microbik.ru
1
К вопросу о наказании специальных субъектов преступления

С.С. Аветисян, судья Апелляционного суда Республики Армения по уголовным и военным делам, кандидат юридических наук
Одной из ключевых проблем уголовной ответственности специальных субъектов является вопрос о наказании и иных мерах уголовно-правового характера, применяемых к ним.

Проблемы учения о наказании в уголовном праве рассматриваются в многочисленных юридических изданиях, в том числе специальных исследованиях1. Применительно к ответственности специальных субъектов имеющиеся исследования касаются отдельных преступлений со специальным составом.

Однако проблема наказания специальных субъектов нуждается в комплексном исследовании, предполагающем учет нового нормативного определения наказания, специфики видов наказания, в том числе и новых, применяемых к специальным субъектам, а также включающем современные подходы в определении специальных признаков субъекта и соотношения этих признаков с санкциями соответствующих уголовно-правовых норм и другие важные аспекты данной проблематики.

Один из важных аспектов уголовной политики, имеющей различные направления2, — уголовно-правовая политика, составной частью которой является политика государства в области применения уголовных наказаний3.

С учетом вышесказанного, а также данных о преступности, в том числе и в сфере специальных общественных отношений, принципиально важное значение приобретает вопрос дальнейшего совершенствования пенитенциарной политики государства в отношении специальных субъектов. Уголовно-правовое исследование института наказания применительно к данной категории субъектов требует постановки и освещения, по крайней мере следующих вопросов: какими должны быть виды специальных наказаний, применяемых к данной категории субъектов; в чем должны выражаться лишения или ограничения прав и свобод таких субъектов; при каких условиях возможно максимальное достижение целей наказания специальных субъектов и др.

Восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений возможно при наличии действенной системы наказаний, учитывающей эффективность применения каждого вида наказания в борьбе с преступностью и ее предупреждении.

Криминологические данные России и Армении свидетельствуют о том, что современная практика назначения наказания в отношении специальных субъектов неэффективна, поскольку она не способствует снижению уровня преступности в целом и преступлений данных субъектов в частности. Применение жестокого наказания к специальным субъектам, например, в виде большого срока лишения свободы не приводит к исправлению лиц, совершивших преступление в сфере специальных отношений.

К числу актуальных проблем наказания специальных субъектов относится вопрос о соотношении специальных признаков субъекта и санкции уголовно-правовой нормы.

В юридической литературе в системе наказаний, предусмотренных уголовным законом, авторы, исследовавшие данную проблему, выделяют так называемые специальные виды наказаний, которые могут быть применены только к специальным субъектам4 (содержание в дисциплинарной воинской части; ограничение по службе; арест с отбыванием на гауптвахте; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград).

Рассмотрим данный вопрос применительно к такому виду наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Согласно ст. 52 Уголовного кодекса Республики Армении (далее — УК РА) лишение права занимать определенные должности может распространяться также и на лиц, работающих в организациях (каких именно, в указанной норме ничего не говорится). Организация может иметь государственный статус или не иметь такового, заниматься различной деятельностью или нет. Что касается лишения права заниматься определенной деятельностью, то в данной норме говорится о такой деятельности, которая связана с характером совершенного преступления. На наш взгляд, попытка ограничения видов деятельности, которых может быть лишен субъект по приговору суда, необоснованна. Суду должно быть предоставлено право лишить виновного не только права занимать ту должность, которая связана с характером совершенного им преступления, но и права занимать иную должность, в частности, связанную с характером и содержанием выполняемой деятельности, в том числе и профессиональной.

По новому УК РА лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может назначаться в качестве дополнительного вида наказания в тех случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК (ст. 50). Представляется, что по этому вопросу наиболее правильной является положение ч. 3 ст. 47 УК РФ. Согласно этой норме данное наказание (в качестве дополнительного) может назначаться и в тех случаях, когда с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Сохранение за судом такого права обоснованно, поскольку после принятия уголовного закона на практике могут возникнуть случаи, когда с учетом отмеченных в законе обстоятельств суд может прийти к соответствующему выводу о применении данного дополнительного наказания, но будет связан запретом закона. При принятии же закона практически невозможно учесть все подобные случаи и исчерпывающе отразить их в санкциях соответствующих составов преступлений. Вместе с тем представляется, что данное положение должно носить ограничительный характер в целях избежания субъективного подхода в решении данного вопроса. Иначе должен быть решен вопрос применительно к штрафу, когда он указан в законе в качестве дополнительного наказания. Учитывая характер данного вида наказания, законодатель справедливо отметил, что штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями закона (ч. 4 ст. 46 УК РФ, ч. 5 ст. 50 УК РА).

В качестве основного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется в соответствии с общими правилами наказания в том случае, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК.

В уголовном законодательстве данный вид наказания в конкретных нормах закона предусматривается в двух видах:

1) как дополнительное обязательное, т. е. когда суд обязан его применить;

2) как дополнительное необязательное: в этом случае суд вправе не применять данное наказание.

Например, в качестве обязательного рассматриваемый вид наказания предусмотрен за заражение лиц ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего выполнения медицинским работником своих профессиональных обязанностей (ч. 4 ст. 122 УК РФ), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ) и др.

Данное наказание в качестве дополнительного необязательного предусмотрено за совершение таких преступлений, как вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 2 ст. 150 УК РФ), разглашение государственной тайны (ч. 1 ст. 283 УК РФ).

Нетрудно заметить, что если санкция статьи Особенной части УК предусматривает такое наказание, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, независимо от того, является оно основным или дополнительным (обязательным либо дополнительным необязательным), то субъект преступления, предусмотренный данной статьей, как правило, является специальным. Такая связь неслучайна и объясняется прежде всего самой сущностью данного вида наказания. Посягательство на специальные отношения возможно только со стороны самих участников этих отношений — специальных субъектов. Посягательство совершается с использованием должностного положения путем нарушения специальных правил поведения. Поэтому совершенно справедливым станет применение данного наказания именно к специальным субъектам преступления.

Специальный субъект преступления должен быть наделен такими дополнительными признаками, которые необходимы и достаточны для способности и возможности совершить преступление со специальным составом и нести за это ответственность в качестве исполнителя. Такие признаки детерминированы особенностями специальных отношений, участником которых является данный субъект. Это означает, что признаки специального субъекта учитываются законодателем при конструировании основных составов преступлений, совершаемых такими субъектами.

Однако признаки специального субъекта учитываются и на уровне квалифицирующих обстоятельств (например, совершение преступления с использованием своего служебного положения), которые по своей природе относятся к субъекту преступления и не связаны с особенностями специальных отношений.

В уголовном законе содержится ряд составов преступлений, в санкциях которых предусматривается возможность применения рассматриваемого наказания к неспециальным субъектам (например, ч. 2 ст. 109, ч. 1 ст. 204 УК РФ и др.). Поэтому возникает противоречие: суд может лишить лицо права, которым оно не обладает. В составах преступлений, субъект которых не является специальным, наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью должно исключаться.

Таким образом, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в качестве наказания (как основного, так и дополнительного) должно назначаться только в отношении специальных субъектов — за совершение преступлений со специальным составом. Данные субъекты характеризуются также дополнительным признаком — характером выполняемой работы или занимаемой должности. Следовательно, конструкции и санкции уголовно-правовых норм, касающиеся специальных субъектов, необходимо привести в соответствие.

К специальным субъектам могут применяться и иные наказания: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, штраф, конфискация имущества и др. Лишение воинских и других званий, а также классных чинов и государственных наград может быть применено только к тем лицам, которые имеют указанные звания, чины или награды. Однако законодательство не предусматривает таких составов преступлений, которые могли бы совершаться исключительно благодаря тому обстоятельству, что лицо обладает воинским или специальным званием или имеет награды. Наличие таких наград или званий при совершении определенных преступлений (должностных, воинских и др.) может создать определенные предпосылки (условия), облегчающие совершение деяния.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Специальные виды наказаний в уголовном законодательстве должны предусматриваться для их применения в отношении только специальных субъектов.

Наличие в законе таких наказаний обусловлено достижением целей наказания в отношении специальных субъектов. Применения к последним общих видов наказания (лишение свободы и др.) недостаточно, и оно не всегда имеет превентивное значение.

Специальные виды наказаний находятся в определенной взаимосвязи со специальным субъектом. Некоторые из них предусмотрены в законе и назначаются в связи с наличием дополнительных признаков, характеризующих субъект в качестве специального.

К таким наказаниям относятся: содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Назначение же наказания, связанного с лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, связано не со статусом специального субъекта, а с особенностями личности лиц, имеющих такие звания или награды.

Разумеется, данное наказание может применяться и в отношении специальных субъектов.

Важное значение имеет также следующее обстоятельство.

Специальные виды наказаний, связанные с лишением субъекта специальных прав и полномочий, в качестве дополнительных наказаний должны назначаться только в тех случаях, когда совершено преступление со специальным составом. В случае совершения деяний, не связанных с правовым статусом данного субъекта, характером выполняемой работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве дополнительного наказания только в исключительных случаях, которые должны быть отражены в законе.

Таким образом, наличие дополнительных признаков субъекта, детерминированных особенностями специальных отношений, и их учет при конструировании преступлений со специальным составом тесно взаимосвязаны с санкцией таких составов.

1 См., напр.: Гальперин И.М. Наказание: Социальные функции, практика применения. М., 1983; Карпец И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973; Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в Советском государстве. Саратов, 1973; Полубинская С.В. Цели уголовного наказания. М., 1990; Таганцев Н.С. Русское уголовное право: В 2 т. Тула, 2001. Часть Общая. Т. 2 и др.

2 См.: Босхолов С.С. Основы уголовной политики. М., 1999. С. 6.

3 См.: Флетчер Дж., Наумов А.В. Основные концепции современного уголовного права. М., 1998. С. 70—112; Аветисян С.С. Актуальные проблемы конституционно-правовых основ уголовной политики РА // Конституционное правосудие: Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. Ереван, 2002. Вып. 3 (17). С. 75—83 и др.

4 См.: Семенов С.А. Специальный субъект преступления: Генезис и история. Владимир, 2001. С. 36; Уголовно-исправительное право: Учебник. М., 2002. С. 166—174, 182—205 и др.