microbik.ru
1 2 3


Координационный совет по развитию и продвижению

«Национальной платформы бизнеса Беларуси»

Рабочая группа

ПРОЕКТ

24 января 2012
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА

БИЗНЕСА БЕЛАРУСИ-2012
К МОДЕРНИЗАЦИИ – ВМЕСТЕ

г. Минск 2012

www.allminsk.biz

www.liberty-belarus.info

www.primus.by

Национальная платформа бизнеса – это комплексные предложения белорусского бизнеса по улучшению делового климата нашей страны.

Национальная платформа бизнеса – это основа для частно-государственного диалога и партнерства.

Национальная платформа бизнеса – это путь к устойчивому ускоренному развитию государства и общества.
1. Введение
2012 год - особый для национального бизнеса и Беларуси в целом. Нужно не только преодолеть последствия кризиса 2011 года, но и подготовиться к работе в Едином экономическом пространстве (ЕЭП), к новому уровню конкуренции. У нас нет возможности откладывать решение острых проблем на потом. Реализация принципа свободы перемещения товаров, услуг, денег и рабочей силы в рамках трех стран открывает нашу страну для российских и казахстанских компаний, для действия рыночных механизмов.

Важнейший вызов, стоящий перед белорусской экономикой и бизнесом – необходимость ускоренной реструктуризации и модернизации. Те трансформационные процессы, которые Россия, Казахстан, с одной стороны, Польша, Литва и другие страны Центральной и Восточной Европы с другой, прошли за 15 – 20 лет, нашей стране необходимо пройти гораздо быстрее.

Для достижения конкурентоспособности отечественной экономики и промышленности, необходимо создание современного бизнеса, институтов государства и общества. Мы вместе должны открывать новые возможности. Высокие технологии, инновационные технические решения, новые станки и оборудование – это необходимое, но не достаточное условие для открытия новых возможностей.

Рецессия мировой экономики для Беларуси означает еще большее подорожание внешних заемных ресурсов, ужесточение требований иностранных инвесторов к потенциальным продавцам активов, интенсификация конкуренции за новые технологии, а также снижение спроса на сырье и инвестиционные товары.

В 2012 году мировая экономика находится в кризисной зоне полной неопределенности, недоверия участников рынка к правительствам и финансовой системе. Проведение реструктуризации и модернизации экономики в столь неблагоприятных внешних условиях требует мобилизации всех ответственных сил Беларуси, концентрации политической воли и полноценного гражданского диалога между бизнесом, государством и обществом.

В 2012 году белорусские власти и бизнес сталкиваются с целым рядом серьезных внутренних дисбалансов, дефицитов и проблем. Они являются следствием как неадекватной адаптации к быстро меняющейся внешней среде, так и результатом вмешательства государства в производственные, инвестиционные и торговые процессы.

Основные вызовы 2012 года для предпринимательства Беларуси - это

  1. стремительное падение покупательской способности населения, уменьшение возможностей национального бизнеса на внутреннем рынке;

  2. угроза выезда на заработки за границу значительной части материально мотивированных специалистов, обострение проблемы дефицита кадров для белорусской экономики;

  3. угроза демотивации к труду в связи с резким понижением реального уровня заработной платы сотрудников, органов государственного управления и власти, внутренних дел, бюджетных организаций и связанная с этим угроза увеличения масштабов коррупции и преступности;

  4. угроза убыточности коммерческих организаций и предпринимателей в связи с резким повышением тарифов на энергоресурсы, штрафов, ставок арендной платы при отставании роста доходов предприятий и уровня заработной платы сотрудников на этих предприятиях;

  5. резкое повышение рисков неплатежей со стороны бюджетных организаций и государственных предприятий;

  6. ускорение процессов монополизации, усиление недобросовестной конкуренции, снижение конкурентоспособности белорусских предприятий, в том числе в связи с вхождением в Единое экономическое пространство;

  7. завышенная стоимость кредитных ресурсов, парализующая развитие предпринимательства;

  8. неопределенность макроэкономической политики, угроза дальнейшей девальвации белорусского рубля и высокой инфляции;

  9. расширение практики неисполнения законодательства органами госуправления и государственными предприятиями.

2011 год был объявлен Президентом Беларуси годом предприимчивости. Бизнес сообщество приветствовало принятие Директивы № 4 от 31.12.2010. К сожалению, реализация этого важнейшего для белорусского МСБ документа идет крайне медленно. Более того, инфляция и девальвация радикально ухудшили условия для ведения бизнеса, привели к огромным потерям: до 60% оборотного капитала компаний. В органах государственной власти до сих пор не сформировался консенсус в отношении всесторонней поддержки развития национального частного предпринимательства. Узкие ведомственные интересы, акцент на выполнение краткосрочных планов, отсутствие единого видения развития страны, отсутствие персональной ответственности должностных лиц за невыполнение положений Директивы № 4– все это блокирует большой потенциал МСП по созданию новых производств и рабочих мест.

2012 год стал для Беларуси началом нового измерения конкуренции. Правительство и бизнес должны вместе учиться побеждать в новых условиях, в рамках Единого экономического пространства и стандартов ВТО. Частно-государственное партнерство должно проявить себя не только в государственных закупках, укреплении инфраструктуры МСБ или поддержке социальных, культурных и экологических проектов. Самое главное в 2012 году – интеллектуальное партнерство, идейное единство и координация деятельности бизнеса по практической реализации как положений Директивы № 4, так и предложений настоящей Платформы.
2. ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ БИЗНЕСА-2012
Платформа – это документ, реализация которого благоприятна для бизнеса, государства и общества в целом.

Для бизнеса Платформа – это:

  • возможность реализации конкурентных преимуществ белорусского бизнеса в условиях открытой конкуренции с коммерческими структурами России и Казахстана;

  • сокращение налоговой нагрузки для всех коммерческих организаций вне зависимости от формы собственности с 63% от объема валовой прибыли до 30 – 35%

  • сокращение издержек на выполнение требований госорганов в сфере ценообразования, лицензирования, получения разрешений, проведения проверок в размере до 5% от валовой выручки;

  • передача в собственность МСП и ИП длительно арендуемого государственного имущества и активов, не используемой недвижимости;

  • ликвидация дискриминационных практик органов власти на местах;

  • создание правовой системы, препятствующей незаконному поглощению и рейдерству в отношении белорусских предприятий;

  • минимизация рисков принятия антипредпринимательских актов законодательства;

  • создание качественных институтов для полноценной интеграции Беларуси в мировую экономику по стандартам ВТО;

  • предоставление коммерческим организациям Беларуси возможности провести реструктуризацию и подготовиться к открытой конкуренции с компаниями России и Казахстана в наиболее благоприятной деловой среде.

Для государства Платформа – это

  • включение в полноценный коммерческий оборот неиспользуемого или неэффективно используемого имущества и активов, что позволит расширить налогооблагаемую базу и увеличит налоговые поступления без увеличения ставок налогов;

  • активизация предпринимательской деятельности, которая ведет к расширению налоговой базы, повышению зарплат госслужащих;

  • быстрая, с минимальными издержками адаптация правовых институтов, экономического законодательства к требованиям ЕЭП и ВТО;

  • улучшение качества государственного управления за счет упрощения административных процедур;

  • минимизация злоупотреблений и коррупции;

  • успешная реализация государственных программ и осуществление контрольной деятельности;

  • создание условий для остановки оттока «мозгов» и высококвалифицированных кадров, притока прямых иностранных инвестиций и репатриации капиталов белорусов, которые покинули страну в последние 20 лет;

  • снижение давления на местные и национальные органы власти с точки зрения требований оказания бюджетной поддержки, увеличение ресурсов на адресную социальную помощь и реализацию инфраструктурных проектов, которые повышают страновую конкурентоспособность.

Для общества Платформа – это

  • стабилизация цен, частичное их снижение за счет ответственной политики и открытой конкуренции на внутреннем рынке;

  • создание новых рабочих мест и повышение заработной платы;

  • расширение товарного ассортимента, устранение дефицитов;

  • Расширение возможностей получения дополнительного дохода;

  • концентрация ресурсов государства на наиболее нуждающихся гражданах, на самых чувствительных социальных проектах вместо поддержки хронически убыточных предприятий;

  • развитие национальной культуры ТИПОД: Трудолюбия, Инициативности, Предприимчивости, Ответственности, Достижений.

В 2012 году Беларусь должна заложить фундамент новой стратегии долгосрочного развития. Это стратегия мобилизации сил и уверенного рывка в будущее. Бизнес и государство вместе могут осуществить комплексные реформы делового климата, которые позволили бы Беларуси задать стандарты для наших партнеров по ЕЭП в режиме добросовестной, открытой конкуренции.

Такой мы видим Беларусь будущего: экономически эффективную, бизнес ориентированную, экологически устойчивую и социально сбалансированную. Платформа-2012 – это наша заявка на прорыв в будущее. Это наш единственный шанс быть конкурентоспособными в рамках евразийской экономической интеграции.
3. Результаты реализации Платформы-2011 «ВРЕМЯ КОНКРЕТНЫХ ДЕЛ»
2011 год был объявлен годом предприимчивости, началом реализации Директивы Президента № 4 от 31.12.2010г. Бизнес сообщество в НПББ-2011 предупреждало власти об опасностях макроэкономической разбалансировки, высокой инфляции и девальвации. Мы предлагали ускорить либерализацию и системные рыночные реформы, чтобы подготовить страну к более жесткой конкуренции в рамках ЕЭП, чтобы снизить налоговое и регуляторное бремя на малый и средний бизнес. Приходится констатировать, что большинство положений НПББ-2011 остались, в лучшем случае, в проектах документов Президента, Совета Министров и других органов государственной власти. Самые важные положения Директивы № 4 тоже не были реализованы.

Из 104 предложений Национальной платформы бизнеса 2011 года полностью было выполнено 21 предложение и еще 31 пункт был выполнен частично, т. е. эти положения находятся в стадии обсуждения в подготовленных проектах документов. Мы отмечаем понимание правительством важности создания единых правил деятельности для коммерческих организаций всех форм собственности.

Бизнес сообщество особо позитивно отметило принятие Указа № 72 от 25.02.2011 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», который существенно расширил сферу применения свободных рыночных цен. Однако, в конце года административное регулирование цен было восстановлено, что оказало негативный эффект на многие процессы.

МСБ и ИП очень ждали выполнения положения Директивы № 4 о реальной продаже в собственность арендуемого ими имущества. Однако в данный момент оно жестко блокируется определенными кругами. Аналогичная ситуация складывается по земле. В 2011 году были приняты Указы Президента, регулирующие отношения в области строительства, изъятия и предоставления земельных участков, но полноценный рынок земли так и не появился.

В стране появилась возможность электронной государственной регистрации субъектов хозяйствования. Однако ее механизмы требуют большей практичности и простоты для МСП и ИП.

Важным направлением движения навстречу национальному бизнесу является снижение налоговой нагрузки и ликвидация местных налогов. В 2008 году налоговые доходы консолидированного бюдежта Беларуси составляли 36,3%. В 2011 году они были на уровне 24,5% ВВП (без учета ФСЗН), а на 2012 год запланированы в объеме 25,5% ВВП.

Мы позитивно отмечаем снижение ставки налога на прибыль с 24% до 18%, уменьшение ставки единого налога при упрощенной системе с 8 до 7 процентов без уплаты НДС и с 6 до 5 процентов с уплатой НДС. Правительство пошло навстречу бизнесу и предоставило право в течение текущего налогового периода менять выбранный ими метод уплаты налога на прибыль, а также проводить ускоренную амортизацию.

По методике Всемирного банка совокупная налоговая ставка (отношение всех уплачиваемых компанией налогов к ее валовой прибыли) в Беларуси в 2011 году составила 62,8%. В 2010 году она была на уровне 80,4%. Прогресс на лицо, но отметим, что в 2011 году этот показатель в Кахазстане составил 28,6%, в России – 46,9%.

Наконец, еще одним из долгожданных решений для бизнеса стало придание Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь рекомендательного характера в части формирвоания гибких условий труда работников частных коммерческих организаций (Указ №181 от 10.05.2011).
4. Приоритетные направления реформирования делового климата страны в 2012 году
Реформирование делового климата страны должно происходить с учетом признания наиболее острых проблем, нерешение которых сводит к минимуму результаты работы по созданию благоприятной деловой среды в нашей стране. К ним относятся следующие:

  1. отсутствие правовых механизмов выкупа арендаторами государственного имущества, арендуемого более 3 лет по их инициативе по оценочной стоимости с рассрочкой платежа на 5 лет;

  2. несоразмерность штрафов со степенью тяжести и общественной опасности правонарушения, уровнем зарплат;

  3. запрет найма индивидуальным предпринимателям до 3 работников вне зависимости от родственных связей;

  4. чрезмерность количества проверок субъектов хозяйствования, дублирование проверок одних и тех же вопросов различными контрольными и надзорными органами;

  5. установление штрафов по результатам мониторингов, исследований, проверок нефинансово-хозяйственной деятельности;

  6. высокая налоговая нагрузка в новых условиях конкуренции в рамках ЕЭП;

  7. отсутствие защиты государством субъектов хозяйствования - добросовестных приобретателей;

  8. длительное неисполнение судебных решений хозяйственных судов;

Для успешной реализации Директивы № 4 необходим комплексный подход. Благоприятный деловой климат не создашь принятием отдельных, вырванных из общего контекста постановлений или указов. Предприниматели повсеместно сталкиваются с ситуацией, когда одни преграды на пути развития бизнеса снимаются, но другие продолжают действовать. Более того, появляются новые преграды. В результате ни государство, ни бизнес не достигают своих целей. Согласованное, оперативное принятие комплексных решений, выработанных совместно бизнесом и властью, является оптимальным способом модернизации страны и развития национального предпринимательства.

  • Принимая во внимание природу экономических проблем и кризисных явлений в Беларуси,

  • Учитывая необходимость быстрой адаптации белорусской правовой и институциональной среды к нормам и стандартам Единого экономического пространства и ВТО;

  • Учитывая ослабление финансовых структур Европейского союза и угрозу рецессии мировой экономики,

  • Считая малый и средний частный бизнес важнейшим экономическим и социальным институтом современной конкурентной экономики и национальной безопасности,

мы выделяем следующие приоритетные направления реформирования делового климата страны:

I. Улучшение макроэкономической среды

II. Демонополизация, добросовестная конкуренция в рамках ЕЭП

III. Расширение сферы частной инициативы и ответственности

IV. Оптимизация регуляторного и налогового бремени

V. Повышение качества корпоративного и государственного управления

VI. Партнерство бизнеса, общества и государства

следующая страница >>