microbik.ru
1 2 ... 5 6


http://academicians.narod.ru/
КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Философия права»

Тема: «Концепция естественного права»

МОСКВА

2006 год
Содержание

Введение 2

Естественно правовые учения Древности 3

Правовая теория Аристотеля 3

Стоики 3

Политико-правовое учение Цицерона 4

Естественно правовые учения Средневековья 5

Учение о законах Фомы Аквинского 5

Развитие естественно-правовой доктрины в период ранних буржуазных революций и Новое время 6

Возникновение теории естественного права. Учение Гроция. 7

Учение Т.Гоббса 8

Политико-правовое учение Спинозы 9

Концепция естественного права Дж. Локка 11

Итоги развития концепции естественного права в XVII веке 13

Вольтер 15

Учение Ш.Монтескье о государстве и праве 16

Политический радикализм Ж.-Ж. Руссо 17

А.Н. Радищев о праве и государстве 19

Правовые учения классиков немецкой философии XVIII-начала XIX века 20

Правовая теория Канта 20

Учение Гегеля о государстве и праве 21

Современные учения о естественном праве 22

Заключение 26

Список использованной литературы 27



Введение


Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов.

В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского. Однако, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII—XVIII вв. Ее виднейшие представители: Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права — естественного и позитивного.

Позитивное, или положительное, право — это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях. Направляя острие критики против реально существовавшего в то время феодального права, особенно в условиях королевского абсолютизма, представители естественно-правовой школы указывали на его ограниченность, несправедливость, на то, что законы, издаваемые властью, закрепляют угнетение людей, произвол и тиранию.

В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.

Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, — это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь, государства.

Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшими политическими учреждениями) на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться как разумное и справедливое.

Естественно-правовая теория сыграла прогрессивную роль в борьбе с феодализмом и ее последним бастионом — королевским абсолютизмом, идеологически способствовала переходу общества к более высокой, капиталистической ступени развития. Но демократический потенциал естественной школы права этим не был исчерпан. С особой силой он проявился во второй половине нынешнего столетия (ХХ), став теоретическим фундаментом всеобщей борьбы за права человека во всем мире. Вместе с тем следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую и необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному или собственно юридическому праву.




следующая страница >>