microbik.ru
1

Пояснительная записка.

География - единственная учебная дисциплина, призванная изучать природные и социально - экономические явления и процессы в их взаимосвязи. Но в базовом курсе географии эти взаимосвязи рассматриваются только с позиций природоохраны.

Необходимость этого курса обусловлена тем, что в настоящее время важно чётко определить место человека в системе «природа - человек - общество» Поэтому предлагается изучение принципиально нового курса «социальная экология» и её взаимосвязь с «экономикой».

Изучение этого курса требует от учащихся умения использовать межпредме тные связи, свободно оперировать современным научным материалом, прослеживать связь между географическими, политическими, экономическими, экологическими, социальными и историческими факторами и событиями. На всех этапах изучения курса происходит постепенное и постоянное повышение культурно - исторической, географической, экономической, социальной и экологической образованности учащихся, расширяет их кругозор.

Цель курса:

  • создать у учащихся целостное представление о взаимодействии системы «природа - человек - общество» и месте самого человека в ней;

  • расширить кругозор и воспитать современное мировоззрение, учитывая межпредметные связи и соблюдая системность обучения.

Задачи курса:

  • развивать умения работать с различными источниками информации;

  • развивать образное мышление, умение подкреплять теоретический материал различными фактами и статистическими данными;

  • повысить интерес к изучению многих школьных предметов;

  • воспитать современное мировоззрение;

  • сформировать способность и готовность самостоятельно оценивать окружающую человека среду как сферу жизнедеятельности.

К концу курса учащиеся должны знать:

  • место человека в системе «природа — человек — общество»;

  • основные термины и понятия начального курса экономики;

- глобальные проблемы современности
Учащиеся должны уметь:

  • работать с различными источниками теоретической и статистической информации;

  • самостоятельно оценивать окружающую их среду для адекватного поведения в ней;

Курс в объёме 18 часов (может быть модифицирован на 9 часов) рассчитан на учащихся 9 класса. Оценивание учащихся по завершению курса: зачтено, не зачтено.
Содержание курса:

1

Предмет и задачи социальной экологии. Основные положения.

2

"Новый" взгляд на проблему, пути решения.

3

Экологизированность цивилизованного сознания.
регирегиональных "природоохранных" законов.

4

Нормы и правила питания. Разработка меню.

5-6

Нормы и требования, применяемые к современному жилью. Знакомство с нормами и требованиями СанПиН. Разработка проекта квартиры, комнаты, дома, бани и т.д.

7

Болезни современности как следствие нездорового образа жизни.

8

Оценка уровня и качества жизни жителей Архангельской области, Холмогорского района или д.Н.Койдокурья.

9

От биосферы к ноосфере через техносферу.

Учебно — тематический план:



Наименование

разделов

и тем курса

Часы

Формы деятельности учащихся

Формы контроля

1

Социальная экология:

исходные понятия и

актуальные вопросы.

1

Вводная лекция с

демонстрацией

слайдов.

Конспект.

2

Глобальные проблемы человечества.

1

Лекция с демонстрацией

слайдов, диспут.

Изучение статистических

материалов.

Сообщения учащихся.

3

Экологическое сознание. Экологическое право.
Экологическая безопасность.

1

Лекция с демонстрацией слайдов.

Конспект.

4

Экология питания.

1

Занятие - практикум.

Творческий отчёт.

5-6

Экология современного жилища.

2

Занятие - практикум.

Творческий отчёт.

7

Среда обитания. Болезни цивилизации.

1

Лекция с демонстрацией слайдов. Диспут.

Сообщения учащихся.

8

Уровень и качество жизни.

1

Лекция с демонстрацией

слайдов.

Знакомство с

законодательной базой.

Изучение статистических

материалов.

Реферат.

9

Ноосфера.

1

«Круглый стол»

Зачёт.