microbik.ru
  1 2 3 4 5

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА

В ЭКОНОМИКЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ




1.1. Понятие малого бизнеса



Как явствует из самого определения, «малый бизнес»—это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия 23.

Мировая практика показывает, что основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:

  • численность персонала;

  • размер уставного капитала;

  • величина активов;

  • объем оборота (прибыли, дохода) 16.

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Так, в Европейском сообществе (страны с развитой рыночной экономикой) с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

  • количество занятых работников до 50 чел.;

  • годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

  • сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие экономические организации устанавливают свои параметры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 человек как крупные.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях» в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

  1. оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

  2. активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

  3. средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел., и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы—это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие – 1 – 24 занятых;

  • малые – 25 – 99 занятых;

  • промежуточные – 100 – 499 занятых;

  • крупные – 500 – 999 занятых;

  • крупнейшие – 1000 и более занятых 20.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США. В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
1.2. Место малого бизнеса в экономике промышленно развитых стран
Малое предпринимательство играет важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится 70% валового национального продукта 17.

В США малые предприятия с численность до 500 человек составляют 99% всех американских компаний, малый бизнес производит почти 40% ВВП и обеспечивает занятость почти половины трудоспособного населения 16, 20.

Данные таблицы 1 демонстрируют то, что малый бизнес во всех частных секторах экономики США доминирует по количеству созданных им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий 20.

Таблица 1

Распределение малых предприятий по отраслям промышленности и количеству работающих в США (%)


Отрасль

Менее

25 человек

Менее

210 человек

Менее

220 человек

Менее

250 человек

Добывающая промышленность

52,4

67,1

80,5

91,5

Перерабатывающая промышленность

37,0

52,5

67,5

82,6

Оптовая торговля

50,3

71,5

86,9

96,4

Розничная торговля

64,9

81,5

91,1

97,2

Строительство

64,5

81,7

91,8

97,6

Коммерческие услуги

76,4

87,1

93,6

97,5

В среднем

66,7

81,2

89,3

96,3


В отдельных сферах американской экономики малые предприятия доминируют (см. табл. 2).

Таблица 2

Доля малого бизнеса в валовом продукте частного сектора США

и численность занятых


Отрасль

Доля в валовом продукте частного сектора, %

Численность занятых, млн. чел

Оптовая торговля

86

4,4

Розничная торговля

55

10,1

Сфера услуг

81

12,0

Финансовая деятельность

60

3,2

Строительство

80

4,3

Обрабатывающая промышленность

21

8,0

Особо важную роль в промышленно-развитых странах малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 80-е годы 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами 23. Более 100 млн. американцев зарабатывают средства к существованию благодаря малому бизнесу 20. В Германии за последние 10 лет на малых предприятиях (с численностью менее 20 работающих) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21-100 человек) лишь на 90 тыс. 17.

В Японии на начало 1990-х годов малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы (кроме добывающей промышленности) составляли 99,1%, а численность занятых на них—79,2% 16.

Велика роль малого предпринимательства в сфере инноваций. В США, например, за последние годы около 50% всех промышленных изобретений сделано малыми фирмами. В малых фирмах были сделаны такие значительные изобретения как микропроцессор, персональный компьютер. В условиях острой товарной конкуренции, когда решающим фактором становятся темпы обновления ассортимента, малые фирмы проявляют лабильность и гибкость. По данным Национального Научного Фонда США, в расчёте на один доллар, вложенный в научно-исследовательскую разработку, малые фирмы (до 500 занятых) дали вчетверо больше новинок, чем средние компании (до 1000 занятых), и в 24 раза больше, чем крупные компании (до 10.000 занятых) 17.

Устойчивому экономическому росту в разных странах присущи некоторые общие черты, главная из которых—резкое увеличение доли сферы услуг при сокращении доли сельского хозяйства и достаточно стабильной доле промышленности в ВВП. Это подтверждают данные таблицы 3.
Таблица 3

Взаимосвязь среднедушевого ВВП и структуры производства

в промышленно-развитых странах и в России*

Страна


Среднедушевой ВВП, $ US

Доля сферы услуг в ВВП, %

Доля малого бизнеса в ВВП, %

США

27840

73,7

51

Великобритания

19533

62,6

58

Германия

21330

63,4

64

Россия

6724

53,0

9,5

*—Россия в цифрах.—М.: Госкомстат, 1999 6.

Такое изменение структуры производства обусловлено реакцией спроса на рост среднедушевого дохода: с ростом доходов спрос на товары первой необходимости (в основном продукты питания) падает, на товары второй необходимости (большая часть промышленных товаров) растёт также как и доходы, а спрос на предметы роскоши, большую часть которых составляют товары сферы услуг, растёт неограниченно.

Сравнение вышеперечисленных показателей в странах Запада и в России дано не случайно. Это связано с тем, что процесс развития малого предпринимательства без научно-обоснованной поддержки государства, что имеет место в промышленно-развитых странах (США, Германия, Франция, Великобритания и др.) скорее всего, может затянуться на годы. Кроме того, чтобы избежать ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, следует на всех этапах экономического развития обращаться к опыту других стран в этой области, чтобы понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.
1.3. Правовые основы деятельности малых предприятий
По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении—наиболее простая форма для мелкого бизнеса. В США такие фирмы составляют 75% (1997г.) 10. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя.

Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными.

Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление.

Опыт практически всех развитых стран показывает, что малый бизнес функционирует наиболее эффективно под патронажем крупного. И государством приветствуется такое положение вещей. Именно крупные корпорации определяют уровень эффективности экономики, темпы технологического прогресса 17. Для поддержания необходимого соотношения крупного и малого бизнеса в экономике страны существуют различные варианты сотрудничества между ними. Так, в США предусматривается установление квот на привлечение малого бизнеса при выполнении государственных заказов—жёсткое государственное регулирование взаимодействия 9. Для хозяев монополистических объединений мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РФ от 11.05.1993. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» 1, к малым были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РФ «О предприятии и предпринимательской деятельности», со среднесписочной численностью работающих, не превышающей:

—в промышленности и строительстве 200 чел.

—в науке и научном обслуживании 100 чел.

—в других отраслях производственной сферы 50 чел.

—в отраслях непроизводственной сферы,

—розничной торговле и общественном питании 15 чел.

Закон установил, что под субъектами малого предпринимательства подразумеваются также физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Вот кратко некоторые выдержки из Закона, цитируемые в монографии М.Г. Лапусты, Ю.Л. Старостина «Малое предпринимательство» (1998).

Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия, а также в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием.

Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления.

Закон разрешает организацию предприятий и ведение предпринимательской деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи или группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью, но может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав, и зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки, и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только тем своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия.


Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Часть чистой прибыли (вариант: часть чистой прибыли в размере, ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибыли между работниками определяется положением, утвержденным советом предприятия.


<< предыдущая страница   следующая страница >>