microbik.ru
  1 2 3
тематику правовых актов, которые лоббируют профсоюзы, можно понять, чьи интересы они отстаивают: первичных членских организаций, населения региона в целом или свои собственные, как региональной структуры. Законы инициированные, разработанные или принятые при участии профсоюзов показывают приоритеты их предполагаемой судебной активности.

«Постановлениями Исполкома Генерального Совета № 1-2 от 11 февраля 1999 года и № 5-3 от 29 сентября 1999 года было определено, что законопроектная работа профсоюзов должна быть в первую очередь направлена на обеспечение трудовых прав работников, повышение уровня жизни и социальной защищенности членов профсоюзов» (из доклада к IV Конгрессу ФНПР).
Чтобы понять насколько профсоюзы следуют заявленной позиции, и какие направления в правовом поле на самом деле интересуют профсоюзы, было проанализировано содержание законов и предложений к ним подготовленных, принятых или просто рассмотренных специалистами федераций. По словам зав. юридическим отделом Свердловской федерации «законы - это одна из действенных форм защиты», но кого намерены защищать профсоюзы? На основании анализа текстов были определены объекты на которых направлена законотворческая и как следствие правозащитная деятельность профсоюзов и выделено три основные сферы законов, к которым федерации проявляют интерес.

1) Законы, направленные на защиту социально-трудовых прав работников предприятий и организаций;

2) Законы представляющие интересы всего населения региона;

3) Законов, регулирующих деятельность профсоюза, как социального института на уровне региона.
Законы, принятые и предложенные на рассмотрение в региональные Законодательные собрания при участии профсоюзов

(по материалам исследовательских групп ИСИТО).


Принятые

Предложенные

Кемерово

1."О социальном партнерстве" 21.10.98 г

2. "Об охране труда" 5.11.1997 г.

«О защите заработной платы». Внесены предложения в областные законы:

«О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области»,

«О муниципальных образованиях в Кемеровской области и порядке их реорганизации»,

«Об установлении городской черты г. Кемерово»,

«Об обеспечении прав профсоюзов по контролю за соблюдением законодательства о труде и своевременности выплаты заработной платы»,

«О профсоюзах, правах и гарантиях их деятельности».

«О согласованном уровне жизни»

"Об объединении работодателей"

Екатеринбург

1«О правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности в Свердловской области» от 23.11.95 г.

2 Областной закон «О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области» от 8.04.97 г.

3 Областной закон «О регулировании оплаты труда в Свердловской области» от 25.06.97 г.

4 Областной закон «Об объединениях работодателей в Свердловской области» от 29.07.96 г.

5 Областной закон «О социальном партнерстве в Свердловской области» от 24.11.95 г.





г. Москва

1. «О социальном партнерстве» (22 октября 1997 г.)

2.«О квотировании рабочих мест» (12 ноября 1997 г.).

3. «Об объединениях работодателей»

4. «О занятости населения г. Москвы»

  1. «Об охране труда»

6. «О гарантиях профсоюзной деятельности» (1997)

«О порядке определения минимума заработной платы»

«О минимальном размере оплаты труда» (МРОТ)

Пермь

1.«О социальном партнерстве»

2. "Об охране труда "(1996)

3. "Об охране материнства и детства" (1996)

4."О государственной молодежной политике в Пермской области" (1996),

5."О налоге с продаж" (1999),

6."О жилище" (2000)


"Об объединениях работодателей в Пермской области"

"О защите трудовых прав граждан Пермской области "

"О профсоюзах Пермской области "

"О трёхсторонней комиссии Пермской области по регулированию социально - трудовых отношений и социальной защиты населения"

"О тарифном регулировании заработной платы работников Пермской области"

"О прожиточном минимуме в Пермской области"

"Об адресной социальной помощи в Пермской области".

Самара




«Об уровне жизни жителей области и ответственности за его соблюдение»;

«О минимальном потребительском бюджете»;

«О прожиточном минимуме»;

«О регулировании оплаты труда»;

«Об охране труда»;

«О занятости»;

«О социальном партнерстве»;

«Об объединении работодателей»;

«О защите трудовых прав граждан»;

«Об административной ответственности должностных лиц за нарушения законодательства о труде».

«О молодежи»

Санкт-Петербург

1."О системе социального партнерства в Ленинградской области"

2. "Об охране труда" 2. 04. 1998г.


"О региональной потребительской корзине»

"О регулировании заработной платы в регионе и ее охране от противозаконной практики"

"Об объединениях работодателей, их правах, обязанностях и ответственности", "О тарифной политике"

"О жилищной политике СПб"

"Расселение коммунальных квартир в СПб"

"О государственной службе СПб"

Сыктывкар

1. "Закон о Северах". В марте 2001 г. Госсовет республики привел местный закон «О государственной службе» в соответствие с федральным, где работники профсоюзов до 1991 год приравниваются к госслужащим

3. «О социальном партнерстве»

«Об упорядочении применения районных коэффициентов на территории РК»,

«О социальном партнерстве»,

«О дополнительной защите трудовых прав граждан в РК»

"О регулировании оплаты труда"


Ульяновск

1.«О социальном партнерстве» 1998 г.

“О защите трудовых прав граждан на территории Ульяновской области”

“Об охране труда”

"Закон о внесении изменений в Устав Ульяновской области “О представлении Федерации отраслевых профсоюзов Ульяновской области права законодательной инициативы”.


Рассмотрим подробнее эти группы.

1) Согласно уставным целям профсоюзов основным направлением их деятельности должно быть обеспечение защиты прав и интересов наемных работников. Тогда главными должны стать законы, направленные, собственно, на защиту трудовых прав работников. Обратившись к материалам исследования, можно сказать, что проекты таких законов разрабатываются во всех областных федерациях. Представлены самые различные аспекты защиты прав работников. Это законы: "О Регулирование оплаты труда" (Самара), «Об охране труда» (Самара), «О занятости» (Самара); «О защите трудовых прав граждан» (Самара), «Об административной ответственности должностных лиц за нарушения законодательства о труде» (Самара), "О регулировании заработной платы в регионе и ее охране от противозаконной практики" (Премь), "О тарифной политике" (Пермь), “О защите трудовых прав граждан на территории Ульяновской области, «О минимальном размере оплаты труда» (МРОТ) (Москва), "О регулировании заработной платы в регионе и ее охране от противозаконной практики" (Санкт-Петербург). Все вышеперечисленные законопроекты либо существуют в состоянии разработки, либо находятся на стадии рассмотрения. А если говорить об уже принятых законах, призванных защищать трудовые права работников, то из восьми исследованных регионов такие законы есть только в Свердловской области ("Об охране труда "(1996); «О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области» от 8.04.97 г.; «О регулировании оплаты труда в Свердловской области» от 25.06.97 г.) и Москве ( Закон г. Москвы «О квотировании рабочих мест» (12 ноября 1997 г.); «О занятости населения г. Москвы» 1999 г. «Об охране труда» 1999 г.).

2. Правовые акты направленные на защиту всего населения региона. В этом случае профсоюзы представляют общие интересы населения на региональном уровне и в первую очередь слабозащищенных слоев (малоимущие, пенсионеры и пр.)

Тематика законов, в разработке и принятии которых принимали участие профсоюзы, и которые направлены на защиту прав населения региона представлена очень разнообразно: «Об уровне жизни жителей области и ответственности за его соблюдение» (Самара); «О минимальном потребительском бюджете» (Самара); «О прожиточном минимуме» (Самара); «О молодежи» (Самара); "О прожиточном минимуме в Пермской области"; "Об адресной социальной помощи в Пермской области"; «О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области»; «Об установлении городской черты г. Кемерово»; «О согласованном уровне жизни» (Кемерово); "О региональной потребительской корзине» (Санкт-Петербург);"О жилищной политике СПб"; "О концепции целевой программы "Расселение коммунальных квартир в СПб

  • Так, в Перми главным приоритетом своей работы юристы правового отдела федерации видят в "глобальных вопросах" - защите социальных интересов населения области: "Мы сейчас ориентируемся не на индивидуальные проблемы, ведь сейчас задача профсоюзов видится несколько в ином свете.... кроме профсоюзов, сказать, что нельзя поднимать коммунальные услуги,. … Некому…. У нас коммунальные услуги мы ещё как-то держим на более-менее сносном уровне только благодаря профсоюзам... Это ведь тоже, это чья заслуга? Только профсоюзы, хотя казалось бы сейчас это совершенно не свойственно, это не профсоюзные дела. Ведь наше дело такие чисто трудовые отношения. А коммунальные услуги, это какие трудовые отношения?..." (из интервью с сотрудником правового отдела ОСП). 24

Несомненно, работа по защите прав населения региона является необходимой и важной, но не это направление должно быть основным в деятельности профсоюзов, призванных защищать права трудящихся работников.

На наш взгляд, нормотворческую деятельность профсоюзов, представляющую интересы населения всего региона, можно расценить как один из способов усиления политического статуса Федерации в регионе, создание имиджа активного защитника населения, способ укрепления своего авторитета.

3) Основное внимание профсоюзы уделяют пакету законов, касающихся социального партнерства, гарантирующих равноправное участие профсоюзов в социальном диалоге. Самыми насущными, по мнению профлидеров, являются законы «О социальном партнерстве» и «Об объединении работодателей» В имеющихся федеральных законах профсоюзы выделяют отсутствие технологии ответственности за выполнение решений Трехстороннего и отраслевых соглашений на территории регионов и пытаются включить эти вопросы в региональные законодательные акты. Эти законы являются определяющими для работы профсоюзов в рамках взаимодействия с местными властями, в них федерации стараются обеспечить себе правовое поле для собственной деятельности в рамках социального партнерства.

Опираясь на материалы исследования можно сказать, что деятельность профсоюзов в этом направлении является самой продуктивной. В Екатеринбурге и Кемерово приняты региональные законы "О правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности", в Москве и Екатеринбурге - законы «Об объединениях работодателей»; в семи из восьми исследованных регионов приняты законы "О социальном партнерстве" (исключение составляет Самара).

Анализируя тематику принятых законов (см. таблицу), можно сказать, что в совокупности при участии профсоюзов было принято 25 законопроектов. 7 из них направлены непосредственно на защиту прав работников, 12 определяют направления работы федераций в рамках взаимодействия с властями, 6 касаются социальной защиты населения региона.

Таким образом, профсоюзы, призванные защищать интересы работников большее внимание уделяют укреплению своего политического статуса в регионе, созданию имиджа активного защитника населения, а главное правовому обеспечению собственной деятельности как региональной структуры.
3. Нужны ли дополнительные законы, регулирующие деятельность профсоюзов?

По мнению работников федераций, нормотворческая деятельность является неотъемлемой и важной частью работы профсоюзов. Активная позиция профсоюзов в законотворческом процессе объясняется, с их точки зрения, необходимостью обеспечения законодательной базы для широко распространенной в последнее время судебной практики по защите прав работающих и защитой прав населения региона в целом. Тем не менее, на первом месте по количеству принятых, оказались те законы, которые регулируют участие профсоюзов в осуществлении социального диалога. Объяснить такую ситуацию можно тем, что на данном этапе, законодательная база, обеспечивающая систему социального партнерства в России, ещё находится на стадии формирования и нехватка соответствующих законов является важной проблемой. Необходимость нормотворчества в этом направлении, по мнению работников профсоюзов, обусловлена как несовершенством существующих федеральных законов, регулирующих взаимодействие социальных партнеров, так и полным отсутствием таковых. В первую очередь, профсоюзные лидеры сетуют на отсутствие федерального закона о социальном партнерстве и федерального закона об объединениях работодателей.

В федерациях считают закон о социальном партнерстве необходимым, так как пока нет никаких правовых способов противостоять уклонению от ведения переговоров и заключения соглашений со стороны исполнительных органов власти и органов местного самоуправления. Слабое развитие законодательной базы социального партнёрства является одной из основных причин, сдерживающих развитие этих отношений: "Мы ждём закон "О социальном партнёрстве" российский - его нет до сих пор. Положение о трёхсторонней комиссии - проект давно есть, тоже не принят. Даже "Положение о трёхсторонней комиссии" было бы принято, было бы легче… там было бы сказано об ответственности каждой стороны. Вот эти вопросы, конечно, нужны, но эти законы почему-то не принимаются" (из интервью с зав. социально-экономическим отделом Пермского облсовпрофа).

Особой проблемой является отсутствие федерального закона о работодателях, а, следовательно, и отсутствие понятия “работодатель” на федеральном уровне, тем более понятия “работодатель бюджетной сферы”. По мнению профсоюзов, эта законодательная брешь непосредственно влияет на эффективность социального партнерства.

Например, работники ульяновской федерации убеждены, что областной статус закона дает преимущество профсоюзам в работе с руководителями предприятий, которые привыкли “исполнять все под козырек” и боятся взять на себя лишнюю ответственность. Таким образом, закон должен выступать инструментом установления партнерских отношений с нерадивым работодателем.

В сложившейся ситуации профсоюзы пытаются своими силами активизировать восполнение правового пробела и разрабатывают собственные законодательные акты. Как уже говорилось выше, в большинстве регионах при непосредственном участии профсоюзов уже приняты местные законы о социальном партнерстве.

С другой стороны, опираясь на имеющиеся законы, возможно строить договорные отношения, тем более, что основа для этого есть уже сейчас. Ещё в начале 90-х годов в Росси были расширены правовые основы для развития договорного урегулирования трудовых отношений на разных уровнях

Было оформлено определённое правовое поле для ведения переговоров на разных уровнях. Были изданы законы, в которых обозначены основные понятия и условия для ведения социального диалога:

  • Профсоюзам дано право инициации договорных отношений (Закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"25; закон "О коллективных договорах и соглашениях"26).

  • Определены виды и субъекты трехсторонних отношений. (Закон "О коллективных договорах и соглашениях" с последующими изменениями и дополнениями от 11 марта 1992 г.27; закон "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 1 мая 1999 г.)

  • Определен характер отношений (Закон "О коллективных договорах и соглашениях"28; закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г.29; закон "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений").

  • Определена ответственность сторон (Закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"30; закон "О коллективных договорах и соглашениях" 31; закон "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"; закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г).

Помимо вышеназванных законов, призванных регулировать деятельность профсоюзов в процессе осуществления социального диалога, на федеральном уровне приняты законы, которые определяют отношения профсоюзов с исполнительной и законодательной властями: "Об общественных объединениях";

"Об акционерных обществах"; "О некоммерческих организациях".

В нашем исследовании есть примеры того, как федерации, несмотря на отсутствие региональных законов, всё же выстраивают деятельность по осуществлению социального диалога, руководствуясь наличием существующих федеральных законов.

Так в Самаре, единственном регионе, где не принят региональный закон о "Социальном партнерстве" в рамках социального партнерства был создан Союз работодателей Самарской области (СРСО).

  • Создание СРСО позволило в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» сформировать постоянно действующий орган - Областную Трехстороннюю Комиссию по регулированию социально-трудовых отношений и начать подготовку первого Областного Трехстороннего соглашения (на 1997 год). 16 февраля 2001 было заключено городское соглашение по регулированию социально-трудовых отношений на 2001-2002 г. между Администрацией г. Самары, Самарским городским отделением Союза работодателей Самарской области и Федерацией профсоюзов Самарской области. 32

Одновременно можно привести примеры, когда, несмотря на наличие областного закона о социальном партнерстве, в регионе могут быть, так и не созданы органы социального партнерства.

Например, в Ульяновске, где региональный закон о социальном партнерстве был принят в 1998 году, до сих пор не создана городская Трехсторонняя комиссия и не принято городское Трехстороннее соглашение.

Таким образом, жалобы на отсутствие достаточной правовой базы можно трактовать, как признание профсоюзами собственной слабости в построении договорных отношений на региональном уровне и попытка преодолеть эту слабость путем восстановления своей традиционной формы как государственной структуры. Стремление принять дополнительные законы, регулирующие вопросы взаимодействия сторон в социальном партнерстве ни что иное, как желание получить административные ориентиры, четко оговаривающие обязанности работодателя, и, в конечном счете, предусматривающие ответственность государства за осуществление социального диалога, а не социальных партнеров.

Заключение

Несмотря на заявления профсоюзов об активном участии в законотворческом процессе региона, результативность этой деятельности довольно низкая, похвастаться наличием разработанных или инициированных, и, самое главное, принятых законов могут далеко не многие федерации. Утверждение о том, что юридически оформленное право законотворческой инициативы положительно влияет на результативность нормотворчества, пока не находит подтверждения. Скорее количество принятых законов зависит от степени интегрированности профсоюзов в региональные властные структуры. На данном этапе профсоюз не являет собой значительную самостоятельную силу, для того чтобы к нему в достаточной степени прислушивалась исполнительная и законодательная власти. Добиваясь юридического признания участия в законотворческой деятельности, профсоюзы пытаются создать институализированные механизмы взаимодействия с властями и работодателями, привлечь внимание к собственной деятельности, для того чтобы вести диалог с работодателем, опираясь на авторитет государства, попытка со стороны профсоюзов восстановить свою традиционную форму как государственной структуры.

Правовая база для осуществления социального диалога создана, законов хватает, но не хватает механизмов реализации. В настоящее время в системе социального партнерства профсоюзы не являются весомой стороной, и принятие законов, регулирующих эти отношения на региональном уровне - попытка институализации профсоюза, как полноправного партнера социального диалога. Принимая областные законы, направленные на организацию взаимодействия федераций с исполнительной властью, профсоюз создаёт механизм участия государства в этой деятельности, стремиться разделить с государством ответственность за осуществление социального партнерства.


1 На основе материала социологического исследования "Деятельность профсоюзных структур в современной России: трудовые отношения, социальное партнерство и политическое представительство" (исследовательский проект при поддержке ESRC, руководитель проф. С. Кларк), которое проводилось в восьми городах России: Екатеринбурге, Кемерово, Москве, Перми, Самаре, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре и Ульяновске. В фокусе исследования деятельность 8 территориальных профобъединений и 24 региональных структур отраслевых профсоюзов.

2


<< предыдущая страница   следующая страница >>