microbik.ru
1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Краснооктябрьский

Куменского района Кировской области

Социальный проект
«Яркие краски Городца»

Работу выполнили:

учащиеся 6 класса

Кокина Вероника,

Логинова Юлия

Руководитель:ШароваТ.В., учитель изо

2012 г.

Содержание.
Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1.История городецкой росписи…………………………………………

1.2. Основные сюжеты ..………………….………………………………..

1.3. Виды городецкой росписи……………………………………………..
Глава 2.Технологическая часть.

2.1. Технология изготовления..……………………….................................

2.2. Этапы городецкой росписи…………………………………………….

2.3. Наши работы……………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………………….

Введение.
Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают и кувшинки расцветают.
Актуальность. На кружке «Роспись по дереву» мы научились расписывать изделия различными народными росписями: хохломская, городецкая, гжель. Лучше всех у нас получается рисовать в технике городецкой росписи. Городецкая роспись - народный промысел, поражающий своей красотой любого человека. И всю эту красоту можно сделать своими руками. Мы решили рассказать другим ребятам, как без больших затрат сделать подарки своими руками, чтобы это радовало глаз и приносило пользу.

В дальнейшем мы планируем продолжить изучать другие народные росписи на кружке «Роспись по дереву» руководитель – Шарова Т.В.
Разработка концепции.

При выборе темы проекта мы учитывали:

  1. Интерес к возрождающимся ремёслам на территории России.

  2. Наши умения и знания в области декоративно-прикладного искусства.

  3. Время необходимое для выполнения проекта.


Тема проекта: народные ремёсла.

Цель проекта: расписать комплект изделий в технике городецкой росписи

Задачи:

  • Познакомить учеников нашей школы с техникой городецкой росписи

  • Выполнить учебную презентацию-пособие по городецкой росписи

  • Подарить наши изделия близким и знакомым людям

Проблемные вопросы.

  1. Можно ли поделиться своими умениями с другими людьми?

Темы самостоятельных исследований. Изучение особенностей городецкой росписи.

Результат: презентация (раздел «Технология изготовления»).

2. Что можно сделать при помощи простых гуашевых красок, чтобы это радовало глаз?

Темы самостоятельных исследований. Технология изготовления городецких сувениров.

Результат: презентация (раздел «Этапы городецкой росписи»).
Объект. Декоративное искусство.

Предмет. Городецкая роспись.
Основополагающий вопрос. Где искать корни Городецкой росписи?

Источники.

  • Книги по декоративному искусству.

  • Просмотр изделий народных мастеров.

Методы исследования.

Эмпирические: изучение литературы по теме исследования, наблюдение, измерение, моделирование.

Теоретические: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
Место и время выполнения социального проекта.

Проект выполнялся в сентябре – октябре 2012 г. в МКОУ СОШ п. Краснооктябрьский.

Возраст участников: 12 лет.
Глава 1. Теоретическая часть.

    1. История городецкой росписи.



Город Городец. Фото начало 20 века.


Городец - один из древнейших русских городов. Основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.

Городец был построен как военная база и крепость на крутом и обрывистом левом берегу Волги примерно на 50 километров выше впадения в нее Оки.

Как и большинство древнерусских городов, Городец состоял из двух частей: детинца (кремля) и ремесленного посада, которые имели по две линии укреплений

В феврале 1238 года, в результате татаро-монгольского нашествия, Городец был сожжен, а его жители были почти полностью истреблены монголо-татарскими захватчиками. После этого в ХIII - XIV веках политическое значение Городца начало падать. С развитием Нижнего Новгорода уменьшилось и его военное значение.

В 1408 году Городец был дотла сожжен направляющимся на Москву из Казани татарским ханом Едигеем. Разгром был настолько большой, что после него Городец не сумел оправиться, и почти 150 лет оставался в запустении. Со временем на этом месте выросло село Городец, положившее начало современному городу.

До Октябрьской революции село Городец было большим торговым центром, купеческим селом, которое насчитывало 10 церквей, один собор, Федоровский монастырь, 12 молельных домов, 29 трактиров. Городецкие купцы - торговцы хлебом - имели свои пароходы, баржи, на которых с низовьев Волги и Камы доставляли в Городец огромное количество хлеба.

Трудовое население занималось самыми разнообразными кустарными и отхожими промыслами. Городец был значительным центром деревянного судостроения и деревообрабатывающих промыслов. Также были развиты гончарный и золотошвейный промысел, прядение, ткачество, изготовление расписных деревянных и глиняных игрушек, вышивка, кружевоплетение. Особое место среди промыслов земли городецкой занимала и занимает декоративная резьба по дереву и художественная роспись, являющиеся теперь настоящим народным искусством.

С 1922 года Городец становится уездным городом Нижегородской губернии. За годы социалистического строительства древний город превратился в межрайонный промышленный центр с многочисленными предприятиями.



    1. Основные сюжеты росписи.

Чего только не расписывают городецкие мастера. Это и наборы посуды, различные коробочки, шкатулки, подносы, матрёшки, полки и даже мебель…



Традиционными сюжетами в городецкой росписи являются чаепития, всадники на лихих конях, различные праздничные гуляния. И эти сюжеты всегда дополняют цветы, характерные только для этой росписи.

Цветочная гирлянда не нарушает традиции городецкой росписи при выполнении сюжетной росписи по мотивам сказок и народного фольклора.



1.3. Виды росписи Городец.

Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:

  1. цветочная роспись;

  2. цветочная роспись с включением мотива “конь” и “птица”;

  3. сюжетная роспись.

Цветочная роспись.

Этот вид чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях “массовых”, так как он наиболее прост в использовании. В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

“Букет” - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики.
основы композиции.jpg

“Гирлянда” - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно.

c:\documents and settings\root\мои документы\рависа\розалина\цветок.jpg

“Ромб” - один из вариантов “гирлянды”, когда в центре один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба.
“Цветочная полоса” - сохранилась в росписи еще с расписных прялок.

“Венок” - напоминает “цветочную полосу”, замкнутую по краю блюда.

Цветочные композиции, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива “конь” и “птица”.



Этот вид орнамента также очень распространен в городецкой росписи.
Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.
В том случае, когда в композиции мотивы “конь” или “птица” изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нагружена.

Изображение мотива “петух” или “конь” трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение “петуха” и “курочки” символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

Сюжетная роспись.



В сюжетах росписи чувствуется своеобразие городецкой деревни, близость к Нижегородской ярмарке с ее ярким и броским купеческим бытом. На донцах стали изображать дам в модных и богатых туалетах из узорных шелковых тканей, с широкими юбками и глубокими декольте, с высокими прическами, перевитым жемчугом, мужчин в щегольских сюртуках и лаковых сапогах. Они стоят в торжественных позах и как бы позируют художнику.
Мастера расписывали панно, с разными сюжетными композициями, которые были посвящены гуляньям на каретах, свиданиям, а также зимним гуляниям на санках, например, в масленицу.
Прогулки на каретах.
Вот вдоль всего поля по светлому фону мчится тройка коней с тонкими изящными ногами, с горделиво откинутой шеей, они везут карету.

Такие изящные, красивые кареты могли позволить себе только дворяне. Кареты украшали пышно, увидеть такие караты в жизни деревенскому мастеру было трудно, но ему помогли лубочные картинки. Это были ярко раскрашенные гравюры, иногда с пояснительным текстом. Они заменяли крестьянам книгу, газету и нередко служили единственным источником знаний.
У коней всегда была расписана изящная, танцующая походка. Как будто кони не скачут, а летят, и их копыта не касаются земли.

Чаепития.

9

Чаепитие один из любимых сюжетов. Сцена дышит там простотой, семейственностью, крестьянской домовитостью.

Процесс чаепития, в городецкой росписи, тоже был традиционным сюжетом. Особенно в купеческих семьях всегда устраивались большие чаепития. Стол накрывали богато и красиво: различные пряники, баранки, конфеты. Большой особенностью в таких чаепитиях был самовар: он стоял по середине стола, большой, и нужно учесть, что он был главным предметом. Так как купчихи в основном ни чем не занимались, они могли пить чай подолгу, почувствовать весь вкус и аромат свежего чая.
Свидания.

Так же в сюжетных композициях изображали, свидания дам и кавалеров.

Обычно по вечерам устраивались свидания. После всех будничных проблем, суеты, наступает долгожданный вечер, когда можно отвлечься от всех проблем и можно отдохнуть.

Барышни и кавалеры любили гулять по вечерней улице, по вечернему городу.
Всадники.

Изображали различные военные действия, или только всадников. Их изображали парами по сторонам дерева или цветка: обращенные лицом друг к другу, с поднятым оружием. Иногда их окружали люди, собаки, птицы, что придает всему более миролюбивый вид и напоминает бытовую сценку.

Древо-цветок в этой символике представляло великую богиню, образ которой являлся символом жизни и плодородия. Всадники по сторонам древа трактуются как войны-охранители, птицы в древнем искусстве символизировали стихию воздуха.
Роспись в два или три яруса, когда в верхней части доски пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т. п., в нижней – сюжеты помогают раскрытию данной темы. Так свадебный сюжет может сопровождаться парой птиц или выездом жениха на коне; праздничное застолье – приездом гостей или подготовкой к застолью. Средняя часть, разделяющая верхние и нижние ярусы, представлена в виде цветочной полосы.

Горизонтальное панно, как и вертикальное, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом.
В качестве разделяющего мотива могут использовать изображение колонн и штор. Таким образом художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу сюжетами, показанными на боковинах.

Глава 2. Технологическая часть.

2.1. Технология изготовления росписи Городец.

1.Деревянные заготовки шлифуют наждачной бумагой. Это делается для того, чтобы краска легла ровным слоем. Заготовки: разделочные доски, солонки, чашечки… выбираются без сучков, ровной гладкой поверхности.

2. Гуашь для росписи покупать лучше отечественных фирм «Гамма», «Луч». Для росписи используют 6 основных цветов + белая и чёрная краска.

3. Кисти для росписи № 1-2 и №6-8.

4. Лак для покрытия работ масляный для внутренних работ фирмы «Ярославские краски».
2.2. Этапы росписи.

Прежде чем расписать любое деревянное изделие, нужно пройти несколько этапов ее выполнения. Для выполнения росписи подберите деревянную посуду различной формы, состоящую из разделочной доски, солонки и подставки для пасхальных яиц. Выполнение сюжетной росписи на разделочной доске. (см. презентацию «Этапы городецкой росписи»)

Первый этап: подобрать разделочную доску.

Второй этап: Рисуем эскиз карандашом на альбомном листе, составляя сюжетную композицию, не забывая о традициях в городецкой росписи.

Третий этап: По готовому рисунку выполняем подмалевок гуашевыми красками.

Четвертый этап: Наносим на подмалевок «тенёвку» более темными цветами.

Пятый этап: Последний этап при выполнении эскиза “оживка”. Наносим белым цветом приписки, оживляем работу.

Шестой этап: Точно при такой же последовательности наносим рисунок на изделия, затем начинаем его расписывать гуашевыми красками. Завершаем работу, покрываем лаком.
2.3. Наши работы. См. Приложение.

Заключение.

Наши работы мы подарили нашим близким и родным на праздники:

  1. «День матери»

  2. «День защитника Отечества»

  3. «8 Марта»

Ветеранам и пожилым людям на знаменательные события:

  1. «День пожилых людей»

  2. «День работников сельского хозяйства»

  3. «9 мая» (планируем подарить)



Перспективы.

Мы планируем дальше изучать народные росписи и своими поделками радовать окружающих людей.

Библиографический список.

  • Бородулин, В.А. Художественные промыслы России.- Москва, 1983

  • Величко, Н.К.Роспись – техника, приёмы, изделия. – Москва « Аст – пресс», 1999

  • Сокольникова, Н.М. Основы живописи. – Москва «Академия», 2000

  • Сокольникова, Н.М. Основы композиции. – Москва «Академия», 2002

Приложение

g:\клас рук\5кл 2011\изображение 014.jpgg:\клас рук\5кл 2011\фото\20120316_125105.jpg

Доски разделочные «Городец»

g:\клас рук\5кл 2011\фото\20120316_124937.jpg

Подставка для пасхальных яиц

Приложение

Подарки мамам на 8 марта

g:\клас рук\5кл 2011\фото\20120316_081718.jpg

Наши работы

g:\клас рук\5кл 2011\фото\20120316_125036.jpg

Пасхальные сувениры

e:\tanya\классный рук\фото 5 кл\5 кл\20120326_134138.jpg

Слова к презентации «Яркие краски Городца» (социальный)

1слайд

Уважаемые члены жюри и зрители мы представляем вашему вниманию социальный проект «Яркие краски Городца».

2-3 слайд

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают и кувшинки расцветают

4 слайд

При выборе темы проекта мы учитывали:

  • Уровень своих знаний

  • Необходимость такого изделия

  • Затраты для приобретения инструментов и материалов для работы

  • Количество времени необходимое для выполнения проекта

5 слайд

На кружке «Роспись по дереву» мы научились расписывать изделия различными народными росписями: хохломская, городецкая, гжель. Лучше всех у нас получается рисовать в технике городецкой росписи. Городецкая роспись - народный промысел, поражающий своей красотой любого человека. И всю эту красоту можно сделать своими руками. Мы решили рассказать другим ребятам, как без больших затрат сделать подарки своими руками, чтобы это радовало глаз и приносило пользу.


6 слайд

Цель нашей работы



7 слайд

Задачи поставили следующие:

  • Познакомить учеников нашей школы с техникой росписи «Городец»

  • Выполнить учебную презентацию-пособие по городецкой росписи

  • Расписать комплект изделий

  1. слайд

  • Наш проект : Декоративно-прикладной

  • Специфика: Дизайн изделия

  • Направление деятельности: Городецкая роспись

  • Объект дизайна: Народные ремёсла

Продукт проекта: Авторское изделие

9 слайд

Мы рассчитали себестоимость проекта. Наш комплект мы назвали «Пасхальный перезвон». Комплект состоит из разделочной доски, солонки и подставки для яиц. Общая себестоимость деревянных заготовок составляет 80 рублей. И 60 рублей за коробку гуаши. Итого 140 рублей.

10 слайд

На роспись комплекта мы затратили 9 часов.

11 слайд

Роспись изделий вели по следующему плану.

12-13 слайд

Деревянные заготовки выбирали ровные без сучков и сколов.

14 слайд

Заготовки шлифовали наждачной бумагой. Это делается для того, чтобы краска легла ровным слоем.

15 слайд

Использовали гуашь 6 основных цветов + белая и чёрная. Кисти тонкие и толстые.

16 слайд

Городецкая роспись не сложна в исполнении

Это различные скобочки, капельки, точки



17 слайд

Простые круглые цветы с поэтическими названиями: Розаны, Купавки…

18 слайд

Листья

19 слайд

Яркие птицы: куры, петушки, утки…

20 слайд

Ретивые кони

21 слайд

Городецкие человечки, одетые в яркие наряды

22-23 слайд

Выполнили несколько эскизов с традиционными городецкими мотивами.

24 слайд

Остановились на самых простых мотивах. Это птицы и цветы.

25 слайд

А сейчас подробно расскажем об этапах выполнения городецкой росписи.

26 слайд

Возьмём деревянную заготовку. Доску разделочную. Нанесём простым карандашом несложный городецкий рисунок « традиционные цветы»

27 слайд

Закрасим фон жёлтым цветом.

28 слайд

Выполним голубым и розовым цветом основу для городецких цветов.

29 слайд

Более тёмным цветом наметим сердцевину цветов.

30 слайд

Чёрным цветом прорисуем тень. В городецкой росписи этот прием называется «тенёвка».

31 слайд

Белым цветом прорисуем свет. В городецкой росписи этот прием называется «оживка».

32 слайд

Прописываем детали. Делаем рамку.

Роспись завершена!

33 слайд

Так мы расписали солонку

34 слайд

Деревянную доску

35 слайд

Подставку для пасхальных яиц.

36 слайд

Городецкая роспись - как ее нам не знать

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать

Здесь такие букеты, что нельзя описать

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать

37 слайд

Городецкая роспись - это один из известных народных промыслов России. Простой сувенир, но сколько в нём тепла и радости.

И все эти полезные вещи можно сделать своими руками!

  1. слайд

Перспективы.

Мы планируем дальше изучать народные росписи и своими поделками радовать окружающих людей.

39 слайд

При работе над проектом пользовались следующей литературой. (пауза)

40 слайд

Спасибо за внимание!