microbik.ru
1
кружка "Юные цветоводы"

С давних пор цветы восхищают людей своей изящной красотой и тонкими ароматами, они могут взволновать сердце и душу, навевая воспоминания о родных местах. Цветы сопутствуют торжественным и радостным дням, ни один праздник, ни одного семейного торжества не обходится без цветов. Цветы помогают нам выражать благодарность, высказывать уважение. Они повышают настроение, а значит, сберегают.

Программа кружка “Юные цветоводы” - это курс обобщения, закрепления и расширения знаний обучающихся о растениях, составленный, исходя из интересов детей и месторасположения школы. Комнатные растения – благодатный материал для организации учебных занятий в творческой группе.

Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений. Комнатное цветоводство здесь не рассматривается как кружок, носящий только прикладной характер. Программа имеет научную основу, поэтому данный курс актуален как для любителей комнатных растений, так и для детей, интересующихся ботаникой.

Большое внимание уделено в программе формированию практических навыков ухода за растениями, сделан определённый акцент на географическое происхождение объектов изучения.

Большое значение для формирования у юных исследователей научного мировоззрения имеют занятия по систематике. Изготавливая этикетки, учащиеся получают понятие о латинском языке, закрепляют знания по классификации растений, учатся определять растения.

Важную роль играют лабораторные работы по анатомии и морфологии растений. Учащиеся совершенствуют навыки выполнения учебного рисунка, что является важным качеством юного исследователя природы.

Программа разработана с учётом сезонной периодичности у комнатных растений, что обеспечивает выполнение практических работ в течение всего учебного года.

Экскурсии – это форма обобщения и закрепления полученных знаний, поэтому они планируются в конце года, в весенний период. Важно, что обучающиеся здесь выступают не только как экскурсанты, но и экскурсоводы, знакомя младших школьников с растениями демонстрируют свои знания.

Курс представлен для проведения кружковых занятий учащихся 5-х классов общеобразовательных учебных заведений, желающих как можно больше узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве. Изучение курса требует от школьников хорошего знания учебного материала по ботанике (семейства растений) и зоологии (характеристика вредителей цветочных культур).

Цель курса. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения.

Задачи:

  1. Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека, познакомить учащихся со строение и составлением бонсаи и икебан,

  2. Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.

  3. Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать красивой школу.

Формы работы – экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой.

Учащиеся должны знать, что

  • Растения – живой организм, особенности его строения;

  • Условия жизни комнатных растений (свет, тепло, вода, воздух);

  • Труд человека по уходу за комнатными растениями необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности;

  • Эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений;

  • Условия, необходимые для прорастания семян;

  • Агротехнику выращивания рассады.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно поливать комнатные растения;

  • Протирать, опрыскивать, удалять сухие листья;

  • Рыхлить почву;

  • Приготавливать почвенные смеси;

  • Правильно сажать семена растения;

  • Размножать комнатные растения разными способами вегетативного размножения;

  • Пересаживать, пикировать рассаду на постоянное место;

  • Наблюдать за ростом растений;

  • Составлять таблицы по уходу за комнатными растениями;

  • Правильно составлять этикетки для комнатных растений

Ожидаемые результаты обучения:

  • Повышение познавательного уровня по предмету.

  • Наличие навыков работы со справочной литературой.

  • Написание и оформление проектных работ.

  • Проведение экскурсии “Путешествие с комнатными растениями” для младших школьников.

Возможные темы творческих (проектных) работ обучающихся:

  1. Жизненные формы комнатных растений.

  2. Экологические группы комнатных растений.

  3. Анатомическое строение листовых пластинок комнатных растений разных экологических групп.

  4. Создание композиции “Пустынный ландшафт”.

  5. Создание комнатного садика в стеклянной ёмкости.

  6. Составление каталога комнатных растений кабинета биологии.

Примечание: В программе предусмотрено только выполнение практических и лабораторных работ, а оформление проектов осуществляется во время индивидуальных занятий и консультаций, которые проводятся в рамках занятий научного общества.

Программа кружка рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Возраст учащихся: 5 класс.

Программа кружка “Юные цветоводы”

Тема 1. Вводное занятие (1 ч)

Ознакомление с планом работы. С литературой. С задачами курса кружка.

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка.

Экскурсия на пришкольный участок. Ознакомление с цветочно-декоративными растениями, используемыми в озеленении.

 

Тема 2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека (1 ч)

Экскурсия в цветочно-декоративное хозяйство; ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения; беседа со специалистами о значении зеленых насаждений в жизни человека, в народном хозяйстве нашей страны.

Тема 3. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений (3 ч)

Понятие о цветочно-декоративных растениях; их группировка; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; их биологические особенности; способы выращивания.

Практические работы: Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений; выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки.

Изготовление наглядных пособий: гербариев и коллекций семян однолетников.

Работа с книгой: выписка кратких сведений об однолетних растениях.

Тема 4. Биологические особенности комнатных растений. 10 часов.

Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Внешнее строение растений (корень, листья. Стебель, цветок, почки, луковицы, плод, семена). Питание растений. Пересадка комнатных растений. Особенности сезонного ухода. Размножение комнатных растений. Особенности вегетативного размножения черенками, луковицами, отводками, листьями, делением корня. Рыхление. Опрыскивание. Техника безопасности при выполнении практических работ.

Опыты и наблюдения.

Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений в разных условиях.

Практические работы.

Проведение паспортизации растений. Работа со справочной литературой. Размещение растений соответственно их требованиям и освещению. Поливка, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений. Пересадка комнатных растений. Размножение черенками. Листьями, корнями, луковицами. Оформление фотоальбома “Растения нашего класса”.

 

Тема 5. Уход за комнатными растениями (8 ч)

Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с его биологическими особенностями растений и временами года.

Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.

Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.

Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах.

Тема 6 . Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (3 ч)

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей. 

Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.

Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.

Тема 7. Семена однолетников и подготовка их к посеву (4 ч)

Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.

Практические работы: Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.

Наблюдение за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий: коллекции семян однолетников.

Тема 8. Подготовка к опытнической работе. (1 ч)

Осуждение и распределение тем опытов между членами кружка; разработка планов проведения опытов, оформление записей в дневнике.

Тема 9. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка (8 ч)

Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений.

Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. 

Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.

Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах.

Тема 10. Вегетативное размножение комнатных растений размножение черенками (6 ч)

Биологические обоснование размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками.

Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков.

Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками.

Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.

Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками.

Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков.

Тема 11. Выращивание рассады однолетников (5 ч)

Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады.

Практические работы: Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой.

Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады.

Наблюдения за появлением всходов, ростков и развитием растений. Постановка опытов по выяснению лучших способов выращивания рассады.

Изготовление наглядных пособий: засушивание и зарисовка растений на разных стадиях развития.

Тема 12. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения (2 ч)

Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.

Практические работы: Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.

Тема 13. Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт (5 ч)

Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян.

Проведение ухода за посевами в связи с биологическими особенностями однолетников.

Практические работы: Выбор участка для грунтового посева семян однолетников; подготовка почвы; разбивка делянок; поделка бороздок и посев семян; уход за подсевами; пересадка грунтовой рассады на постоянное место.

Наблюдения, за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов грунтовых посевов и уходу за грунтовыми посевами цветочно-декоративных растений.

Тема 14. Высадка рассады в грунт (4 ч)

Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Практические работы: Распределение клумб, рабаток, грядок между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой.

Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт.

Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов высадки рассады в грунт.

Тема 15. Выгонка луковичных и корневых растений. 2 часа.

Практические работы.

Подготовка ящиков и почвы. Подготовка посадочного материала (лук репчатый, корни петрушки и др.) Посев. Уход за рассадой. Агротехника выращивания.

Тема 16. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения на пришкольном участке. 2 часа.

Понятие о почве, ее свойствах, плодородии, значение обработки. Виды почв. Плодородие почв в России; причины, способствующие его снижению. Почвы нашей местности. Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Экскурсия. Знакомство с почвами пришкольного участка.

Практические работы. Перекопка почвы и распределение клумб. Уход за посевами. Пересадка рассады на постоянное место. Наблюдение за ростом растений. Составление таблиц по уходу на летний период.

 

Тема 17. Заключение.1 час.

Подведение итогов работы кружка “Юный цветовод” за год.

 

Информационно-методическое обеспечение

Занятия кружка проводятся 2 раз в неделю по вторникам и пятницам (2 часа)

Членами кружка являются учащиеся 5 классов (20 человек)

Материально-техническая база

1.     Гербарий растений

2.     Коллекции образцов растений, почвы, вредителей, насекомых

3.     Набор удобрений

4.     Торф

5.     Приборы для демонстрации

6.     Коллекция плодов и семян

7.     Вредители сада

8.     Таблицы

9.     Муляжи

10.    Микроскопы

11.    Лупы

12.    Динамическое пособие

13.    Модели

14.    Пресс для гербария

15.    Семена

16.    Горшки

17.    Вёдра

18.    Грабли

19.    Грохот

20.    Колья

21.    Лопата

22.    Совки

23.    Шнур

24.    Ящики посевные и другой необходимый инвентарь

Используемая литература

1.     1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./ Авт. – сост. Е. Манжос. – М, 1999. – 432 с.

2.     Аксёнов Е.С., Аксёнова Н.А. Декоративные растения. Т. II. (Травянистые растения).

3.     Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.

4.     Гончарова Т.А. Энциклопедия лекарственных растений: (лечение травами): Т.1.- М.: Изд. Дом МСП,1997. – 560 с.

5.     Д-р Д.Т. Хессайон. Всё о комнатных растениях Expert Books 1998.

6.     Зозулин Г.М. К вопросу о путях и направлении эволюции жизненных форм. – М, 1958.

7.     Зозулин Г.М. Система жизненных форм высших растений. – М, 1961.

8.     Зозулин Г.М. Схема основных направлений и путей эволюции жизненных форм семенных растений. – М, 1968.

9.     И.Х. Шарова. Экологическая морфология животных. – М, МГПИ имени В.И. Ленина, 1987. – 69 с.

10.                       И.Х. Шарова., Свешников В.А. Экологическая морфология. – М, 1988. – 64 с. ( Новое в жизни, технике, науке. Сер. “Биология”; №1) .

11.                       Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – во МГУ, 1989. – 190 с.

12.                       Клинковская Н.И.; Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М. Просвещение, 1986. – 143 с.

13.                       Комнатные растения – Сост. Е.Сербина.-М.: “РИПОЛ-КЛАССИК”, 1999.-192 с.

14.                       Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. : Изд – во “Феникс”, 1997. – 384 с.

15.                       Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.

16.                       М.С. Двораковский. Экология растений. – М.: Высшая школа , 1983.

17.                       Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. – Л.: Колос. Ленингр. Отделение, 1982. – 192 с.

18.                       Биология: Ботаника: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. – 256.: ил. (Я иду на урок)

Литература для учащихся.

1.   Тетюрев В. Спросим мнение самого растения.- Москва: “Детская литература”, 1980

2.   Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

3.  Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951

4.  Цветы круглый год. - СПб.: Дельта - С.П.: 1999.-192с., ил.

5.  Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М, 1999 – 336 с.

6.  Энциклопедия Природы России. М.: 1997. –608с.; 48c. цв.илл.