microbik.ru
1


Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Институт системного анализа и управления
Курсовая работа

на тему:

«Выявление и применение оптимальной модели маркетинговых исследований потребителей систем альтернативной энергетики»
Выполнила: студентка группы 4072

Голова И.С.

Руководитель: доцент Митин Н.А.

Дубна, 2009

Оглавление

Введение 4

Постановка задачи 6

Цель 6

Исходные данные 6

Представления о модели 6

Ожидаемый результат 6

Критерий оценки результата 6

Средства реализации 7

Теоретическая часть 8

Аспекты маркетинговой концепции 8

SWOT – анализ 10

Целевые группы потребителей 11

Виды моделей сегментирования потребителей 11

Модель географической сегментации 12

Модель социально-демографической сегментации 13

Модель сегментации по типу личности 16

Методы сбора информации (опросы) 18

Практическая часть 24

Проектирование БД 24

Реализация БД 24

Заключение 26

Литература 27



Введение


В данное время все более актуальным становится вопрос об альтернативных источниках энергии.

Это связано с тем, что:

  1. в отдаленных районах люди живут без электричества и отопления;

  2. нередки перебои с электропитанием и в крупных городах;

  3. нужно принимать во внимание и то, что собственно и запасы топливных ресурсов ограничены и с таким мировым потреблением как сейчас, на долго не хватит ни нефти, ни газа;

  4. кроме того, использование не возобновляемых источников энергии наносит существенный вред окружающей среде.

Собственно, что же такое альтернативный источник энергии. Это — способ, устройство или сооружение, позволяющее получать электрическую энергию (или другой требуемый вид энергии) и заменяющий собой традиционные источники энергии, функционирующие на нефти, газе и угле. Цель поиска альтернативных источников энергии — потребность получать её из энергии возобновляемых или практически неисчерпаемых природных ресурсов и явлений. Во внимание может браться также экологичность и экономичность.

Таблица 1

Классификация альтернативных источников энергии

Тип источников

Преобразуют в энергию

Ветряные

движение воздушных масс

Геотермальные

тепло планеты

Солнечные

электромагнитное излучение солнца

Гидроэнергетические

движение воды

Биотопливные

теплоту сгорания возобновляемого топлива (например, спирта)


На нетрадиционные источники энергии приходится всего около 1% мировой выработки электроэнергии. Однако все больше и больше стран начинают ее использовать.

Перспективы использования альтернативных источников энергии связаны с их экологической чистотой, низкой стоимостью эксплуатации и грядущим топливным дефицитом в традиционной энергетике.

Сейчас Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша совместно с РОСКОСМОСом разрабатывает новый проект. Суть его заключается в создании автономных поселений функционирующих на базе альтернативных источников энергии.

Данные поселения должны будут существовать без поддержки «внешнего» мира, самостоятельно производя питание, энергию – все, что необходимого для полноценного жизнеобеспечения. Другими словами, самостоятельная организация жизнедеятельности.

Они могут располагаться как на поверхности земли, так и под землей, в различных климатических зонах, и заглядывая в будущее – на других планетах.

Поселения будут добывать различную (по типу) альтернативную энергию и расходовать ее не только на свою жизнедеятельность, но и возможно для продажи другим (соседним) населенным пунктам, в качестве более дешевой и надежной альтернативы уже имеющимся источникам.

В связи с этим, необходимо провести маркетинговые исследования, чтобы понять в каком направлении (рынка) необходимо работать для успешной реализации данного проекта.

Постановка задачи

Цель


Целью данной работы является сбор и анализ информации для последующего использования в маркетинговых исследованиях в области альтернативных источников энергии, а также составление вопросов для применения различных методов сбора опросной информации.

Исходные данные


В ходе работы были использованы общие сведения об альтернативных источниках энергии и основных маркетинговых приемах.

Представления о модели


В данной работе должны быть рассмотрены следующие моменты:

  • Аспекты маркетинговой концепции. Определение концепции, подходящей для систем альтернативной энергетики;

  • Целевые группы потребителей; определение их социальной принадлежности и характерологических особенностей;

  • Основные принципы и характеристики (параметры) маркетинговых опросов потребителей; определение необходимых видов опросов;

  • Разработка вопросов для применения различных методов сбора опросной информации;

  • Применение БД для классификации вопросов, необходимых для сбора опросной информации.

Ожидаемый результат


Результатом выполнения работы должен явиться файл с информацией, необходимой для проведения маркетинговых исследований, а также БД с вопросами для опросных листов, бланков, экранных форм и других способов сбора информации.

Критерий оценки результата


Критерием оценки результата является:

  • Использование 70% наработанных материалов для будущих маркетинговых исследований.

Средства реализации


Для проектирования БД, используемой для хранения и классификации вопросов, необходимых для сбора опросной информации, была использована программа Erwin Data Modeler. А для реализации БД использовалась База данных Microsoft Office Access. Данный выбор был обусловлен тем, что данная программа наиболее просто и удобно позволяет создать БД. Также с данным приложением, можно работать на любом компьютере, поддерживающем ОС Windows, без дополнительной установки каких-либо программ.

Теоретическая часть

Аспекты маркетинговой концепции


Существуют следующие концепции маркетинга:

  1. Производственная

  2. Товарная

  3. Сбытовая

  4. Концепция «чистого» маркетинга

  5. Социально – ответственный маркетинг

Для систем альтернативной энергетики наиболее подходящей является концепция социально – ответственного маркетинга. Рассмотрим ее подробнее.

Социально-ответственный маркетинг

К концепции социально - ответственного маркетинга компании обратились в третьей четверти ХХ века. Концепция социально-ответственного маркетинга была призвана заменить традиционную концепцию маркетинга, в целях рационализации потребления и экологической защищенности общества от нежелательных процессов производства.

Акцент делается на комплексную маркетинговую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей целевого рынка и одновременно учитывающую социальные и этические потребности общества в целом.

В рамках данной концепции, компания наряду с исследованием потребностей потенциальных и реальных покупателей, выявляет общественные интересы и стремиться к их удовлетворению.

Применение концепции социально-этического маркетинга предполагает:

  1. Наряду с потребностями покупателей, существуют интересы общества, которые осознаются и принимаются покупателями;

  2. Успешность предприятия зависит, в том числе, и от общественного мнения, которое формируется на основании отношения предприятия к интересам общества;

  3. Потребители при прочих равных условиях предпочитают товары, которые производит компания, учитывающая интересы общества.

Концепция предусматривает ситуации, когда усилия различных производителей в области маркетинга находятся на одном уровне и конкуренция на рынке очень велика. Конкурентное преимущество получает компания, предложение которой наилучшим образом соответствует потребностям, существующим у покупателя при этом, в своей деятельности компания учитывает интересы общества и удовлетворяет их.

Основные аспекты данной концепции приведены в следующей таблице.

Таблица 1

Основные аспекты социально – ответственного маркетинга

Ведущая идея концепции:

Производство товаров, которые удовлетворяют существующие потребности, с учетом требований и ограничений общества.

Основной инструментарий:

Комплекс маркетинга. Исследование потребителя. Исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг.

Главная цель

Удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков, при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды.



SWOT – анализ


Любое сегментирование начинается с всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что сравниваются внутренние силы и слабости компании с возможностями, которые дает им рынок.

Таблица 2

SWOT - анализ




Положительные влияния

Отрицательные влияния

Внутренняя среда

Преимущества

Недостатки

  1. Возобновляемый ресурс

  2. Экологичность

  3. Низкая стоимость эксплуатации

  4. Разнообразие ресурсов

  5. Запретов по выбору месторасположения нет

  1. Большие вложения в разработки (в краткосрочном периоде)

  2. Стоимость переоборудования

  3. Нет правовых гарантий для инвесторов

  4. Нужны квалифицированные специалисты

  5. Возможность изменения окружающей среды

Внешняя среда

Возможности

Угрозы/риски

  1. Альтернатива имеющимся источникам энергии

  2. Перспектива развития науки

  3. Исследование проблемных участков земли (других планет)

  4. Наличие рабочих мест

  5. "Чистая" планета

  6. Использование для развития других отраслей

  7. Использование в качестве сырья

  8. Финансовая поддержка правительства

  9. Привлечение молодого поколения к новому образу жизни

  1. Нехватка материальных средств

  2. Не адаптированность потребителей к инновациям

  3. Научно-технический прогресс



Целевые группы потребителей


Существует множество моделей и способов сегментирования рынка. Наиболее подходящими для систем альтернативной энергетики являются следующие методы.

Классификация методов сегментирования

Процедурный подход к классификации: Многокритериальное сегментирование (Одновременное сегментирование по нескольким критериям).

Критериальный подход к классификации:

  • Географическое сегментирование (Сегментирование по географическим критериям (регион, климат, город / село и т.д.);

  • Социально-демографическое сегментирование (Сегментирование по социально-демографическим критериям (пол, возраст, образование, род занятий, социальный статус и т.д.);

  • Психографическое сегментирование (Сегментирование по личностным особенностям, стилю жизни и т.п.).

Виды моделей сегментирования потребителей


  • Модели типологии потребителей по географическим характеристикам (региональным, климатическим и т.д.);

  • Модели типологии потребителей по социально-демографическим характеристикам (модели социальной стратификации, модели «семейных гнезд» и др.);

  • Модели типологии потребителей по психографическим характеристикам (модели типологии потребителей по жизненному стилю модели типологии потребителей по типам личности (темпераменту и др.)).

Модель географической сегментации


Основной принцип: место и условия проживания определяют потребительское поведение (потребности, склонности, предпочтения, искомые выгоды, стиль покупательского поведения).

Таблица 3

Модель географической сегментации



Применение географических критериев для выделения и описания сегментов.

Географические критерии, как правило, применяют на первых шагах сегментирования для того, чтобы определить целевые регионы, на которых фирма предполагает работать, и далее в этих географических рамках сегментировать по более значимым критериям, определяющим дифференциацию потребителей.

Географические критерии, как правило, не позволяют исчерпывающе охарактеризовать сегмент, поэтому они крайне редко применяются как единственные, самостоятельные критерии.

Использование географических критериев в сочетании с демографическими позволяет достаточно полно охарактеризовать целевые рынки фирмы и точно их измерить (емкость рынков в целом и по сегментам).

Таблица 4

Особенности географической сегментации потребителей

Географическая сегментация

Особенности

Информационная база

Объективные данные о распределении потребителей по географическим регионам.

Методы сбора информации

Количественные методы: стандартизированный опрос о месте жительства потребителей. Изучение почтовых БД (если они открыты для доступа), изучение информации о переписи населения (опять же, открытой для пользования).

Методы разработки моделей типологии

За основу типизации берется принятое разделение по регионам, климатическим зонам, типам населенных пунктов.

Достоинства географической сегментации

Объективность, измеримость, простота.

Недостатки географической сегментации

Однобокость. Недостаточность использования только географических переменных, требуется их дополнение социально-демографическими и психографическими переменными.

Модель социально-демографической сегментации


Сегментирование рынка на основе демографических критериев

Основной принцип: демографические характеристики субъекта (пол, возраст и т.д.) определяют его потребительское поведение (потребности, склонности, предпочтения, искомые выгоды, стиль покупательского поведения).

Таблица 5

Модель демографической сегментации



При сегментировании по демографическим критериям часто применяется двухкритериальная сегментация по полу и возрасту (перекрестное табулирование).

Сегментирование рынка на основе социальных критериев

Основной принцип: принадлежность к социальному классу определяет потребительское поведение (потребности, склонности, предпочтения, искомые выгоды, стиль покупательского поведения).

Таблица 6

Модель социальной сегментации



Таблица 7

Особенности социально-демографической сегментации потребителей

Социально-демографическая сегментация

Особенности

Информационная база

Данные стандартизированных опросов потребителей — исходя из личностной самоидентификации респондентов (какой возраст сообщают, к какой национальности себя относят, как оценивают свой уровень жизни), статистические данные (перепись населения, специализированные БД).

Методы сбора информации

Стандартизированные опросы (анкетирование), анализ специализированных БД. В развитых странах социально-демографическая информация легко доступна из официальных источников (органы статистики, социального страхования и т.п.).

Методы разработки моделей типологии

За основу типизации берется принятое разделение по полу, возрастным группам, профессиям. Модели социальных классов и семейных гнезд составляются на основе анализа нескольких критериев.

Необходимые условия социально-демографической сегментации

Дифференциация потребителей по демографическим и/или социальным признакам должна определять дифференциацию потребностей и/или поведения потребителей (в разных сегментах не может быть похожих потребителей, а в одном сегменте — разных)

Достоинства социально-демографической сегментации

Достаточно высокая объективность, измеримость, простота. Социально-демографические критерии в большинстве случаев могут являться достаточно надежными индикаторами потребностей.

Недостатки социально-демографической сегментации

Могут возникать проблемы с достоверностью информации, особенно при ответах на вопросы о доходах, уровне жизни. Несмотря на то, что социально-демографические переменные в целом определяют потребности человека, но они не задают их абсолютно (человек, принадлежащий к высокому социальному классу, может приобретать дешевые вещи, будучи по натуре аскетом или экономом). В развитых странах имеет место тенденция к стандартизации потребления (люди, принадлежащие к разным социальным классам, покупают одинаковые вещи). Для того, чтобы повысить прогнозную способность социально-демографических моделей сегментации требуется дополнять их другими переменными (психографическими, поведенческими). Изменчивость представлений о социальных классах не позволяет создать жестко детерминированные модели, которые можно было бы универсально применять вне зависимости от страны и времени. Различия семейного образа жизни в разных странах не позволяют переносить эти модели без адаптации на другой объект (другую страну).

Модель сегментации по типу личности


Основной принцип: характер человека, его психологические особенности, темперамент определяют потребительское поведение (потребности, склонности, предпочтения, искомые выгоды, стиль покупательского поведения).

Таблица 8

Модель сегментации по типу личности

Таблица 9

Особенности сегментации по типу личности

Сегментирование по типу личности

Особенности

Информационная база

Результаты психологического тестирования, качественных исследований.

Методы сбора информации

Личные беседы интервьюера (психолога) и респондента: глубинные интервью, проекционные тесты, психологические тесты.

Методы разработки моделей типологии

Основаны на выявлении реакции человека на внешние раздражители и анализе психологических различий между людьми (сила и продолжительность эмоций, позитивная или негативная окраска эмоций, внешняя или внутренняя направленность личности и т.д.).

Цели использования психологической типологии в маркетинге

Понимание психологических мотивов поведения потребителя. Предвидение поведения потребителя в зависимости от психологических особенностей личности. Планирование маркетинговой деятельности с учетом психологических особенностей целевых потребителей (дизайн товаров, акценты в рекламе, обслуживание и т.д.).

Достоинства психологической типологии

Возможность универсального применения, вне зависимости от товарной категории, страны, времени. Психологическая типология базируется на выявлении различий между людьми, а не между потребителями, однако эти различия проявляются и в потребительском поведении. В основе психологической типологии лежат многовековые наблюдения за природой человека, которая не претерпевает таких существенных изменений, как социальная стратификация или стиль жизни. Психологическая типология позволяет более глубоко понять мотивацию поведения потребителя, выяснить причины принятия тех или иных решений, касающихся выбора товара, реакции на маркетинговые стимулы, формирования и выражения реакции на товар.

Недостатки психологической типологии

Психологическая типология не учитывает социально-экономических условий существования человека, которые часто являются определяющими в потребительском поведении. Поэтому использование только этого подхода может привести к серьезным ошибкам в анализе и прогнозировании поведения потребителей.

Методы сбора информации (опросы)


Виды опросов

В зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разбить на следующие основные группы:

  1. Face-to-face опросы (личные опросы):

    • опрос по месту жительства (квартирный опрос);

    • уличный опрос;

    • опрос с центральной локацией (in-hall, hall-test).

  2. Дистанционные опросы:

    • телефонный опрос,

    • Интернет-опрос,

    • анкеты на самозаполнение (в т.ч. почтовый опрос).


Отличительные особенности

Опрос по месту жительства респондента (квартирный опрос)

Применение

Данный способ проведения опроса подходит для решения большинства задач связанных с изучением потребителей.

Методика проведения

Территория населенного пункта, в котором проводится опрос, разбивается на участки примерно одинаковой площади. На каждом из участков выбирается стартовая точка. Интервьюер движется по маршруту согласно набору заранее установленных правил движения.

Достоинства квартирного опроса

  • Возможность проведения продолжительных (до 40 минут) интервью;

  • Возможность демонстрации респонденту стимулирующих материалов (карточек, образцов продукции и т.д.);

  • Простота проведения контроля работы интервьюеров.

Недостатки квартирного опроса

  • Высокие требования к квалификации интервьюеров;

  • Относительно высокая стоимость проведения интервью;

  • Проблемы, связанные с недоверчивостью/ подозрительностью респондентов.


Опрос с центральной локацией (Холл-тест)

Применение

Данный способ проведения опроса чаще всего применяется для тестирования рекламных материалов, упаковки продукта, вкуса продукта (hall-test).

Методика проведения

Интервью проводится в арендуемом помещении со свободным доступом (библиотека, кинотеатр, ресторан и т.п.). Респонденты могут рекрутироваться как на улице, непосредственно перед началом интервью, так и заранее.

Достоинства холл-теста

  • Возможность проведения достаточно продолжительных (до 35 минут) интервью;

  • Возможность использования стимулирующих материалов (карточек, плакатов, упаковок продукта, самого продукта);

  • Простота проведения контроля работы интервьюеров.

Недостатки холл-теста

  • "Качество" респондентов сильно зависит от месторасположения точки, в которой проводится опрос;

  • Неслучайность выборки (в выборку попадают, как правило, жители одного района, либо респонденты, работающие в одном районе);

  • Сложность рекрутирования отдельных групп респондентов (автомобилисты, активно работающие и т.п.).


Уличный опрос, опрос в местах продаж (опрос покупателей в магазине), опрос в местах скопления потребителей

Применение

Может применяется для решения широкого круга маркетинговых задач.

Методика проведения

Интервью проводятся на улице, или на выходе из торговых точек/ в торговых точках, или в местах скопления потребителей.

Достоинства уличного опроса

  • Высокая скорость проведения опроса;

  • Относительно низкая стоимость проведения опроса;

  • Кроме того, при проведении опроса в местах продаж и/или опроса в местах скопления потребителей появляется возможность опросить некоторые специфические группы респондентов.

Недостатки уличного опроса

  • Ограничения на продолжительность интервью (до 10 минут);

  • Относительная сложность организации контроля за работой интервьюеров;

  • Сильное влияние погодных условий (снег/ дождь/ мороз/ветер);

  • Сложность получения разрешения на проведение опроса в торговых точках (для магазинных опросов/ опросов в местах скопления потребителей), этот процесс может занять продолжительное время и стоить достаточно дорого.


Телефонный опрос

Применение

Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования.

Методика проведения

На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.

Достоинства телефонного опроса

  • Высокая скорость проведения опроса;

  • Относительно низкая стоимость проведения опроса;

  • Возможность широкого географического охвата;

  • Возможность добраться до труднодостижимых для других видов опроса групп респондентов (молодые специалисты, главные бухгалтера, и т.д.);

  • Легкость контроля качества работы интервьюеров.

Недостатки телефонного опроса

  • Серьезное ограничение продолжительности интервью (до 7 минут);

  • Невозможность использования стимулирующих материалов;

  • Низкий уровень телефонизации средних и небольших городов России.


Анкета на самозаполнение

Применение

Иногда это единственный адекватный способ опросить свою целевую группу. В целом, можно выделить два способа сбора информации. В первом случае анкеты собираются сразу после заполнения (например, на выставках и презентациях). Во втором случае анкеты собираются через некоторое время после заполнения (как разновидность – почтовый опрос).

Достоинства анкет на самозаполнение

  • Относительно низкая, в некоторых случаях, стоимость проведения;

  • Отсутствие «эффекта интервьюера»; более высокая откровенность респондентов.

Недостатки анкет на самозаполнение

  • Недостаточная скорость сбора данных;

  • Проблема возврата анкет;

  • Проблема репрезентативности выборки.


Интернет-опросы.

Применение

При существующем количестве пользователей Интернета – может применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории, состав которой можно контролировать (например, опрос сотрудников предприятия, опрос с предварительным оффлайн-рекрутингом и т.д.).

Достоинства интернет опросов

  • Оперативность результатов.

Недостатки интернет опросов

  • Стоимость и время опроса практически полностью зависит от посещаемости площадок, на которых проводится опрос;

  • Стихийность выборки;

  • Нерепрезентативность выборки;

  • Отсутствие контроля за действиями респондента.

Таблица 10

Сравнительная таблица сроков проведения различных видов опросов

Тип опроса

Скорость проведения

Возможность демонстрации материалов

Максимальная продолжительность интервью

Опрос по месту жительства (квартирный опрос)

средняя

высокая

45 минут

Опрос с центральной локацией (In-hall)

средняя

очень высокая

35 минут

Уличный/магазинный опрос

высокая

средняя

10 минут

Телефонный опрос

высокая

отсутствует

7 минут

Анкета на самозаполнение

низкая

низкая

15 минут

Интернет опрос

высокая

низкая

10 минут


Вывод: Для систем альтернативной энергетики можно использовать все виды опросов. Но наиболее удобными в проведении будут: Телефонный опрос, Интернет опрос и Анкета на самозаволнение (особенно почтовый опрос).
Типы вопросов

В маркетинговых опросах используют три типа вопросов:

  • Закрытые;

  • Открытые;

  • Полузакрытые (полуоткрытые).

При ответе на закрытые вопросы респондент может выбирать лишь из сформулированных составителями анкеты вариантов ответа. В качестве ответа на открытые вопросы респондента просят изложить свое мнение в свободной форме. Полузакрытые, они же полуоткрытые вопросы занимают промежуточное положение - кроме перечисленных в анкете вариантов, респондент может добавить свои соображения.

Особенности вопросов

Открытые вопросы

Преимущество

Респондент может свободно высказать свое мнение так, как сочтет нужным.

Недостаток

Сложность сопоставления мнений различных респондентов. Для такого сопоставления и получения сводных характеристик организаторы опроса вынуждены сами шифровать ответы на открытые вопросы, применяя разработанную ими схему шифровки.

Закрытые вопросы

Преимущество

Шифровку проводит сам респондент.

Недостаток

Респондент вынужден выбирать ответ только из представленных вариантов.

Практическая часть

Проектирование БД


Для того чтобы понять отношение возможных потребителей к альтернативной энергии и автономным поселениям необходимо собрать об этом информацию.

Основываясь на данных, полученных в ходе маркетинговых исследований и описанных в теоретической части данной работы, была спроектирована БД с классификацией вопросов и вариантами возможных ответов к ним. Данная БД была спроектирована с помощью программы Erwin Data Modeler.



Рис.1. База данных

Реализация БД


Спроектированная БД была реализована с помощью Базы Данных Microsoft Office Access.

Также были предложены возможные вопросы и ответы к ним для использования различных видов сбора информации. Вопросы составлялись на основе полученных целевых групп потребителей, классификации методов сбора информации и типов вопросов.

В БД были занесены составленные вопросы и ответы, опираясь на их классификацию.

Примеры реализации БД и составленных вопросов продемонстрированы на рисунках.



Рис.2.БД, таблица «Вопросы»


Рис.3.БД, таблица «Вопросы_ответы»

Заключение


В данной работе были проведены подготовительные этапы для проведения маркетинговых исследований в области альтернативных источников энергии.

Были выделены целевые группы потребителей и рассмотрены их отличительные особенности.

Также основываясь на полученной информации, была спроектирована и реализована БД с классификацией вопросов и ответов для применения различных видов сбора данных.

Используя результаты данной работы можно провести более глубокие маркетинговые исследования. К примеру, следующим этапом может быть применение методов сбора информации, учитывая имеющуюся БД.

Литература


  1. http://www.membrana.ru/

  2. http://www.marketing.spb.ru/lib-research/swot.htm

  3. http://ru.wikipedia.org

  4. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook073/book/index/index.html?part-009*page.htm

  5. http://www.budynok.kiev.ua

  6. http://www.fdfgroup.ru/?id=31

  7. http://www.aup.ru/books/m163/1_3_2.htm