microbik.ru
1 2 ... 4 5


DRAFT

DEWA/iab/070705

К созданию системы "Экологический дозор" ЮНЕП

"Знания – это богатство, которое приумножается, когда им делятся"


Содержание
Резюме 2

А. Введение 3

В. История вопроса 4

1. Укрепление научной базы ЮНЕП 4

2. Рассмотрение предложения об "Экологическом дозоре"
Советом управляющих ЮНЕП/Глобальным форумом по окружающей
среде на уровне министров на его двадцать третьей сессии 4

3. Соображения относительно обновления предложения,
касающегося "Экологического дозора" 4

С. Общая направленность системы "Экологический дозор" 5

D. Цель и ожидаемые результаты системы "Экологический дозор" 6

Е. Компоненты системы "Экологический дозор" 6

1. Концептуальные рамки "Экологического дозора" 6

а) Аналитический подход 6

b) Функциональный подход 7

с) Модульный подход 9

2. Информационная сеть "Экологического дозора" 10

а) Цель информационной сети 10

b) Ключевые компоненты информационной сети 10

3. Соглашение об оценке "Экологического дозора" 11

а) Цель соглашения об оценке 11

b) Ключевые компоненты соглашения об оценке 11

4. Программа создания потенциала "Экологического дозора" 13

а) Цель программы создания потенциала и ее связь
с Балийским стратегическим планом 13

b) Ключевые компоненты программы создания потенциала 13

5. Инструментарий "Экологического дозора" 13

а) Цель инструментария 13

b) Ключевые компоненты инструментария 13

F. Связь между "Экологическим дозором" и другими инициативами 14

1. Связь с процессами в рамках Глобальной экологической
перспективы и другими оценками 14

2. Связь с существующими сетями ЮНЕП 14

3. Связь с Глобальной системой систем наблюдения земли 14

4. Связь с системой "Земной патруль" 15

G. Дальнейшие шаги в процессе формирования "Экологического дозора" 15

1. Необходимость проведения дополнительных консультаций 15

2. Дальнейшие предлагаемые меры 15

H. Финансовые и административные аспекты 16

I. Заключения 16

Резюме

Почему необходимо наблюдать за окружающей средой? Потому что антропогенная деятельность все в большей степени влияет на изменение окружающей среды, что сказывается на ее способности обеспечивать товары и услуги для поддержки благосостояния и развития человека. Изменение окружающей среды оказывает несоразмерное воздействие на бедные слои населения. В этой связи человечеству абсолютно необходимо вести систематические наблюдения за окружающей средой, с тем чтобы быть в состоянии адекватно и эффективно смягчать ее изменение или приспосабливаться к нему.

Для чего нужен "Экологический дозор"? Для того, чтобы руководители всех уровней имели в своем распоряжении своевременную, актуальную и надежную информацию о состоянии окружающей среды и об экологических тенденциях для принятия надлежащих решений. Информация и данные об окружающей среде нередко являются разрозненными и недостаточными, что сдерживает рациональное природопользование, в том числе осуществление многосторонних природоохранных соглашений и согласованных на международном уровне целей и задач устойчивого развития. Международное сообщество не может мириться с несогласованным природопользованием. Поэтому необходимо создать усиленную и распределенную систему наблюдения за окружающей средой в целях поддержки рационального природопользования.

В чем суть "Экологического дозора"? Это целостная, последовательная и распределенная система наблюдения за окружающей средой на основе международного сотрудничества. Эта система обеспечит доступ к научным данным для самых различных форумов, на которых принимаются решения, и для заинтересованных сторон на самых различных уровнях. Она будет способствовать созданию более интегрированной структуры для обсуждения научных вопросов, лежащих в основе международного экологического руководства, как это предусмотрено Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций в его докладе "При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех" (2005 год). Этот новый подход был впервые выдвинут Директором-исполнителем Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) на двадцать третьей сессии Совета управляющих ЮНЕП в феврале 2005 года после завершения продолжавшихся два года интенсивных консультаций о возможных путях укрепления научной базы ЮНЕП. "Экологический дозор" будет основываться на существующих системах и создаваться поэтапно в течение нескольких лет в зависимости от наличия ресурсов. Предлагается, чтобы эта система включала в себя следующие элементы:

1) концептуальные рамки, излагающие исходную структуру мероприятий, требующихся для наблюдения за окружающей средой. Концептуальные рамки предусматривают три взаимодополняющих подхода: аналитический подход к крайне сложным и многомасштабным аспектам взаимодействия общества и окружающей среды; функциональный подход, предусматривающий возможные пути для обеспечения того, чтобы многие различные процессы наблюдения за окружающей средой заслуживали доверия с научной точки зрения, были легитимными в политическом отношении, а также актуальными, взаиморегулируемыми и взаимодополняющими; и модульный подход, предусматривающий разделение стоящих задач на модули, определяемые по их географическому и тематическому охвату. Такие модули станут приоритетными областями в рамках этой системы, а на основе дальнейших консультаций будет определена совокупность ключевых модулей;

2) информационную сеть, представляющую собой распределенный комплекс координационных центров, отражающих различные модули концептуальных рамок. Цели этой сети – способствовать обмену специальными знаниями, информацией и данными в поддержку проводимых оценок; способствовать сбору долгосрочных данных временного ряда для определения показателей; облегчать агрегирование данных и информации; способствовать обеспечению совместимости и взаимозаменяемости исследований, мониторинга, раннего предупреждения и оценок; и служить основой для сотрудничества в целях оказания технической поддержки и удовлетворения потребностей в создании потенциала. Основными структурными элементами этой сети станут назначенные правительствами национальные координационные центры (НКЦ) национальных информационных сетей. НКЦ во многих случаях будут образовывать информационные сети совместно с соответствующими национальными и глобальными функционально-тематическими координационными центрами. Доступ к хранящейся в сети информации будет обеспечиваться через центр экологической информации ЮНЕП – UNEP.Net. На основе процесса консультаций будет разрабатываться свод руководящих принципов, касающихся операций сети, включая роль и функции координационных центров и набор экологических показателей;

3) соглашение об оценке, охватывающее процессы и учреждения, которые проводят оценки, имеющие отношение к различным модулям концептуальных рамок. Цель этого соглашения – формировать на постоянной основе общую схему оценки; способствовать углублению методологической совместимости и тематической и географической взаимодополняемости различных оценок; укреплять связи между научным сообществом и программными документами, в частности многосторонними природоохранными соглашениями, и региональными форумами министров окружающей среды, а также распространять оптимальные виды практики и поддерживать усилия в области принятия решений по вопросам окружающей среды в интересах обеспечения благополучия человечества. Это соглашение будет опираться на специальные знания, данные и информацию, поступающие из информационной сети и от научного сообщества в целом, а также на существующие механизмы оценки, такие как Межправительственная группа по изменению климата, Глобальная экологическая перспектива (ГЭП), оценки, финансируемые Фондом глобальной окружающей среды, и региональные оценки. Стать участниками этого соглашения будет предложено соответствующим партнерам;

4) программу создания потенциала, обеспечивающую осуществление Балийского стратегического плана по технической поддержке и созданию потенциала. Программа будет предусматривать межучрежденческое сотрудничество, мобилизацию ресурсов, подготовку кадров, техническую поддержку, выделение стипендий и участие в процессах "Экологического дозора". Программа будет обеспечивать поддержку информационной сети и соглашения об оценке, а также способствовать созданию потенциала отдельных лиц и учреждений в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Программа станет частью двухгодичной программы работы ЮНЕП и будет призвана удовлетворять актуальные потребности, определяемые, в соответствующих случаях, на основе национальных консультаций, организуемых ЮНЕП и другими партнерами, такими как Программа развития Организации Объединенных Наций; и

5) инструментарий, включающий в себя выборочные концептуально-аналитические подходы, принципы, руководящие положения, стандарты, процедуры, процессы, руководства, учебные материалы, оптимальные виды практики и информацию о том, где, когда и в каких целях следует применять соответствующие средства. Инструментарий будет обеспечивать поддержку информационной сети, соглашения об оценке и программы создания потенциала. Будет создан механизм сбора и обзора средств, которые могут быть включены в инструментарий. По мере необходимости эти средства будут уточняться, оцениваться и пересматриваться.

Для доработки предложения, касающегося "Экологического дозора", и поэтапного процесса введения системы в действие потребуются дополнительные консультации с правительствами и партнерами. В целях облегчения процесса консультаций Директор-исполнитель подготовил для правительств и партнеров вопросник, касающийся ситуационного анализа и оценки потребностей. Кроме того, ЮНЕП планирует организовать в ряде развивающихся стран экспериментальные проекты для разработки прототипных национальных интерфейсов "Экологического дозора" и накопления опыта комплексной реализации системы. Доклад о выводах, которые будут сделаны в ходе проводимых консультаций, будет представлен Совету управляющих ЮНЕП на его девятой специальной сессии в феврале 2006 года.

"Экологический дозор" – система в рамках Совета управляющих ЮНЕП. "Экологический дозор" будет функционировать под руководством Директора-исполнителя под эгидой Совета управляющих ЮНЕП и поэтому не потребует заключения каких либо дополнительных глобальных институциональных договоренностей. Совет, возможно, пожелает одобрить "Экологический дозор", предложить правительствам и другим партнерам принять в нем активное участие и регулярно рассматривать осуществляемую в рамках системы деятельность на основе консультаций между правительствами и партнерами при содействии Директора-исполнителя.

А. Введение

1. Антропогенная деятельность все чаще приводит к изменению окружающей среды и оказывает воздействие на ее способность обеспечивать товары и услуги для поддержки благополучия и развития человека. Нередко от таких услуг непосредственно зависят неимущие слои населения, которые в несоразмерной степени испытывают на себе последствия экологических изменений. В этой связи человечеству абсолютно необходимо осуществлять систематические наблюдения за окружающей средой, с тем чтобы быть в состоянии адекватно и эффективно смягчать последствия экологических изменений или приспосабливаться к ним. Руководители всех уровней – от международных организаций и старших должностных лиц правительственных учреждений до обычных граждан – должны иметь в своем распоряжении своевременную, актуальную и надежную информацию о состоянии окружающей среды и об экологических тенденциях для принятия соответствующих мер. Однако информация об окружающей среде и экологические данные нередко являются разрозненными и недостаточными, что сдерживает рациональное природопользование и ход осуществления многосторонних природоохранных соглашений, а также решение задач и достижение целей устойчивого развития, согласованных на международном уровне. Международное сообщество не может позволить себе, чтобы управление природопользованием для обеспечения благополучия человека осуществлялось на несогласованной основе. Поэтому необходимо создать усиленную и рассредоточенную систему наблюдения за окружающей средой в целях поддержки рационального природопользования.

3. Цель настоящего документа – изложить характерные особенности и составные элементы предлагаемого обновленного варианта "Экологического дозора" для представления на рассмотрение правительств и партнеров. В документе изложена предыстория этого предложения и сформулированы предложения, в силу которых "Экологический дозор" именуется теперь системой, а не рамочным механизмом. Представлены общая направленность системы, цели и ожидаемые результаты, после чего более подробно рассматриваются основные компоненты предлагаемой системы. Изложены также меры, требуемые для создания этих компонентов. В документе подчеркивается необходимость проведения дальнейших консультаций в развитие данного предложения, а также рассматриваются его финансовые и институциональные последствия.

В. История вопроса

1. Укрепление научной базы ЮНЕП

4. ЮНЕП, действуя в рамках своего мандата, предусматривающего проведение постоянного обзора состояния окружающей среды в мире,1 мобилизовала поддержку самых различных совместных процессов мониторинга, создания сетей, управления данными, разработки показателей, оценки и раннего предупреждения. Из этого мандата вытекают исключительно сложные задачи, которые требуют принятия мер не только в рамках ЮНЕП. На Межправительственном консультативном совещании по вопросу об укреплении научной базы ЮНЕП,2 именуемом ниже Научной инициативой, была подчеркнута центральная роль Совета управляющих ЮНЕП/Глобального форума по окружающей среде на уровне министров (Совет/Форум) в определении приоритетных направлений оценок и мониторинга. Предложенные варианты мер включали в себя установление приоритетов в контексте целей развития в форме последовательных партнерских рамок экологических оценок. Было предложено, чтобы ЮНЕП выполняла функции координатора мероприятий по оценке путем периодического рассмотрения программ оценок и связанных с ними мероприятий в области сбора данных и мониторинга. Было также отмечено, что обоснованные оценки должны основываться на надежных данных, но что в отношении основных экологических вопросов необходимо повысить качество и увеличить количество данных.

2. Рассмотрение предложения об "Экологическом дозоре" Советом управляющих ЮНЕП/Глобальным форумом по окружающей среде на уровне министров на его двадцать третьей сессии

5. Директор-исполнитель рекомендовал Совету/Форуму ЮНЕП на его двадцать третьей сессии создать систему "Экологический дозор" для того, чтобы держать в поле зрения состояние окружающей среды в мире на целостной, систематической и последовательной основе. Совет/Форум постановил, что требуется дополнительное рассмотрение этого вопроса, и в пункте 9 решения GC.23/1.II просил Директора-исполнителя "обновить свое предложение, касающееся рамочного механизма "Экологический дозор",3 с учетом рекомендаций межправительственных консультаций по укреплению научной базы Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, проходивших в январе 2004 года,4 а также итогов межправительственных и многосторонних консультаций по четвертой Глобальной экологической перспективе в феврале 2005 года,5 и представить этот обновленный вариант правительствам, чтобы заручиться их мнением и иметь возможность представить доклад Совету управляющих на его девятой специальной сессии".


следующая страница >>