microbik.ru
1 2 ... 5 6
Краткий обзор развития педагогического тестирования в России

Автор:Хлебников Владимир Алексеевич


Содержание

Введение
1. Происхождение слова «Тест».
2. Исторические предпосылки создания тестов и тестовых технологий.

3. Элементы управления образованием в дореволюционной России.
3.1. История возникновения педагогических тестов и тестирования.
3.2. История возникновения современной теории тестов.

4. Развитие психологического и педагогического тестирования в России с октября 1917 г. по 1936 г.
5. Основные причины запрета метода тестов в образовательных и других учреждениях СССР начиная с 1936 г.
6. Развитие тестирования в СССР в послевоенный период.

7. Начало работ по внедрению тестовых технологий в учебный процесс.
Литература

ВВЕДЕНИЕ

        Повышение качества образования является необходимым условием для обеспечения экономического роста государства, что в конечном счете должно приводить к росту благосостояния граждан.
        Оценка качества образования основана, прежде всего, на оценке степени подготовленности учащихся образовательных учреждений. Осуществлять оценку подготовленности учащихся необходимо объективными и надежными методами, исключающими субъективизм и произвол.

        Результаты независимой и объективной оценки учебных достижений учащихся возможно использовать для оценки работы образовательных учреждений, для оценок итоговой аттестации и в конкурсе при поступлении в образовательные учреждения следующей ступени образования.
        При проведении оценок необходимо обеспечить единые (стандартные) требования к процедуре испытаний, к используемым измерительным материалам (тестам) и к процедуре обработки результатов.
        Такая стандартизированная процедура оценки учебных достижений называется педагогическим тестированием.

Развитие тестирования обусловлено потребностями общества. Однако в силу своей объективности оно может встретить сопротивление в среде, незаинтересованной в получении объективных результатов. Этим объясняется неравномерный ход развития тестовых методов в образовании. Наиболее успешно они развиваются в условиях минимального вмешательства государства в процедуру и результаты оценивания. Тоталитарные государства, как правило, не заинтересованы в процедурах объективного оценивания качеств работников и учащихся. Для этого используются как специально сформулированные возражения, так и методы прямого запрета.
        В России в настоящее время существуют две широкомасштабные процедуры массового тестирования учащихся – централизованное тестирование и единый государственный экзамен. Суммарное количество тестирований выпускников общеобразовательных учреждений составляет около 2,5 миллионов в год.
        Однако при всей значимости результатов и массовости указанных процедур в обществе еще нет однозначного отношения к тестовым технологиям.

Чаще всего это связано с непониманием того, что стандартизированные процедуры и материалы (тесты) представляют собой измерительные инструменты, имеющие свои области (зоны) наилучшего использования, в которых имеется большая или меньшая погрешность.
        Можно проиллюстрировать сказанное примером того, что нет в мире вольтметра вообще – для измерения любого напряжения. Но есть вольтметры, измеряющие милливольты, вольты, киловольты и т.д. Так же и в тестировании. Любой тест имеет свою область применения не только по содержанию предмета, но также и по диапазону измеряемых величин. Оценивать учебные достижения элитных и коррекционных учащихся надо с использованием различных тестов.
        В настоящей работе показано развитие тестовых методов в России, их актуальность в настоящее время и перспективность в будущем.
1. Происхождение слова «Тест»

        Подавляющее большинство источников [33], [20], [7], [28], [16] и др. считают, что слово «Тест» в русский язык в современном его значении попало из английского языка и в переводе [33, С. 578] означает:

        test (test) испытание, проба; (exam), экзамен, контрольная (coll); (standart) критерий, (analysis) анализ; (chem, reagent) реактив; ~ ban запрещение испытаний ядерного оружия, ~ case дело имеющее принципиальное значение для разрешения аналогичных дел, ~ flight испытательный полет, ~ paper (exam) экзаменационный билет, ~ pilot летчик испытатель; (try aut) испытывать, испытать, (check up on) проверять, проверить; (give exam to) экзаменовать.

        Более глубокие исследования происхождения слова «Тест» показывают, что в английский язык это слово пришло из французского языка [20, С. 11], и было образовано от слова «testa», что в переводе означало вазу из глины, чашку. В работе [9, С. 158] со ссылкой на Русский энциклопедический словарь 1872 г. упомянуто, что слово «Тест» в русском языке применялось в двух значениях «испытательная присяга…» и «плоский плавильный сосуд…».
        В словаре [8, С. 103] говорится, что в XVII в. под названием «test-act» (в переводе на русский язык — акт об испытании) существовал билль, ставший затем законом, не допускающим на государственную службу тайных католиков. Вступавший в должность собственноручно подписывал заявление, содержащее однотипный текст.
        Однако трактовка слова «тест» в значении «вазы из глины», «чашки», «испытательной присяги» «плоского плавильного сосуда» уже очень давно вышло из обихода. Так слово «тест», например, вообще отсутствует в толковом словаре русского языка В.И. Даля [11]. Между тем в этом словаре собраны практически все слова «живого великорусского языка», которые использовались в разговорной речи, письменных литературных произведениях, в различных официальных документах, переписки и других письменных источниках. В.И. Даль собирал слова для своего словаря путем изучения разговорной речи и письменных источниках всех слоев русского общества: дворян, чиновников, военных, священнослужителей, учителей, купцов, мещан, крестьян, мастеровых и т.д. Работа над словарем велась им в период с 1845 по 1866 г., т.е. примерно в то же время, когда был издан «Русский энциклопедический словарь 1872 г.»

        Слово «Тест» в словарь В.И. Даля не вошло. Отсюда можно сделать вывод, что в тот период оно практически не встречалось ни в письменной, ни в устной речи.
        Во всех современных фундаментальных и специализированных словарях слово «Тест», как правило, упомянуто. Однако каждый из этих словарей дает свою трактовку понятия этого слова.
        Вот некоторые из этих трактовок:

     —  «Большой иллюстрированный словарь иностранных слов» [7, С. 781] - «Тест [англ. test испытание, исследование] 1) Задания стандартной формы, по результатам выполнения которых можно судить о психофизиологических и личностных характеристиках, а так же о знаниях, умениях, навыках испытуемого; 2) В физиологии, медицине - метод исследования, диагностики, заключающийся в пробном воздействия на организм; 3) Задача с известным решением, предназначенная для проверки правильности работы ЭВМ.»
     —  Философский энциклопедический словарь [28, С. 682]. — «ТЕСТ (англ. Test - проба, испытание, исследование) в психологии, стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.»
     —  Логический словарь-справочник Кондакова Н.И. [16, С. 595] - «Тест (англ. test испытание, исследование) - метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития, профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и форм».
     —  «Словарь терминов и понятий тестологии» Балыхина Т.М. [5, С. 83] - «ТЕСТ (англ test испытание, исследование) 1. Испытание, эксперимент, проверка, Дж. У. Оллер — руководитель направления «прагматическое тестирование» (США) - употребляет слово тест в наиболее общем для него значении — «проверочное задание». 2. Система заданий стандартной формы, выполнение которых проходит в равных для всех испытуемых условиях, поддается количественному учету (оценке), позволяет установить уровень сформированности знаний, умений, навыков тестируемого».Цитирование можно продолжить. Например, только в работе [20, С. 11-12] приводится пять определений термина «тест». Однако и из приведенных выше определений очевидно, что термин «тест» не имеет одного общего во всех цитируемых источниках определения.
        Это объясняется достаточно широким распространением в настоящее время испытаний, измерений, проб и т.д. с помощью тестов и тестовых технологий в различных областях знаний.
        Тесты и тестовые методы, например, используются в психологии, педагогике, медицине, во многих технических областях знаний (в вычислительной технике, атомной энергетике, автомобильной промышленности, в оборонных отраслях и т.д.)

В каждой из этих областей знаний, и даже различных направлениях одной и той же области знаний, определение термина «тест» может существенно отличаться от определения в другой области знаний или другого направления одной и той же области знаний.
        В настоящее время к слову «тест» могут быть отнесены: отдельные задания, системы заданий, компьютерные программы, образцы каких-то изделий с известными параметрами, реактивы, типовые процессы и т.д. и т.п.
        В связи с этим попытка дать универсальное определение термину «тест» затруднительна.

        В общем виде можно говорить только о методе теста, под которым понимается стандартизованный или типовой метод исследования, испытания, диагностики, проверки, пробы и т.д. каких-то многих однотипных объектов. При этом в методе тестов, как правило, должны использоваться одни и те же инструментарии (образцы, задания, реактивы и т.д.), методы обработки результатов, одна и та же организация и процедура проведения исследования, одинаковые условия и т.д.
        В связи с тем, что однозначного приемлемого для использования в разных областях знаний и деятельности человека, определения термина «Тест» нет, очень важно в каждой конкретной научной и практической работе дать четкое и однозначное определение этому термину и другой специальной терминологии во избежание неверного или неоднозначного понимания освещаемой проблемы или решаемой практической задачи.
Наиболее общим определением слова «тест», на наш взгляд, является: тест — средство или процесс, с помощью которого определяются объективные свойства исследуемого объекта.

        Основные термины и их определения
        Кратко остановимся на методологии ведения любого термина и на том, как формируется его определение.

        В работе [25, С. 5] говорится, что «Термин — это слово или группа слов разговорного языка, обозначающая некоторый предмет или мысль о нем. Термин имеет либо значение, либо смысл, либо то и другое. Значение термина — чувственное восприятие объектов, которые обозначают данный термин, чувственно воспринимать можно только материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания объекты». Например, чувственно могут восприниматься такие материальные объекты как дерево, человек, солнце и т.д.
        «Смысл термина — признак объекта, по которому данный объект можно отличить от всех других объектов. Смысл может демонстрировать как материальный, так и не материальный (абстрактный) объект» [25, С. 5].
        Очевидно в свете выше упомянутого, что термин «Тест» имеет смысл, который может тем или иным способом сформулирован, но не имеет значения. Тест объект не материальный. Его нельзя предъявить для чувственного восприятия как материальный объект, например, такой как дерево, солнце и т.д., ничего не объясняя.

Научную методологию главным образом интересует только смысл термина. Смысл термина есть его понятие. А понятие в свою очередь выражается через определение.
        Определение термина — это информация, позволяющее отличить определяемый объект от всех других (неопределяемых) объектов.
        Слово «Тест» как следует из его перевода с английского [33] не имеет однозначного смысла и в связи с этим может иметь много определений.

Между тем для того, чтобы лучше донести смысл любой научной работы очень важно выбрать и дать в начале четкое определение «основному термину или основным терминам, а затем всем другим терминам, используемым в работе.
        Основной термин — термин, дающий смысл или значение того, о чем и что говорится в суждении, теории или в научной работе.
        Учитывая важность терминологии при проведении научных исследований и решении научных задач, в связи с тем, что без четко определенных терминов результаты работы могут быть неверно поняты или не поняты вообще, автором подробно были исследованы проблемы построения терминологической системы в педагогическом тестировании [30].

        Были проанализированы [30] возможные подходы построения терминологической системы педагогического тестирования и в качестве основных терминов такой системы были выбраны термины «педагогический тест», «педагогическое тестирование» и «тестовое задание».
        Определение этих основных терминов разрабатывались под научным руководством автора с использованием Международного стандарта ИСО 704-87 «Принципы и методы терминологии» [21] и Рекомендации Госстандарта РФ Р 50-603-1-89. «Разработка стандартов на термины и определения» [26] и упомянутой выше работы [25].
        На основании этих рекомендаций определения всех терминов, строились на одном или в крайнем случае нескольких существенных признаках с использованием «принципа идеализации» существенных признаков.

Суть «принципа идеализации» состоит в том, что выбранный существенный признак идеализируется, т.е. или преувеличивается, или приуменьшается, а все остальные признаки объекта при этом считаются как бы не существующими.
        Такой принцип делает термин максимально понятным при изучении научной работы или решении научной проблемы, т.к. термин в этом случае будет максимально увязан с решаемой проблемой, задачей или целью работы.
        При этом возможно, что при решении другой проблемы, другой задачи определение термина может отличаться, т.к. для решения этих проблем или задач существенные признаки могут быть другими.

        На основании вышеизложенного, в данной работе в качестве основных ключевых терминов используются:

  • педагогический тест. Система специально подобранных проверочных заданий, составленных по специальной форме, позволяющая количественно оценить учебные достижения человека в одной или нескольких областях знаний;

  • педагогическое тестирование. Совокупность организационных и методических мероприятий, использующая педагогические тесты и предназначенная для объективной оценки учебных достижений учащихся. При этом используются стандартизированные задания и создаются максимально единообразные условия проведения тестирования, а также применяются единые методы обработки результатов;

  • тестовое задание. Минимальная содержательно законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания в тестовой форме.

        Инструкция по выполнению задания и система оценки могут быть составлены как для одного конкретного задания, так и для группы заданий теста.

2. Исторические предпосылки создания тестов и тестовых технологий

        По мнению многих исследователей тестирование, как метод оценки различных физических, психологических качеств человека, его умственных способностей и знаний, навыков, умений своими корнями уходит вглубь веков.
        Элементы этого метода исследователи находят в различные периоды развития человечества у разных народов, в разных странах и у различных слоев населения.

Историческим обзорам на эту тему посвящен целый ряд достаточно полных и серьезных работ. В качестве примера можно привести исторические обзоры Аванесова В.С. [1; 2], Майорова А.Н. [20], Леоновой Е.Е. и Михайлычева Е.А. [19], Кадневского В.М. [14], Фрейденберга О. [29] и др.
        Эти и ряд других авторов считают, что люди, как только они стали осознавать себя людьми, постоянно чему-нибудь учились, и с целью оценки эффективности обучения придумывали в конце или на определенных этапах обучения различные испытания, проверки или целые системы проверок. Для проведения испытаний или проверок годами, а иногда десятилетиями и столетиями обрабатывались типовые (в теперешнем понимании стандартные) упражнения, задания, методы и целые системы упражнений или методов, по результатам которых делались выводы, способен или нет обучаемый выполнять определенные профессиональные функции, занимать определенную должность, на сколько один «профессионал» лучше другого, может ученик приступать к следующей ступени обучения или нет, способен человек по своему психологическому или умственному состоянию что-то возглавить, чем-то руководить или чем-то управлять и т.д.
        Безусловно, набор одних и тех же стандартных упражнений, испытаний, методов, которые используются при проверке тех или иных способностей большого числа людей с целью определения достижения испытуемым заданного порога, а также с целью отбора в процессе испытания лучших, можно смело назвать зачатками тестирования.
Е.Е. Леонова и Е.А. Михайлычев отмечают [19], что принцип историзма предписывает исследователям не забывать исторической связи, рассматривать каждый вопрос в его эволюции на конкретном социокультурном фоне, анализируя его с точки зрения того, как данное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило (во взаимосвязи с другими, входящими в данную систему явлениями). И лишь с точки зрения достигнутого уровня его развития можно понять, чем данное явление как часть системы стало теперь, каковы тенденции его развития.
        «Отдельные разрозненные фрагменты системы, которые можно обнаружить в многовековой истории педагогических идей и образовательных систем, лишний раз подтверждают, что все новое — это хорошо забытое старое. Восстановление в историко-педагогической памяти этого позитивного опыта позволит, на наш взгляд, идти вперед более быстрыми и уверенными шагами» [19, С. 16].
        Кроме этого авторы этой работы [19] считают, что:


следующая страница >>