microbik.ru
1 2 3

КОНЦЕПЦИЯ

автоматизированной информационной системы “Государственный регистр населения”


Введение

Во все времена регистрация населения, в основном, осуществлялась церковью. Непосредственно в храмах регистрировались факты рождения, крещения, брака и смерти прихожан, а в случае необходимости служители церкви производили обходы домов для переписи жителей. Постепенно светские ведомства стали пользоваться приходскими книгами для подготовки сведений по сбору налогов и пошлин. Только в начале двадцатого столетия регистрация населения стала государственным делом, но, как и прежде, церковь отвечала на местах за ведение книг записей актов гражданского состояния и поэтому приходские конторы по-прежнему играли роль отделений по регистрации населения. Даже в настоящее время в некоторых странах на местном уровне регистрация населения сохранилась на основе церковных данных. Так, например, в Финляндии на уровне муниципиев записи ведутся в трех регистрах: приходов евангелическо-лютеранской церкви (90% населения), восточной православной церкви (1% населения) и государственных регистрах населения (9%). Затем вся информация с мест попадает в Центр регистрации населения, где она объединяется в центральный регистр населения, содержащий сведения обо всем населении страны.

Как показывает мировая практика, наличие качественных государственных демографических информационных ресурсов является важнейшим элементом эффективного государственного управления, основанием для решения социально-экономических проблем. В последние десятилетия XX века с развитием передовых информационных технологий во многих странах мира стали широко применяться методы автоматического сбора и обработки данных при документировании населения и регистрации актов гражданского состояния.

20 сентября 1993 года руководство Республики Молдова приняло решение о начале работ по созданию Национальной паспортной системы и Государственного регистра населения на базе автоматизированной информационной системы учета и контроля. Концепция Государственного регистра населения, послужила базой для издания Указа Президента Республики Молдова № 144 “О создании Национальной паспортной системы и Государственного регистра населения”, на основании которого были начаты исследовательские, предпроектные и проектные работы.

В течение пяти лет Министерство внутренних дел самостоятельно, а затем в лице созданного для этих целей в 1996 году Департамента учета и документирования населения накапливало и анализировало опыт создания этой системы.

В ходе работ был обобщен опыт по автоматизированному учету населения в таких странах, как Германия, Израиль, Россия, Швеция, Финляндия, Венгрия, Чехия, Голландия, Польша, Франция, Испания, США и Канада, Украина и страны Балтии.

Обобщенные сведения и предложения по этому вопросу были представлены Правительству, на основании решений которого был реализован проект создания автоматизированной информационной системы “Государственный регистр населения” с Банком данных государственных информационных демографических ресурсов Молдовы и его подсистем “ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ”, “ГРАЖДАНСТВО”, “ИНОСТРАНЕЦ” и др.

Законом № 75-XV от 18 апреля 2001 года “О внесении изменений и дополнений в Закон о Правительстве № 64-XII от 31 мая 1990 года” на базе Департамента учета и документирования населения Министерства внутренних дел, Главного управления актов гражданского состояния и Государственной регистрационной палаты Министерства юстиции, Главного управления информатики Министерства транспорта и связи был создан Департамент информационных технологий.

В настоящее время в Департаменте информационных технологий создана информационная инфраструктура высокой плотности, содержащая Центральный технологический банк данных учета населения, число записей в котором увеличивается более чем на 5000 в день, 72 местных информационных узла и другие функциональные объекты. В ходе работ развернуто более 130 локальных вычислительных сетей, установлено или заменено более 1250 программно-технических комплексов, создан Центр обработки данных на базе серверных групп высокой производительности.

На основе этой инфраструктуры обеспечиваются автоматизированный учет и документирование населения удостоверяющими личность документами Национальной паспортной системы.

Надежность и защита информации в системе автоматизированного учета населения обеспечиваются прежде всего централизованным сбором, обработкой, хранением и выдачей информации, внедрением специализированных программно-технических комплексов информационной безопасности в центре и на местах, использованием надежной системы доставки информации и документов, разграничением доступа, подбором и обучением кадров, общим высоким уровнем организации труда в Департаменте информационных технологий.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы о том, что в пределах своих полномочий Министерство внутренних дел выполнило весь комплекс первоочередных мероприятий по разработке и внедрению своей части АИС “ГРН”, созданию регистра населения Молдовы на базе потоков документирования населения новыми удостоверяющими личность документами Национальной паспортной системы.

Созданная в Республике Молдова система учета и документирования населения прошла экспертизы Организации Объединенных Наций и Комитета по информатизации и правам человека при ОБСЕ, которые выразили общее мнение, что предложенная модель и практика соответствуют международным требованиям и стандартам.

Для формирования целостной многоуровневой информационной платформы Государственного регистра населения Министерство внутренних дел внесло предложения Правительству Республики Молдова о необходимости создания базовых автоматизированных субрегистров ГРН, таких как Государственный регистр актов гражданского состояния (АИС “ЗАГС”), Государственный регистр лиц, находящихся на постоянных и временных учетах в учреждениях Министерства иностранных дел за рубежом (АИС “CONSUL”), Государственный регистр лиц, пересекших границу Республики Молдова” (АИС “CONTROL-D”), которые находятся на различных стадиях проектирования и внедрения.

Раздел I. Общие сведения

1. Определение автоматизированной информационной системы “Государственного регистра населения”

Автоматизированная информационная система “Государственный регистр населения” далее (ГРН) – единая интегрированная система автоматизированного учета граждан Республики Молдова, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно находящихся на территории Республики Молдова, а также граждан Республики Молдова, выехавших за рубеж на постоянное проживание или временно на срок более трех месяцев.

ГРН функционирует в неоднородной среде (нормативно-правовой, информационной, функциональной, технологической и другой.) и в совокупности является комплексной системой.

Технологической основой ГРН служит интегрированная автоматизированная система учета и контроля физических лиц, находящихся на территории Республики Молдова.

ГРН является одним из стержневых информационных массивов Национальной информационной системы (рис. 1).

Рис. 1. Структура Национальной информационной системы

2. Назначение ГРН

ГРН предназначен для сбора, накопления, обновления и анализа сведений о физических лицах, являющихся объектами регистрации, с предоставлением информации органам публичной власти, другим юридическим и физическим лицам в порядке установленном законодательством.

3. Цели создания ГРН

При создании ГРН достигаются следующие цели:

формирование организационно-информационной базы для Национальной информационной системы;

обеспечение формирования государственных информационных ресурсов о населении страны;

оказание помощи органам центрального и местного публичного управления в повышении эффективности деятельности по реализации государственной политики;

оказание необходимой помощи правоохранительным и контрольным органам в обеспечении законности и правопорядка;

повышение качества информационного обеспечения деятельности юридических и физических лиц.

4. Основные принципы создания системы ГРН:

Принципами создания ГРН являются:

принцип законности, который предполагает создание и эксплуатацию ГРН в соответствии с действующим национальным законодательством Республики Молдова;

принцип соблюдения прав человека предполагает осуществление эксплуатации системы в строгом соответствии с национальными нормативными документами, в пределах международных договоров и соглашений по правам человека, стороной из которых является Республика Молдова;

принцип первого лица/одного центра предполагает наличие одного реального руководителя высокого ранга, обладающего достаточными полномочиями для принятия решений и координации работ по созданию и эксплуатации системы;

принцип обоснованности данных ГРН предусматривает внесение данных в систему только на основании записей в документах, принятых в качестве источника информации;

целостность полнота и достоверность данных:

- под целостностью данных понимают состояние данных, когда они сохраняют свое содержание и однозначно интерпретируются в условиях случайных воздействий. Целостность данных считается сохраненной, если не были искажены или не разрушены (не стерты);

- под полнотой данных понимают количество информации, собираемой о физическом лице в соответствии с нормативными документами;

- под достоверностью данных понимают степень соответствия данных, хранимых в памяти ЭВМ или документах, реальному состоянию отображаемых ими объектов конкретной области системы;

государственная идентификация субъектов регистрации предусматривает, что каждому, являющемуся субъектом идентификации физическому лицу, находящемуся на территории Республики Молдова присваивается Государственный идентификационный номер физического лица, используемый согласно международной практике аббревиатурой слов на английском языке “Identification Number of Person” - IDNP. С целью повышения надежности идентификации субъект дополнительно описывается массивом персональных данных. Содержание и структура персональных данных могут меняться в соответствии с законодательством Республики Молдова, однако IDNP остается неизменным. Государственный идентификационный номер и персональные данные физического лица в том или ином объеме хранятся постоянно;

под принципом контроля за формированием и использованием системы ГРНпонимается некоторая совокупность организационных и программно-технических мероприятий, обеспечивающих высокое качество сформированных государственных информационных ресурсов, высокую надежность их хранения и сбережения и правильность использования в соответствии с действующим законодательством;

принцип самоокупаемости предполагает рентабельность секторов информационного производства и обслуживания.

5. Основные задачи ГРН

К основным задачам ГРН можно отнести:

формирование базы данных ГРН в ходе документирования жителей Республики Молдова в пределах Национальной паспортной системы;

формирование базы данных ГРН путем регистрации отдельных категорий населения страны без выдачи документов нового образца;

актуализацию базы данных ГРН на межведомственной основе в ходе формирования государственных информационных ресурсов;

эксплуатацию системы ГРН силами Департамента информационных технологий;

организацию информационного контроля данных, обеспечение накопления информации установленного вида и качества с помощью специальных программно-технических средств и силами выделенных подразделений и сотрудников;

обеспечение информационной безопасности при формировании и эксплуатации ГРН;

обеспечение создания и функционирования республиканского межведомственного распределенного интегрированного справочного банка данных в части, касающейся населения Республики Молдова;

обеспечение информационного взаимодействия и сотрудничества в ходе межгосударственного и международного информационного обмена.

Раздел II.

Нормативно-правовое обеспечение ГРН

6. Нормативно-правовое обеспечение ГРН состоит из действующего национального законодательства Республики Молдова, международных договоров и соглашений, стороной которых является Республика Молдова. Создание и функционирование ГРН регламентируются следующими законодательными и нормативно-правовыми актами:

Конституция Республики Молдова;

Закон о государственной пошлине № 1216-XII от 03 декабря 1992 года;

Закон о выезде из Республики Молдова и въезде в Республику Молдова №269-XIII от 9 ноября 1994 года с последующими изменениями и дополнениями;

Закон об удостоверяющих личность документах Национальной паспортной системы № 273-XIII от 9 ноября 1994 года с последующими изменениями и дополнениями;

Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова № 275-XIII от 10 ноября 1994 года с последующими изменениями и дополнениями;

Закон о правах ребенка № 338-XIII от 15 декабря 1994 года;

Закон о регистрах № 1320-XIII от 25сентября 1997 года;

Закон Об информатике № 1069 от 22 июня 2000 года;

Закон об актах гражданского состояния № 100-XV от 26 апреля 2001 года;

Семейный кодекс, Закон Республики Молдова № 1316-XIV от 26 октября 2000 года;

Постановление Парламента Республики Молдова № 408-XII от 12 декабря 1990 года “О присоединении к Международной конвенции о правах ребенка”;

Указ Президента Республики Молдова № 144 от 20 сентября 1993 года “О создании Национальной паспортной системы и Государственного регистра населения”;

Постановление Правительства Республики Молдова № 62 от 03 февраля 1994 года “Об усыновлении детей иностранными гражданами”;

Постановлением Правительства Республики Молдова № 117/5 от 21 марта 1994 года “Об обеспечении нужд Республики Молдова в производстве идентификационных документов”;

Постановление Правительства Республики Молдова № 685 от 12 сентября 1994 года “О создании Национальной паспортной системы, Государственного регистра населения и других систем государственного значения”, с последующими изменениями и дополнениями;

Постановление Правительства Республики Молдова № 376 от 6 июня 1995 года “О дополнительных мерах по внедрению Национальной паспортной системы”, с последующими изменениями и дополнениями;

Постановлением Правительства Республики Молдова № 385 от 5 июля 1996 года “О развитии Государственного регистра населения”;

7. Создание и эффективное функционирование ГРН требуют принятия новых и изменения действующих законов, которые регулировали бы отношения, возникающие при сборе, обработке, хранении, актуализации, выдаче и защите персональных данных, а также определяли правовой режим функционирования ГРН, права и обязанности жителей и регистраторов населения Республики Молдова.

С целью создания системы полномочий и ответственности в пределах информационного пространства Республики Молдова, недопущения потери государством контроля над информационными ресурсами необходимо решение следующих задач: принятие Закона о персональных данных и правительственного постановления об организации управления процессом формирования и использования государственных информационных ресурсов.

Раздел III.

Функциональное пространство ГРН

8. Базовые функции системы

Базовыми функциями ГРН общими для всей системы являются следующие:

1) Формирование банка данных ГРН

Основными функциями при формировании банка данных ГРН являются первоначальная постановка на учет, актуализация данных и снятие с учета физического лица.

Данные функции осуществляются при организации сбора данных о населении страны и его документировании, в ходе проведения регистрации отдельных категорий населения (без выдачи документов нового образца), при информационном обмене с местными органами публичной власти и другими субъектами.

A. Первоначальная постановка на учет

Первоначальная постановка на учет заключается в присвоении каждому лицу государственного идентификационного номера и внесении в банк данных ГРН установленного объема сведений о нем. Указанная процедура осуществляется при:

рождении;

первом пересечении государственной границы в связи с въездом в Республику Молдова, оформлении визы или приглашения (в зависимости от визового режима, установленного для данной страны) или при регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, временно находящихся на территории Республики Молдова;

выдаче удостоверения личности гражданина Республики Молдова, удостоверения личности лица без гражданства или вида на жительство иностранного гражданина;

регистрации отдельных категорий населения без выдачи документов нового образца.

Постановка лиц на учет при регистрации и выдаче документов, удостоверяющих личность, является временной мерой, которая будет применяться до завершения накопления основных массивов Государственного регистра населения.

B. Актуализация данных

Актуализация данных ГРН заключается в систематическом внесении изменений (исправлений, дополнений) в персональные данные физического лица на основании информации, предоставляемой:

Департаментом информационных технологий – о регистрации рождения, брака, развода, изменении фамилии и (или) имени, определении отцовства, усыновлении, смерти; исправлении, дополнении, воссоздании, перерегистрации или аннулировании акта гражданского состояния; об изменении идентификационных данных лица, установлении или разрыве родственных связей; о документировании граждан Республики Молдова, иностранных граждан и лиц без гражданства (постоянно проживающих или временно находящихся на территории Республики Молдова), регистрации (первоначальной, по месту жительства) и изменении гражданства;

Министерством здравоохранения – о фактах рождения и смерти;

Министерством юстиции - о судебных решениях, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, о признании лица недееспособным;

Департаментом пограничных войск – о факте пересечения государственной границы физическими лицами;

Министерством иностранных дел - о постановке на консульский учет граждан Республики Молдова, постоянно проживающих или временно находящихся за рубежом, о выдаче въездных виз в Республику Молдова иностранным гражданам консульскими службами за рубежом, о документировании граждан Республики Молдова (дипломатическими и служебными паспортами);

Министерством обороны – о постановке и снятии с воинского учета физических лиц;

Министерством образования - о поступивших в учебные заведения и окончивших их или исключенных из этих заведений;

Министерством труда и социальной защиты – об изменении социального статуса лица (работает, на пенсии);

Государственной миграционной службой– о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное или постоянное жительство на территории Республики Молдова;

физическими лицами – о необходимости внесения изменений в собственные персональные данные (по мотивированному заявлению).

Все изменения хранятся в ГРН в хронологическом порядке.

C. Снятие с учета

Снятие физического лица с учета и перевод данных о нем в архив заключаются в проставлении специальной отметки в базе данных. Указанная процедура осуществляется в случаях:

смерти или судебного признания лица умершим;

окончательного выезда из Республики Молдова - для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно находившихся на ее территории;

выхода из гражданства Республики Молдова или его лишения - для граждан Республики Молдова, постоянно проживающих за рубежом;

выезда на постоянное место жительства - для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Молдова.

Информация в ГРН вносится только на основании документов, подтверждающих достоверность сведений о физическом лице, со ссылкой на документ, на базе которого произошла актуализация данных. Данные о подтверждающих документах вносятся в регистр.

2) Организация информационного обеспечения из банка данных ГРН

Сведения из базы данных ГРН предоставляются в соответствии с действующим национальным законодательством руководству Республики Молдова, органам центрального и местного публичного управления, физическим и юридическим лицам и при проведении информационного обмена. Органы публичной власти, физические и юридические лица, использующие информацию из ГРН, несут ответственность за ее неразглашение в соответствии с законодательством.

3) Обеспечение населения всеми видами документов нового образца системы ГРН

4) Обеспечение качества информации за счет создания и поддержания компонентов системы качества

5) Обеспечение защиты персональных данных на всех этапах накопления, хранения и использования государственных информационных ресурсов о населении

6) Всестороннее обеспечение функционирования ГРН.

9. Функциональные контуры ГРН

ГРН содержит следующие функциональные контуры (рис.2):

  • контур государственного контроля накопления, хранения и использования информационных ресурсов о населении (“КОНТРОЛЬ-П”);

  • контур автоматизированного учета и контроля родившихся и/или умерших на территории Республики Молдова(“РОЖДЕНИЕ и СМЕРТЬ”);

  • контур автоматизированного учета и контроля записей актов гражданского состояния (“ЗАГС”);

  • контур автоматизированного учета и контроля документирования лиц удостоверяющими личность документами Национальной паспортной системы (“ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ”);

  • контур автоматизированного учета и контроля лиц по месту жительства (“АДРЕС”);

  • контур автоматизированного учета и контроля гражданства (“ГРАЖДАНСТВО”);

  • контур автоматизированного учета и контроля иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Республике Молдова (“ИНОСТРАНЕЦ”);

  • контур автоматизированного учета и контроля пересечения государственной границы Республики Молдова (“КОНТРОЛЬ-Д”);

  • контур автоматизированного учета и контроля лиц, обратившихся в посольства и консульства Республики Молдова (“КОНСУЛ”);

Рис. 2. Функциональные контуры ГРН

Пространство каждого из функциональных контуров, в свою очередь, распространяется на ряд функций более низкого уровня.

A. Контур государственного контроля накопления, хранения и использования информационных ресурсов о населении (“КОНТРОЛЬ-П”) – система единого государственного контроля информационных ресурсов о населении, встроенная в ведомственные автоматизированные информационные системы.

B. Контур автоматизированного учета и контроля родившихся и/или умерших на территории Республики Молдова (“РОЖДЕНИЕ и СМЕРТЬ”) –автоматизированный учет и контроль фактов рождений и/или смертей лиц всех категорий на территории страны.

Данный контур включает следующие функции:

  • учет лиц, родившихся в Республике Молдова;

  • учет лиц, умерших в Республике Молдова;

  • учет и контроль медицинских документов, выдаваемых при рождении и смерти.

C. Контур автоматизированного учета и контроля записей актов гражданского состояния (“ЗАГС”) - автоматизированный учет и контроль актов гражданского состояния.

Данный контур включает следующие функции:

  • регистрация рождения;

  • регистрация смерти;

  • регистрация бракосочетания;

  • регистрация развода;

  • регистрация изменения фамилии и имени;

  • выдача свидетельства о регистрации акта гражданского состояния;

  • внесение изменений в актовую запись;

  • легализация документов других стран.

D. Контур автоматизированного учета и контроля документирования лиц удостоверяющими личность документами Национальной паспортной системы (“ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ”) – автоматизированный учет и контроль выдачи документов, относящихся к Национальной паспортной системе.

Данный контур включает следующие функции:

  • выдача паспортов гражданам Республики Молдова;

  • выдача удостоверений личности гражданам Республики Молдова;

  • выдача сопроводительных документов;

  • выдача выездных виз для лиц, выезжающих на постоянное место жительства;

  • выдача справок Ф-9.

E. Контур автоматизированного учета и контроля лиц по месту жительства (“АДРЕС”) - автоматизированный учет и контроль регистрации места жительства и/или пребывания физических лиц всех категорий.

Данный контур включает следующие функции:

  • регистрация по месту жительства;

  • временная регистрация по месту жительства и/или пребывания;

  • снятие с регистрации по месту жительства.

F. Контур автоматизированного учета и контроля гражданства (“ГРАЖДАНСТВО”) - автоматизированный учет и контроль принятия гражданства Республики Молдова, выхода из него, а также учет двойного гражданства.

Данный контур включает следующие функции:

  • учет принятия гражданства;

  • учет выхода из гражданства;

  • учет лишения гражданства;

  • регистрация двойного гражданства;

  • выдача информационных документов по вопросам гражданства.

G. Контур автоматизированного учета и контроля иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Республике Молдова (“ИНОСТРАНЕЦ”) - автоматизированный учет и контроль иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно находящихся на территории Республики Молдова, а также учет выданных им документов.

Данный контур включает следующие функции:

  • выдача паспорта лица без гражданства;

  • выдача удостоверения личности лица без гражданства;

  • выдача постоянного вида на жительство иностранного гражданина;

  • выдача выездной/въездной визы для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Молдова;

  • выдача физическим лицам приглашений для въезда иностранных граждан;

  • регистрация иностранных граждан и выдача вкладышей к национальному паспорту;

  • учет продления въездных виз иностранных граждан и лиц без гражданства;

  • выдача временного вида на жительство иностранных граждан;

  • выдача временного вида на жительство лица без гражданства;

  • выдача въездной/выездной визы для иностранцев, временно находящихся на территории Республики Молдова;

  • учет преступлений и административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами и в отношении иностранных граждан;

  • учет заявлений и решений об оставлении на постоянное жительство в Республике Молдова;

  • учет беженцев;

  • выдача сопроводительных документов.

H. Контур автоматизированного учета и контроля пересечения государственной границы Республики Молдова (“КОНТРОЛЬ-Д”) – автоматизированный учет и контроль физических лиц, пересекающих государственную границу Республики Молдова.

Данный контур включает следующие функции:

  • регистрация и контроль въезда/выезда физических лиц;

  • контроль документов, представляемых физическими лицами.

I. Контур автоматизированного учета и контроля лиц, обращающихся в посольства и консульства Республики Молдова (“КОНСУЛ”) – автоматизированный учет и контроль граждан Республики Молдова, постоянно проживающих за рубежом, учет выданных дипломатических и служебных паспортов, учет виз, выданных иностранным гражданам для въезда в Республику Молдова.

Данный контур включает следующие функции:

  • выдача дипломатического паспорта;

  • выдача служебного паспорта;

  • консульский учет граждан Республики Молдова, постоянно проживающих за рубежом;

  • выдача юридическим лицам приглашений для въезда иностранных граждан;

  • выдача въездных виз иностранным гражданам и лицам без гражданства по приглашениям юридических лиц.

10. Общими для всех функциональных контуров являются следующие функции:

  • учет и контроль документов, относящихся к ГРН;

  • учет бланков строгой отчетности;

  • ведение учета фильтрационных массивов, предусмотренных нормативными документами;

  • учет административных правонарушений, связанных с документированием населения;

  • выдача аналитической и статистической информации.

11. При выполнении всех указанных функций осуществляется контроль представленных документов и вводимой информации с использованием данных, уже существующих в ГРН, а также данных других автоматизированных информационных систем и мануальных учетов.

Функциональный модуль “РОЖДЕНИЕ и СМЕРТЬ” является общим для АИС “ГРН” и АИС “ЗДРАВООХРАНЕНИЕ”, а функциональный модуль “КОНТРОЛЬ-Д” - общим для АИС “ГРН” и АИС “ГРАНИЦА”.



следующая страница >>