microbik.ru
  1 ... 2 3 4 5
Таблица 5

Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям

экономики и формам собственности в 1996 году*


Показатель

Среднесписочная численность

Распределение по формам собственности (%)

Доля в общей численности занятых в отрасли, %

тыс. чел.

%

государственная и муниципальная

негосударственная

Всего

8479,9

100

12

88

14

В том числе по отраслям
















-промышленность

2382,0

28

18

82

14

-сельское хозяйство

105,2

1

28

72

1

-строительство

2631,9

31

13

87

43

-транспорт и связь

156,2

2

13

87

3

-торговля, общественное питание, снабжение

2235,0

26

6

94

40

-общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

303,0

4

1

99

96

-наука и научное обслуживание

198,2

2

19

81

12

-другие отрасли

368,6

5

1

89



*—Игнатьев А.М., Крутик А.Б. проблемы становления малого бизнеса в России.—СПб: СпбУФ, 1997.—304с. 15.
Наиболее привлекательными сферами приложения капиталов для российских предпринимателей стали торговля (42,7% от общего числа предприятий в 1996 г., строительство (16,6%), промышленность (14,7%), наука и научное обслуживание (5,6%), коммерческая деятельность по обеспечению функций рынка (4,8%).

Наиболее стремительный рост числа малых предприятий на первых порах отмечался в науке и научном обслуживании (в 3,4 раза), сельском хозяйстве (в 3,1 раза), общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка ( в 2,6 раза), торговле (в 2,2 раза) 15. На сегодняшний день, как показано на рисунке 1, структура малого бизнеса такова, что удельный вес производственной и непроизводственной сферы примерно одинаков, малые предприятия сельскохозяйственного профиля занимают лишь малую часть, то есть после кризиса существенно увеличилось число малых фирм в области промышленного производства и строительства.

Рис.1 Структура малого бизнеса в России (I полугодие 2000 г.)*

*—Рагимов С. //Малое предприятие.—№10.—2000. 19.
А в ведущих странах мира к началу 2000 г. доля сферы услуг (транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, кредитно-финансовые учреждения, страховой бизнес, бытовые, деловые и социально-культурные услуги) достигла 62-74% ВВП, на эти сферы приходится 63-75% общей численности занятых и более 50% общего объёма капитальных вложений (без жилищного строительства) 9.

Особенно эффективно развивается малый бизнес, нацеленный на реализацию научно-технических проектов. В отраслях, связанных с высокими технологиями, оснащение одного рабочего места в малом бизнесе обходится примерно в 10.000 $ US, в то время, как на одно рабочее место крупной корпорации требуется не менее 100.000-150.000 $ US 9.

Рис. 2. Количество малых предприятий в России на 1000 жителей (данные 2000 г.)

В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий на 1000 жителей. В странах ЕС и Японии этот показатель достигает 45-50 предприятий. В России он гораздо ниже (см. рис.2).

Считается, что в России сегодня необходимо обновить 40 млн. рабочих мест, и такую задачу не решить без привлечения малого бизнеса 9.

Для того, чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% от общего числа работающих, доля малого бизнеса в ВВП—более 50%. В России же каждый из этих показателей не превышает 10%. Тем не менее, в 1997 году с учётом временно занятых и членов их семей почти 18% населения России, так или иначе были связаны с малым бизнесом. Около 25-26 млн. человек частично или полностью живут на доходы от малого предпринимательства 5, 17.


    1. Проблемы взаимоотношения рыночных институтов государства с малым предпринимательством в Российской Федерации


Несмотря на достигнутые успехи в развитии малого предпринимательства, сейчас, в 2001 году, российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний. Так, за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то уже в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, в 1995 г.—снижение на 2,2%, а в 2000-2001 гг.—резкое снижение 4, 11, 13.

Такие тенденции не могут не вызывать беспокойства у государства. Ведь одним из самых главных преимуществ роста малого предпринимательства является неизбежное появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития.

Прошедшие же реформы сопровождались переориентацией в пользу крупного, прежде всего московского, монополистического и полукриминального капитала. Именно эта переориентация, а также непоследовательная налоговая политика, высокая инфляция, отсутствие твёрдой правовой базы толкнули страну в пучину экономического, социального, политического кризиса. Вместо рыночной, конкурентной экономики, сложилась монополистическая. Ведь не секрет, что в России к 2001 году основной капитал (около 80%) сосредоточен в руках 10 крупнейших Московских банков. По оценке самих олигархов 7 гигантских финансово-промышленных монополий владеют половиной российского капитала, а 50 крупнейших корпораций держат в своих руках почти всё национальное богатство 15, 17. Очевидными стали такие тенденции как слияние малого бизнеса с «теневыми» криминальными структурами, превалирование наличного обращения средств. Низка предпринимательская культура и этика.

В то же время в России существуют проблемы и ресурсными рынками. Основными негативными факторами, связанными с состоянием ресурсных рынков, мешающими развитию малого предпринимательства являются:

  • нехватка помещений, производственных площадей. Крупные предприятия не торопятся сдавать неиспользуемые производственные помещения;

  • для приобретения современных средств производства большинству малых предприятий не достаёт денег на развитие, а оборудование дорожает;

  • на рынке сырья и материалов сложилось аналогичное положение. Рост цен на продукцию базовых отраслей, используемую малыми предприятиями, опережает рост цен на продукцию малого бизнеса;

  • на рынке финансов мелкие предприниматели испытывают большие трудности, так как в кредитах им часто отказывают, а если и предоставляют ссуду, то под кабальный процент 15.

Рынок сбыта колоссально сузился вследствие обнищания широких масс россиян и неплатежеспособности большинства предприятий. В то же время признаётся, что государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивость цен, среду конкуренции, которой не хватало монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество продукции, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Несмотря на постоянное развитие и обновление правовой базы малого бизнеса в нашей стране, сохраняются многие негативные тенденции, не дающие возможностей роста этой отросли экономики. В настоящее время процесс регистрации малых предприятий неоправданно усложнён. Не довольствуясь тем, что регистрация требует оформления множества документов, местные власти периодически устраивают перерегистрации, что не только усложняет работу малых предприятий, но и служит поводом для дополнительного изъятия средств 4, 11, 13, 14. Деструктивное влияние правовой среды на малое предпринимательство в России, по мнению А.И. Игнатьева (1997), проявляется в следующем:

—юридические нормы нестабильны, государство постоянно меняет «правила игры», не останавливаясь даже перед введением нормативных актов задним числом;

—в законодательстве много упущений (оно не дат гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности, не регламентирует должным образом куплю-продажу, а также порядок землевладения и землепользования, не предусматривает реальных мер защиты от произвола и некомпетентности чиновников. Немало предпринимателей считают помощью уже то, что местные чиновники просто не мешают работать и не занимаются вымогательством 13.

Имеется положительный опыт в работе законодательных органов по защите малого предпринимательства в Саратовской, Ивановской, Тверской областях. В Самарской. Волгоградской, Кировской, Иркутской и других областях появились законодательные акты о льготном налогообложении малых предприятий и предоставлении им гарантий, а также об упрощенной системе налогообложения 21. Но, в целом, несмотря на некоторые изменения в налоговом законодательстве, оно остаётся несовершенным, а действующие ставки налогов превышают все разумные пределы 15.

Отечественные бизнесмены с трудом пробираются сквозь систему лицензирования и состоят под контролем многочисленных дублирующих друг друга органов. Сегодня при регистрации предприятия, например, нужно получить «добро» не менее трех десятков расположенных в разных местах инстанций. При этом количество разрешительных документов доходит до 90 наименований. По данным Российского Независимого Института социальных и национальных проблем, в настоящее время не регистрируются до 50% малых фирм, реальная занятость в малом бизнесе выше официальной на 70%, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%, а оборот занижается на 70%. В результате МП не доплачивают в бюджеты разных уровней примерно 1,8-2 раза больше того, что они туда вносят 21.

По оценке газеты «Коммерсантъ» в Москве, считающейся одним из лучших мест для ведения малого бизнеса, на открытие малого предприятия, например, химчистки, при соблюдении всех законов и инструкций требуется 600 дней.

Для сравнения: когда во Франции обнаружилось, что на регистрацию нового предприятия малого бизнеса уходит 5 дней, срочно был принят закон, гарантирующий регистрацию за 24 часа 9.

Несмотря на это, местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Очень часто МП создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Что касается высокотехнологичных отраслей, то власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды 13, 19.

Резюмируя, можно указать на три недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса. Первый фундаментальный недостаток это—сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики—попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх»—от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

Третий недостаток реформы—практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс в десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник в настоящее время не работает. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства—подталкивают малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дают последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, подчиняя их себе.

По некоторым экспертным оценкам развитие малого бизнеса в России достигло критической точки: доля предприятий с падающей доходностью превысила число развивающихся 11, 13. Произошло сокращение объёма производства на малых промышленных предприятиях. Уменьшение доходности малого бизнеса и неопределённость его перспектив снижают интерес россиян к предпринимательской деятельности.


  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА






<< предыдущая страница   следующая страница >>