуссии:

Вероятней всего партнеры будут соревноваться друг с другом из-за очков. Но, если партнеры будут сотрудничать и оставят свои руки расслабленными, это позволит им двигать своими руками быстрее. Таким образом, работая вместе, они смогут быстрее получить большее количество очков, чем по отдельности.

Это упражнение отражает общее отношение к конфликтам или проблемам. Люди имеют тенденцию переносить свои конфликты на другого человека. Тем не менее, если на этого человека повесили клеймо «проблема», это может затруднить решение конфликта. Это отражается в упражнении, где один видит в другом соперника, у которого он должен выиграть больше очков.


Конструктивное преобразование конфликта требует другого подхода. Человек отделен от проблемы, и решение проблемы является простым заданием. Эта перспектива позволяет партнерам посмотреть на проблему с другой стороны и обратиться к ней вместе. Так же как в игре с руками, проблемой является заработать как можно больше очков. Партнер – это не соперник (не проблема), но конфликт воспринимается как обычная проблема участников. Это позволяет им выиграть столько очков, сколько они могут сделать это вместе.

Внимание:

Это задание является полезным введением в упражнение «Апельсиновый пример». Так же возможно сделать «апельсиновый пример» первым для того, чтобы создать понимание концепции выигрыша и продолжить затем, используя это игру. Другой способ – это использовать два задания вместе. Это поможет понять главную идею и преимущества концепции выигрыша.

Источник:

The Conflict Resolution Network: Trainer’s manual

Chatswood Автсралия 2004 год