microbik.ru
1 2 ... 4 5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Центр повышения квалификации и переподготовки кадров

Экономический факультет
Кафедра экономической теории и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

ГОСУДАРСТВО И МАЛЫЙ БИЗНЕС

Выполнил: ст-т 4-ЗВ


Семёнова Л.Н.

20.02.01

Проверил: к. э. н., доцент

Подвербных О.Е.

Красноярск, 2007

СОДЕРЖАНИЕ




Введение…………………………………………………………………………


3

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА

В ЭКОНОМИКЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ИНТЕРЕСОВ


1.1.

Понятие малого бизнеса…………………………………………………

5

1.2.

Место малого бизнеса в экономике промышленно-развитых стран….

7

1.3.

Правовые основы деятельности малых предприятий………………….

10

2.

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ





2.1

Экономические аспекты развития малого бизнеса

в Российской Федерации………………………………………………...


14

2.2.

Проблемы взаимоотношения рыночных институтов государства

с малым предпринимательством в Российской Федерации ……....…..


18

3.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА




3.1

Современная концепция поддержки малого бизнеса в промышленно-развитых странах……………………….…………………………….


23

3.2

Возможные пути повышения эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России………………………………………..


25

Заключение……………………………………………………………………...


28

Список литературы……………………………………………………………...


31

ВВЕДЕНИЕ



Важнейшая характерная черта экономического развития XX века—крупные перемены в общественном разделении труда с выделением предпринимательской деятельности, в частности—малого бизнеса. Во многом это связано с тем, что развитие современного общества предопределило заинтересованность любого государства в состоятельных людях, иначе говоря, в так называемом среднем классе, представители которого предпочитают всем благам жизни стабильность 8, 9, 15, 22.

Если обратиться к нашей стране, то очевидно, что в России как раз стабильности и недостаёт. Это объясняется, помимо прочего, слабым развитием в стране малого предпринимательства. Если государство хочет стабильности, оно должно поощрять малое предпринимательство. Ведь малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Кроме того, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. Малое предпринимательство помогает создавать атмосферу конкуренции, и тот дух, без которого рыночная экономика невозможна. Поэтому, государство, осознавая значение малого бизнеса для процветания страны, само играет важнейшую роль в поддержке малого бизнеса 3, 15, 18.

Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран при поддержке государства начал происходить с середины 70-х, начала 80-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий 16, 20, 23. Для сравнения можно взять, например, США, где в мелком предпринимательстве занято 53% населения 20, Японию с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения 16.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса 9, 15.

Тем не менее, вопросы взаимоотношения государства и малого бизнеса даже в странах с развитой системой предпринимательства по-прежнему актуальны. Государство в ходе экономического развития само выбирает необходимые механизмы контроля, регулирования, поддержки малого и среднего бизнеса, так как рынок всё время находится в движении, продолжается процесс появления одних и уход с рынка других субъектов. Но если в развитых странах Запада концепция взаимоотношений малого бизнеса с государством вырабатывалась давно и воплощается в условиях относительной экономической и социальной стабильности, то в странах, строящих рыночные отношения, таких как Россия, такая концепция ещё полностью не выработана.

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике страны. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий после августа 1998 года вообще перестали существовать. Поэтому нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса.

Данные литературы, включая периодическую печать, позволяют представить общую ситуацию развития малого бизнеса в России в свете государственных интересов 4, 5, 6, 11, 18, 21, 22, некоторые авторы обращаются к зарубежному опыту взаимоотношений государства и малого бизнеса 8, 15, 17, 22, работы отечественных исследователей и публицистов последних лет преимущественно дают критический анализ деятельности руководства России в деле поддержки малого предпринимательства 12, 13, 14, 18, 21 и др.. Однако, комплексных работ, связанных с обобщением истории и опыта взаимоотношения государства и малого бизнеса, дающих определенные рекомендации для экономики России, недостаточно. Этим вопросам во многом посвящена настоящая работа.


следующая страница >>