microbik.ru
1 2 ... 48 49

КОСТИ И ПЛОТЬ ДЗЭН




Европейское мышление приучено к линейному воспри­ятию реальности: бытие воплощается в конкретных формах, представления о действительности отлиты в конечные фор­мулы, жизнь есть определенная последовательность собы­тий, предположительно имеющая смысл. Азиатское видение мира в корне противоположно: человеческая особь–лишь один из компонентов великого круговорота стихий, наблю­дая которые человек имеет шанс осознать себя и избрать путь, не противоречащий гармонии общего движения миро­вых сил. “Кости и плоть дзэн” – это европейская попытка из­ложить понятным языком мудрость великих учителей дзэн-буддизма. В этой книге не содержится привычных для нас аксиом и назиданий и вообще отточенных лаконичных фор­мулировок. Здесь есть лишь примеры, дающие некоторое представление о музыке окружающего нас мироздания. Они ничему не учат и вообще никого ни к чему не обязывают. Их просто стоит прочесть.

В оформлении издания использованы фрагменты работ В. Кандинского, П. Клее, мастеров японской каллиграфичес­кой традиции.

СОДЕРЖАНИЕ


Сто одна история дзэн

Дверь без двери (Мумонкан) Перевод с английского В. И. Нелина

Десять быков (Какуан) Перевод с английского В. И. Нелина

Железная флейта (Теттеки Тосуи)

Примечания

СТО ОДНА ИСТОРИЯ ДЗЭН




1. Чашка чая


Японский мастер дзэн Нан Ин, живший в эру Мэйдзи (1868–1912), как-то принимал у себя профессора универ­ситета, который пришел порасспросить его о дзэн.

Нан Ин стал разливать чай. Налив гостю полную чаш­ку, он продолжал лить дальше.

Профессор какое-то время смотрел на чай, льющийся че­рез край, но, наконец, не вытерпев, воскликнул:

– Чашка полная. Больше не входит!

– Вот как эта чашка, – ответил Нан Ин, – так и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Могу ли я по­казать вам дзэн, если вы не опорожнили свою чашку?

2. Алмаз в дорожной пыли


Гудо был когда-то наставником императора. Тем не менее, он любил путешествовать в одиноч­ку, как простой бродячий монах. Однажды он держал путь в Эдо, культурный и политический центр сёгуната, и пришел в небольшое селение, называвшееся Такэнака. Был вечер, лил сильный дождь, и Гудо насквозь промок. Его соломенные сандалии развалились. В окне дома, который стоял у края селения, он увидел выставленные сандалии – четыре или пять пар – и, посколь­ку его промокли, решил купить себе пару.

Сандалии продала ему женщина, которая, увидев, как он вымок, пригласила его перено­чевать. Гудо с благодарностью согласился. Вой­дя, он прочитал перед домашним алтарем cyтpy1. Его по­знакомили с матерью и детьми хозяйки. Заметив, что вся семья чем-то расстроена, Гудо спросил, что случилось.

– Мой муж игрок и пьяница, – сказала женщина.– Выиграв, он напивается и становится невыносимым. Про­играв, занимает повсюду деньги. Когда же вовсе упьется, то и домой не приходит. Что мне делать?

– Я помогу ему, – сказал Гудо.– Вот деньги. Купите мне галлон хорошего вина и вкусную еду. И ложитесь спать. Я буду медитировать перед алтарем.

В полночь домой вернулся хозяин, сильно пьяный, и громко возвестил о себе:

– Эй, жена! Я пришел. Ты дашь мне поесть?

– Возьми у меня, – сказал Гудо.– Меня застиг дождь, и твоя жена великодушно пригласила меня в дом перено­чевать. Я купил вина и рыбы, так что бери.

Тот пришел в восторг. Он сразу выпил все вино и улег­ся на полу спать. Гудо сел рядом медитировать.

Проснувшись утром, глава семьи ничего не помнил.

– Ты кто такой? Откуда? – спросил он у Гудо, все еще сидевшего в медитации.

– Я – Гудо из Киото и направляюсь в Эдо, – отве­чал мастер дзэн.

Глубоко устыдившись, хозяин стал суетливо просить прощения у учителя императора.

Гудо улыбнулся.

– Все преходяще в этой жизни, – сказал он.– Жизнь коротка. Если ты будешь продолжать пить и иг­рать, то у тебя не останется времени сделать что-то в этой жизни, не говоря уже о том, что своей семье принесешь новые страдания.

У хозяина вдруг словно прояснилось в голове, он как будто избавился от наваждения.

– Ты прав, – воскликнул он.– Как мне отблагода­рить тебя за это чудесное учение? Позволь немного про­водить тебя и поднести твои вещи.

– Ладно, если хочешь, – помедлив, отве­тил Гудо, и они отправились в путь. Через три мили Гудо предложил ему вернуться домой.

– Еще пять миль, – попросил у Гудо спутник.

Они пошли дальше.

– Теперь можешь возвращаться, – снова предложил Гудо своему спутнику.

– Давай пройдем еще десять миль, – от­ветил тот.

– Теперь уж возвращайся, – сказал Гудо, когда еще десять миль были пройдены.

– Я собираюсь идти за тобой всю осталь­ную жизнь, – заявил его спутник.

Современные учителя дзэн в Японии ведут начало по линии предшественников от знаме­нитого мастера, преемника Гудо. Его звали Му Нан – Тот, Кто Не Возвращается Никогда.


следующая страница >>