microbik.ru
1





Приложение 2

к совместному приказу

Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи

от ___________ 2009 года № _____ ,

Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан

от ___________ 2009 года № _____



Критерии оценки степени риска в области связи
1. Общие положения
1. Согласно Закону Республики Казахстан «О связи» уполномоченный орган в сфере связи - центральный исполнительный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан, осуществляющий реализацию государственной политики в области связи, государственный контроль, координацию и регулирование деятельности лиц, предоставляющих услуги в области связи или пользующихся ими.

2. Агентство по информатизации и связи Республики Казахстан имеет 14 территориальных инспекций по информатизации и связи Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи (далее - Инспекции).

3. Целями управления рисками являются:

1) повышение эффективности государственного контроля в области связи;

2) снижение административной нагрузки на субъектов частного предпринимательства.

4. Государственное регулирование в области связи:

государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области связи;

лицензирование отдельных видов деятельности в области связи и выдача разрешительных документов на использование РЧС и эксплуатацию радиоэлектронных средств;

радиоконтроль за излучениями радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения.

5. В случае ослабления государственного контроля возникают следующие риски:

1) потеря контроля за использованием платного ограниченного ресурса – радиочастотного спектра – недопоступление обязательных платежей в государственный бюджет.

2) бесконтрольность использования радиочастотного спектра приведет к возникновению радиопомех и невозможности использования его законными владельцами.

3) эксплуатация оборудования на сетях телекоммуникаций без технических средств СОРМ может привести к невозможности проведения органами ОРД необходимых мероприятий.

6. Государственный контроль за соблюдением законодательства в области связи основывается на:

соглашениях в области связи ратифицированных Республикой Казахстан;

нормах национального законодательства в области связи, определяющих требования к субъекту государственного контроля.

7. Соглашения в области связи ратифицированные
Республикой Казахстан:

  1. Регламент радиосвязи - Сборник рабочих материалов по международному регулированию планирования и использования радиочастотного спектра.

  2. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о координации на приграничных зонах радиочастотных присвоений в полосе радиочастот 30.0 - 1000.0 МГц, используемых радиослужбами гражданского назначения Республики Казахстан и Республики Узбекистан, утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 октября 2008 года № 975.

3) Соглашение между Администрациями связи Российской Федерации и Республики Казахстан по проведению координации частотных присвоений ТВ и ОВЧ ЧМ станциям в полосе частот 48,5-790 МГц.

8. Нормы национального законодательства в области связи:

  1. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

  2. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

  3. Закон Республики Казахстан «О связи».

  4. Закон Республики Казахстан «О лицензировании».

  5. Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании»

  6. постановление Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2009 года № 513 «Об утверждении Правил лицензирования деятельности по предоставлению услуг в области связи, Правил проведения конкурсов для получения лицензий на осуществление деятельности в области связи и квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании деятельности по предоставлению услуг в области связи».

7) постановление Правительства Республики Казахстан от 22 июля 2003 года № 724 «Вопросы Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи».

8) постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил охраны сетей телекоммуникаций в Республике Казахстан» от 30 сентября 2004 года № 1010.

9) приказы Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи согласно приложению к настоящим критериям оценки степени риска в области связи.

9. Сведения о субъектах государственного контроля в разрезе областей на 2007 год.

В 2007 году субъектов в области связи, подлежащих контролю составляло - 4702.

Кол-во субъектов, охваченных проверками в 2007 году составило – 745, из них: плановых – 567, внеплановых -178.

Кол-во специалистов Инспекции, участвующих в проверке – 42.

Среднее число проверок на 1 специалиста в год составило – 17,7.

Статистические данные по проведенным проверкам и выявленным нарушениям на 2006- 2009 годы (Таблица 1) показывают, что несмотря на объявленный мораторий на проверки в 2008 и 2009 годах количество нарушений не уменьшается (Рисунок 1).
Таблица 1





2006 г.

2007 г.

2008 г.

01.10. 2009 года

плановые

536

567

412

311

внеплановые

132

178

75

38

Рисунок 1




3. Распределение субъектов регулирования, в зависимости от степени риска.
10. В настоящее время государственный контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами законодательства в области связи осуществляется в виде проверок не более одного раза в год.

11.Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» определена периодичность плановых проверок, которая не должна быть чаще одного раза в год - при высокой степени I группы риска, одного раза в три года - при средней степени II группы риска, одного раза в пять лет - при незначительной степени III группы риска.

12. К I группе риска отнесены - субъекты, получившие лицензии на предоставление следующих услуг связи: междугородная, международная, сотовая; а также местная и передача данных имеющих РЧС для предоставления услуг связи.

13. Ко II группе риска отнесены - субъекты, получившие лицензии на предоставление следующих услуг связи: передача данных, IP-телефония, местная посредством проводной связи, телекоммуникации по выделенной сети связи, спутниковая подвижная связь, мобильная телекоммуникационная связь, предоставление каналов связи, почтовая связь.

14. К III группе риска отнесены - Государственные учреждения, хозяйствующие субъекты использующие радиочастотный спектр в производственных целях.

4. Критерии оценки степени риска
15. Критерии оценки степени риска подразделяются на:

грубые нарушения;

значительные нарушения;

незначительные нарушения.

16. К грубым нарушениям относятся:

1) предоставление дополнительных услуг связи без соответствующей лицензии;

2) использование радиочастотного спектра и ресурса нумерации без

разрешительных документов либо нарушение принципа нумерации;

3) отсутствие технических средств СОРМ на телекоммуникационном оборудовании.

17. К значительным нарушениям относятся:

1) использование не сертифицированного оборудования;

2) эксплуатация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств без разрешения на эксплуатацию;

3) нарушения правил присоединения к сети телекоммуникаций общего пользования;

4) отсутствие разрешения на ввоз РЭС и ВЧУ на территорию Республики Казахстан;

5) не продление сроков действия разрешения на использование радиочастотного спектра;

6) отсутствие регистрации РЭС.

18. К незначительным нарушениям относится не продление сроков действия разрешения на эксплуатацию на радиоэлектронное средство и высокочастотное устройство.

19. Определение степени риска и распределение по группам степени риска субъектов в области связи для осуществления плановых проверок будет осуществляться ежегодно.

20. Субъекты высокой или средней группы риска в зависимости от соблюдения требований норм законодательства в области связи будет переводиться из одной группы в другую и, соответственно, будет меняться периодичность их проверки.

21. Распределение субъектов в области связи по степени риска будет осуществляться на основе субъективных факторов и анализа данных по результатам предыдущих проверок (за предшествующий год).

22. В зависимости от ранее выявленных нарушений планируемые плановые проверки могут быть как комплексные, так и тематические.

23. Согласно указанному механизму в 2010 году произойдет уменьшение числа проверок за счет сокращения кратности проверок субъектов II группы риска и III группы риска. В дальнейшем планируется сокращение проверок за счет отнесения субъектов государственного контроля к группам риска по итогам проверок.

5. Процесс перемещения субъектов регулирования по степени риска.
24. Субъекты регулирования, входящие в III степень риска, при совершении в течение проверяемого периода одного грубого или два значительных нарушений переводятся во II группу риска, а при совершении трех грубых нарушений – в I группу риска.

25. Субъекты регулирования, входящие во II степень риска, при совершении в течение проверяемого периода одного грубого или два значительных нарушений переводятся в I группу риска.

26. При невыявлении последней плановой проверкой нарушений, субъекты регулирования переводятся в группу меньшей степени риска.
6. Принципы отбора субъектов на проведение проверки внутри степени риска
27. Субъект государственного контроля отбирается по показателям из следующих параметров:

1) период проверяемости;

2) наличие факта выявленных нарушений за прошедший период;

3) наличие наибольшего количества радиоэлектронных средств.

28. Проверочный лист для субъектов в области связи утверждается совместным приказом Агентства и Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.
7. Алгоритм формирования годового плана проверок


  1. На центральном уровне осуществляется распределение субъектов в области связи по степеням риска с учетом соблюдения требования по периодичности проверок.

  2. Данный перечень доводится до Инспекций.

  3. Инспекция формирует предварительный план проверок на год с учетом принципов СУР и имеющихся человеческих ресурсов и отправляет на утверждение в Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи.

  4. Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи до 10 декабря т.г. направляет сводный план проверок в Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратурой Республики Казахстан для формирования Генеральной прокуратурой Республики Казахстан ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который до 25 декабря Генеральной прокуратурой Республики Казахстан размещается на ведомственном сайте.



________________________________________________________

Приложение

к критериям оценки

степени риска в области связи

Перечень приказов Председателя Агентства

Республики Казахстан по информатизации и связи
1. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 13 июля 2009 года № 295 «Об утверждении Правил присвоения полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов), регистрации и эксплуатации радиоэлектронных средств, высокочастотных устройств, ввоза их из-за границы, проведения расчета электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств».

2. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 29 сентября 2004 года № 204-П «Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи».

3. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 19 февраля 2009 года № 71 «Об утверждении Правил регистрации и эксплуатации радиоэлектронных средств радиолюбительских служб».

4. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 23 января 2009 года № 33 «Об утверждении Правил оказания услуг сотовой связи».

5. Приказ Председателя Комитета по связи и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 марта 2003 года № 38-п «Об утверждении Правил распределения и использования ресурсов нумерации сетей телекоммуникаций Республики Казахстан».

6. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 12 июля 2004 года № 145-п «Об утверждении Правил присоединения сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования и регулирования пропуска трафика по сети телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан».

7. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 23 августа 2004 года № 178-п «Об утверждении Перечня разрешенных к эксплуатации и ввозу из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, на которые не требуется разрешение уполномоченного органа в области связи и его территориальных подразделений».

8. Совместный приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 20 сентября 2004 года № 179 и и.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 20 сентября 2004 года № 199-п «Об утверждении Правил взаимодействия государственных органов и организаций при внедрении и эксплуатации аппаратно-программных и технических средств проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций Республики Казахстан».

9. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил охраны сетей телекоммуникаций в Республике Казахстан» от 30 сентября 2004 года № 1010.
_________________________________________________________