microbik.ru
1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»

Факультет дополнительного профессионального образования

Философия

(108 часов, реферат, экзамен)

Краткое содержание курса


Тема 1

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Тема 2

Основные направления, школы философии. Структура философского знания.

Тема 3

Учение о бытие. монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.

Тема 4

Понятие материального и идеального.

Тема 5

Пространство, время. Движение и развитие, диалектика

Тема 6

Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности

Тема 7

Научные, философские и религиозные картины мира.

Тема 8

Человек, общество, культура. Человек и природа. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость.

Тема 9

Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Тема 10

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право.

Тема 11

Представления о совершенном человеке в различных культурах.

Тема 12

Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Тема 13

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность

Тема 14

Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

Тема 15

Научное и вненаучное знание. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык

Тема 16

Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания

Тема 17

Научные революции смена типов рациональности. Наука и техника.

Тема 18

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

Реферат

Темы рефератов выбираются по последней цифре номера зачетной книжки


  1. Истоки философии. Мифология. Религия

  2. Зарождение философии как особой формы знания и мировоззрения

  3. Общественно-исторический характер философии, ее смысл и предназначение в жизни общества

  4. Философия и культура

  5. Философия и наука

  6. Философия Древнего Китая

  7. Конфуцианство

  8. Моизм

  9. Возникновение и развитие философии Древней Индии

  10. Джайнизм

  11. Буддизм

  12. Материалисты Древней Греции

  13. «Линия Демокрита» и «Линия Платона»

  14. Платон и его эпоха

  15. Философия Аристотеля

  16. Космологизм Древней философии

  17. Бог, человек и мир в Средневековой философии

  18. Фома Аквинский – центральная фигура схоластической философии

  19. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения

  20. Политическая философия гуманизма. Николо Макиавелли.

  21. натуралистическая философия человека. Мишель Монтень

  22. Рационалистическая метафизика XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

  23. Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм)

  24. Французское просвещение и французский материализм XVIII в.

  25. Кант – философская система

  26. Антропологический материализм Фейербаха

  27. Система и метод философии Гегеля

  28. Становление русской философии (XI –XVII вв.)

  29. М.В. Ломоносов – основоположник русской науки и материалистической философии

  30. Философия и социология А.Н. Радищева

  31. Социология и философия декабристов

  32. «Диалектика мифа» А.Ф. Лосева

  33. Философия «всеединства» Вл. Соловьева

  34. Жизнь и философия Вл. Соловьева

  35. Учение Ницше – источник «философии жизни»

  36. Иррационализм и мистика в XX в.

  37. Феноменологическая философия Гуссерля

  38. Экзистенциализм М. Хайдеггера

  39. Сциентизм и антисциентизм

  40. Проблема бытия в истории философии

  41. Пространство и время: эволюция представлений

  42. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества

  43. Свобода и ответственность личности в обществе

  44. Эволюция средств коммуникации

  45. Возрастные общности в социуме. Проблема «отцов и детей»

  46. История как действительность общественной жизни

  47. Человечество перед лицом глобальных проблем

  48. Россия – Запад – Восток: диалог культур в современном мире

  49. Человек как творец и творение культуры

  50. Наука в системе культуры

  51. Компьютеризация как фактор развития современной науки

  52. Экологическое сознание Востока и Запада: общее и особенное


Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре.

  2. Мифология как предфилософская форма мировоззрения.

  3. Религиозное мировоззрение.

  4. Особенности философского мировоззрения.

  5. Общественные функции философии.

  6. Понятие философии, содержание, методы, цель.

  7. Философия и мировоззрение. Понятие и мировоззрения. Его структура, формы и типы.

  8. Особенности философии Древнего Китая.

  9. Особенности философии Древней Индии.

  10. Философия Античности. Космоцентризм.

  11. Основные философские школы и направления античности.

  12. Атомизм Левкиппа и Демокрита.

  13. Античная натурфилософия.

  14. Философия Сократа. Софисты и софистика.

  15. Проблема государства в философии Платона.

  16. Проблема материи, души и человека в философии Аристотеля.

  17. Философия Эпикура.

  18. Основные черты Средневековой философии.

  19. Основные направления философии Средневековья: патристика, схоластика. Отличия, представители.

  20. Средневековая философия о соотношении веры и разума.

  21. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.

  22. Гуманизм, неоплатонизм (Н. Кузанский), натурфилософия (Н. Коперник) как направления философии эпохи Возрождения: основные черты и представители.

  23. Социально-политическая философия эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Лютер).

  24. Европейская философия 17-19 вв.: рационализм и эмпиризм.

  25. Рационалистический метод Р. Декарта.

  26. Эмпиризм Ф. Бэкона.

  27. Представления о субстанциях Б. Спинозы и Лейбница.

  28. Английская философия Нового времени (Т. Гоббс, Д. Локк).

  29. Философия французского Просвещения XVIII века: основные направления, представители.

  30. Немецкая классическая философия: основные направления, представители.

  31. Философские концепции И. Канта (практический и теоретический разум).

  32. Основные направления и школы западноевропейской философии середины XIX века – начала XX века.

  33. Иррационалистическая философия 19 века (А. Шопенгауэр, Ф.Ницше)

  34. Диалектический материализм К. Маркса, Ф. Энгельса.

  35. Философское течение позитивизма.

  36. Основные черты экзистенциализма

  37. Основные направления современной западной философии (прагматизм, позитивизм, феноменология, герменевтика)

  38. Русская философия: становление, черты, этапы развития.

  39. Философия западников и славянофилов.

  40. Восток – Запад – Россия: диалог цивилизаций и культур.

  41. Онтология. Концепции бытия.

  42. Определение материи. Пространство и время. Движение и материя.

  43. Сознание. Основные подходы к проблеме сознания в философии. Свойства сознания.

  44. Сознание и бессознательное. З. Фрейд.

  45. Общее понятие диалектики и развития.

  46. Философская проблема познания. Виды, формы и методы познания.

  47. Понятие истины. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная. Истина и заблуждение.

  48. Научное познание. Вера и наука.

  49. Философия техники. Техницизм и антитехницизм.

  50. Научные, философские и религиозные картины мира.

  51. Агностицизм, скептицизм: отношение к процессу познания.

  52. Проблема человека в философии. Эволюция представлений о человеке в истории философии.

  53. Аксиология как наука о ценностях. Понятие «истинность». Виды ценностей.

  54. Человек и общество. Общество как система. Составные части общества.

  55. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.

  56. Человек и природа. Принципы взаимодействия.

  57. Глобализация. Природа и сущность глобальных проблем.

  58. Проблема свободы и ответственности в жизни человека.

  59. Проблема жизни, смерти и бессмертия в философии.

  60. Философия истории. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы.

Вопросы для контроля остаточных знаний
Тесты
1. Как соотносятся философия и мировоззрение:

  1. философия — часть мировоззрения;

  2. мировоззрение — часть философии;

  1. философия есть мировоззрение;

  2. основную роль в формировании мировоззрения играют специальные научные знания, философия же — вспомогательную.

2. Какие из перечисленных вопросов является философскими:

  1. возможны ли небелковые формы жизни;

  2. обусловлена ли нравственность человека генетикой;

  3. как отличить истину от заблуждения;

  4. расширяется ли Вселенная.

3. Выберете правильное высказывание:

  1. идеализм — это стремление человека к совершенству;

  2. идеализм — это утверждение, что идеи существуют реально;

  3. идеализм — это представление о первичности сознания (идеального);

  4. идеализм — это представление об объективном существовании мира идей.

4. Выделите правильные высказывания:

  1. материализм — принцип жизни, заключающийся в примате материальных благ в жизни человека;

  2. материализм — философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания;

  3. материализм — это здравый взгляд на вещи, предполагающий отказ от иллюзий;

  4. материализм — философское направление, признающее объективную реальность внешнего мира.

5. Классический период в античной философии связан с такими мыслителями, как:

  1. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;

  2. Ксенофон, Парменид, Зенон;

  3. Сократ, Платон, Аристотель;

  4. Зенон, Сенека, Эпиктет.

6. Атомистическое учение о мире основал античный философ:

1) Платон;

  1. Эпикур;

  2. Анаксимен;

  3. Демокрит/

7. Главными чертами философии средневековья являются:

1) теоцентризм;

2) рационализм;

3) идеализм;

4) иррационализм.

8. Афоризм: «Знание — сила» принадлежит:

  1. Декарту;

  2. Галилею;

  3. Бэкону;

4) Демокриту.

9. Понятие «деизм» в философии Нового времени заключает в себе:

  1. разделение научной и религиозной истин;

  2. признание существования Бога в качестве безличной причины;

  3. признание двух равноправных начал: духа и материи;

  4. представление о том, что дух творит материю и предшествует ей.

10. Принцип «двойственной истины» заключает в себе:

  1. разделение научной и религиозной истин;

  2. представление о том, что любое суждение может быть истинным и ложным;

  3. представление об относительности истины;

  4. представление о Боге как источнике знания.

11. Дедукция — это понятие, означающее в философии:

  1. метод психологического воздействия;

  1. метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;

  1. метод познания всеобщего;

  1. метод мышления, построенный на переходе от частного к общему.

12. Наука — это:

  1. вид духовной деятельности;

  2. социальный институт;

  3. развивающаяся система знаний о законах мира;

  4. все перечисленное выше.

13. Эмпирическое знание — это:

  1. опытное знание;

  2. научное знание вообще;

  3. теоретическое знание;

  4. область физики.

14. Рационализм — это:

  1. направление в теории познания, полагающее разум источником и критерием знания;

  2. знание, опирающееся на эксперимент;

  3. теоретизирование;

  4. область математики.

15. «Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучить их, дадим им имена. Назовите первый вид идолами рода, второй — идолами пещеры, третий — идолами площади и четвертый — идолами театра».

Чье это изречение и к какому разделу философии относится:

  1. Ф. Бэкона, гносеологии;

  2. Р. Декарта, онтологии;

  3. Б. Спинозы, аксиологии;

  4. Г. Лейбница, учению о субстанциях.

16. Философия Канта -это главным образом:

1) эмпиризм;

2) гносеология;

17. «Мир есть вещь в себе» — это определение Канта отражает философскую позицию:

  1. материализма;

  2. агностицизма;

  3. субъективизма;

  4. идеализма.

18. Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие:

  1. диалектики как учения о всеобщем развитии;

  2. теории прибавочной стоимости;

  3. теории общественного договора;

  4. цивилизационного подхода.

19. Как понимал интуицию Н. О. Лосский:

  1. как мистическое озарение;

  2. как направленность сознания на объект;

  3. как истечение образов от объекта к человеку;

  4. как нечто необъяснимое.

20. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, называется в теории Маркса:

  1. надстройкой;

  2. общественно-экономической формацией;

  3. цивилизацией;

  4. стадией роста.

21. Стадии экономического роста, выделенные У. Ростоу, характеризуют следующие понятия:

  1. аграрная стадия;

  2. традиционное общество;

  3. индустриальная стадия;

  4. капиталистическое общество.

22. Запад и Восток различают как цивилизационные типы. В разделе «Культура и цивилизация» приведены четыре основных отличия между ними. Продолжите составление таблицы:

Основные принципы отношений человека и общества на Востоке и Западе


Восток

Запад

1.

2.

3.


1.

2.

3.

Сколько отличий вы смогли назвать?

23. Философия культуры — это раздел философии, исследующий:

  1. сущность и значение культуры;

  2. культурное творчество человечества;

  3. нравственную культуру;

  4. проблемы человека и религии.

24. Основой русской религиозной философии рубежа Х1Х-ХХ вв. является:

1) идеализм;

2) рационализм;

3) иррационализм;

4) прагматизм.

25. Основоположником современного экзистенциализма был:

1) С. Кьеркегор;

2) З. Фрейд;

3) Ф. Ницше

4) Ж.-П. Сартр

26. Фрейдизм — это:

  1. рациональная философия;

  2. философия иррационализма;

  3. психологическое направление;

  4. социологическое направление.

27. В понимании общества и человека 3. Фрейд противостоял:

  1. К. Марксу;

  2. К. Юнгу;

  3. Платону;

  4. И. Канту.

  1. Основная категория учения Фрейда о «бессознательном»:

    1. «Оно» (id);

    2. «Я» (ego);

  1. «Сверх-Я» (супер-эго);

  2. личность.

29. Понятие «коллективное бессознательное» ввел в научный оборот:
1) К. Юнг;

  1. 3. Фрейд;

  2. Платон;

  3. Э. Фромм.

30. Тезис «Наука — чума XX века» может принадлежать:

1) антисциентисту;

2) технократу;

3) ученому;

4) сциентисту.

31 Русская философия отличается:

  1. духовной проблематикой;

  2. многообразием философских школ;

  3. органичностью и целостностью;

  4. научно-теоретическими разработками.



Тестовые задания по философской антропологии

1. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»:

  1. человек — это марионетка в руках общества;

  2. сущность человека социальна, а не биологична;

  3. оригинальность личности не более чем иллюзия;

  4. изменение общественных отношений меняет личность.

2. Свобода — это:

  1. возможность человека делать то, что он хочет;

  2. умение действовать на основе познанной необходимости;

  3. умение подчинять все своей воле;

  4. осознанная необходимость.

3. Высшая цель культуры:

  1. создание условий для формирования личности;

  2. выработка алгоритма творчества;

  3. человек как личность;

  4. сама культура как самоцель.

4. Каково, по вашему мнению, правильное понимание сущности человека:

  1. сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении человека;

  2. сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений;

  3. сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности;

  4. сущность человека зависит от божественной благодати.

5. Религия — это:

  1. привязанность человека к чему-то постоянному и неизменному;

  2. взаимоотношения между Богом и человеком;

  3. вера в сверхъестественное;

  4. все перечисленное выше.

6. Что общего между религией и философией:

  1. метафизические рассуждения;

  2. научность;

  3. признание авторитетов;

  4. вера.

7. Самой ранней мировой религией является:

  1. христианство;

  2. ислам;

  3. буддизм;

  4. иудаизм.

8. Какие положения соответствуют Конституции РФ:

  1. Российская Федерация — светское государство;

  1. никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной;

  2. религиозные объединения отделены от государства и равны
    перед законом;

  1. все перечисленные выше.

9. Философская антропология — это:

  1. философское направление, занимающееся проблемами природы (сущности) человека;

  1. теория антропогенеза;

  2. то, что и антропоморфизм;

  3. антимарксизм.

10. Человек с точки зрения философии — это:

  1. субъект культуры;

  2. продукт обстоятельств;

  3. образ и подобие Бога;

  4. ступень развития «царства природы».

11. «Бог умер!» — заявил Ницше. Почему Ницше провозглашает смерть Бога:

  1. для заявления о своей атеистической позиции;

  2. для привлечения интереса к своей философии;

  3. для объявления свободы человеческого духа;

  4. чтобы продемонстрировать свое свободомыслие.

12. Русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого более всего привлекали идеи:

  1. нравственного самосовершенствования;

  2. создания новой религии;

  3. психоанализа;

4) историософии.

13. Кантовский категорический императив — это:
1) религиозная заповедь;

  1. безусловное нравственное повеление;

  2. социально-правовое требование;

  3. экономический закон.

14. «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». Эта формула Канта является:

  1. нравственной заповедью;

  2. категорическим императивом;

  3. экономическим законом;

  4. рациональным максимализмом.

15. Кому из античных мыслителей принадлежала концепция «этического рационализма» и какую идею она отражала:

1) Сократу, идею связи знания и добродетели;

2) Аристотелю, идею высшего интеллекта;

  1. Платону, идею врожденности разума;

  2. Пифагору, идею связи математики и нравственности.

16. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» (И. Кант). Как называется такая философская позиция:

1) пантеизм;

2) гуманизм;

3) субъективизм;

4) рационализм.

Тестовые задания. Глобальные проблемы современности

1. Чем вызван кризис современной цивилизации:

  1. развитием науки;

  2. отсутствием разумной стратегии развития общества;

  3. дефектами социальной системы;

  4. научно-техническим прогрессом.

2. Что такое «экологический императив»:

  1. нравственный закон;

  2. изучение глобальных моделей развития человечества;

  3. учет экологических требований как факторов, определяющих
    стратегию развития общества;

  4. золотое правило нравственности.

3. Что означает термин «ноосфера»:

  1. объединение человечества в единую мировую систему;

  2. сфера господства разума;

  1. система глобального моделирования окружающей среды;

  2. глобализация общества.

4. Что означает термин «коэволюция»:

1) взаимодействие индивида и общества; *

  1. совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;

  2. современная теория эволюции;

  3. синоним эволюционного подхода.

5. Что такое «Римский клуб»:

  1. объединение футбольных болельщиков города Рима;

  2. объединение римских политологов с целью борьбы с коррупцией;

  3. объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности;

  4. объединение народов Центральной Италии с целью противостояния промышленно развитому северу.

6. К глобальным проблемам относятся:

  1. вырубка тропических лесов;

  2. демографическая проблема;

  3. экономическое неравенство;

  4. истощение минеральных ресурсов.

7) Какие признаки характеризуют элитарную культуру:

1) ее произведения культуры являются «искусством для искусства»;

  1. она ориентирована не на профессионала, а на потребителя;

  2. ее произведения являются товаром;

  3. конфессиональность.

8. Массовая культура — это:

  1. культура, произведения которой являются в первую очередь товаром;

  1. культура, которая тиражируется с помощью СМИ;

  2. культура вне национальных и социальных различий;

  3. все вышеперечисленное.

9. Основные понятия, характеризующие современную культуру:

  1. экранная культура;

  2. постмодернизм;

массовая культура;

  1. игровая культура.

10. Философ, автор «научно-технической утопии»:

  1. Ж. Фурастье;

  2. 3. Бжезинский;

  3. А. Тойнби;

  4. Н. Данилевский.

11. Назовите, кто из нижеперечисленных философов является автором теории массового общества и массовой культуры:

  1. X. Ортега-и-Гассет;

  2. А. Тоффлер;

  3. А. Печчеи;

  4. Ж. Фурастье.

12. Кому из философов принадлежит термин «футурошок», характеризующий встречу с обществом будущего:

  1. А. Тоффлер;

  2. С. Хантингтон;

  3. А. Тойнби;

  4. 3. Бжезинский.

13. В чем проявляется процесс гуманизации образования:

1) в увеличении объема гуманитарных знаний;

  1. в повороте к общечеловеческим ценностям в обучении;

  2. в отказе от идеологизации обучения;

  3. в расширении количества гуманитарных дисциплин.

14. Что такое гуманитаризация образования:

  1. увеличение объема гуманитарных знаний;

  2. поворот к общечеловеческим ценностям в обучении;

  3. отказ от идеологизации обучения;

  4. расширение количества гуманитарных дисциплин.

  1. Наиболее актуальными разделами современной философии являются:

  1. онтология;

  2. гносеология;

  3. этика;

  4. антропология.


Список рекомендуемых источников


  1. Ильин В.В.История философииПитер, Санкт-Петербург 2003

  2. Алексеев П.В., Панин А.В.Философия Проспект, Москва 2001

  3. Спиркин А.Г.Философия Гардарики, Москва2001

  4. Стрельник О.Н.Философия: Краткий курс лекцийЮрайт-Издат, Москва 2003

  5. Гусев Д.А.История философии Филол. о-во «СЛОВО», Москва 2004

  6. Роберт Брамбо Философы Древней Греции Центрполиграф, Москва 2002

  7. Под ред. В.Л. Калашникова Философия: Курс лекций Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, Москва 2001

  8. Философский энциклопедический словарь ИНФРА-М, Москва 2000

  9. Зеньковский В.В. История русской философии Феникс, Ростов-на-Дону 1999

  10. Кобылянский В.А. Философия антропоэкологии РИФ, Новосибирск 2003

  11. Кобылянский В.А. Философия социоэкологии: проблемы общей теории взаимодействия природы и общества РИФ, Новосибирск 2004

  12. Кобылянский В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология ФАИР-ПРЕСС, Москва 2003

  13. Арсентьева И.И.,Абрамов В.А. Социальная экология ЧитГУ, Чита 2004

  14. Фредерик Коплстон История философии. Средние века Центрполиграф, Москва

  15. Гусев Д.А. и др. История философии Филол. О-во «СЛОВО», Изд-во Эксмо, 2004

  16. Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф. Философия: dtv-Atlas Рыбари, 2002

  17. Гусев Д.А. Введение в философию Просвещение, 2001

  18. Ильин В.В. Философия для студентов технических вузов: Краткий курс Питер, 2004

  19. Моисеева Н.А. Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс Питер, 2006

  20. Мурзин Н.Н. Философия в вопросах и ответах КНОРУС, 2006

  21. Губин В.Д. Философия ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005

  22. Коллектив авторов, под ред. В.П. Горюнова Философия Гардарики, 2005

  23. Авторский коллектив, под общей ред. И.Т. Фролова Введение в философию Политиздат, 1989

  24. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс Издательская корпорация «Логос», 1999

  25. Авторский коллектив, под ред. М.Н. Росенко Основы современной философии

  26. Издательство «Лань», 1999

  27. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова Словарь философских терминов

  28. ИНФРА-М, 2004

  29. Под ред. А.П. Алексеева Краткий философский словарь «Проспект», 2004

  30. Фирсов А.В. История философии для студентов вузов «Феникс», 2004

  31. Горбачев В.Г. Курс философии. Для студентов заочных отделений Брянск, Курсив, 2001



Ведущий преподаватель С.А. Мельницкая