microbik.ru
1
К вопросу о преподавании экологической этики в высшей школе
В связи с все возрастающей ролью экологии в регулировании взаимодействия общества и природы, природы и человека заявленная тема представляется особенно актуальной. Прежде чем приступить постановке и анализу задач экологической этики в образовании, необходимо разобраться в самом понятии «этико-экологическое». Нам представляется, что пути к раскрытию собственно этического в экологии и экологического в этике необходимо начинать с учета того, что этика призвана универсализировать и приводить к выработке правил и норм отношения к природе, а экология говорит об инструментальных проблемах этих отношений. Отсюда смысл этико-экологического заключается в анализе конкретных экологических практик на основе общих принципов. Например, уважение всех форм жизни, биоразнообразие, устойчивость биосферы и др. Таким образом, целью работы является прояснение понятия «этико-экологическое» и его актуализация.

Задача, изложенная в программе Р.Г. Апресяна «Экологическая этика» о необходимости понимания характера проблематики этики образования и об умении использования ее в решении конкретных аналитических и исследовательских задач, является центральной [см. 1]. Это обусловлено тем, что современное исследование экологической этики заставляет по-новому взглянуть на проблемы различных научных областей: юриспруденции, политологии, медицины, генетики, экономики. Действительно, право в русле экологической этики имеет своеобразное понимание как система юридических норм, регулирующая взаимодействие человека и природы; также экологическая этика заставляет задуматься о возможности законодательного оформления прав животных. Под термином «права животных» имеется в виду не только благополучие животных, но и рассмотрение потребностей и интересов людей и животных на равных. Естественно необходимо различать права животных и права людей, но это различие должно проходить, как, например, между правами ребенка и взрослого человека, между женщиной и мужчиной. Среди сторонников защиты прав животных (П. Сингер, Т. Риган, В.Е.Борейко и др.) существует множество аргументов, которые можно свести к следующему: животные так же, как и люди, страдают, чувствуют боль и страх, обладают ценностью сами по себе, независимо от приносимой пользы для человека.

Экологическая этика также требует особой политической установки, когда наименее развитые страны оказываются наиболее уязвимыми в экологическом отношении. Здесь наибольшую значимость приобретает задача этико-экологического образования, поставленная Т.В. Мишаткиной: «сформировать у студентов навыки ведения этико-экологической полемики и диалога; исследования и разрешения конфликтных ситуаций; адекватной самооценки и толерантной оценки других людей; корректного поведения в сфере профессионального и личного общения» [см. 3].

В области медицины и генетики этико-экологическая проблематика переплетается с возможностью научного открытия и поиском новых методов лечения. И, наконец, в экономической сфере центральной проблемой является баланс между производственными потребностями и потребностями в здоровой окружающей среде. Здесь как никогда ставятся под сомнение утилитаристские этические концепции, и актуализируются слова основоположника экологической этики американского эколога О. Леопольда «… перестаньте считать бережное обращение с землей чисто экономической проблемой. Рассматривая каждый вопрос, ищите не только то, что экономически выгодно, но и то, что хорошо этически.» [см. 2].

Также в преподавании экологической этики необходимо обращать внимание и на все повышающуюся ответственность каждого человека к природе. Здесь представляется возможным выработка срединного пути между осторожностью с правилом «Не навреди!» и деятельным отношением в решении экологических проблем.

Таким образом, экологическая этика охватывает широкий круг проблем, анализ которых позволит выработать новое видение в различных научных областях. Отсюда целью в преподавании экологической этики наряду с выработкой у студентов умения анализировать этико-экологические проблемы является адаптация ее преподавания к профилю вуза и специализации студентов.

Список использованных источников
1. Апресян Р.Г. Экологическая этика http://www.ecoethics.mrsu.ru/ru/biblio/ychprog/ychprog1.html

2. Леопольд О. Календарь Песчаного графства http://belolibrary.imwerden.de/wr_Leopold.htm

3. Мишаткина Т.В. «Основы экологической этики» http://ecoforum2.narod.ru/hem6s/ethics4.htm.