microbik.ru
  1 ... 2 3 4 5
Современная концепция поддержки малого бизнеса

в промышленно-развитых странах
В промышленно развитых странах суть поддержки малого предпринимательства вовсе не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы. Государство призвано, в первую очередь, создать такой климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу 17.

Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство стран ЕС признать необходимость разработки специальной политики, основными целями которой являются:

  1. Развитие международной конкурентоспособности национальных

малых предприятий;

  1. Создание новых рабочих мест;

  2. Экономический рост малых предприятий;

  3. Привлечение иностранных инвестиций;

  4. Инновационная деятельность;

  5. Передача технологий.

Помощь в создании малых предприятий начинается с обучения основам предпринимательства. Дети ещё в школе знакомятся с азами бизнеса. Организуются курсы для взрослых. Особые курсы разрабатываются для женщин. Начинающим бизнесменам государство оказывает как финансовую, так и консультативную помощь. В Германии лицам, созидающим новые малые формы, предоставляется кредит сроком до 20 лет.

Работа по субподряду позволяет малым фирмам получать доступ к технологическим и коммерческим новшествам больших корпораций. Действуя как поставщик, малое предприятие в то же время может наладить производство собственного продукта.

Кроме того, существуют программы вывода малого бизнеса за рамки национального рынка. Эти программы ориентируется на повышение заинтересованности потенциальных экспортёров из числа малых фирм в международной торговле и увеличение её объёмов.

Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования. Некоторые страны сосредотачиваются на обеспечении государством гарантии займа. Большинство держав создают особые резервы для поддержки малого бизнеса посредством субсидий или льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Например, в Великобритании наряду со снижением ставки налога на доходы мелких фирм сокращён налог на инвестиции в новые сферы малого бизнеса. В Германии от 50 до 60% всех ремесленных предприятий были освобождены от промыслового налога.

Государства ЕС оказывают помощь малым фирмам, предлагающим места безработным, особенно молодёжи. Так, в Греции принята социальная программа по созданию рабочих мест в малом бизнесе для молодёжи и женщин.

Интересный опыт накоплен странами ЕС в плане государственной поддержки малого бизнеса в деле повышения производительности и конкурентоспособности. В 1989 году правительство Германии разработало концепцию стимулирования научных исследований, проводимых мелкими и средними фирмами. Она предусматривает расширение госзакупок, прямое финансирование инноваций, страхование банковских кредитов на приобретение современного оборудования 17.

Значительная роль в стимулировании малых фирм в развитых странах принадлежит бюджетно-налоговой и кредитной политике государства. Для малых фирм устанавливается пониженная ставка налогообложения прибыли. Предусматривается ряд льгот: отложенная оплата счетов, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд. Малым фирмам также предоставляются льготы при взимании местного налога на имущество. Таким образом, государство создаёт комплекс мер для дальнейшего развития малого бизнеса.


    1. Возможные пути повышения эффективности государственной

поддержки малого бизнеса в России
Основные положения государственной политики в отношении малого бизнеса в России были сформулированы ещё в постановлении Правительства РФ от 11.05.1993, №446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» 1.

Постановление предусматривало целью комплекс мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:

—освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определённый период и используемой для развития собственного производства;

—установление льготных ставок налога на прибыль;

—возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования;

—предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;

—сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации.

Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения интересов государства виды деятельности:

—производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

—производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

—оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

—строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;

—инновационная деятельность.

Эта программа по мере возможности воплощалась в жизнь. Кроме того, проводились различные региональные мероприятия по поддержке малого предпринимательства. Однако в течение последних 5-6 лет функции государственной поддержки возлагались на различные ведомства: Минэкономики, Госкомитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства и др. Наконец, в 1999 году малый бизнес взял под своё крыло новый федеральный орган—Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Вся эта ведомственная чехарда не могла не отразиться отрицательно на деятельности по поддержке малого предпринимательства 12.

В отношении же эффективности этой деятельности следует привести данные исследования «Эффективность программ поддержки предпринимательства в регионах», выполненного в 1998-1999 гг. Институтом Стратегического анализа и развития предпринимательства. Объектом анализа были четыре региональные программы (Республики Коми, Ивановской, Тульской областей, города Тулы) 7.

Почти половина респондентов указывают на нестабильность нормативно-правовой базы как на одну из трудностей в их работе (третье место по значимости после налогов и финансирования). Четвёртое место занимает проблема взаимоотношений с администрацией. Три четверти респондентов никогда не делали попыток обратиться за помощью в с ответствующие инстанции и в фонды поддержки предпринимательства. Приводятся два основных объяснения: в местном бюджете нет денег или деньги есть, но дают их только «своим».

Исследования показали, что возможность получения помощи специализированных структур при доработке предпринимателем бизнес-проекта очень невелика (в среднем 6,8%); преобладающим способом привлечения внешнего инвестора остаётся реклама в СМИ (70,8%).

Очень низкой является информированность предпринимателей о том, куда обращаться за получением необходимой деловой информации. Так, 40% респондентов не знали, где можно получить консультацию по разработке и оформлению бизнес-проекта, 32%—по поводу получения производственного помещения, 30%—долгосрочного кредита, 24%—текущих информационных услуг, 20%—обучения или повышения квалификации. Более половины (54%) не сумели бы найти информацию об инновационных технологиях, применяемых на небольшом предприятии.

Однозначно, что в сложившейся обстановке государству следует продолжить деятельность по выработке механизмов льготного налогообложения малого бизнеса; финансирования органов поддержки малого бизнеса на местах; финансирования перспективных проектов; стабилизации нормативно-правовой базы. Необходимо усилить информационную поддержку предпринимателей.

Тем не менее, малый бизнес продолжает пользоваться вниманием со стороны государственной власти. Государство понимает, что нельзя игнорировать такой источник налоговых поступлений.

Свидетельством внимания законодательства могут служить Законы «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», правительственные программы развития предпринимательства. Начинающим свой бизнес собственникам предприятий и индивидуальным предпринимателям бывает крайне трудно удержаться от желания воспользоваться какой-либо предоставляемой государством льготой. Наиболее известные из этих льгот—льготы по уплате налога на прибыль, предусмотренные Законом о налоге на прибыль предприятий и организаций; пакет льгот, предусмотренный Законом о государственной поддержке малого предпринимательства, и, наконец, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.

В 1999 г Министерством по антимонопольной политике была разработана федеральная программа по государственной поддержке малого предпринимательства. В правительстве рассчитывают реализовать её в течение ближайших двух лет. Программа предусматривает выделение 225 млн. руб. Для осуществления этой программы созданы в регионах специальные структуры в составе органов исполнительной власти и местные фонды поддержки малого бизнеса 14.

Мероприятия программы разбиты на три направления. Прежде всего, подготовка законов, необходимых для упрощения регистрации и лицензирования малых предприятий, их налогообложения и бухгалтерской отчётности. Новые законопроекты должны также облегчить аренду малым предприятиям помещений, доступ к выполнению государственных и муниципальных заказов на поставку товаров и услуг, защитить малый бизнес от конкуренции из-за рубежа, а также от отечественного рэкета.

Второе направление—это создание инфраструктуры, то есть региональных центров поддержки предпринимательства.

Третье направление—формирование эффективных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания господдержки, привлечения частного капитала и самофинансирования малых предприятий для реализации проектов, предоставления гарантий, страхования, лизинга, залоговых операций 14.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие малого бизнеса несёт в себе множество важных преимуществ для любого государства: увеличение числа собственников, а, значит, формирование среднего класса—главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе; рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп; отбор наиболее энергичных людей, для которых бизнес является путём самореализации; создание новых рабочих мест с относительно низкими социальными затратами; разработка и внедрение технических и технологических новшеств; ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды; мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, более эффективное их использование.

В то же время в нашей стране не преодолены многие барьеры на пути развития малого предпринимательства. Проводимая в нашей стране налоговая политика не только неэффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение «убивает» в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли).

До сих пор не разработана концепция финансирования и кредитования малых предприятий; не приняты жизненно необходимые для их развития законы в отношении налогов и имущественной защиты инвестиций; не решён вопрос о предоставлении государственных гарантий зарубежным финансовым организациям , кредитующим российские малые предприятия; сохраняющийся жёсткий налоговый прессинг по-прежнему считается одной из причин свёртывания малого бизнеса или его ухода в «тень» 9.

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 годы была выполнена не полностью, прежде всего в связи с недофинансированием. Аналогичная программа на 1998-1999 годы не была утверждена Государственной Думой, а бюджетные средства для её финансирования не были выделены. Соответствующая программа на 2000-2001 годы находится в стадии выполнения. Однако, обобщая изложенный материал, уже сейчас очевидны основные пути развития малого бизнеса в нашей стране

  1. Необходимо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

  2. Стабилизация и упорядочивание нормативно-правовой базы малого бизнеса. Постоянное изменение нормативных актов не способствует планомерному развитию предпринимательства.

  3. Продолжить привлечение иностранных инвесторов в российский малый бизнес.

  4. Создание системы централизованного финансирования поддержки малого предпринимательства и создание региональной инфраструктуры органов поддержки (фонды, комитеты и др.). На местах должно быть организовано информационное обеспечение предпринимателей, должна оказываться помощь в привлечении инвесторов, доработке бизнес-проектов.

  5. Упрощение механизмов регистрации, лицензирования, налогообложения и бухгалтерского учёта для малых предприятий.

  6. Постоянный контроль со стороны государства за деятельностью административного аппарата, связанной с поддержкой малого бизнеса. Своевременное пресечение фактов беззакония, бюрократии и произвола.

Таким образом, необходима комплексная и последовательная политика государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Для государства эта задача должна стать одним из стратегических приоритетов построения демократического социально-ориентированного рыночного общества. Нельзя считать, что долговременное планирование бизнеса необходимо только крупным предприятиям. Начинающему свой нелегкий путь к успеху малому предприятию уверенность в завтрашнем дне нужна гораздо больше, чем промышленному гиганту. Поэтому именно последовательность государства в проведении экономической политики, а не многочисленные и противоречащие друг другу льготы и программы, будет наиболее благоприятной мерой поддержки малого бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».—Постановление Совета Министров РФ № 446 от 11.05.1993.

  2. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».—Постановление Правительства РФ № 88-ФЗ от 14.06.1995.

  3. Федеральная Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 годы.—Постановление Правительства РФ № 697 от 03.07.1998 г.

  4. Доклад «О состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке».—М.: Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, 1999.—47с.

  5. Россия в цифрах. Краткий статистический справочник.—М.: Госкомстат, 1997.

  6. Россия в цифрах. Краткий статистический справочник.—М.: Госкомстат, 1999.

  7. Авилова А.В. На словах поддерживают, на деле—нет// Малое предприятие.—1999.—№4.—С.13.

  8. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления// Российский экономический журнал.—1993.—№ 8.—С.42-46.

  9. Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики// ЭКО.—2000.—№8.—С. 37-42.

  10. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. Второе издание.—М.: Ось-89, 1998.—386с.

  11. В России малого бизнеса становится меньше// Малое предприятие.—2000.—№10.—С.9-10.

  12. Воронков П.Р. У малого бизнеса есть новые опекуны// Малое предприятие.—1999.—№8.—С.15-16.

  13. Гвоздева С. Беспризорное малое предпринимательство// Независимая газета.—№ 3.—13января 2000 г.—С.3.

  14. Для бизнесменов придумали ещё одну программу// Малое предприятие.—1999.—№ 8.—С.9-12.

  15. Игнатьев А.М. Крупник А.Б. Проблемы становления малого бизнеса в России.—СПб: СПб УЭФ, 1997.—304с.

  16. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство.—М.: ИНФРА М, 1998.—318с.

  17. Муравьёв А.И. Малый бизнес. Экономика, организация, финансы.—СПб.: Бизнес-пресса, 1999.—607с.

  18. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна// Российский экономический журнал.—1993.—№ 12.—С.24.

  19. Рагимов С. В России малого бизнеса становится меньше// Малое предприятие.—2000.—№10.—С.9-10.

  20. Разумнова И.И. Мелкие фирмы в США: экономика и управление.—М.: Наука, 1989.—124с.

  21. Съезд надежд (Материалы второго всероссийского съезда представителей малых предприятий)// Российский экономический журнал.—2000.—№1.—С.65-66.

  22. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания// Вопр. экономики.—1993.—.№10.—С.154-160.

  23. Предпринимательство: Учебник/ Под ред. М.Г. Лапусты.—М.: ИНФРА М, 2000.—448с.



<< предыдущая страница