microbik.ru
1


К выступлению Председателя

Госстроя РБ Махмудова Х.М.

на коллегии 18.09.2012г.

Уважаемые коллеги!
Слайд №1.
Текущий год предъявляет особые требования к проблемам социально-экономического развития, что связано с предстоящим проведением крупномасштабных мероприятий. Это чемпионат мира по хоккею среди молодежных команд, VI Международные Зимние детские Игры, в 2015 году в Уфе запланировано заседание Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества и встречи глав государств и правительств БРИКС. Поэтому мы должны обсуждать и оценивать нашу с вами деятельность не только в ближайшем приближении, но с прицелом на будущее.

Слайд №2.

Республика Башкортостан обеспечивает ежегодно около 3-4 % всего ввода жилья в Российской Федерации.

Слайд №3.

Среди регионов Приволжского федерального округа по вводу в действие жилых домов по итогам 7 месяцев текущего года республика находится на 2-ом месте после Республики Татарстан. По вводу в действие жилых домов Республика Башкортостан занимает 6 место по России (в 2008 году – пятое).

По вводу в действие жилых домов в 2013 году Башкортостан планирует достичь показателя 2008 года (2352 тыс. кв.м, подрядным способом было введено 729,5 тыс. кв.м или 31%). В этом году, при условии выполнения планов по вводу жилья в Уфе, Нефтекамске и Стерлитамаке, мы выйдем на конец года по соотношению ИЖС и строительству подрядным способом на докризисный уровень – 30 – 31% (Сейчас – 22%, по итогам 9 месяцев будет – 25%).

По общеэкономическим республиканским показателям ситуация по строительной отрасли неплохая. В сравнении с ростом ВРП на 5,4% к прошлому году, сельхоз производству 1,4%, пром производству на 6,3% и производству энергоносителей 3,1%, строители показали прирос 5% с учётом корректировки на инфляцию.

В абсолютных цифрах, за прошедший период объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» составил 69,5 млрд. рублей, или 115% к аналогичному периоду 2011 года.

По ожидаемому объему работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», к концу текущего года мы планируем выйти на исторический максимум 121 млрд. руб., преодолев предкризисный 2008 год.

Вместе с тем, необходимо отметить, что на сегодняшний день обеспеченность жильем на одного жителя республики (22 кв. м)  находится ниже среднероссийского - довести обеспеченность до 24,7 кв. м. мы планируем к 2015 году, за счет каких мероприятий и ресурсов – более подробно о ситуации в жилищном строительстве расскажет в докладе Николай Алексеевич Гавва.

В этом году в Республике запущены два крупных проекта – строительство социального жилья под эгидой Некоммерческой организации Фонд стротильетсва социального жилья, и создание регионального оператора по строительству инфраструктуры к застраиваемым территориям ОАО Башкирские инженерные сети.

Слайд №4.

Вторым из приоритетных задач строительного комплекса наряду с жилищным строительством, остается строительство объектов социально-культурного назначения, освоение РАИП и НЗС:

РАИП, объекты соцкультбыта и состояние НЗС.
Общий объем РАИП на 2012 год составляет 13,2 млрд. рублей (сопоставимо с 2011 годом – 14,2 млрд. руб.),

На текущую дату освоены бюджетные средства в размере 7,4 млрд. рублей, что составляет 56% от общего объема РАИП. За аналогичный период 2011 года освоено 6,1 млрд. рублей. (42% от общего объема РАИП). Рост 121%.

Несмотря на положительную динамику, необходимо увеличить темпы по основным направлениям – ГКУ УКС РБ (остаток лимита 1,9 млрд. руб., МЖКХ РБ, Минздрав РБ, Госстрой РБ (остаток лимитов более 600 млн. руб. по каждому).

При этом необходимо отметить, что представляя в Госстрой РБ оперативные данные по освоению средств госзаказчики отстают в оформлении документов на оплату выполненных работ и затрат. В итоге мы имеем разрыв в 1,5 млрд. рублей фактически выполненных, но не профинансированных объемов РАИП. Наиболее крупный разрыв у Минсельхоза РБ – 306 млн. руб., Минобразования РБ – 222 млн. руб., МЖКХ РБ – 240 млн. руб., Минздрава РБ – 180 млн. руб. Ситуацию необходимо немедленно исправлять.

Кроме этого, в соответствии с решением проведенного 12 сентября в Госстрое РБ совещания с госзаказчиками, Минэкономразвития РБ, Минфином РБ, основными застройщиками, всем заказчикам необходимо до 19 сентября отревизировать проблемные объекты и представить в Правительство РБ и Минэкономразвития РБ предложения по перераспределению и снятию неосваиваемых средств.

Кратко по итогам строительства объектов соцкультбыта за прошедшие 8 месяцев:

Получены разрешения на ввод по 8 объектам – это 2 социально – культурных центра, 2 школы, два объекта спортивного назначения, жилой дом по ул. Менделеева в г. Уфе, один общегосударственный объект. Считаю, что результаты могли быть выше - в аналогичном периоде 2011 года было получено 13 разрешений на ввод в эксплуатацию.

Если сравнивать показатели за 2011г. республики с соседними регионами, то по вводу детских садов Башкортостан находится на 4 месте из 16 в Приволжском округе после Свердловска, Казани и Челябинска.

По вводу школ - опять же на 4 месте после Татарстана, Свердловска и Удмуртии.

По вводу больниц мы занимаем 6-е место.

Сравнивая же наши задачи на 2012 год – это 52 детских садика, 8 школ, 4 ФОКа, строящиеся за счет бюджета РБ, ледовая арена в г. Стерлитамаке можно сказать, что мы находимся среди лидеров в Приволжском регионе.

Отдельно остановлюсь на проектировании и строительстве детских садов.

Из запланированных на ввод 52 объектов на сегодняшний день завершены работы и открыты 8 детских садов на 1065 мест, в т. ч. в г. Уфе – 4 детсада на 535 мест.

В высокой степени готовности находятся еще 8 детских садов на 1380 мест, ввод запланирован на сентябрь – октябрь месяцы.

Это то небольшое, что пока можно сказать в положительном плане. Отрицательное, к сожалению, перевешивает.

Начиная со стадии проектирования объектов, мы сталкиваемся с поверхностным отношением администраций муниципальных образований к выдаче технических заданий и привязке будущего объекта к местности. За примерами далеко ходить не нужно: в Салаватском районе детский сад посадили на старое захоронение – как итог, протест прокуратуры на строительство. В Учалах за счет детского сада пытаются решить вопрос инженерного обеспечения жилого микрорайона – это строительство стационарной котельной и трансформаторной подстанции. В Белебее детский сад посадили в чистое поле вообще без коммуникаций.

На просчеты в исходных данных и привязке накладываются недоработки уже проектных организаций, с одной стороны желающих показать мнимую дешевизну объекта, а с другой стороны выдающих абсолютно неприемлемые решения. Примеры говорят сами за себя. Проектная организация «Зодчий» рисует фундаменты глубиной заложения 6 метров, предполагая, что возможно под объектом может быть карст. Проектная организация «АС-проект» на ФОКе в с. Николо-Березовка проектирует огромный спортзал без зрительских мест, тут же не решен вопрос сопряжения с рядом стоящим зданием спортивной школы. Масса объемов работ, не стыкующихся со сметой. Институт «Башкиргражданпроект» закладывает на детском садике в Нефтекамске плиты 24-ой нагрузки, которые потом сам же меняет. Можно продолжать и продолжать.

Перечисленные вопросы относятся в равной мере и к техническим службам заказчиков – где технические советы по обсуждению оптимальности принятых решений, где арбитражные претензии, черные списки, реестры недобросовестных исполнителей. Работа СРО.

От давно надоевшей риторики необходимо немедленно приходить к конкретным делам:

  1. Отвод площадок под строительство заказчику обсуждать с местной администрацией непосредственно на месте, там же уточнять тех. условия на сети;

  2. Технические задания на проектирование должны быть типовыми;

  3. Максимально использовать привязку типовых и проектов повторного применения;

  4. Ужесточить условия контрактов в плане ответственности за сроки и качество выполняемых работ;

  5. Шире задействовать организации СРО и Союза строителей в еженедельных совещаниях на объектах и в обсуждениях графиков выполнения работ.

Что касается непосредственно строительства, то надоевшее всем обсуждение 94 закона считаю излишним. Мы имеем то, что имеем. Принятое решение о работе с законом ФЗ-223 нужно претворять в жизнь как можно скорее.

Сегодня мы имеем факт, что неудовлетворительная работа подрядных организаций и задержка выполнения строительно-монтажных работ на объектах, заставляет переносить ввод объектов на более поздний срок. Например, ООО «Благоустройство», задействованного на детских садах в р. п. Чишмы, ООО ХК «Башуралэнергострой», определенный подрядной организацией по детсадам в г.Белорецк, г. Салават, г. Нефтекамск. ООО Фирма СУ-10 на детском саде в г.Октябрьский. ООО «Геострой» на детсаде в г.Нефтекамск. Одна из исновных причин – дефицит рабочих кадров.

Одним из направлений решения вопроса видим активизацию работы Союза строителей РБ и СРО по вовлечению мелких организаций на условиях субподряда в строительство объектов, координации взаимоотношений мелких и крупных организаций.

Не могу обойти стороной вопрос освоения средств, выделенных в 2012 году муниципалитетам по межбюджетным трансфертам. Заказчиками в этом случае становятся администрации городов и районов. И что же мы видим.

Администрация г. Бирска по состоянию на 1 сентября не получила экспертизы по двум объектам здравоохранения и одному объекту образования, не говоря уже о проведении торгов – лимиты необходимо снимать. Строительство детского сада в г. Бирске (подрядчик СУ-10) под угрозой срыва. Администрация Мишкинского района не в состоянии организовать работу на внебюджетном объекте «Параолимпийский комплекс» - лимит более 70 млн. рублей. Администрация г. Баймака только-только отдала в экспертизу ПСД по инженерным коммуникациям, а еще торги – когда и что мы освоим.

Отдельно по незавершенному строительству.

Объем НЗС за счет республиканских средств по состоянию на 1 января 2012 года составил 277 объектов с объемом произведенных затрат – 15,1 млрд. руб. в том числе:

- объекты, которые необходимо завершать – 222 объекта на сумму 14, 3 млрд. руб.;

- объекты, предлагаемые к передаче в муниципальную собственность – 34 объекта на сумму 0,5 млрд. руб.,

- объекты, предлагаемые к списанию или реализации – 18 объектов на сумму 0,2 млрд. руб.,

По сравнению с прошлым годом произошло сокращение данного показателя на 1,3 млрд. руб.

Но это ни в коей мере не дает повода для самоуспокоения. Сегодня по всем отраслям (8 госзаказчиков) 54 объекта эксплуатируются без разрешения на ввод.

Сумма незавершенки по ним – 8,7 млрд. руб. По 40 объектам средств на завершение не требуется – только оформление документов. Потребность в средствах на завершение остальных объектов - 730 млн. руб. (в 2012 году выделено 101 млн. руб.). Считаем решение этой проблемы одной из первоочередных. Для сокращения объёма НЗС предлагаем ежегодно включать на мероприятия по завершению строительства и вода в эксплуатацию не менее 10% от общего объёма РАИП. В тоже время только по КП РБ РУКС из 450 млн. рублей освоена всего половина – это недопустимо. В рамках подготовки РАИП на 2013 год необходимо провести работу по корректировке ПСД, получению экспертиз.
Терпланирование.

Принимая во внимание требования Градостроительного кодекса, о необходимости завершения в 2012 году разработки документов территориального планирования, данная проблема актуальна сегодня как никогда.

Обеспеченность схемами территориального планирования муниципальных районов в Республике Башкортостан составляет 90 % (в среднем по субъектам РФ – 80 %).

Обеспеченность генеральными планами городских округов и городских поселений в Республике Башкортостан составляет 80% (в среднем по субъектам РФ - 72 %).

Тем не менее, считаю необходимым потребовать от администраций муниципальных образований в срочном порядке за оставшееся время обеспечить документацией те поселения, где в ближайшей перспективе планируется вести строительство жилья и объектов соцкультбыта, принимая во внимание, что объекты без наличия документации не будут включены в РАИП.
Своевременная разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования даёт возможность застройщику выбирать подходящий уже сформированный земельный участок для строительства объекта, избегая лишних согласовательных процедур, тем самым сокращая сроки выдачи разрешительной документации.

Слайд №8.

- В настоящее время объем выпускаемой проектной продукции для объектов капитального строительства на территории Республики значительно увеличился. По итогам работы Управления за 1 полугодие 2010 г. было рассмотрено 508 единиц проектной документации и результатов инженерных изысканий, за тот же период 2011 г. – 696 единиц, за 2012 г.- 826 единиц.

Слайд №9.

При этом по результатам государственной экспертизы положительные заключения были выданы в 1 полугодии 2010 г. на 238 единиц или 46,9 % от общего объема, на 270 единиц выданы выявленные недостатки или 53,1 %, в 1 полугодии 2011 г. положительные заключения выданы на 278 единиц или 39,9%, на 418 единиц выданы выявленные недостатки или 60,1 %, за тот же период 2012 г. положительные заключения выданы на 424 единицы или 51,3 % , на 384 единицу выданы выявленные недостатки, на 18 единиц отрицательные заключения или 48,7 %.

Приведенный сравнительный анализ результатов экспертизы показывает, что качество проектной документации, разрабатываемой для объектов капитального строительства на территории Республики Башкортостан не улучшается, остается на прежнем уровне и требует принятия комплекса мер, направленных на ее повышение.
Именно сокращение количества процедур, сокращение совокупного времени и снижение расходов, необходимых для прохождения всех административных процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов являются целями "дорожной карты". Её реализация, призвана улучшить инвестклимат в сфере строительства, затрагивающая, в том числе возведение массового комфортного жилья должна предусматривать сокращение сроков получения разрешений на строительство в восемь раз и составить к 2015г. – 130 дней и к 2018г. - 56 дней.

«Дорожная карта» предполагает, что Российская Федерация должна перейти к уведомительному порядку строительства, при наличии правоустанавливающих документов, промышленных объектов вне границ населённых пунктов – с июля 2013года, а остальных объектов, за исключением особо опасных и уникальных, с 2015года. Аналогичную дорожную карту мы разработаем в ближайшее время для применения в Республике Башкортостан.
КОТы
Слайд №10.
На сегодняшний день прорабатываются проекты 50 площадок комплексного освоения территорий по Республике Башкортостан, общий выход жилья по которым свыше 7 млн.кв.м, по большинству из них срок реализации 2011-2015гг.

Слайд №11.

В 2012 году мы продолжаем реализацию проектов комплексного освоения территории. Наиболее активно данный процесс ведется в Туймазинском районе (проекты «Агиртамак», «Райманово», «Исмаилово» - общий выход жилья свыше 240 тыс.кв.метров), в г.Уфа и Уфимском районе (мкр.«Яркий», мкр.«Инорс-4», мкр. «Затон Северо-западный», пос.«Новое Булгаково», поселок «Баланово», мкр. «Максимовка» - общий выход жилья свыше 2 млн.кв.метров).

Основная проблема, с которой сталкиваются застройщики при реализации проектов комплексного освоения – необходимость инвестирования большого объема средств в инженерное обеспечение площадок. Этот вопрос будет снимать участие в подготовке территории ОАО Башкирские инженерные сети.

Недостаточно эффективно ведётся работа по инженерному обеспечению в Уфе: Деньги в объёме 13,6 млн. рублей, выделенные в 2010 году и 2011 году вернули в бюджет не освоив при такой острой нехватке инженерно подготовленных территорий. Вопрос по строительству котельной в Глумилино, при наличии потенциального соинвестора (ГазЭнергоСтрой) рассматривается уже целый год. Остановилась подготовка микрорайона «Затон-Восточный».

Выделение бюджетных средств на данные цели сильно ограничено, а строительство инженерных сетей за счет застройщика серьезно увеличивает себестоимость возводимого жилья. С целью снижения стоимости 1 кв.м Правительственной комиссией по рассмотрению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан 11 июля 2012 года принято решение о предоставлении льготного займа ОАО «Региональный фонд» застройщикам ООО «Стройвертикаль» и ГК «ПСК-6» на строительство инженерных сетей к проектам комплексного освоения «Ново-Булгаково» и «Ново-Баланово». В итоге размер снижения себестоимости строящегося жилья составит до 15%.

Также необходимо отметить слабую проработанность самих проектов комплексного освоения территории по всей Республике Башкортостан. Администрациями муниципальных образований затягиваются сроки разработки и согласования проектов развития районов, одной из главных причин является недостаток финансирования.
Дольщики.

Слайд №12.
28 августа состоялось заседание МВК по проблеме «Обманутых дольщиков». Необходимо решение МВК принять к исполнению. Особенно остро стоит вопрос по г. Уфе.

Слайд №13.

Основными задачами Администраций городов и районов по предупреждению проблемы «обманутых» дольщиков являются:

1) Контроль за завершением строительства многоквартирных жилых домов в установленные сроки, проведение текущего контроля исполнения графика производства работ.

2) Тщательный отбор застройщиков и подрядных организаций.

Органы местного самоуправления должны надлежаще осуществлять муниципальный земельный контроль и своевременно выявлять проблемные объекты с тем, чтобы совместно с органами прокуратуры и МВД своевременно пресекать нарушения и не допускать появления случаев обманутых дольщиков.

Администрациям городов следует занять более активную позицию в данном вопросе!
Соц.программы
В 2012 году на оказание государственной поддержки гражданам по приобретению жилых помещений выделено около 6,7 млрд.рублей, что позволит улучшить жилищные условия 8 тыс. нуждающимся по 20 категориям.

При этом Госстрой РБ является главным распорядителем бюджетных средств по 13 категориям граждан с объемом финансирования 4,4 млрд.рублей, из которых в настоящее время освоено 1,6 млрд рублей (36%). До конца года прогнозируется освоение в объеме3,2 млрд.рублей (73%). Неосвоение будет по категории - ветераны ВОВ. Остаток данных средств переходит для освоения на 2013 год.

Недостаточный объем освоения обусловлен рядом причин, в том числе:

  1. Проверка учетных дел по таким категориям нуждающихся, как северяне, чернобыльцы, уволенные военнослужащие, показала, что многие граждане поставлены на учет органами местного самоуправления без должного на то основания.

  2. В связи с тем, что администрациями муниципальных образований с нарушениями были введены данные по молодым семьям в Автоматизированную информационную систему «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» (далее – АИС) задерживается подписание распоряжения Правительства Республики Башкортостан о перечислении средств (569 млн.руб.) на социальные выплаты молодым семьям. По состоянию на 17 сентября 2012 года в АИС не сформировали списки Балтачевский, Белокатайский и Гафурийский районы.

  3. Оформление сертификатов такой категории нуждающихя, как ветераны ВОВ, инвалиды осуществляется также через АИС. Но в ней отсутствуют данные по многим ветеранам, а имеющиеся введены с ошибками. Все это тормозит работу по выдаче сертификатов. (На слайде № , предлагаемом вашему вниманию указаны те районы, где выявлены эти ошибки). При этом необходимо отметить, что данные граждане ждут эти сертификаты каждый день, и каждый день у них на счету.

Слайд №14.

Использование Автоматизированной информационной системы «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» (далее – АИС) выявило не достаточно серъезное отношение администраций МО к ведению учета в АИС, что привело к ошибкам в данных на заявителей (паспортные данные граждан-заявителей; состав семей, информация о детях, двойной учет и др.).

Сама система также требует доработки. Работа по устранению замечаний ведется в постоянном режиме.

ПСМ
Индекс промышленного производства по коду ОКВЭД «производство прочих неметаллических минеральных продуктов», учитывающий, в основном, итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов, за январь-август 2012г. составил 110% (крупные и средние предприятия), объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг достиг 19,5 млрд.руб. (125% к соответствующему периоду 2011 года).

Справочно - По итогам работы за 8 месяцев текущего года выросло производство большинства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций: цемента, гипса, сборного железобетона, кирпича, товарного бетона и строительных растворов, керамической плитки и др.

Снизилось производство листового стекла в связи с падением спроса на общероссийском рынке.

Численность работающих составила 17,8 тыс.чел. (106,1% к 2011г.), среднемесячная заработная плата – 18750,2 руб. или 121,1%.

В промышленности строительных материалов РБ продолжилась работа по вводу новых и реконструкции действующих предприятий:

- введены в строй производственные мощности по выпуску 14 тыс. куб. м железобетонных конструкций в ОАО «Благовещенский железобетон»;

- до конца года планируется ввод новых мощностей по выпуску 30 тыс. куб. м железобетонных конструкций для каркасного домостроения в ООО «Промтехмстрой» г.Уфа и 80 млн. шт. высококачественного керамического кирпича и поризованных блоков в ООО «Кызыл-Таш» с.Толбазы Аургазинского р-на..

Справочно - Фактический объем производства изделий и материалов с применением бетона на железобетонных заводах республики за 8 месяцев 2012г. составил 830 тыс.куб.м или 145% к уровню соответствующего периода прошлого года. Выросли объемы производства всех видов продукции – железобетона – на 35%, бетонных изделий на 50%, товарного бетона – на 52%, строительного раствора – на 31%, деталей крупнопанельного домостроения- в 1,5 раза.

Средняя загрузка производственных мощностей заводов ЖБИ выросла до 70% (с 49,3% в августе 2011г.)

Предприятиями по производству мелкоштучных стеновых материалов в отчетном периоде увеличен выпуск строительного кирпича – до 349 млн.шт.у.к. или 126% к 2011г. Загрузка мощностей составила в среднем 55% (44% в 2011г.).

Однако, несмотря на достигнутые положительные итоги производственной деятельности, объемы производства достигли только приблизительно 85% от уровня 2008г. в производстве продукции с применением бетона и 87% в производстве мелкоштучных стеновых материалов.

Одной из основных проблем, наиболее остро проявившихся в текущем году, стало значительное повышение стоимости строительных материалов, в частности керамического кирпича. Так, предприятия ГК «Башкирский кирпич» цены на керамический кирпич с января 2009 года увеличили с 6 руб. до 10,5 руб. за штуку.

Этому есть, конечно, и объективные причины: цены на энергоносители за 2010 - 2012 годы возросли на 35%, предприятия повышали зарплату своим работникам, а также производили ремонт и модернизацию оборудования.

В то же время, три завода холдинга находятся в г.Уфе и это дает им возможность устанавливать цены выше , чем у производителей отдаленных районов с учетом транспортных расходов.

Кроме того, за годы рыночных преобразований в республике сложилась определенная диспропорция в размещении предприятий промышленности строительных материалов. Прекратили производственную деятельность в связи с низким уровнем спроса на продукцию заводы ЖБИ в Башкирском Зауралье (гг. Учалы, Белорецк, Сибай), ряд небольших кирпичных заводов.

Принятые Правительством Республики «Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы» и Среднесрочная комплексная программа экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011-2015 годы предусматривают восстановление производств строительных материалов, но их выполнение оставляет желать лучшего.

В частности ЗАО «Строймеханизация» г.Сибай более двух лет не может начать реализацию включенного в программу развития Зауралья проекта по организации производства железобетонных изделий, строительству завода по производству керамического кирпича.

Программа развития Северо-востока республики предусматривает выделение бюджетных средств (в 2012году-22 млн.руб.) на реконструкцию кирпичных заводов – Мечетлинского (ООО «Строительные материалы) и Месягутовского (ООО «Восточная строительная компания).

Мечетлинский завод вновь остановлен в аварийном порядке. Свою часть (20 млн.руб.) Согласно Программе… ООО «Строительные материалы» внесло, больше собственных средств у предприятия нет.

В целях недопущения локальных дефицитов керамического кирпича заказчики – застройщики должны шире применять альтернативные мелкоштучные материалы: силикатный кирпич, газосиликатные блоки и т.д.
Охрана труда
Хотелось бы, также осветить итоги работы по охране труда организаций строительного комплекса Республики Башкортостан.

За 8 месяцев 2012 года в результате несчастных случаев на производстве в организациях, находящихся в установленной сфере деятельности Госстроя Республики Башкортостан погибли 5 человек (за этот же период 2011 года погибли 5 человек). Получили тяжелые увечья 16 человек, против 17 за этот же период в 2011 году. Допущен 1 групповой несчастный случай на производстве.

Так 7 июня 2012 на объекте строительства «Кинологический центр» в поселке Нагаево при выполнении работ в траншее в результате обрушения грунта получил травму с тяжелым исходом рабочий ООО «Строительное управление №21».

5 сентября 2012 года при выполнении земляных работ по реконструкции стадиона «Нефтяник» в Орджоникидзевском районе ГО г. Уфа, где генподрядчиком является ООО «Дортрансстрой», также произошел групповой несчастный случай связанный с производством с рабочими ООО «Строительное управление №21». В результате обрушения грунта в траншею один человек погиб, а второй рабочий после полученных травм находится на лечении в стационаре больницы. При этом было выявлено, что в нарушение требований Градостроительного кодекса ООО «Строительное управление №21» не имеет свидетельства о допуске к выполнению строительно-монтажных работ от саморегулируемой организации.

Проблема безопасности и охраны труда в строительстве остается одной из самых актуальных и социально значимых. Ее решение затрагивает непосредственные интересы каждого работающего и работодателя в отрасли.

Основными травмирующими факторами при производстве строительных работ явились: падение с высоты – 28% от общего числа случаев; машины и механизмы – 14,6%, дорожно-транспортные происшествия – 14,6%; обрушения, падения предметов на человека – 13%; электротравмы – 7,4%; температурные воздействия – 6%; обрабатываемая деталь – 5%; отравление, химические ожоги – 3,4%; иные факторы – 8%.

Самый высокий уровень производственного травматизма наблюдается у рабочих с минимальным производственным стажем и низкой квалификацией. Количество случаев травматизма, произошедших с рабочими, имеющими 2—3-й разряд и стаж работы до одного года, в 3—4 раза больше, чем с опытными рабочими.

Строительство относится к ряду производственных процессов, характеризующихся повышенной опасностью для непосредственных исполнителей рабочих операций. На его долю приходится до 35% несчастных случаев в промышленности России. Такая ситуация связана, с одной стороны, с существенным снижением эффективности системы охраны труда в строительстве, а с другой — с применением труда работников низкого уровня квалификации, нетребовательных к условиям труда. Усугубляет положение с охраной труда на стройке и стремление к сокращению расходов на обеспечение безопасных условий труда, спешка и авралы.

С учетом введения с 1 июля 2013 года новых квалификационных характеристик должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда руководителям организаций необходимо принять меры по повышению квалификации специалистов служб охраны труда. На настоящий момент более 90% работников охраны труда организаций строительного комплекса Республики Башкортостан в части предъявляемых требований по образованию не соответствуют утвержденным квалификационным критериям. Это относится, в том числе, и к работникам таких крупных организаций, как ОАО «АК ВНЗМ», ООО «Дортрансстрой», ОАО «СК Трест №21», ОАО «Строитель» и других.

Необходимо улучшать условия труда на производстве, проводить систематическую профилактическую работу по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работниками, развивать материально-техническое обеспечение служб охраны труда.
Среднемесячная заработная плата работников строительной отрасли за январь-июль 2012 года составила по данным Башкортостанстата 19 033руб. Рост заработной платы по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 14,3%. Темп роста заработной платы в строительстве, несомненно, высок, но его нельзя назвать достаточным.

Повышению темпов роста заработной платы препятствуют такие факторы как:

-снижение конечной цены в результате проведения тендерных торгов;

-низкое качество проектной продукции, не позволяющее определить реальную цену объекта;

-привлечение в строительную отрасль рабочих с низкой квалификацией труда, трудовых мигрантов;

- низкая загрузка предприятий.

Госстроем РБ, совместно с Саморегулируемыми организациями в строительстве проводится целенаправленная работа, направленная на реализацию политики государства по повышению заработной платы работников. Однако разработанные мероприятия не в полной мере находят понимание среди руководителей организаций строительной отрасли.
По вопросу кадрового обеспечения
Слайд №15.

В строительной отрасли Башкирии напряженная ситуация с квалицированными кадрами. Президент РБ Р.З.Хамитов, подчеркнул в в своём выступлении, что есть ресурсы, есть инвестиции, заказы, но нет кадров. Срываются графики строительства или выполняются некачественные работы. Нам нужны хорошие рабочие кадры.

По данным муниципальных районов и городских округов республики потребность предприятий в рабочих кадрах, специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на 2013-2015 годы составила 5861 чел.

Слайд №16.

Ежегодно строительная отрасль Башкортостана пополняется молодыми дипломированными кадрами в количестве 3700 человек. В основном, это выпускники архитектурно-строительного факультета УГНТУ, Башкирского и Стерлитамакского строительных колледжей. В 2012 году выпуск архитектурно-строительного факультета составил 391 специалист, Башкирского архитектурно-строительного колледжа — 177 техников-строителей и Стерлитамакского колледжа строительства, экономики и права — 278 человек,  15 образовательных учреждений начального профессионального образования выпустили, в общей сложности, 1555 человек разных строительных рабочих специальностей.

Необходимо восстановить систему прямого трудоустройства выпускников на строительные организации республики. Чаще проводить встречи будущих выпускников с работодателями.
В завершении хочу особо отметить итоги работы некоторых организаций строительного комплекса:

По подрядным организациям показывают положительные результаты за 8 месяцев:

  1. Строительная фирма СУ – 3 г.Туймазы. Хорошая динамика работы, в сроки и качественно сдают жилье.

  2. ОАО АК «ВНЗМ» - Хорошые показатели работы по сложным объектам

  3. Трест БНЗС – показали неплохую работу на Ледовой арене на Дворце Спорта в Уфе

  4. , Строймеханизация, Акрополь и ПМК Баймак – ведут напряжённую работу, большой объём СМР по республике. Надеюсь не сорвут вводные объекты 2012 г.(в частности д.сад в )

  5. ООО СУ-10 – ведут большое количество объектов по республике, качественное выполнение работы, но по некоторым объектам (как было сказано выше) надо приложить максимальные усилия для недопущения срыва сроков ведения СМР

Плохие результаты показали:

  1. ХК «Башуралэнергострой» - «завалены» 4 объекта по РАИП, полная беспомощность крупного, в прошлом, предприятия

  2. ООО «Благоустройство» - графики работ постоянно срываются, полностью провалена работа по 2 объектам.


По предприятиям ПСМ


  1. Очень хорошо отработал завод газобетона ГлавБашСтрой, Башкирский кирпич, Мелеузовский ДОК

2. Тревожная обстановка с загрузкой «Ремстройкомплекс» ЖБЗ г.Стерлитамак, Чекмагушский Кирпичный завод, Мечетлинский и Дуванский кирпичные заводы

3. Бельский ДОК – нет заказов

4. Отрицательная ситуация на ЗАО «Строительные материалы»
Уважаемые коллеги, до окончания года осталось всего три месяца. Нам необходимо чётко сформировать перечень мероприятий по завершению задач, поставленных Президентом Республики на 2012 год, и системно добиваться их исполнения. Слайд №17.
Спасибо за внимание.