microbik.ru
1 2 ... 4 5
Реформирование бух учета в России


Курсовая

2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...4

1) Бухгалтерский учет в России: до и в период

рыночных отношений………………………………………………………..6

1.1) Бухгалтерский учет в России до рыночных отношений………….6

1.2) Бухгалтерский учет в России в период

рыночных отношений……………………………………………….9

1.3) Концепция бухгалтерского учета в рыночной

экономике России…………………………………………………...12

2) Сущность международных стандартов финансовой отчетности………...23

2.1) Классификация систем бухгалтерского учета…………………….23

2.2) Международные стандарты финансовой

отчетности (МСФО)………………………………………………...27

2.3) Совет по международным стандартам финансовой

отчетности (СМСФО)………………………………………………29

2.4) Установление МСФО………………………………………………33

3) Гармонизация бухгалтерского учета с международными

стандартами финансовой отчетности………………………………………35

3.1) Национальные бухгалтерские стандарты………………………..35

3.2) Различия российских положений по

бухгалтерскому учету (ПБУ) и МСФО……………………………37

4) Реформирование бухгалтерского учета в России…………………………39

4.1) Необходимость и цели реформирования

бухгалтерского учета в России…………………………………….39

4.2) Программа реформирования бухгалтерского учета

в соответствии с международными

стандартами финансовой отчетности………………………………41

4.3) Концепция развития бухгалтерского учета и

отчетности в РФ на среднесрочную перспективу…………………44

4.3.1) Основные направления дальнейшего развития

бухгалтерского учета и отчетности в РФ…………………46

4.3.2) Этапы развития бухгалтерского учета и

отчетности в среднесрочной перспективе………………...50

Заключение ……………………………………………………………………..52

Литература ……………………………………………………………………...55

Практическая часть ……………………………………………………………..56


ПЛАН

Введение

1) Бухгалтерский учет в России: до и в период рыночных отношений.

1.1) Бухгалтерский учет в России до рыночных отношений.

1.2) Бухгалтерский учет в России в период рыночных отношений.

1.3) Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

2) Сущность международных стандартов финансовой отчетности.

2.1) Классификация систем бухгалтерского учета.

2.2) Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

2.3) Совет по международным стандартам финансовой отчетности …….. (СМСФО).

2.4) Установление МСФО.

3) Гармонизация бухгалтерского учета с международными стандартами ……… финансовой отчетности.

3.1) Национальные бухгалтерские стандарты.

3.2) Различия российских положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) ….. и МСФО.

4) Реформирование бухгалтерского учета в России.

4.1) Необходимость и цели реформирования бухгалтерского учета в ……… России.

4.2) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии …… с международными стандартами финансовой отчетности.

4.3) Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на ……….. среднесрочную перспективу.

4.3.1) Основные направления дальнейшего развития .........................................бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

4.3.2) Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в ………………………. среднесрочной перспективе.

Заключение

ВВЕДЕНИЕ
Цель курсовой работы – проанализировать направления реформирования бухгалтерского учета в России.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • изучить правительственную программу реформирования бухгалтерского учета в России;

  • проанализировать результаты достигнутые в ходе выполнение программы;

  • определить основные проблемы реформирования бухгалтерского учета в России;

  • исследовать существующие международные стандарты бухгалтерского учета и сопоставить их с российской системой бухгалтерского учета;

  • сделать выводы о соответствии между РСПБУ и МСФО.

Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п. Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным нормам, бухгалтерская отчетность российских организаций не отражает их реального имущественного и финансового положения и вообще «не прозрачна и не надежна». Давление международных валютно-банковских организаций привело к необходимости перехода России на международные нормы бухгалтерского учета, массового переучивания бухгалтеров и аудиторов.

Следует отметить, что международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Они носят лишь рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.

1) БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В РОССИИ: ДО И В ПЕРИОД РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ


1. 1) БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДО РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
В нашей стране регламентация коснулась всех сторон учета, включая первичный. Для предприятий всех отраслей народного хозяйства разрабатывались счетные планы, положения по учету кассовых, расчетных операций, ведению материального учета, учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции. Эти положения подкреплялись созданием альбомов форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, в первую очередь для нормативного учета и журнально-ордерной формы счетоводства. Наряду с двойной бухгалтерией допускалась простая система учета по принципу «приход-расход», которая еще до начала 60-х годов использовалась в небольших колхозах.

Такой стандартизации и унификации учета могло бы позавидовать любое высокоразвитое государство. Единственный недостаток системы советской системы учета состоял в том, что регламентированная со стороны государственных органов управления (Министерства финансов, ЦСУ, Госплана и Госкомцен СССР), она не была гибкой и приспособленной к постоянно меняющимся рыночным условиям, где ассортимент производимой продукции и применяемые сырье, материалы, производственное оборудование, а самое главное, цены должны были ориентированы на спрос – предложение и определялись рынком, а не директивами руководящих органов.

С начала 30-х годов в стране был начисто уничтожен хозяйственный расчет, ввели хозрасчет мнимый, никто не нес никакой ответственности и ничего не закрывал, можно было иметь убытки и получать премии и пр. Оригинальным

способом был переход к ежедневному балансу. Такое решение открывало возможность получать ежедневную информацию о состоянии предприятия.

Определенный интерес представлял вопрос о том, кто и как должен устанавливать нормативы. Уже в 60-е годы Н. Н. Иванов исходил из необходимости разработки нормативного учета в зависимости от отраслей народного хозяйства. Несмотря на широкую пропаганду “чистого” варианта нормативного учета, отмеченные обстоятельства тормозили его распространение. Серьезным фактором, тормозящим распространение “чистого” нормативного учета затрат на производство, следует признать отсутствие научно обоснованных нормативов.

Вопрос о совершенствование организационных структур бухгалтерского учета приобрел в эпоху застоя огромное значение. До 1964 г. была принята установка на децентрализованный учет, затем - на централизованный, с начала перестройки все вновь заговорили о пользе децентрализации.

Учетная система в СССР в соответствии с требованиями централизованной экономики была жестко регламентированной и практически полностью стандартизированной. Она существовала без существенных поправок на новые экономические условия вплоть до 1990г, хотя уже тогда было зарегистрировано в СССР более 200 тысяч кооперативов и около 1300 совместных советско-иностранных предприятий.

Новые формы предприятий и предпринимательской деятельности не вписывались в традиционную советскую систему учета и требовали ее изменений. Эти изменения были неизбежны, но начинались они очень медленно. Но затем государственная машина была вынуждена отступить перед многочисленными предприятиями негосударственных и смешанных форм собственности. Министерство финансов СССР стало предусматривать некоторые отклонения от действующих предписаний, которые законодательно

закреплялись отдельными инструкциями и письмами. С начала 1992 года многие положения бухгалтерского учета значительно приблизились к стандартам, принятым за рубежом. Эти изменения были закреплены в новых документах, регламентирующих бухгалтерский учет в России.

1. 2) БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ПЕРИОД РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
С распадом СССР и выделением России как нового государства в ее экономической политике произошли значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета. Произошел переход к принятой во всем мире системе Международных стандартов.

Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению в деятельности предприятий, которое должно было найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета.

Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Не все из “пережитков” старой системы действительно являются пережитками, российская и советская школа теории бухгалтерского учета разработала некоторые понятия и методы, которые не утратили своего значения и сегодня, более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят номинальный характер, сводятся к различию терминов и понятий.

Но некоторые особенности современной российской системы бухгалтерского учета объективно снижают её ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Роль и концепции бухгалтерского учета потерпели кардинальные преобразования с переходом российской экономики к рынку. Был декларирован переход к современной системе учета. И действительно, преобразованная система учета много лучше соответствует потребностям рыночной экономики. Основное отличие все же продолжает сохраняться - основным потребителем бухгалтерской информации продолжает оставаться государство в лице налоговых органов, а регулирующая роль участников делового оборота - инвесторов, кредиторов, менеджеров, а также самих бухгалтеров и аудиторов - сведена к минимуму. Отсутствие реальной потребности в данных учета, которое наблюдалось до последнего времени, и достаточно низкая квалификация большинства бухгалтеров и потребителей бухгалтерской информации привели к тому, что подлинное развитие (т.е. движение и столкновение с различными проблемами) бухгалтерского учета для рыночной экономики в России только начинается.

Основой системы учета в РФ являются законодательные акты, такие как “Положение о бухгалтерском учете и отчетности” и другие, а также подзаконные нормативные акты, издаваемые Правительством РФ, указы Президента, письма Государственной Налоговой Службы, а в некоторых случаях письма Центрального Банка РФ и распоряжения внебюджетных фондов, особенно Пенсионного.

В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" сформулированы следующие задачи:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.


Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, в Законе сформулированы и основные требования к его ведению:

  • оценка имущества в рублях;

  • раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций; непрерывность учета во времени;

  • ведение учета двойной записью в системе счетов; соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета;

  • отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия;

  • раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.


На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной деятельности, принимаются различные управленческие решения. Бухгалтерский учет является основным источником информации, поставляемой разным уровням управления. На ее основе принимаются соответствующие решения. Информация, получаемая в системе бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.

1. 3) КОНЦЕПЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Указанная Концепция одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97 г.

Данная Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования. Она ориентирована на рыночную экономику и использование опыта других стран, международных принципов учета и отчетности, последние достижения науки и техники.

Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана:

  • обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;

  • быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету;

  • являться основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными документами;

  • помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.

Концепция не заменяет нормативные документы по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта.

Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета для организации всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых форм.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, могут вести учет лишь для целей налогообложения.

Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции, не противоречащие цели бухгалтерского учета.


следующая страница >>