microbik.ru
1 2 3 4
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Волжский государственный инженерно - педагогический университет

Кафедра «Математики и информатики»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика»

Тема: «Анализ и оценка эффективности предпринимательства в Нижнем Новгороде»


Выполнил

студент

группы ПИМ-09 II курса специальности «Прикладная информатика в менеджменте»

Чесноков.Д.С.

Приняла:

Романовская Елена Вадимовна
г.Нижний Новгород

2010г

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности. Одним из важнейших аспектов этой тематики становится социально-исторический аспект.

Общество, не обращающееся бережно со своим историческим наследием, не соблюдающее духовную преемственность поколений, не может надеется на успешный процесс национально-гражданского становления. Осознание этого положения становится одним из серьезных условий успешного выхода России на путь цивилизованных рыночных отношений. Для создания таких условий необходима особая экономическая политика, мудро соразмеряющая реформаторскую деятельность с национальными традициями страны, учитывающая социальные и ментальные особенности «почвы», где происходит приживление заимствованного опыта.

В последнее время внимание российских экономистов достаточно часто обращается к теоретическим разработкам этой темы, но не менее часто характерной чертой исследований становится некоторая упрощенность подхода к созданию исторического портрета российского предпринимателя, однобокость трактовки его общественной роли. Противоположная прежней официальной марксистско-ленинской идеологии, формируется тенденция к облагораживанию и идеализации дореволюционного российского бизнеса.

Рассмотрение российского бизнеса в плане экономической истории включает в себя несколько аспектов: история происхождения предпринимателя, его экономические характеристики, основы семейной социализации, взаимоотношение с различными слоями общества, правовая сторона отношений с государственной властью, хозяйственно-политическая обстановка в стране. Не все из перечисленных аспектов на сегодня достаточно разработаны, характер исследования некоторых носит, как уже было сказано, односторонний характер.

Сегодняшний день имеет своей печальной особенностью разрыв исторических традиций бизнеса, потерю всего накопленного и наработанного веками. Люди, решившиеся теперь вступить на непростой и тернистый путь частного бизнеса, являются, по сути, первым поколением предпринимателей (после длительного перерыва ). У них нет такой поддержки в их деятельности, как преемственность семейных и национальных деловых традиций. Многие полезные психологические качества были утеряны, изменилась сама ментальность российского человека. Обратившись к происхождению сегодняшних бизнесменов, можно определить, какие же слои населения быстрее адаптируются к новым условиям жизни, и что им в этом способствует.

Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность относится как к мелкому, так и среднему и крупному бизнесу. Поэтому термин «предпринимательство» относится ко всем типам предприятий, объединений граждан, занимающихся творческой, инициативной деятельностью в целях получения прибыли. А предприниматель - это предприимчивая личность, демонстрирующая определенные черты и стандарты предприимчивого поведения и мышления в сфере деловой жизни.

Цель курсовой работы заключается в анализе развития бизнеса в России, проблемах и особенностях регионального развития бизнеса на примере Нижнего Новгорода.




I.I Государственная политика и система поддержки малого бизнеса
В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого бизнеса должна осуществляться по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;

- создание льготных условий использования субъектами малого бизнеса государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого бизнеса, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого бизнеса, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого бизнеса, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

Наиболее активная помощь малым предприятиям оказывается органами власти Москвы, что способствует развитию малого бизнеса и повышению роли малых предприятий в экономике Москвы. Так, на начало 1999 г. численность малых предприятий, расположенных на территории Москвы, составляла 21% общей численности малых предприятий страны. На них было занято около 3 млн человек. Они обеспечивают около 40% поступлений финансовых средств в городской бюджет.

Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого бизнеса, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого бизнеса, составляет менее 51% от общего размера капитала.

Развитие малого бизнеса во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого бизнеса, представления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. Так, в Москве для обеспечения условия аренды и приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд субъектов малого бизнеса правительство г. Москвы организует и проводит для них:

- открытые целевые конкурсы по продаже прав на аренду нежилых помещений земельных участков;

- открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительством объектов, чтобы субъекты малого бизнеса могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого бизнеса, развития его инфраструктуры.

Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого бизнеса в Москве. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости, средств московского Фонда поддержки малого бизнеса, других внебюджетных источников финансирования добровольных взносов юридических и физических лиц и других незапрещенных источников.

Субъекты малого бизнеса, заинтересованные в реализации городских программ и проектов и претендующие на финансовую поддержку своих проектов, представляют следующие документы;

а) заявку на получение финансовой поддержки по установленной форме;

б) следующие приложения к заявке по установленной форме: паспорт предприятия; личная анкета руководителя предприятия-заявителя; описание предпринимательского проекта;

в) бизнес-план проекта в соответствии с установленными методическими рекомендациями;

г) следующие документы: копия регистрационных карт Реестра малых предприятий г. Москвы; копии учредительных документов предприятия-заявителя; копии бланков и отчетов о финансовых результатах предприятия-заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированные налоговой инспекцией; перечень основного имущества предприятия-заявителя; документы, подтверждающие наличие производственных помещений; дополнительные документы, имеющие отношение к проекту (по усмотрению заявителя). В современных экономических условиях важное значение для развития бизнеса имеет предоставление его субъектам оборудования в лизинг на определенный срок с последующим выкупом на льготных условиях.
I.II Особенности развития малого предпринимательства в РФ




Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития

В настоящее время почти треть населения России так или иначе связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий - это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малый бизнес весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь сосредоточиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности. Они сделали свободный выбор, предпочтя самостоятельную предпринимательскую деятельность на свой риск работе по найму.



Рисунок 2.1. Количество малых предприятий на 1000 жителей в 2002 году1
Однако, по данным Госкомстата РФ, по состоянию на 1 апреля 2002 года на территории Российской Федерации действовало 866 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 2002 г рост составил 0,4 процента).

Из общего количества малых предприятий 90 процентов составили предприятия частной формы собственности. В 1 квартале 2002 года малыми предприятиями было произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на сумму 66,0 млрд. рублей, по основному виду деятельности - на 57,8 млрд. рублей (82 % от общего объема производства).

Анализ которой дает основания констатировать факт, что при росте числа малых предприятий увеличивается и количества числа занятости, тем самым малый бизнес является единственной сферой деятельности, где создаются рабочие места и наблюдается рост производства.

Анализируя показатели деятельности малых предприятий за последние 2 года, можно с полной уверенностью сказать, что сегодня это наиболее динамично развивающийся сектор экономики. Сектор малого бизнеса в России представляет собой достаточно мощную экономическую и политическую силу.

По данным Госкомстата России в 2001 году в Российской Федерации функционировали 844,4 тысячи малых предприятий: 91,5 % - с частной формой собственности и 8,5 % - со смешанной российской. Во второй половине 2001 года на малых предприятиях работали 8,3 миллиона человек, в том числе на постоянной основе - 6,2 миллиона.

Сложившаяся за последние 3 года отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (43% от общего количества малых предприятий), строительство и промышленность (32%).

Почти половина работавших на малых предприятиях трудилась в промышленности и строительстве (49%), в треть - в торговле и общественном питании (30%). Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, с 1992 года выросла в 7 раз и на 1 июля 2002 года составила 3,5 млн. человек. С учетом временно занятых и членов семей бизнесменов 18 % населения России так или иначе связаны с малым бизнесом; 25-26 млн. человек частично или полностью существуют на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса.

По предварительным данным Госкомстата России в 2001 году по сравнению с 2000 годом среднесписочная численность работающих на малых предприятиях выросла на 3,3 %, в том числе в промышленности - на 4,16 %, сельском хозяйстве - на 1 %, в науке и научном обслуживании - на12,7 %. Объем продукции, произведенной малыми предприятиями (в фактических ценах) увеличился на 31,8 %, в том числе промышленной продукции - на 18,95 %, транспорта и связи - на 45 %. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за этот период возросла на 8,3 %, в том числе в промышленности -на 25,7 %, строительстве- на 48 %, транспорте и связи - на59,6 %.

Исходя из этих показателей можно заключить, что малое предпринимательство переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности. Меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторону увеличения промышленного производства. Таким образом, по оценке Госкомстата России, в 2001 году именно за счет расширения промышленного производства малыми и совместными предприятиями впервые в промышленности произошел рост производства на 0,8 %.

Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников. На одно предприятие в среднем приходится 7 человек постоянно занятых, при этом наибольшее число - в строительстве (12человек), наименьшее - в науке и научном обслуживании (4 человека).

Малое предпринимательство создает ныне 10-12 % ВВП (всероссийского валового продукта). На его долю приходится пятая часть подрядных строительных работ. В 2001 году малыми предприятиями оказано услуг и произведено продукции только по основному виду деятельности на сумму около 300 млрд. рублей или 7 % от всего объема оказанных услуг и произведенной продукции страны.

Динамика малого бизнеса за несколько последних лет показывает, что сектор переходит от стартового этапа к этапу развития. Основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, активизация их производственной и инновационной деятельности. Непрерывно меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторону увеличения промышленного производства.

В регионах России развитие малого бизнеса происходит неравномерно.

По данным Госкомстата России треть общего количества малых предприятий сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве - 22 %, Санкт - Петербурге - 11 %, Московской, Тюменской областях - по 4 %, Краснодарском крае и Свердловской области - по 3 %, по 2 % - в Новосибирской, Ростовской, Самарской, Кемеровской, Нижегородской областях, Краснодарском крае, Республике Татарстан. В то же время в таких субъектах Российской Федерации, как Ингушская Республика, Республика Тыва, количество малых предприятий не превышает одной тысячи. Если в среднем в 2001 году по стране на 1000 человек приходилось 6 малых предприятий, то в Москве - 21 предприятие, в Санкт - Петербурге - 19,10 - в Тюменской области, 9 - в Республике Алтай. В Республике Дагестан на 1000 человек постоянно проживающего населения действовало лишь одно малое предприятие.

В регионах России наиболее высока доля частного сектора в республиках Адыгея (94,6 %), Татарстан (94,4 %), Ингушетия (97,4 %), Тыва (96,7 %), Хакасия (95,1 %), в Ярославской области (94,5 %).

Достаточно высок процент предприятий смешанной формы собственности в малом бизнесе республик Алтай (17,2 %), Марий Эл (19,2 %), Тверской (18,4 %) и Белгородской (17%) областей.

Увеличился приток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса в Центральном районе. Это объективно связано с высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры этого региона. В Центральном районе центрами притяжения работников малого бизнеса стали Москва (62 % от среднесписочной численности постоянно занятых в малом бизнесе региона), Московская область (8 %), Владимирская, Тульская, Ярославская области (по 4 % ).

Результаты обследований подтверждают следующие экономические преимущества малых предприятий:

лучшая адаптация к изменению конъюктуры спроса;

меньшая задолженность как по заработной плате, так и перед бюджетами и партнерами;

более низкий уровень издержек производства и реализации, в частности, накладных расходов;

более высокий уровень наукоемкости продукции.

Малые предприятия успешнее адаптируются к условиям рынка. Если в целом по России, по данным Госкомстата России, 56 % предприятий завершили 2001 год с убытками, то в малом бизнесе таких предприятий было всего 20 %.

Отраслевая структура малого бизнеса, показатели общей экономической активности и развития малого бизнеса значительно отличаются в разных регионах. Особенности развития малого бизнеса в последние годы определяются сочетанием политических, экономических и социальных факторов, которые не стимулируют развитие малого бизнеса.

В то же время значительная часть зарегистрированных малых предприятий по-прежнему так и не начинает действовать. Продолжает уменьшаться размер малых предприятий (средняя численность работников одного предприятия) во всех отраслях.

Рассмотрим проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса.

Данные Госкомстата России, Академии менеджмента и рынка, материалы обследований, проведенных Институтом стратегического анализа по заказу Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого бизнеса и Всемирного банка, выявили три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого бизнеса, - это организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.), проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти и т.д.), материально-финансовые проблемы (затруднения в получении капитала для регистрации предприятия, в накоплении стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, в установлении связей с поставщиками сырья, недостаток опыта в сбыте продукции).

Остро стоит проблема безопасности. Исследования показывают, что распространенные суждения о том, что малый бизнес больше, чем крупный и средний, подвержен влиянию «теневой экономики», не соответствуют действительности. По мнению руководителей малых предприятий, основными причинами ухода малых предприятий в «теневую экономику» являются жесткий налоговый прессинг, высокий уровень альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), неразвитость рынка недвижимости.

Сдерживающими факторами в развитии деятельности малых предприятий являются неразвитость и нестабильность законодательства, снижение платежеспособности населения, жесткое давление налоговой системы, недостаток собственных финансовых средств. Развитию хозяйственной деятельности малых предприятий мешают чрезмерные совокупные налоговые выплаты, частые изменения в налоговом законодательстве, трудности в оспаривании решений налоговых арбитражных органов.

Серьезным препятствием в развитии предпринимательской деятельности является сложность получения кредитов. Основными причинами этого являются отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы гарантирования, лизинга, недостаточное количество сильных региональных банков.

Большинство малых предприятий из-за неустойчивого финансового положения и нехватки средств лишены внутренних стимулов для своего развития, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг, осуществления долгосрочных инвестиций, освоения новых рынков. Малые предприятия в наибольшей степени страдают от кризиса неплатежей, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.

Проблема нехватки производственных и служебных помещений также существенно тормозит развитие малого бизнеса. Существует большой резерв неиспользуемых производственных и служебных помещений, являющихся собственностью крупных приватизированных предприятий и местных органов власти, однако предпринимателю подобная информация недоступна. Бизнесмены, разворачивающие производство на арендуемых площадях, попадают в кабалу к арендодателям, которые зачастую произвольно изменяют ставки арендной платы.

Нередко предприниматели сталкиваются с административными барьерами, созданными федеральными, региональными и местными органами власти: часто усложнен порядок лицензирования, произвольно расширяется перечень лицензируемых видов деятельности и т.д.

Порой региональные и местные органы власти принимают решения, якобы направленные на защиту интересов региона, а на деле ограничивающие развитие бизнеса: разрушается единое экономическое пространство, возводятся барьеры на пути движения товаров между регионами.

В начале 90-х годов для многих регионов России нередко вводились ограничения на вывоз товаров собственного производства с целью предотвращения дефицита и обеспечения первоочередных потребностей региона. В настоящее время на первое место вышли проблемы запрета ввоза товаров на территорию региона. Такими мерами органы власти пытаются оградить местные предприятия от межрегиональной конкуренции, увеличить налогооблагаемую базу. Во многих сельскохозяйственных регионах время от времени принимаются запреты на отгрузку зерна иным потребителям до окончания поставок в региональные фонды.

Для малых предприятий процессы, вызываемые упомянутыми проблемами, носят наиболее разрушительный характер.

Однако далеко не всегда трудности того или иного предприятия связаны исключительно с неблагоприятной средой.

Во многих случаях ликвидация малых предприятий является следствием здоровой экономической конкуренции, когда неэффективные предприятия вынуждены покидать рынок.

Именно в секторе малых предприятий можно ожидать положительных сдвигов в социально-экономической ситуации в ближайшие годы. Малые предприятия помогут снизить социальную напряженность, смягчить негативные социальные последствия структурных изменений. Однако успешное развитие сектора малой экономики возможно только при проведении государственной политики, направленной на его поддержку.
I.III Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели
В настоящее время оказанию действенной поддержки малым предприятиям препятствуют отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.

Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру - подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих. Малое предприятия так действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, для успешной конкуренции продукции предприятия руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта.

Представлять такую возможность, причем на доступных условиях, должна инфраструктура поддержки малого бизнеса. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, очевидно, что без поддержки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может. Именно поэтому одна из первых задач (первая, пожалуй, все-таки создание нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие бизнеса) - это создание комплексной инфраструктуры поддержки малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

В известной степени налоговая инспекция, торгинспекция, отдел регистрации мэрии также являются частью инфраструктуры, но не поддержки, а регулирования малого бизнеса.

На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности.

Основные из них - это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого бизнеса, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие. Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне.

К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ.

Только на федеральном уровне в Торгово-промышленной палате РФ зарегистрированы более 50 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль в защите интересов малых предприятий.

Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой сегодня является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в состав которой входят более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат.Данные структуры оказывают услуги по целому ряду направлений.

ГКРП России в 2001 году проведен анализ видов деятельности объектов инфраструктуры в регионах России.

Объекты инфраструктуры часто имеют различные названия: «бизнес-центры», «школы предпринимателей», «технопарки», «бизнес- инкубаторы», «агентства», « учебно - деловые центры», фонды поддержки» и другие. На практике бизнес- инкубатор может ничем не отличаться от технопарка, а бизнес-центр от школы менеджеров. Определение же субъектов инфраструктуры следует далее.

Бизнес - школы (БШ). Бизнес- школы - структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и др.), государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого бизнеса в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, граждан, желающих создать собственное дело, и безработных. Эти структуры могут называться иначе: школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей и т.п., однако суть от этого не меняется. БШ осуществляют обучение путем организации и проведения краткосрочных семинаров. По окончании не всегда выдаются документы государственного образца. Как правило, БШ - негосударственные образовательные учреждения, зачастую создаваемые на базе вузов, техникумов, различных структур поддержки малого бизнеса.

Агентства поддержки малого бизнеса. По существу, это консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и др. Агентства поддержки малого бизнеса впервые появились в Англии в период экономической депрессии 50-60 годов. В России этот термин был введен при создании в 1992 году первого агентства - АО «Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса», образованного для реализации межправительственной программы России и Великобритании при поддержке Фонда «Ноу-Хау». В настоящее время более чем в 30 городах созданы региональные агентства с участием Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Они являются негосударственными структурами, но функционируют при поддержке государства и местных администраций.

Региональные фонды и центры поддержки малого бизнеса созданы в 73 субъектах Российской Федерации. Региональные фонды проводят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов.

Многие региональные фонды и центры поддержки малого бизнеса тесно сотрудничают с Федеральным фондом поддержки малого бизнеса, часть из которых является агентами Федерального фонда. Через региональные фонды - агенты проходило финансирование региональных программ, мероприятий федеральных программ государственной поддержки малого бизнеса. Некоторые региональные фонды помогают в выборе деловых партнеров, выступают в качестве гаранта для получения кредитных ресурсов.

Несколько региональных фондов договариваются об объединении своих усилий для решения вопросов финансовой помощи в поддержке и развитии малого бизнеса в регионах (Новосибирский государственный областной фонд и Алтайский фонд «Ноу-хау»; Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса с соседними региональными фондами).

Технопарки.Это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах. Их создание и поддержка требуют значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базе высшей школы. В настоящее время зарегистрированы более 40 технопарков. Большинство технопарков объединены в «Ассоциацию технопарков и бизнес - инкубаторов», созданную в 1992 году.

Технологические центры (ТЦ). Инновационно-технологические центры (ИТЦ) создаются, как правило, на базе научно - исследовательских институтов и центров. Цели ИТЦ аналогичны целям технопарков, отличаясь тем, что в ИТЦ уделяют больше внимания коммерциализации и трансферу технологий, и не столько малым предприятиям, сколько корпорациям, способным реализовать данные технологии. В настоящее время Министерством науки и технологий РФ совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создается 12 ИТЦ, в том числе и на базе ведущих технопарков.

Бизнес-инкубаторы (БИ). К бизнес - инкубаторам мы относим структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес - инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и др. Термин «бизнес - инкубатор» впервые появился в Америке. Первое упоминание о них появилось в программе «Молодежь России» в 1992 году по предложению Союза МЖК России и Центра «Возрождение бизнеса». В настоящее время действуют 50 структур, называющих себя бизнес - инкубаторами. В 2000 году образовано некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес - инкубаторов», объединившее 23 бизнес - инкубатора с целью содействия и оказания взаимопомощи, обмена опытом и решения общих проблем.

Учебно-деловые центры (УДЦ). Термин «учебно-деловые центры» введен в обиход Академией менеджмента и рынка, с 1992 года реализующей Морозовский проект - широкомасштабную программу поддержки малого бизнеса и подготовки кадров для рыночной экономики. УДЦ имеют сходные с агентствами и бизнес- школами функции, однако, в отличие от агентств, УДЦ нацелены на реализацию образовательных программ, а от бизнес - школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов. В настоящее время в регионах России созданы 77 УДЦ, а также 52 их филиала в небольших городах.

Социально-деловые центры (СДЦ). Это структуры, создаваемые при центрах занятости. Впервые СДЦ появились в Московской области в 1993 году. Опыт первого Орехово-Зуевского СДЦ был распространен в Московской области, а затем в регионах России. Цель СДЦ - создание новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого бизнеса. Как правило, СДЦ - это государственные предприятия с единственным учредителем - соответствующим центром занятости. В Настоящее время в России зарегистрированы более 20 СДЦ.

Бизнес-центры (БЦ) оказывают, как правило, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто БЦ создаются при гостиницах, торговых центрах для обслуживания клиентов. Бизнес-центры на платной основе предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некоторые БЦ сдают в аренду офисные помещения. В отличие от бизнес-инкубаторов, бизнес-центры оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам.

В последние годы структуры, называющиеся бизнес-центрами, созданы во многих регионах при центрах занятости. Однако они отличаются от вышеописанных БЦ. Как правило, они предоставляют комплекс услуг по работе с незанятыми гражданами, желающими создать собственное дело, в этом их деятельность сходна с деятельностью СДЦ.

Региональные информационно - аналитические центры (РИАЦ). Эти структуры были созданы в 1994-1997 гг. в 39 регионах России. Изначально информационно-аналитические центры создавались в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса на 1994-1995 гг. За этот период были созданы в 14 регионах России 16 объектов инфраструктуры. Другие информационно - аналитические центры создавались на базе региональных ЦНТИ - центров научно - технической информации, территориальных торгово-промышленных палат, агентств поддержки малого бизнеса, инновационных центров поддержки бизнеса, научно - производственных фирм. Более 50 % региональных информационно - аналитических центров - коммерческие организации, однако существуют РИАЦ - негосударственные некоммерческие, государственные некоммерческие структуры, а также РИАЦ, действующие без образования юридического лица. Финансироваться РИАЦ могут за счет средств регионального и федерального бюджетов, средств, полученных в результате собственной деятельности. В задачи информационно - аналитических центров входит информационное обслуживание предпринимателей (представление консультационной, юридической, справочной, нормативно - технической, экономической налоговой информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской, а также образовательной деятельности, предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники, разработке компьютерных программ.

Без информации практически невозможно принять любое управленческое решение. В России сегодня предпринимателю получить необходимую информацию в определенные сроки довольно сложно. Государственные источники информации практически не функционируют или ограничены для информационного обмена даже между собой. Информационная структура дефицитной экономики разрушена, а новая находится в зачаточном состоянии. В особенно сложном положении находятся представители малого и среднего бизнеса.

Между тем потребность в интеграции информационных ресурсов и обмене ими между держателями массивов информации понимается сейчас всеми субъектами российского рынка, как государственными, так и частными.

Для обеспечения информацией представителей малого и среднего бизнеса при фонде поддержки бизнеса (ФПП) были созданы: федеральный информационно-аналитический центр (ФИАЦ) и сеть региональных информационно - аналитических центров (РИАЦ). В рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса на базе ФИАЦ были проведены следующие маркетинговые исследования:

- потребностей предпринимателей в информационных и аналитических услугах

- возможностей и потребностей региональных центров Системы информационного обеспечения малого бизнеса (СИОМП), других центров поддержки предпринимателей;

- потребностей и возможностей администраций регионов РФ, инвесторов.

Для сбора первичной информации были использованы два метода: почтовый опрос глав администраций краев и областей и опрос участников Первого съезда предпринимателей России, участников выставки «Бизнес и банки», участников семинара «Предприниматели малого бизнеса» и т.д.

По мнению предпринимателей развитие системы информационной поддержки малого бизнеса целесообразно на базе трех структур: СИОМП - 52 %; Торгово-промышленной палаты (ТПП) - 29 %; Фонда поддержки бизнеса (ФПП) - 29 %. Отметим, что некоторые респонденты не имеют однозначного мнения, т.е. выбрали более одного ответа на данный вопрос.

Основными информационными источниками в деятельности предпринимателей являются:газеты и журналы - 65 %; федеральные органы - 57 %; личные контакты - 55 %; специализированные информационные центры - 50 %.



Рисунок 2.2. В каких сферах деятельности требуется местная информация по Вашему региону

Имеющаяся у предпринимателей информация в большей степени касается (коммерческой), адресной (24%) и юридической (24%), а также статистической, однако до сих пор потребность в коммерческой и юридической информации считается неудовлетворительной, так как ее хотят иметь 47% и 39% соответственно (рис.2.2). Появление таких потребностей, как информация об инвестиционных проектах, новых технологиях и предложениях на вложение средств свидетельствует о серьезных изменениях в деятельности малого и среднего бизнеса.

Имеющаяся у предпринимателей информация в большей степени касается (коммерческой), адресной (24%) и юридической (24%), а также статистической, однако до сих пор потребность в коммерческой и юридической информации считается неудовлетворительной, так как ее хотят иметь 47% и 39% соответственно (рис.2.2). Появление таких потребностей, как информация об инвестиционных проектах, новых технологиях и предложениях на вложение средств свидетельствует о серьезных изменениях в деятельности малого и среднего бизнеса.

Увеличение спроса на информацию по инвестиционным проектам и на предложения по вложению средств позволяет предположить, что российские предприниматели намериваются в дальнейшем вкладывать свои капиталы в развитие промышленности.

Анкетирование показало и то, что предпринимателям в основном требуется местная информация о производстве, торговле, финансах (рис.2.2)2.

Предприниматели считают, что наиболее эффективным способом получения информации для них являются региональные информационно-аналитические центры и глобальные сети (рис.2.3.)


Рисунок 2.2. Виды информации, которую хотели бы иметь предприниматели3


Рисунок 2.4. Источники информации, которую хотели бы иметь предприниматели4
Анализ данной информации говорит о повышенном спросе российских предпринимателей на информационные ресурсы и недостаток информации, имеющийся на сегодняшний день.
Программа развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2011г.
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 4 июня 2009 г. № 2484 "Об утверждении Программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2009-2011 годы"

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пунктом 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 43, 54 Устава города Нижнего Новгорода и в целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2009-2011 годы.

2. Отменить постановление главы администрации города Нижнего Новгорода от 17.05.2007 N 1953 "Об утверждении Комплекса мер поддержки малого предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2007-2010 годы" (с изменениями от 27.07.2007 N 3327).

3. Управлению по обеспечению деятельности главы города (Павлова В.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по экономике, городскому имуществу и градостроительству, вице-мэра Колчина В.С.



следующая страница >>